СОЦИОЛОГИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 1. С. 349-353.
УДК 316
И.А. Левенских
РОЛЕВЫЕ ПОЗИЦИИ ОТЦА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ
На основе данных социологического исследования представлен анализ роли отца в современной семье. Выявлены особенности распределения семейных обязанностей между супругами в зависимости от модели семьи. Сравнивается специфика отцовской роли в традиционной и эгалитарной семье, а также делается акцент на «новом» образе отцовства. Рассматриваются факторы, влияющие на изменение роли отца в условиях трансформации общества.
Ключевые слова: отцовская роль, материнская роль, новый образ отцовства, эгалитарная и патриархальная модель семьи, феминизация, маскулинизация, глава семьи.
Происходящие в российском обществе изменения затронули не только разные сферы общественной жизни, они также активно повлияли на приватную сторону жизни людей, в частности на супружеские и родительские роли. Переход от патриархальных семейных устоев к эгалитарным, демократическим отразился в равноправии семейных отношений. Ломка традиционного гендерного порядка привела к сближению мужских и женских ролей их статусных позиций в обществе и в семье. Общая тенденция повышения ценности личности начала проявляться в активизации процесса индивидуализации, который ведет к росту автономии индивидуального поведения относительно сложившихся норм.
В современной общественной системе мужчины и женщины демонстрируют новые типы и модели отношений друг с другом, в соответствии с которыми принцип доминирования и главенства в супружеских отношениях сменяется ориентациями на партнерство. Такие отечественные социологи, как Е. Здравомыслова и А. Темкина, заключают, что предписания обществом «мужского» и «женского» всё более сливаются, гендерные роли взаимозаменяются, классический базовый гендерный контракт постепенно вытесняется контрактом «равного статуса», в соответствии с которым на смену иерархии патриархата приходит выравнивание положения прав и возможностей мужчин и женщин как в публичной сфере (политика, образование, профессии, культурная жизнь), так и в приватной (ведение домашнего хозяйства, воспитание детей и т. д.) [1, с. 149]. По мнению И.С. Кона, «...ломка традиционного гендерного порядка закономерна и необратима. Ее причиной является не феминизм, а новые технологии, которые делают природные половые различия менее значимыми, чем раньше» [2, с. 38].
В условиях традиционного патриархального устройства общества главенство мужчины в семье было обусловлено безоговорочным подчинением ему жены и детей. Мужья не могли проявлять внимание и любовь к детям, так как это расценивалось мужской слабостью, поэтому данная роль выполнялась женщинами. Мужской родительский вклад был значительно меньше женского. Традиционный нормативный канон отцовства подразумевал не столько физический уход и заботу о детях, сколько реализацию властных полномочий в семье и социуме. Социальное расстояние между отцом и детьми нередко поддерживалось с помощью специальных ритуалов, правил избегания, передачи детей на воспитание в чужие семьи и т. д. «Содержание
© И.А. Левенских, 2012
и соотношение социально-педагогических функций отца - персонификация власти, кормилец, дисциплинатор, пример для подражания и непосредственный наставник сыновей в общественно-трудовой деятельности» [3]. Отцовская позиция и ролевое поведение выступали как противоположные материнскому.
Классики научной мысли во многом имели схожие взгляды относительно положения и роли мужчины в семейных отношениях. В представлениях Аристотеля мужчина занимал доминирующее положение: «по своей природе сильнее, женщина
- слабее, и вот мужчина властвует, а женщина находится в подчинении» [4, с. 13]. В концепции О. Конта женщина духовно возвышалась над мужчиной, однако она должна была находиться в материальной зависимости от мужа («женщина морально стоит выше мужчины, но ее роль в обществе должна сводиться только к сохранению добрых нравов и возвышенных идеалов, ее следует держать вдали от общественной жизни и профессионального труда» [5, с. 208]). У Г. Спенсера и И. Канта женщине отводится роль матери: «сохранение и размножение - это единственное, на что женщины пригодны», у Гегеля «женщина -пассивное и субъективное начало, имеющее свое предназначение только в семье [6, с. 198]», у З. Фрейда «судьбу женщины определила природа [7, с. 27]», у Ч. Лом-брозо «женщина во всех отношениях, в том числе и психическом уступает мужчине [8, с. 6]». Все эти классические представления отражали доминирующее положение мужчины.
Однако в современных условиях эталоны маскулинности, влияющие на поведение мужчин в роли отца, стали менее жесткими и однозначными. Трансформации в сфере гендерных отношений, происходящие в последние десятилетия, поспособствовали формированию новых образов отцовства, включающих черты модернизированной мужественности. Новая модель поведения не такая четкая, как традиционная, в ней больше вариаций и индивидуального своеобразия. Главная отличительная ее черта заключается в том, что она в равной степени ориентирует мужчин на самореализацию в профессиональной и семейной сферах. И.С. Кон подчеркивает: «“Настоящий мужчина” сегодня
- не только “силовик”, но и ученый, инженер, художник, поэт-лирик и просто ласковый отец, а разные виды деятельности предполагают неодинаковые психологические свойства» [9, с. 14].
В новых образах роли отцов отмечается присутствие женских (фемининных) черт. Мужское доминирование и главенство уступает место эгалитарным тенденциям в поведении. Особенно ярко это проявляется в сфере детско-родительских отношений. Если в рамках традиционной патриархальной модели семьи в отношениях с детьми отец демонстрировал эмоциональную дистанцированность, не включенность в повседневные дела детей, властность, строгость и суровость в оценке их поступков и поведения, то современный мужчина становится более близким к детям. Стремление проявить заботу, установить доверительные и дружеские отношения, находиться в постоянном контакте с ребенком - одна из ярких тенденций перехода семьи к эгалитарной модели, в которой проявляется уважение другой личности и отцовское сознание мужчины. Всё большее число отцов вовлекаются в процесс ведения домашнего хозяйства, ориентируясь на равенство в распределении семейных обязанностей. Одним из факторов данного процесса является частичный, а иногда и полный выход женщины из семьи и включенность ее в социально-экономические отношения, стремление к самореализации во внешней сфере.
Исследований, посвященных изучению новых образов отцовства, немного, ведь основное внимание, как правило, уделяется проблемам матерей. Изменение роли отца отражается на воспитании потомства, на благополучии семейных отношений в целом. «Рассмотрение феномена семьи в контексте общественной жизни показывает, что новое время принесло с собой значительные перемены в ценностных ориентациях. Прежде всего, это коснулось процесса воспитания детей, который многие исследователи склонны приписывать отцу, чьи позиции в качестве защитника и кормильца пошатнулись. Сторонники этой идеи считают, что как социальный фактор институт отцовства в современном мире не ослабевает, а укрепляется за счет освоения новых функций, которые раньше входили исключительно в обязанности матерей» [10, с. 191]. В современном обществе в результате трансформации образа отца мужчина выполняет те функции, которые традиционно выполняли только женщины. Некоторые исследователи считают, что данные изменения сопровождаются процессом демаскулинизации мужчин и маскулинизации женщин.
Под демаскулинизацией подразумевается «процесс, в ходе которого под влиянием социокультурных стереотипов женщины предъявляют новые требования к поведению мужчин (быть нежным, ласковым, заботливым и т. д.). В результате чего мужчины осваивают традиционно женские обязанности» [11, с. 53]. Существование данного процесса подтверждается результатами социологического исследования, представленного ниже.
В ходе пилотажного исследования, проведенного под руководством профессора, доктора социологических наук М.М. Акулич в 2010 г. на территории города Тюмени, направленного на выявление представлений населения о специфике роли современного отца в семье, было опрошено 250 человек от 18 лет (из них 146 женщин и 104 мужчины).
Измеряя общественное мнение относительно особенностей отцовской роли в представлениях населения города Тюмени, были выявлены по степени важности три основные задачи мужчины в семье: проявление внимания, заботы, нежности и любви к детям, воспитание детей и материальная составляющая (табл. 1). Наименее значимыми оказались функции, заключающиеся в обеспечении детей социальной защитой, в поддержании и передаче семейных традиций, а также в ведении домашнего хозяйства. Если последняя функция традиционно на протяжении многих веков приписывалась женщине, то и сегодня здесь мало что изменилось. Так, по данным исследования выявлено, что женщины (50 %) больше, чем мужчины (38 %), склонны считать функцию ведения домашнего хозяйства менее значимой для отцов. Однако первостепенная задача мужчины в семье, по мнению большинства женщин (44 %), заключается в проявлении заботы и внимания к детям, а по мнению мужчин (36 %)
- в воспитании потомства.
Таблица 1
Распределение позиций среди отцовских функций по степени важности
Среди мужчин Функции Среди женщин
% отв. Ранг Ранг % отв.
36 1 Воспитание детей 2 32
27 2 Материальное обеспечение семьи 3 31
29 3 Проявление заботы, нежности и внимания к детям 1 44
22 4 Обеспечение возможности образования, выбора профессии 4 45
33 5 Поддержание и передача семейных традиций 5 43
38 6 Ведение домашнего хозяйства 6 50
В представлениях населения о распределении семейных обязанностей между супругами была выявлена ориентация на равноправие как среди женщин, так и среди мужчин. Даже ведение домашнего хозяйства (57 %) и уход за детьми (72 %) большинство мужчин и женщин относят к совместно выполняемым обязательствам (табл. 2).
Выбирать метод воспитания ребенка большинству респондентов (91 %) представляется вместе, а принимать совместно ответственные решения больше хотят женщины (81 %), чем мужчины (64 %).
Экономическое обеспечение и ремонт в доме всё же более возлагается на мужчин (но не совместно), а женщинам приписывается проявлять себя в формировании благоприятного психологического климата в семье, в уходе за ребенком и в ведении домашнего хозяйства.
В ходе анализа эмпирических данных было выявлено в представлениях большинства опрошенных (49 %), что главой в семье должен являться отец, а не мать (табл. 3). Это указывает на преобладание традиционных ориентиров семейных отношений (патриархальная модель). Хотя чуть меньшая доля опрошенных (45 %) предпочитает эгалитарную модель уст-
Таблица 2
Представления населения о распределении семейных обязанностей между супругами, %
Обязанности в семье Отец Мать Вместе Отец | Мать | Вместе
Муж. Жен. Муж. Жен. Муж. Жен. Все опрошенные
Организация семейного досуга 5 3,4 6,3 9,2 89,1 87,4 4 8 88
Уход за ребенком - - 30,2 27 70 73,3 - 28 72
Принятие ответственных решений 35 19 2 - 64 81 24,5 0,5 75
Формирование благоприятного психологического климата в семье 3,1 - 22 22,5 75 77,5 1 22 77
Распределение бюджета семьи 17,2 7 12,5 23,3 70,3 70 10 20 70
Материальное обеспечение 61 52,5 - - 39,1 47 56 - 44
Ведение домашнего хозяйства - 2 44 41 56,3 57,5 1 42 57
Ремонт по дому 72 53,3 - 1 28,1 46 60 - 40
Выбор метода воспитания детей 3,2 - 6,3 8,3 90,5 92 1 8 91
Покупка предметов длительного пользования 14 4,2 5 5 81,3 91 8 5 87
ройства семьи, где супруги делят все обязанности поровну. Здесь мужчина, так же как и женщина, ухаживает за ребенком, ведет домашнее хозяйство, а жена, как и муж, занимается экономическим обеспечением семьи, совместно принимаются ответственные решения и т. д. Также выделим, что женщины стремятся эгалитар-ности отношений в большей степени, чем мужчины.
Исследование подтвердило наличие демократической модели устройства семейных отношений у 44 % респондентов. Однако традиционные типы семьи отмечены только у 22 % опрошенных. Таким образом, каждый второй респондент, где преобладают мужчины (63 %), предпочитает видеть главой семейства отца, а фактически данную позицию мужчина занимает только в семьях каждого четвертого опрошенного. Интересным является то, что женщины меньше стремятся видеть в мужчине главу семьи, отдавая предпочтение равенству. Хотя фактически они чаще называют главой себя - 25 %, чем мужчин
- 18 %, среди которых каждый второй, напротив, видит свои семейные отношения как демократические.
Далее в ходе интерпретации данных были выявлены особенности представлений населения о сущности патриархальной и эгалитарной модели семьи. Из анализа табл. 4 видно, что современную патриархальную модель отличает в основном большее самостоятельное стремление мужчин экономически обеспечить семью, освободив тем самым женщину от этой
обязанности, но оставив ей больше времени для ведения домашнего хозяйства и ухода за детьми. Считая себя главой семьи, мужчины всё же стремятся распределять семейный бюджет и принимать ответственные решения совместно с женой. Выполнение остальных функций, так же как и в семье с эгалитарным типом устройства, осуществляется сообща.
Таким образом, можно предположить, что ориентация на мужское главенство больше связана с экономическим обоснованием, хотя, как показало исследование, значительная часть респондентов - 44 % предпочитают совместно зарабатывать деньги. Поэтому представление о главенстве отца в семье сохранилось больше как морально-этическое явление, связанное с традицией.
Если мужчины в большинстве своем сохраняют традиционные представления: «жена - красивая женщина, мать их детей, хозяйка дома», то женщины, как правило, ориентируются на две достаточно противоречивые модели взаимодействия в семье. Для одной характерны традиционные установки: «мягкая, романтическая женщина занимает пассивную, подчиненную позицию в семье, отдает себя материнству. Муж - материальная, моральная опора семьи, яркий лидер, волевой и независимый». Вторая модель сформировалась в условиях современного социума: «женщина - самостоятельная, активная, социально смелая личность, имеющая собственные интересы, стремящаяся к активной роли в обществе.
Таблица 3
Глава семьи в представлениях населения и фактическое распределение главенства, %
Вопрос Отец Мать Равенство Отец | Мать | Равенство
Муж. Жен. Муж. Жен. Муж. Жен. Все опрошенные
Кто должен быть главой в семье 63 40 - 2,5 35 51 49 1,5 45
Кто в Вашей семье является главой 31 18 12 25 50 41 22 21 44
Примечание. Сумма ответов может быть не равна 100 %, так как в таблице не представлены другие варианты ответов.
Таблица 4
Распределение семейных обязанностей между супругами в зависимости от модели семьи, %
Обязанности в семье Патриархальная модель Эгалитарная модель
Отец Мать Вместе Отец Мать Вместе
Организация семейного досуга 6 7 87 2 10 88
Уход за ребенком - 34 66 - 25 75
Принятие ответственных решений 3 - 67 17 1 82
Формирование благоприятного психологического климата в семье 2 24 74 - 22 78
Распределение бюджета семьи 15 21 64 7 19 74
Материальное обеспечение 72 - 28 44 1 55
Ведение домашнего хозяйства - 56 44 2,4 32,5 65,1
Ремонт по дому 67 - 33 56 1 43
Выбор метода воспитания детей 2 8 90 - 8,5 91,5
Покупка предметов длительного пользования 13 5 82 4 6 90
Примечание. Сумма ответов может быть не равна 100 %, так как в таблице не представлены другие варианты ответов.
Воспитание детей и ведение домашнего хозяйства осуществляется совместно с мужем. Супруг - мягкий, терпеливый, выполняющий в семье роль эмоциональнопсихологического лидера». Причины существования столь противоречивых представлений женщин о ролевом взаимодействии в семье, по мнению В.Т. Лисовского, очевидно, кроются в требованиях социальной системы - активное участие женщины в общественной жизни и выполнение ей традиционных функций матери, хозяйки дома, жены [12, с. 368].
Итак, анализ эмпирического материала показал, что в представлениях населения мужчина в семье - это в первую очередь нежный, внимательный, заботливый, ответственный отец и воспитатель, способный не только материально обеспечивать, но и разделять труд по уходу за ребенком. Главенство в семье приписывается чаще мужчине и в большинстве своем носит условный характер в качестве сохранившегося традиционного стереотипа. Такие ролевые позиции, как экономическое обеспечение, хозяйствование, родительство и главенство, в равной степени занимают и мужчина и женщина, что указывает на высокую распространенность демократического (эгалитарного) типа семей в обществе.
«Идеалы мужественности и женственности сегодня, как никогда, противоречивы: традиционные черты в них переплетаются с современными, они значительно полнее, чем раньше, учитывают многообразие индивидуальных вариаций. Общая тенденция развития в этой области заключается в ослаблении былой поляризации половых ролей и связанных с ними социокультурных стереотипов. В этих условиях социальные роли мужчины и женщины перестают казаться полярными, взаимоисключающими, открывается возможность разнообразных индивидуальных сочетаний, в том числе и в плане родительских функций» [13, с. 95].
Таким образом, современная эпоха характеризуется изменением идеалов полов и стиранием границ между мужским и женским. Остаются актуальными традиционные патриархальные устои, мужчина также должен материально обеспечивать семью и выполнять другие ответственные задачи, а женщина требует от мужчины проявления ярких феминных качеств: нежность, сострадание, заботливость, внимательность, отзывчивость и т. п., в связи с чем провоцируется процесс демаскулинизации мужской части населения.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Здравомыслова Е., Темкина А. Социальное конструирование гендера: феминистская теория // Введение в гендерные исследования. СПб. : Алетейя, 2001. С. 147-173.
[2] Кон И.С. Мужская роль и гендерный порядок // Вестник общественного мнения. 2008. № 2 (94). С. 37-43.
[3] Кон И. С. Мужчина в меняющемся мире. М. : Время, 2009. 496 с.
[4] Политика Аристотеля. М., 1911.
[5] Кант И. Приложения к «Наблюдениям над чувством прекрасного и возвышенного». Соч. в 6 т. Т. 2. М., 1964.
[6] Гегель Г. Философия права. Соч. Т. 7. М., 1934.
[7] Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности // «Я» и «Она» Труды разных лет. Тбилиси, 1991.
[8] Ломброзо Ч. Женщина - преступница и проститутка. Харьков ; Киев, 1897.
[9] Кон И. С. Гегемонная маскулинность как фактор мужского (не) здоровья // Социология: теория, методы, маркетинг. Научно-теоретический журнал. 2008. № 4. С. 5-16.
[10] Остроух И. Г. Трансформация института отцовства в постиндустриальном обществе на примере ФРГ // Гендерные проблемы в общественных науках. М., 2001.
[11] Акулич М. М. Консенсусология. Тюмень : Изд-во ТГУ, 2007.
[12] Лисовский В. Т. Молодежь: любовь, брак, семья (Социологические исследования). СПб. : Наука, 2003.
[13] Рамих В. А. Материнство и культура (философско-культурологический анализ). Ростов на/Д, 1997.