УДК 725.94 КАПТИКОВ А. Ю.
Романские храмы Саморы
В статье рассматриваются храмы романского стиля в городе Самора (Испания), их типологические группы, композиционные и декоративные особенности. Путем сопоставления с современными им памятниками Кастилии и Леона обосновывается существование здесь самостоятельной школы испанской романской архитектуры.
Ключевые слова: храмы, Самора, романский стиль, объемно-планировочная композиция, декоративное убранство.
KAPTIKOVA. Y.
THE ROMANESQUE TEMPLES OFZAMORA
The article is devoted to many temples of the Romanesque style in Spanhish city Zamora, their typological groups, features of space-planning composition and decoration. By the way of juxtapositions the existence here of independent school of Romanesque architecture in Spain is proved.
Keywords: temples, Zamora, Romanesque style, space-planning composition, decoration.
двух десятков храмов XI-XIII вв., за что заслужила название самого романского из городов Испании.
Настоящая статья, призванная восполнить данный пробел, выявить по возможности типологические группы местных памятников и их художественно-стилистические особенности, основана на материалах, собранных автором при посещении Саморы.
Самора (по-испански Zamora) находится на западе провинции Леон близ португальской границы. Возникла еще в доримские времена, а в период Реконкисты служила христианам порубежной крепостью. В 988 г. разрушена мусульманским войском, но в XI в. восстановлена [3]. Военные действия под стенами Саморы (частично сохранились вместе с замком-цитаделью) происходили и в дальнейшем1.
Главный храм города — собор Эль-Сальвадор — начат в 1151 г., а в 1174 г. уже освящен, однако работы продолжались, по меньшей мере, до наступления XIII в. Не считая пристроек, связанных с его назначением в качестве епископского, представляет собой трехнефную базилику со слабо выступающим трансептом и более высокой, чем последний, единственной полукруглой апсидой2. Над сре-докрестием — купол, какой в испанской архитектуре принято именовать симборио. С се-
1 Это были уже междоусобицы. В конце XII в. Самору осаждал вместе со знаменитым Сидом король Санчо II, предательски при этом убитый, о чем напоминает название одних из городских ворот. В XV в. тут сражались войска Изабеллы Кастильской и ее соперницы Хуаны Бельтранеха.
2 Б. Клайн, однако, реконструирует план собора трехап-
сидным [4, 201].
Каптиков
Анри
Юрьевич
кандидат искусствоведения, профессор Уральской государственной архитектурно-художественной академии
e-mail: henry2@com.ru
нализ храмов города Самора (Испания), выполненных в романском стиле, их сопоставление с храмами Кастилии и Леона, позволяет говорить о существовании здесь самостоятельной школы испанской романской архитектуры. Обоснованию этого положения, расширяющего предметный диапазон российского архитекту-роведения, посвящена данная статья.
Средневековое зодчество Испании отличается высокой степенью самобытности. Свернувшая ввиду арабского завоевания с того исторического пути, по которому пошли другие страны Западной Европы, она и в сфере архитектуры обнаруживает немало отклонений. Однако и в ней прослеживается характерное для Средневековья деление по регионам, образующим каждый более или менее своеобразную местную школу.
В отечественном архитектуроведении Испания традиционно находится на втором плане. Ее вклад в большие стили недооценивается, многие аспекты и памятники остаются слабо освещенными либо даже отсутствуют вовсе. Это относится и к романике, доказательством чему служит полное неупоминание объектов, обзор которых мы собираемся сделать, в капитальной «Всеобщей истории архитектуры» [2]. Хотя соответствующий ее раздел довольно содержателен, обходится молчанием Самора. Кстати, Саморе «не повезло» и у западных искусствоведов. Так, в основательном труде, созданном немецкими авторами и специально посвященном романике, из памятников Саморы рассматривается только один собор [4, 198-202]. Между тем она сохранила свыше
Иллюстрация 1. Самора. Собор. Фото А. Ю. Каптикова. 2013 г.
веро-западной стороны к зданию примыкает башня-колокольня.
Облик собора проникнут чисто романской суровостью. Особенно это ощущается в восточной части хора, наделенной контрфорсами и прорезанной лишь немногими окнами, да и то на большой высоте. Чрезвычайно массивен башенный четырехгранник с широкими угловыми выступами и глухими понизу стенами. Только выше между выступов начинаются проемы, возрастая по рядам от одного до трех (Иллюстрация 1). Пологая скатная кровля почти незаметна, и завершение башни воспринимается как плоское.
Симборио по диагоналям дополнено круглыми же малыми башенками, вместе с ними образуя тяжеловесную и вместе с тем удивительно скульптурную группу. Низ каждой башенки — на колонках и ароч-ках — варьирует мотив обработки барабана купола. Вслед за полосой гладкой стены поднимается собственно купол, на уровне которого те же башенки превращены в ро-тондочки со спаренными короткими колонками и куполками. И здесь они дополняют то, что на самом куполе, а именно его осевые выступы на еще сильнее укороченных и утолщенных колонках. Все это покрыто поразительной имитацией черепицы в камне (Иллюстрация 2), что делает симборио похожим на какой-то гигантский панцирь и вызывает поистине органические ассоциации3.
Монументальный южный, так называемый епископский портал собора совмещен с трансептом, обставленным уступами контрфорсов. Достаточно обычный для романики по своему «перспективному» типу и колонкам, весьма огрубленно пе-
3 Упомянутый немецкий исследователь едва ли прав, утверждая, будто «центральная башня похожа на произведение ювелирного искусства, только многократно увеличенное». Вместе с тем он верно подметил, что малые башенки возведены над парусами внутри храма, тем самым частично принимая на себя боковой распор основной части симборио и нейтрализуя диагональный [4, 201].
л
Иллюстрация 2. Самора. Собор. Симборио. Фото А. Ю. Каптикова. 2013 г.
редающим коринфские прототипы, он выделяется структурой архивольтов. Они из брусков со скругленным торцом, соединенных попарно отверстием4 (Иллюстрация 3). Портал не содержит рельефов, которые отнесены в боковые членения стены трансепта. Из них нельзя не отметить «Мадонну во славе», причем не столько фигуры, сколько как бы стиснувшее их орнаментально-растительное обрамление архивольта (ветви-колосья, шишки и пр.).
В интерьере над всеми нефами выведены уже не цилиндрические, а крестовые своды. Подкупольные арки между парусов также получили предготические стрельчатые очертания. Внутренняя обработка купола, возможно, несколько переделана, сохранив, однако, систему колонок и ребер.
Характеристику многочисленных приходских церквей Саморы целесообразно начать с однонефных. Простейшие из них стоят в юго-западном предместье города: Сантья-го-де-лос-Кабаллерос (начало XII в.) с высокой полукруглой апсидой, довольно примитивная и практически лишенная украшений, а также Сан-Клаудио-де-Оливарес (конец XII в.). У последней апсида — снова полукружие, но в соответствии со скорее приземистыми пропорциями храмового объема раздавшаяся в ширину, производя впечатление монументальности (Иллюстрация 4). Благодаря окнам, действительно похожим на бойницы, и полному отсутствию стенного декора становятся особенно заметными подкарнизные скульптурные консоли, например, в виде двух обнимающихся человечков — предположительно, символа христианского братства (Иллюстрация 5).
Попутно упомянем церковь Эль-Кармен, маленькую и плохо сохранившуюся, но обладающую замеча-
4 Подобные детали в Саморе приданы также порталу церкви Сан-Ильдефонсо, перестроенной впоследствии в стиле барокко архитектором Хоа-кином Чурригуэра, а еще — северному порталу Сантьяго-де-Бурго (описана ниже).
Иллюстрация 3. Самора. Собор. Деталь портала. Фото А. Ю. Каптикова. 2014 г.
Иллюстрация 4. Самора. Сан-Клаудио-де-Оливарес. Фото А. Ю. Каптикова. 2014 г.
Иллюстрация 5. Самора. Сан-Клаудио-де-Оливарес. Деталь апсиды. Фото А. Ю. Кап-тикова. 2014 г.
тельной парой низких полукруглых проемов (такое встретится в других местных памятниках, но, как правило, в виде ниш). Тут это окна, к тому же с необычайно низкими и толстыми колонками, уходящими «тройней» вглубь (Иллюстрация 6).
Однонефная церковь Сан-Исидо-ро датируется концом XII в. В отношении ее можно уверенно предположить, что близость к замку и воротам Предательства, намерение использовать в целях обороны и этот храм обусловили особую аскетичность его внешности. Основной объем, к которому уступом примыкает удлинен-
г-\
_ ж!
[ : ж г ц—~ Ь* - ' .¿I
- ■ ! ' ' ■ ------ ■
ЯИ^ ' А ■
Иллюстрация 6. Самора. Эль-Кармен. Окно. Фото А. Ю. Каптикова. 2014 г.
Иллюстрация 7. Самора. Сан-Исидоро. Фото А. Ю. Каптикова. 2013 г.
Иллюстрация 8. Самора. Ла-Магдалена. Фото А. Ю. Каптикова. 2014 г.
Иллюстрация 9. Самора. Ла-Магдалена. Деталь портала. Фото А. Ю. Каптикова. 2013 г.
ный, на две поперечных оси, хор, разбит на три части контрфорсами (Иллюстрация 7). Симметрия нарушается только наличием в правом членении пары ниш (в левом видны следы тоже двух, но гораздо меньших и располагавшихся ниже). Одинаковы везде окна, заключенные в арочные углубления с колонками по сторонам. Решенный подчеркнуто в ширину портал имеет взамен колонок про-
Иллюстрация 10. Самора. Санто-Томе. Фото А. Ю. Каптикова. 2014 г.
стые откосы, архивольты оставлены без всякой резьбы. Западная стена, кроме единственного почти под самым карнизом, да и то ложного круглого окошка, глухая, такой же была и восточная, алтарная5.
Единственным крупным одно-нефным храмом в Саморе является Ла-Магдалена (Иллюстрация 8). Инициативу ее постройки связывают с орденом Тамплиеров [5, 15]. Сооружена, как полагают, в основном в XII, а завершена, после некоторого перерыва, в начале XIII в. (отсюда готические, кроме крайнего справа, окна основного объема). Апсида одна, полукруглая. Продольный фасад, подразделенный на четыре части, асимметричен, не совпадают по форме — простой и уступчатой — и его выступы-контрфорсы. Внизу слева устроены ниши: группа из трех и четвертая ниша у самого портала, тогда как правее его идет сплошная кладка6. Что касается апсиды, то она декорирована колоннами, перехваченными проходящей под окнами горизонтальной тягой. Щели окон фланкированы колонками, помещенными с теми в единое углубление.
Единственный, зато очень сильный фасадный акцент сделан на портале, чья зубчатая арка, несомненно, связана с развивавшимся тогда на отвоеванных у мавров территориях Испании стилем мудехар. Между тем роскошная растительная орнаментика архивольтов, особая в каждом из них, представляет собой скорее яркий отголосок мотивов античности (Иллюстрация 9). Самый верхний архивольт из головок, не говоря уже о капителях колонок и откосов, где пары клюющих грифонов, птиц с человеческими головами (женские сфинксы?), — вполне романский.
5 Эркер этой стены относится к XVII в. Примерно тогда же подобный эркер получила глухая восточная стена местной церкви Санта-Люсия. Звонница Сан-Исидоро — 1802 г., хотя, в общем, наверняка повторяет старую.
6 Ряд консолей выше половины высоты фасада
наводит на мысль о существовании в прошлом какого-то навеса.
Иллюстрация 11. Самора. Сан-Эстебан. Фото А. Ю. Каптикова. 2014 г.
Интерьер перекрыт деревянным скатным потолком, но алтарная арка стрельчатая, а апсида содержит даже подобие нервюр.
Переходя к местным трехнефным храмам, оговоримся, что, по данным современного испанского искусствоведа Х. Сайс [5], внутреннее пространство некоторых из них позднее было переделано в единое7.
Церковь Санто-Томе принадлежит к старейшим в Саморе: начало строительства датируют около 1100 г. Она с тремя апсидами, но боковые существуют лишь внутри и одна центральная, будучи выдвинута, читается снаружи (Иллюстрация 10). У этого памятника не только западный, но и северный, и южный фасады — это гладкие стенные плоскости с одними лишь порталами. Только апсида оформлена двумя колонками, протянутыми до уровня арки окна. Очень скупа резьба его архивольтов, содержащая чередование «кубиков» и «впадинок». Данный мотив кое-где присутствует и внутри церкви, дополняясь рядом занимательных сюжетных капителей.
Иное решение хора видим у храма Сан-Эстебан (конец XII в.), где центральная апсида выступает и выше боковых, хотя все три прямоугольные. Боковые фасады равномерно членятся контрфорсами, заключающими между собой по окну (Иллюстрация 11). Порталы смещены к востоку и, как и среднее алтарное окно, уступчато обставлены колонками с упрощенными растительными капителями. Архивольты энергично профилированы, но не содержат украшений. Звонница поставлена необычно: на стену, разделяющую основной объем и хор.
Внешний вид церкви Сан-Сип-риано (начата еще в XI в.) довольно сильно похож на предыдущую (Иллюстрация 12). Однако над окнами, заполняя тимпаны по-особому пла-
7 Так произошло с церквами Сан-Эстебан, Сан-Сиприано и др., где интерьер не ранее XIV в. подвели под общее двускатное деревянное перекрытие.
Иллюстрация 13. Самора. Сан-Сиприано. Деталь восточного фасада. Фото А. Ю. Каптикова. 2014 г.
Иллюстрация 14. Самора. Санта-Мария-де-ла-Орта. Окно. Фото А. Ю. Каптикова. 2014 г.
стичных арок, помещены фигурки святых. Это сопровождается граффити (Иллюстрация 13), нигде больше в памятниках Саморы не встречающимися.
Два храма Саморы посвящены Деве Марии: Санта-Мария-де-ла-Орта (Х1-Х11 вв. с переделками в XV столетии) и приблизительно современный ей Санта-Мария-ла-Нуэва. Сходство обоих обусловлено полукруглой формой среднего алтаря при прямоугольности боковых. Но если у первой эта апсида обработана просто колонками, а окна характерны диагональными снаружи откосами (Иллюстрация 14), то у той же апсиды второй — единственная в местных памятниках «пол-
«I
Иллюстрация 15. Самора. Санта-Мария-ла-Нуэва. Фото А. Ю. Каптикова. 2014 г.
Иллюстрация 16. Самора. Санта-Мария-ла-Нуэва. Капитель. Фото А. Ю. Каптикова. 2014 г.
ная» аркатура на колоннах (Иллюстрация 15), столь распространенная в романской Европе.
Во внешнем виде Санта-Мария-де-ла-Орта ясно выражена былая трехнефность за счет перепада высот, чего нет в Санта-Мария-ла-Нуэва. В одном случае колокольня расположена по оси здания, в другом, выглядя очень тяжеловесной башней, венчаемой еще и звонницей, составляет юго-западную часть постройки. Из фасадных элементов совпадают только группы ниш, хотя в де-ла-Орта они явно выразительнее. Зато в ла-Нуэва любопытны трапециевидные капители оконных колонок, украшенные змеями, птицами или птицами же, как бы охватывающими человечка (Иллюстрация 16), человечком, держащим в разведенных руках львов и т. п.8 При этом импосты одной и той же пары колонок не повторяются, спра-
8 Новейший исследователь романской скульптуры А. В. Волков в своей весьма обстоятельной, но изобилующей наскоками на ученые авторитеты (в первую очередь советские) и субъективистскими рассуждениями книге вводит по отношению к таким изображениям понятие Хозяина, а человечка со львами пытается отделить от традиционного образа Даниила [1, 79,114-117].
Иллюстрация 17. Самора. Сан-Хуан. Интерьер. Фото А. Ю. Каптикова. 2014 г.
Иллюстрация 18. Самора. Сантьяго-де-Бурго. Деталь портала. Фото А. Ю. Каптикова. 2013 г.
ва содержа орнамент, уже встречавшийся в Санто-Томе.
Весьма представителен стоящий на главной площади города трех-нефный храм Сан-Хуан. Правда, композиция его объемов несколько сумбурна из-за особой мощи угловых контрфорсов, с запада к тому же приобретших граненую форму. Да и башня неожиданно возведена с восточного края здания, возвышаясь над главным алтарем, слитым с ней воедино. Привлекает внимание оформление окон — на сей раз это не колонки, ибо их капители элементарны либо совсем оплыли, а заостренные изломы-рельефы архивольтов. Великолепны и архивольты южного портала, заполненные сочными розетками-цветками и этим уступающие в Саморе только церкви Ла-Магдалена.
Внутри Сан-Хуан сохранились эффектно переброшенные в продольном направлении две большепролет-
ные арки, над которыми деревянный балочно-ребристый потолок (Иллюстрация 17). Над центральным нефом середина его горизонтальна, со скатами по сторонам (применены также двойные затяжки), над боковыми он односкатный.
Как видим, многим памятникам Саморы придавались деревянные перекрытия. В смысле же сводчатых конструкций (кроме собора) должна быть отмечена церковь Сантьяго-де-Бурго, чье строительство длилось с середины XII до следующего столетия. В ней столбы, усиленные каждый с четырех сторон колоннами, несут крестовые своды. Хотя те еще не являются нервюрными, да и арки между столбов имеют романское полуциркульное очертание, в боковых нефах присутствуют и стрельчатые своды. Это, как и роза над главным входом (что имеется и в Сан-Хуан), — симптом приближающейся готики. Начинают здесь трансформироваться в готические и капители большинства колонн, включая наружные. Но фасад остается по-романски строг и варьирует прежние мотивы, вводя и кое-что оригинальное вроде двойной арочки южного портала. К ней подвешено то, что на Руси назвали бы гирькой. Однако тут это скорее подобие капители, дополненное импостом со спиралями (Иллюстрация 18).
Большинство местных храмов имеют всего лишь несложные звонницы или простейшие, иногда, видимо, остававшиеся незавершенными, башни-колокольни. От этого выгодно отличается церковь Сан-Висенте. При ней есть прямоугольная, подразделенная на шесть ярусов без убывания колокольня. Первые ярусы глухие, затем появляются проемы, увеличение числа которых с каждым ярусом аналогично колокольне собора. Сан-Висенте обладает и превосходным порталом с частично гранеными, усложненными еще и перехватом, постаментами колонок. Растительные элементы архивольтов, не повторяя встречавшегося уже на Ла-Магдалена и Сан-Хуан, упруго рельефны, даже динамичны.
Заключение
Составляют ли храмы Саморы особую группу среди созданий романского стиля в Испании? На первый взгляд они могут показаться несколько разнородными. Однако внимательный анализ и еще больше — сопоставление с иными областями и ареалами страны способны обнаружить внутри саморских памятников много общего. Это касает-
ся как наличия, так и отсутствия тех или иных приемов и черт.
Единственным материалом в Са-море был местный камень, обычно светло-желтоватого оттенка. Кирпичное строительство, распространенное тогда в других городах Леона (Саагун; недалекий от Саморы Торо, где из кирпича были сооружены Сан-Лоренцо и еще два храма), изучаемый нами город вовсе не затронуло.
В объемном построении не встречаются (за исключением собора) ни трансепт, как в церкви Сан-Ви-сенте в Авиле, ни башня над сре-докрестием, какая есть, например, во Фромисте. Нет и галерей, столь типичных, скажем, для романских церквей Сеговии (Сан-Мартин, Сан-Эстебан и др.).
Заметно нежелание саморских строителей разрабатывать передний (западный) фасад, который, как правило, оставляли без какой-либо де-корировки, а иногда и без дверей. Главный вход с развитым порталом устраивается обычно на продольном фасаде. Это тоже существенное различие с ролью западного фасада как основного, что придано ему в соборе города Сория, церкви Сан-Пабло в Авиле и еще многих памятниках испанской романики.
Среди характерных черт церквей Саморы можно указать и на преобладание окон, высоко прорезанных, на глухие стены, включая восточную, алтарную. При немалой вариабельности достаточное сходство — вплоть до повторений — есть в решении порталов (отметим, в частности, любовь к «флористике»), оконных проемов и пр. И, наконец, с одной стороны — многократные употребления архаичных деревянных перекрытий, с другой — постепенно вводимые в конструкции и убранство «готицизмы».
Всем этим памятники Саморы заслуживают быть признанными, пусть и с известными оговорками, одной из региональных школ архитектуры романской Испании. К тому же местный собор, особенно его симборио, явился зачинателем, по выражению исследователей, целой «серии» однородных храмов, к которой причисляют коллегиальную церковь в Торо и старый собор Саламанки [4, 201-202; 5, 8]9.
В настоящее время памятникам Саморы уделяется много внимания центральными и местными властями с целью организации специального
9 В Саламанке повторена и каменная «черепица» соборного храма Саморы, хотя само симборио, так же как и в Торо, имеет не сферическое, а шатровое завершение.
«романского» туристического маршрута. Большинство объектов уже заботливо реставрировано. Очищены фасады, причем без ненужного глянца, сделаны отмостки, в ряде случаев восстановлены древние слюдяные заполнения окон, тщательно благоустроены территории вокруг каждого памятника. Все это достойно служить примером нашим российским реставраторам.
Список использованной литературы
1 Волков А. Код Средневековья. Секреты романских мастеров. М., 2014.
2 Всеобщая история архитектуры : в 12 т . Л. ; М., 1966. Т. 4.
3 Искусство стран и народов мира : энциклопедия. М., 1965. Т. 2.
4 Романское искусство: Архитектура. Скульптура. Живопись. Koln, 2001.
5 Sainz Saiz J. El románico en Zamora. Leon, s.a.