—-ДЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ И БИОЛОГИИ— THEORY AND METHODOLOGY OF TEACHING CHEMISTRY
AND BIOLOGY
УДК 378
РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Куулар Л.Л.
Тувинский государственный университет, Кызыл
ROLE PLAYS AS AN INTERACTIVE METHOD FOR FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF PEDAGOGICAL ACTIVITY
Kuular L.L.
Tuvan state university, Kyzyl
В данной статье рассматриваются вопросы использования интерактивных методов обучения для формирования профессиональных компетенций педагогической деятельности. Основное внимание уделено использованию метода ролевой игры на занятиях по дисциплине «Методика обучения химии» направления подготовки «Педагогическое образование.
Ключевые слова: интерактивный метод, ролевые игры, профессиональная компетенция
In this articleit is considered the problems of usingof interactive teaching methodsfor the formation ofprofessional competencies ofpedagogical activity.The focus is onthe use ofthe methodof role-playsin the classroom fordiscipline "Methods of teaching chemistry"field of study"Pedagogical Education".
Key words: interactive method, role-plays, professional competence.
Одно из требований к условиям реализации профессиональных компетенций основных образовательных программ бакалавриата на основе ФГОС ВПО является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин. Во многих направлениях подготовки в целом они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий.
Внедрение интерактивных форм обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) - означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Преподаватель также разрабатывает план занятия [1].
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в
создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дает знания и навыки, а также создает базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.
Задачами интерактивных форм обучения являются:
• пробуждение у обучающихся интереса;
• эффективное усвоение учебного материала;
• самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
• установление воздействия между студентами, обучение способности работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
• формирование у обучающихся мнения и отношения;
• формирование жизненных и профессиональных навыков;
• выход на уровень осознанной компетентности студента.
В современной педагогической практике используют различные активные и интерактивные методы обучения на основе модульно-рейтинговой технологии обучения [2, 3]. В практике преподавания дисциплины «Методика обучения химии» базовой части учебных планов направлений подготовки «Педагогическое образование» одной из наиболее эффективных для первоначального формирования профессиональных компетенций педагогической деятельности является ролевая игра - «Проводим сами урок».
При организации ролевой игры формируются следующие профессиональные компетенции ФГОС ВПО по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование:
- готовность применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса ПК-3;
- способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности ПК-7 [4].
«Профессиональная компетентность» подразумевает помимо технологической подготовки, профессиональной, целый ряд других компонентов, имеющих, в основном внепрофессиональный опыт или надпрофессиональный характер, но в то же время необходимых сегодня в той или иной мере каждому специалисту. Это, в первую очередь, такие качества как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, умение постоянно учиться и обновлять знания; такие качества мышления, как гибкость, системное мышление [5. С. 24].
Основная цель ролевой игры «Проводим урок сами» для студентов — попробовать себя в роли учителя, самим провести урок.
Деятельность студентов. Студенты самостоятельно изучают необходимый материал по теме урока, создают на его основе конспект урока, а затем проводят урок (или его фрагмент), опираясь на него.
Деятельность преподавателя. Преподаватель помогает студенту подобрать информацию, выбрать визуальную форму подачи материала, определить логику его изложения.
Задачи преподавателя в подготовке ролевой игры «Проводим сами урок»:
• подготовка методического материала для «учителя» и «методистов»;
• подбор подгруппы «методистов»;
• постановка задачи (проблему), по которой группа должна высказывать свою точку зрения;
• составление предполагаемых ответов и реплик;
• проявление к студентам интереса, постоянного внимания и т.п.
За неделю до начала игры распределяются роли: один из студентов группы назначается «учителем», все остальные - выступают в роли «учеников», а после «урока» становятся
«методистами». «Учитель» выбирает тему урока, готовится к нему: разрабатывает план, пишет конспект, подбирает дидактический материал, готовит средства наглядности, отрабатывает эксперимент. Сообщает тему урока студентам-«ученикам» - они тоже должны подготовиться к игровому уроку.
Перед «учителем» стоит задача - эффективно использовать все 45 минут времени «урока».
Сразу же после игрового урока проводится его обсуждение. Первое слово предоставляется «учителю» - он должен сделать самоанализ своего урока; затем свои суждения об уроке высказывают «методисты». В основу обсуждения положена примерная схема анализа урока [5.С. 113, 6.С 188], которой студенты будут пользоваться во время проведения ролевой игры и педагогической практики.
Преподаватель методики подводит итоги ролевой игры, дает общую оценку деятельности «учеников-методистов». Студенты вместе с преподавателем методики подводят итоги ролевой игры, дают рейтинговую оценку деятельности «учителя» по приведенной схеме.
Таким образом, преподаватель при подготовке ролевой игры должен решать как профессиональную, так и педагогическую задачу.
Можно рекомендовать «учителю» следующий пример методического материала.
Алгоритм действий по подготовке к уроку
Работа над содержанием урока
1. Определите тип (по дидактической цели) урока.
2. Четко сформулируйте тему (название) урока.
3. Определите его место в системе уроков по теме и назначение урока в школьном курсе химии в целом.
4. Проведите анализ химического содержания урока:
• выделите блоки понятий и внутри них мелкие элементы содержания;
• установите между элементами связи (логические, причинно-следственные, взаимного влияния и т.п.);
• выделите главное в уроке, сформулируйте цель урока и главную познавательную задачу урока для учащихся.
5. Установите внутрипредметные связи: выявите компоненты содержания, связанные с предыдущими темами, с уже изученными теориями, установив тем самым, какие понятия следует актуализировать, если они нигде в дальнейшем использоваться не будут и не развиваются, их
следует исключить
6. Определите новые понятия, изучаемые на уроке.
7. Определите, какие понятия, из ранее изученных получают развитие - углубляются, расширяются, обогащаются фактами.
8. Определите структуру урока, последовательность изучения содержания.
Работа над выбором методов обучения
1. Изучите по методической литературе методы, которые можно использовать при изучении выбранной темы урока
2. Определите действия учащихся, необходимые для понимания и усвоения учебного материала - от этого будет зависеть и деятельность учителя
3. Предпочтение отдается методам активного обучения (проблемным, эвристическим методам и самостоятельной работе), как методам развивающего обучения
4. Подберите химический эксперимент, раскрывающий изучаемые научные факты
Работа над закреплением учебного материала
1. Установите вид закрепления - заключительное (последующее) или сопутствующее
2. Выделите для закрепления главную идею урока
2. Сообщение домашнего задания
Приведем описание и возможных вариантов методического материала для «методистов. Рейтинговая оценка урока на основе его анализа
Оцениваемые элементы Балл
I. Организационный этап урока: 1) Наличие конспекта (или плана) 2) Порядок (чистота) 3) Организация подготовки учащихся (дисциплина, внимание) 4 1 1
Итого: 6
II. Ход и содержание урока: 1) Проверка усвоения проведенного материала а) Фронтальный опрос б) Индивидуальный опрос у доски в) Индивидуальный опрос по дидактическим материалам г) Сочетание фронтального и индивидуального опроса по дидактическим материалам 3 1 2 2
Итого: 1-8
2) Организация познавательной деятельности учащихся а) Дифференцированная помощь 2 4
Итого: 2-6
3) Изложение нового материала а) Запись темы на доске (в тетрадях) б) Соответствие целям, программе в) На основе учебника г) Использование дополнительной литературы д) Системность изложения е) Реализация МПС (межпредметных связей) и ВПС (внутрипредметных связей) 4) Химические ошибки а) Грубые б) Незначительные (оговорки) 1 1 1 3 3 3 -3 (за ош) -1 (-«-)
Итого: 6-11
5) Закрепление учебного материала на уроке 2
Итого: 2
6) Домашнее задание а) Из учебника б) Составленное самостоятельно в) Дифференцированное г) Разъяснение 1 2 3 2
Итого: 1-7
III. Приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся 1) Использование дидактической игры 2) Проведение семинара 3) Проведение лекции 5 5 5
Итого: 4-5
IV. Наглядные средства и дидактический материал 1) Химический эксперимент а) Техническая ошибка (неправильное размещение приборов, нехватка или лишние, последовательность, регламент времени и т.д.) б) Несоблюдение техники безопасности в) Методическая ошибка (нет объяснения устройства, работы прибора) 4 -1 (за ош) -3 -2
2) Наглядные пособия а) Использование готового б) Изготовленное самостоятельно 3) Использование презентаций 4) Дидактический материал а) Использование готового б) Изготовленное самостоятельно 5) Сочетание наглядных средств со словом 6) Соответствие целям урока 1 3(за каж.) 3 1 3 2 1
Итого: 5-13
V. Поведение учителя на уроке 1) Четкая речь 2) Умение видеть класс (работать со всем классом) 3) Рациональное, правильное использование доски 4) Педагогический такт 5) Поддержание дисциплины и внимания учащихся в течение всего урока 6) Организация (проверка) полноты и правильности записи в тетрадях 1 3 2 1 2 3
Итого: 12
Итоговые оценки
Оценка неудовлетв. удовлетв. хорошо отлично
Общий балл >20 20-39 40-50 <50
Анализируя результаты занятий в интерактивной форме, проведённых на основе ролевой игры «Проводим урок сами» можно сказать следующее - это первоначальное формирование и развитие шести профессиональных компетенций педагогической деятельности для определения уровня квалификации педагогов общеобразовательных школ [8. С. 58]:
1. Компетентность в области личностных качеств: эмпатийность и социорефлекция, самоорганизованность, общая культура.
2. В постановке целей и задач педагогической деятельности: умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся, перевести тему занятий в педагогическую задачу, вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач.
3. В мотивировании обучающихся: умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности, создавать условия для позитивной мотивации обучающихся, создавать условия для самомотивирования обучающихся.
4. В обеспечении информационной основы педагогической деятельности: компетентность в методах преподавания, в предмете преподавания, в субъективных условиях педагогической деятельности
5. В разработке программы, методических и дидактических материалов и принятии педагогических решений: умение выбрать и реализовать типовые образовательные программы, разработать собственную программу, методические и дидактические материалы, принимать решения в педагогических ситуациях.
6. В организации педагогической деятельности: умение устанавливать субъект-субъектные отношения, организовать учебную деятельность обучающихся, проводить педагогическое оценивание.
Библиографический список: 1. Привалова, Г.Ф. Активные и интерактивные методы обучения как фактор совершенствования учебно-познавательного процесса в вузе // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. [ Электронный ресурс] -URL:www.science-education.ru/117-13161 (дата обращения: 12.12.2015).
2. Куулар, Л.Л., Куликова, М.П. Синквейн метод - средство реализации метапредметных результатов реализации освоения основных образовательных программ // Современные проблемы науки и образования. М. - 2014. - № 3. [ Электронный ресурс] - URL: www.science-education.ru/117-13439 . (дата обращения: 02.09.2014).
3. Куулар, Л.Л. Элементы дидактических синквейнов на уроках химии // Башкы (учитель). - 2013. - № 4. - С. 67-68.
4. Федеральный государственный стандарт по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.09. 2011 г., № 46;
5. Новиков, А.М. Профессиональное образование России. Перспективы развития / А. М. Новиков. - М.: ИЦПНПО РАО, 1997. - С. 24.
6. Дьякович, С.В., Качалова, Г.С. Практические занятия по методике преподавания химии. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2000. 118 с.
7. Пак, М.С. Дидактика химии. - М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2004. - 315 с.
8. Щадриков, В.Д., Кузнецова, И.В. Профессиональные компетенции педагогической деятельности // Справочник заместителя директора. №8. 2012. С. 58-69.
Bibliograficheskiy spisok:
1. Privalova, G.F. Aktivnye i interaktivnye metody obucheniya kak factor sovershenstvovaniya uchebno-posnavatelnogo protsessa v vuse / // Sovremennuye problemy nauki I obrasovaniya- 2014. - № 3. [elektronnuy resurs ] - URL:www.science-education.ru/117-13161(data obrasheniya: 12.12.2015).
2. Kuular, L.L., Kulikova, M.P., Sinkveyn metod - sredstvo realizatsii metapredmetnyh rezultatov osvoeniya osnovnyh obrazovatelnyh program //. М. - 2014. - № 3. [elektronnuy resurs] - URL: www.science-education.ru/117-13439 . (data obrasheniya 02.09.2014).
3. Kuular, L.L. Elementy didakticheskih sinkveynov na urokah himiyi // Bashky (uchitel). - 2013. - № 4. - С. 67-68.
4. Federalnuy Gosudarstvennuy standart po napravleniyu podgotjvki 44.03.05 Pedagogicheskoye obrazovaniye, ulverzhdennyu prikazom Ministerstva obrazovaniya I nauki RF ot 17.09. 2011 г., № 46;
5. Novikov, A.M., Proffesionalnoye obrazovaniye, Rossiyi. Perspective / А. М. Novikov. - М.: ITSIPNPO RAO, 1997. - С.
24.
6. Dyakovich, S.V., Kachalova G.S. Prakticheskiye zanyatiya po metodike prepodavaniya himii. Novosibirsk. Izd-vo NGPU., 2000. 118 с.
7. Pak, МБ. Didaktika himii - М.: Gumanit. Izd. tsentr. VLADOS, 2004. - 315 с.
8. Shadrikov, V.D., Kuznetsova I.V. Professionalnuye kompetentsii pedagogicheskoy deyatelnosti // Spravochnik zamestitelya direktora №8. 2012. С. 58-69.
Куулар Лариса Лопсановна - кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой химии, Тувинский государственный университет, Кызыл, E-mail: Kuular-Larisa@mail.ru
Kuular Larisa - PhD of Pedagogical Sciences, associate professor, head of Chemistry department of Tuvan state university, E-mail: Kuular-Larisa@mail.ru
УДК 378
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОБЛЕГЧЕННОМУ ЗАПОМИНАНИЮ НАЗВАНИЙ ХИМИЧЕСКИХ
ФОРМУЛ
Мягмарын Жаргалсайхан Монгольский государственный университет образования, Улаан-Баатор
TEACHING METHODS OF FACILITATED MEMORIZATION OF CHEMICAL FORMULA NAMES
Myagmaryn Zhargalsaikhan Mongolian State University of Education, Ulan-Bator
Автор данной статьи рассматривает возможности использования программированных элементов обучения на уроках химии в общеобразовательной школе, а также приводит разработанные алгоритмы и примеры тестов для эффективного обучения некоторых групп тем.
Ключевые слова: алгоритм, химические формулы, методика обучения, эффективное обучение.
The author of this article examines the possibility of using programmable elements of learning the lessons of chemistry in secondary school, as well as leads developed algorithms and examples of tests for effective training of certain groups of subjects.
Key words: algorithm, chemical formulas, methods of teaching, effective teaching.