Научная статья на тему 'Ролевые игры как интерактивная форма проведения занятий (автор - редактор литературно-художественного издания)'

Ролевые игры как интерактивная форма проведения занятий (автор - редактор литературно-художественного издания) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
233
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ролевые игры как интерактивная форма проведения занятий (автор - редактор литературно-художественного издания)»

Ролевые игры как интерактивная форма проведения занятий (автор -редактор литературнохудожественного издания)

Н.В. Гольцова,

доцент кафедры издательского дела и редактирования

Теоретическая преамбула

Одной из возможных форм проведения занятий с использованием активных и интерактивных подходов в обучении является ролевая игра. Это форма обшения, при которой обучающиеся принимают на себя функции участников производственного процесса (в данном случае - редактора и автора). Происходит более активное взаимодействие учащихся друг с другом, а не только с преподавателем в процессе обучения. Преподаватель во время занятия организует, координирует и контролирует процесс. Таким образом акценты переносятся на самих учащихся, требуя от них большей самостоятельности, вовлеченности в процесс, необходимости понять позицию автора и обосновать ее, приняв на себя роль потенциального автора. Это позволяет более объективно и непредвзято подойти к оценке произведения или к процессу его создания.

Использование ролевых игр при освоении методики подготовки изданий художественной литературы опирается на знание студентов жанровой классификации и специфики произведений художественной литературы, видовой классификации литературно-художественных изданий и типологических особенностей изданий этого сегмента. Учитывается жанровая специфика как классическая, признанная академическим литературоведением, так и жанровые разновидности, широко представленные в практике современного книгоиздания, так называе-

157

мые коммерческие жанры (детективы, фэнтези, триллеры, альтернативные истории, сентиментальная литературы с ее модификациями и др.). Представление о видовых характеристиках литературно-художественных изданий дают возможность конструировать, разрабатывать концепцию и воплощать в электронной форме литературные сборники, антологии, журналы и альманахи, собрания избранных сочинений и т. п. Знание состава и функциональных особенностей аппарата изданий позволяет формировать издания различных типов, адресованных различным группам читателей, работать с различными категориями читателей, привлекая их к знакомству с литературным процессом, формируя потребность в более глубоком освоении произведений литературы.

Далее имеет смысл привести примеры проведения занятий в форме ролевых игр, направленных на освоение основных тем и вопросов, представленных в учебной программе дисциплины «Редакторская подготовка литературно-художественных изданий». Занятия проводятся в малых группах по 2-4 человека, роли внутри групп распределяются в начале занятия, за исключением тех случаев, когда требуется особая подготовка (эти случаи оговорены).

Пример 1. Разработка и обсуждение синопсиса произведения массовой литературы.

Роли: автор - агент; агент - редактор.

Задача: обсуждение плана произведения с редактором (агентом) - развитие сюжета, характеров персонажей, композиционные решения.

Теоретические предпосылки: знание литературных формул, способов эксплуатации стереотипов и оживления их.

Предполагается работа в группах, группы формируются по выбранным жанрам или жанровым разновидностям, например:

- детективы;

- фэнтези;

- триллер;

- хоррор;

- любовный роман (чиклит) и др.

Задание направлено на формирование следующих профессиональных компетенций: участие в формировании репертуара издательства (ПК 2), определение характеристик проектируемых книжных изданий (ПК 3), понимание сущностных характеристик произведения и издания (ПК 10).

Пример 2. Рецензирование текста произведения.

Роли: автор, редактор.

Выступающий в роли автора согласен с концепцией автора исходного текста, стоит на его стороне, защищает его. Исходный текст может быть заранее доработан им, чтобы приблизиться к ощущению того, что текст его собственный.

158

Задача: обоснование целесообразности публикации и необходимости доработки произведения.

Теоретические предпосылки: знание специфики произведений художественной литературы, их содержательных, структурных, жанровых и языково-стилистических особенностей.

Задание направлено на формирование следующих профессиональных компетенций: оценка авторских оригиналов (ПК 16), совершествование формы литературных произведений, обосновывая виды правки авторского текста (ПК18).

Пример 3. Редактирование текста произведения.

Роли: редактор, автор.

Используется фрагмент текста произведения.

Задача: обоснование внесения правки, обсуждение, оспаривание, убеждение, принятие решения.

Теоретические предпосылки: знание функциональной и практической стилистики русского языка, логики, этики делового общения.

Навыки: литературная обработка текста, психология общения.

Задание направлено на формирование следующих профессиональных компетенций: совершествование формы литературных произведений, обосновывая виды правки авторского текста (ПК18), редактирование авторских оригиналов книжных изданий (ПК 17).

Пример 4. Подготовка аппарата издания.

Роли: автор, редактор, литературовед.

Задачи:

а) составление задания по написанию вступительной статьи, различных видов комментариев;

б) написание предисловия и аннотации (разные варианты аннотации - информационная, рекламная).

Теоретические предпосылки: сведения об аппарате издания в целом, комментариях (знание различных классификаций).

Задание направлено на формирование следующей профессиональной компетенции: разработка состава, структуры и аппарата издания (ПК19).

Пример 5. Составление авторского сборника произведений.

Роли: составитель, редактор, автор.

Группы формируются по разновидностям сборников, например:

- поэтический сборник;

- сборник фантастических рассказов;

- сборник рассказов о любви;

- сборник эссе (авторская колонка в периодике) и т. п.

159

Задача: формирование концепции сборника, составление его, конструирование, выработка предложений по оформлению.

Теоретические предпосылки: видовая классификация литературно-художественных изданий, способы их редакционной подготовки.

Навыки: работа с литературно-художественными изданиями различных видов.

Задание направлено на формирование следующих профессиональных компетенций: разработка состава, структуры и аппарата издания (ПК 19), обоснование концепции издания (ПК 9), разработка предложений по дизайну издания (ПК 20).

Пример 6. Подготовка литературного альманаха (журнала).

Роли: редколлегия - 4 человека (ответственный за блок прозы, поэзии, ведущий и главный редактор).

Задачи: отбор произведений из сети; оценка их, работа с авторами (обсуждение и переписка), формирование рубрик, наполнение рубрик, обоснование контента.

Задание направлено на формирование следующих профессиональных компетенций: разработка состава, структуры и аппарата издания (ПК 19), обоснование концепции издания (ПК 9), разработка предложений по дизайну издания (ПК 20), формирование издательского оригинала и подготовка издания к выпуску (ПК 21), реализация издательского проекта (ПК 11).

Пример 7. Подготовка презентации книги.

Роли: редакционная группа (2-3 человека), автор.

За основу может быть взято подготовленное на предшествующих занятиях издание.

Задача: обсуждение представления книги (отправные точки, посыл, контекст, в который должно быть вписано произведение, акценты).

Варианты:

- издательская презентация (только работники издательства);

- презентация с участием автора - подготовка автора, обсуждение основных вопросов, интересующих аудиторию, составление сценария выступления автора и презентации в целом (с учетом знаний о характере аудитории).

Задание направлено на формирование такой профессиональной компетенции, как участие в маркетинговых мероприятиях издательства (ПК 5).

Таким образом, можно отметить, что ролевые игры в силу имитационного характера практической деятельности позволяют осваивать теоретический материал, получать практические навыки и способствуют формированию необходимых профессиональных компетенций.

160

Библиографический список

1. Антонова С.Г. Редакторская подготовка изданий : учебник / С.Г. Антонова, В.И. Васильев, И.А. Жарков и др. ; под ред. С.Г. Антоновой. - М. : Логос, 2004. - 496 с.

2. Дж. Дэвис. Отбор и оценка рукописей / Дж. Дэвис. - М. : Университетская книга, 2008. - 227 с.

3. Массовая литература сегодня : учеб. пособие / Н.А. Купина, М.А. Литовская, Н.А. Николина. - М. : Флинта: Наука, 2009. - 424 с.

4. Новое литературное обозрение. - 1996. - № 22.

5. Русская проза XXI века в критике: рефлексия, оценки, методика описания : учеб. пособие / Т.М. Колядич, Ф.С. Капица. - М. : Флинта: Наука, 2010. - 360 с.

6. Джеймс Н. Фрэй. Как написать гениальный роман-2 / Н. Джеймс. - СПб. : Амфора, 2007. - 255 с.

161

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.