Научная статья на тему 'Роман П. Теру «Берег москитов» и американская культура конца XX В. : филологический аспект'

Роман П. Теру «Берег москитов» и американская культура конца XX В. : филологический аспект Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
750
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роман П. Теру «Берег москитов» и американская культура конца XX В. : филологический аспект»

ПРИМЕЧАНИЯ

ляясь первичной ячейкой общества, служит одновременно биологическим и социальным источником жизни людей, формирующим нравственные качества ребенка, представления о характере межличностных и социальных связей. В ней закладываются нормы и правила поведения целых поколений.

1 Майнов В. Очерк юридического быта мордвы / В. Майнов. СПб., 1885. С. 152.

2 См.: Серебрякова М. Н. Функциональная роль магии в обрядах деторождения у современных турок / М. Н. Серебрякова // Мифы, культы, обряды народов Зарубежной Азии. М., 1986. С. 205.

ъХарчев А. Г. Быт, семья, досуг / А. Г. Харчев. М., 1969. С. 22.

Поступила 20.10.06.

РОМАН П. ТЕРУ «БЕРЕГ МОСКИТОВ» И АМЕРИКАНСКАЯ КУЛЬТУРА КОНЦА XX в.: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Н. Л. Комлева, старший преподаватель кафедры иностранных языков для естественно-научных и инженерных специальностей МГУ им. 77. 77. Огарева

Как известно, под термином «филология» подразумевается совокупность наук, которые изучают духовную культуру народа, выраженную как в языке, так и в литературном творчестве. Быть филологом — значит не только и не столько уметь хорошо говорить на родном или владеть иностранным языком, но и знать, какие богатства он скрывает.

Филологическое образование позволяет не только расширить наше представление о культуре своей страны, но и больше узнать о культурной жизни других народов и стран. Безусловно, этому способствует и то, что неотъемлемой частью образования на филологических факультетах вузов является изучение иностранного языка.

На современном этапе иностранный язык играет огромную роль в жизни общества и обретает исключительное значение в работе специалиста-филолога. Знание иностранного языка помогает открыть новые страницы еще не изученного, предлагая таким образом обширное поле деятельности для исследовательской работы, глубокого изучения того или иного направления в филологии.

Поскольку эта отрасль человеческого знания включает и литературу, вполне

правомерным можно считать мнение о том, что именно литература лучше всего помогает изучить историю и сущность духовной культуры того или иного общества.

В данной статье мы обратились к исследованию культуры США через призму взглядов американского прозаика Пола Теру, произведения которого изданы на английском языке и не имеют русских переводов (за исключением трех романов). Его имя не упоминается в учебниках вузовской программы для филологических факультетов, хотя, несомненно, знакомство с творчеством писателя обогащает знание русского читателя по вопросам не только литературы, но и американской культуры.

Творчество Теру приходится на последние десятилетия XX в., когда американская цивилизация претерпевает самый настоящий кризис — «кризис осуществленной утопии, вставшей перед проблемой своего продолжения и устойчивости»1. Утопия, какой изначально виделась всем Америка, трансформируется в антиутопию, уничтожившую все подлинные ценности и вызвавшую смерть культуры. Таким образом, негативное отношение к явлениям, сопутствующим

Ш Н. Л. Комлева, 2006

социальному развитию Америки, и неприятие основных принципов цивилизации приводят писателя к созданию произведений, которые, наглядно изображая характерные обстоятельства и конфликты, представляют критику современной американской культуры.

Именно в этом ключе написан «Берег москитов» (The Mosquito Coast, 1982), ставший бестселлером и успешно экранизированный. Роман явился особо значимым в плане исследования американских идеалов, представив комплексное размышление о технологиях, убеждениях и ценностях в американской культуре в 1980-е гг.

Появление романа было обусловлено конкретным культурно-историческим контекстом. Во второй половине XX в. американцы начали подвергать сомнению образ своей страны в качестве некоего материального рая, «земли возможностей». Это привело к образованию общин и других экспериментальных общественных структур. Уже в 1960-е гг. сложилось большое количество движений, противопоставлявших себя истеблишменту и относящихся к так называемой контркультуре (хиппи, зеленые, различные секты, психоделические группы). Характерно, что прежде всего их интересовали не политические и экономические проблемы, а поиски смысла бытия и изменения собственного мировидения и образа жизни2.

Появилась мода на альтернативный образ жизни — близкий к природе, лишенный большинства достижений цивилизации. Все менее привлекательными для проживания становились крупные мегаполисы, откуда люди предпочитали переселяться в пригороды и сельскую местность. Росли антиурбанистические настроения, имеющие давнюю традицию в американской истории и культуре, у истоков которой стоял еще Т. Джефферсон. Ссылаясь на европейский опыт, он предостерегал нацию от строительства больших городов как рассадника безнравственного и нездорового образа жизни.

В этот период времени отчаянные искатели приключений задаются мыслью о побеге от душной, ориентированной только на успех атмосферы американского общества для того, чтобы вновь для себя открыть ценности Г. Торо, обрести уверенность в своих силах во все еще не тронутых человеком уголках земли. Уверенные Торо в том, что, пойдя по его пути, «человек будет вознагражден за утраченные материальные блага вновь обретенным общением с природой и вернет себе радость и полноту жизненных чувств, отнятые цивилизацией»3* сотни людей устремились на поиски новой жизни.

Проблема личности и ее функционирования в обществе стала чрезвычайно актуальной и популярной в американской культуре XX в. Традиции не только Торо, но и Эмерсона, который «призывал человечество выйти из повиновения законам и государству, банкам и церкви, школам и торговле»4, требуя, чтобы человек доверился себе, своим инстинктам, стремлениям своей души, были твердо усвоены писателями. «Берег москитов» изображает американца Элли Фокса, чувствовавшего себя узником своей культуры, а потому решившего оставить родину, чтобы построить новое общество в джунглях Гондураса.

Примечательно, что роман, как бы повторяя историю о том, как мигрировали паломники в Америку в надежде заменить разложившееся общество на то, которое будет создано по образу и подобию Божьему, представляет ее в совсем ином свете: теперь Америку покидают. Затрагиваемая в романе проблема — бегство от цивилизации — имеет вполне реальную основу: мощная, процветающая страна может предложить своему народу лишь самые отвратительные и фальшивые принципы — механическое подчинение требованиям коммерческого успеха и равнодушие по отношению к ближним.

Теру предпринимает попытку не только критиковать американский образ жиз-

ни, но и подвергнуть проверке созидательный потенциал современной западной цивилизации, поскольку именно «созидание» (building) всегда было центральным топосом для американского национального сознания. Герой романа отправляется на поиски альтернативного социума, где решает укрыться от разлагающего влияния американской культуры. Фокс творит «микросоциум», лишенный пороков цивилизованного существования. Однако «робинзонада» заканчивается печально: герой погибает. Его смерть ознаменовывает собой провал американского эксперимента по созданию совершенного, спланированного, основанного на экологических принципах общества.

Итак, мы можем сделать вывод, что роман «Берег москитов», органично вписываясь в культурный контекст Америки конца XX в,, отражает современную автору действительность.

С точки зрения филологии именно художественные тексты выступают как

источник информации о национальнокультурной специфике народа, его культурных традициях, представляя собой абстрактную модель той или иной культуры. Рассмотрение романа Теру в контексте культуры США не только обогащает наше знание о культуре этой страны, но и одновременно дает ключ к пониманию произведения, так как оно возможно только при условии знания сведений об укладе жизни изображаемого общества и свойственной ему системы взглядов, понятий и оценок.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Baudrillard J. America / J. Baudrillard. L. ; N. Y. , 1996. P. 77.

2 См.: Стеценко E. А. Экологическое сознание в современной американской литературе / Е. А. Стеценко. М., 2002.

3 Старцев А. И. Генри Торо и его «Уолден» f А. И. Старцев }{ Торо Г. Д. Уолден, или Жизнь в лесу. М., 1980. С, 406.

4 Проблемы истории литературы США / под ред? Г, П. Злобина. М., 1964. С. 87.

Поступила 20.10.06.

ИЗУЧЕНИЕ ПОЭТИКИ ПРОЗЫ И. А. ТЭФФИ: ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ ЖАНРОВ

М. М. Маркова, начальник редакционно-издательского отдела Саранского кооперативного института РУК

На всех этапах своего творчества Н. А. Тэффи (1872—1952) была тесно связана с прессой: ежедневными газетами и юмористическими журналами. Это обстоятельство, безусловно, повлияло на ее жанровые предпочтения. Она создавала преимущественно сатирические стихи, фельетоны, комические новеллы и очерки, которые были посвящены громким общественно-политическим событиям и широко обсуждаемым темам, религиозным праздникам и памятным датам, модным веяниям, началу театрального сезона, литературным новинкам, курортным впечатлениям и т. д.

Как известно, жанр не только определяет объем произведения, его стилевые характеристики, тематику и стру-ктуру, но и отражает мироощущение автора. Думается, более точно соответствует художественным устремлениям Тэффи, полнее воплощает ее замыслы жанр комической новеллы. Однако у писательницы довольно много миниатюр, несущих на себе отпечаток фельетона, очерка или эссе. Для них характерно отсутствие увлекательной интриги, драматической кульминации, неожиданной развязки. Эти произведения — с ослабленным сюжетом, композиционной расчле-

© М. М. Маркова, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.