6. Никулина Э.А. Организационно-педагогическая система профилактики насилия над детьми в семье: дис. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2004. - 183 с.
7. Таранова Т.Н. Психолого-педагогическая характеристика буллинга в общеобразовательной школе // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. -№ 11 (25).
8. Федунина Н.Ю. Представления о триаде «Преследователь - жертва - наблюдатель» в кибербуллинге в англоязычной литературе [Электронный ресурс] / Н.Ю. Федунина. - Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n41/1143
9. Черкасенко О.С., Феномен кибербуллинга в подростковом возрасте / О.С. Черкасенко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2015. - № 6. - С. 52-54.
Педагогика
УДК 37
кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка Хашегульгова Жанна Ахметовна
ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет» (г. Магас); ассистент кафедры английского языка Ужахова Зухра Магомедовна
ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет» (г. Магас)
РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ УСТНО-РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Аннотация. В статье рассмотрены особенности обучения школьников устно-речевому общению, проанализированы функции игровых технологий, приведена классификация игр, а также изучена роль ролевых игр в процессе обучения английскому языку. Сделан вывод о том, что ролевая игра лучше всего подходит для обучения школьников устно-речевому общению, так как в процессе игры происходит погружение учащихся в ситуации, приближенные к реальным, где детям необходимо вступать в коммуникацию друг с другом. Также было показано, что для успешной реализации ролевой игры педагогу следует соблюдать определенную технологию организации игровой деятельности учащихся, состоящую из следующих этапов: этап подготовки, этап объяснения, этап проведения и этап анализа и обобщения. Грамотное использование ролевых игр способствует развитию познавательной активности учащихся в изучении английского языка.
Ключевые слова: ролевая игра, навыки, устно-речевое общение, школьник, урок английского языка.
Annotation. The article examines the features of teaching schoolchildren to oral communication, analyzes the functions of gaming technologies, provides a classification of games, and also studies the role of role-playing games in the process of teaching English. It is concluded that role play is best suited for teaching schoolchildren to verbal communication, since during the game, students are immersed in situations close to real ones, where children need to communicate with each other. It was also shown that for the successful implementation of the role-playing game, the teacher should observe a certain technology for organizing the students' play activities, which consists of the following stages: the preparation stage, the explanation stage, the stage of implementation and the stage of analysis and generalization. The competent use of role-playing games contributes to the development of students' cognitive activity in learning English.
Keywords: role play, skills, oral communication, student, English lesson.
Введение. В современном мире знание английского языка имеет большое значение в жизни каждого человека. Английский помогает выстраивать отношения с представителями других стран и культур, позволяет найти престижную работу и комфортно чувствовать себя в иностранных государствах.
Обучение иностранному языку является одним из важнейших компонентов современного российского образования. На начальном этапе обучения английскому языку в основном делается упор на изучение грамматики и лексики, не так много внимания уделяется устно-речевому общению. Однако существует необходимость формирования навыков устно-речевого общения у обучающихся именно на начальной ступени обучения в целях дальнейшего совершенствования и развития умений говорения и последующего их применения на практике.
Возрастающие требования к уровню владения иностранным языком обуславливают необходимость поиска более эффективных технологий и методик обучения. В особенности, повышается роль использования игр на уроках английского языка, которые позволяют приблизить учебный процесс к реальным условиям живого общения. Игры повышают интерес к предмету, способствуют развитию творческого воображения учащихся, а главное позволяют создать ситуации, стимулирующие и мотивирующие речевую деятельность учащихся. Все это свидетельствует в пользу включения ролевых игр как средства формирования навыков устно-речевого общения в процесс обучения.
Вопросами формирования навыков устно-речевого общения занимаются как российские (Н.Д. Гальскова, Е.Н. Соловова, З.И. Салиева, Е.И. Пассов), так и зарубежные исследователи (G. Ashman, P. Snow, A. Kusnierek). Помимо теоретических основ, авторами разработаны практические методики использования игр при обучении иностранному языку на начальном этапе (А.В. Конышева, А.А. Климова, А.Н. Мурзич).
Изложение основного материала статьи. На начальном этапе обучения английскому языку учащимся необходимо познакомиться с совершенно новым для них иностранным языком. Им предстоит освоить новую лексику, грамматику, фонетику, научиться читать, писать и разговаривать на данном языке, ознакомиться с традициями, реалиями и особенностями культуры некоторых англоговорящих стран.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по иностранному языку «должны отражать:
- приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;
- освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
- формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы» [7, С. 8].
Далее стоит отметить, что «одной из основных задач современного обучения устно-речевому общению является ... формирование вторичной языковой личности, способной успешно осуществлять социальное взаимодействие с носителями иной культуры» [3, С. 190].
На начальном этапе обучения педагогу нужно приступить к развитию у учащихся умения общаться со сверстниками, а также заложить основы формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Этому будет способствовать формирование навыков устно-речевого общения, так как в процессе такого обучения будет происходить взаимодействие учащихся, они будут находить общий язык, слушать мнения друг друга, узнавая при этом новую информацию об особенностях жизни, культуры и традициях англоговорящих стран.
Однако на начальной ступени обучения устно-речевому общению педагог неизбежно сталкивается с рядом трудностей. Прежде всего, это недостаточное количество речевых и языковых средств, которыми владеют младшие школьники. Учащиеся могут не обладать достаточным словарным запасом или не уметь применять изученные правила грамматики на практике в процессе коммуникации. Кроме того, дети могут быть ограничены в знаниях по той ситуации, которая предлагается на уроке английского языка. В этих случаях учащиеся будут сохранять молчание, и не будет происходить формирования произносительных навыков. Чтобы решить эту проблему, педагогу следует использовать содержательные и смысловые опоры и выстраивать уроки формирования навыков устно-речевого общения таким образом, чтобы они опирались на сформированные лексические и грамматические навыки в рамках изучаемой темы.
Следующая трудность - страх неудачи. В самом начале обучения английскому языку учащиеся не чувствуют себя уверенно и боятся совершить ошибку, получить замечание от учителя. Этот страх становится намного сильнее, когда перед ребенком ставится задача не просто написать правильно предложение или заполнить пропуски недостающими словами, а самому сформулировать высказывание и озвучить его перед всем классом. Чтобы минимизировать данный страх, Е.Н. Соловова советует «создать атмосферу доброжелательности и доверия» [6, С. 167]. Сделать это можно, поощряя ответы учащихся, задавая им вопросы, которые будут стимулировать их высказывания.
Еще одной трудностью может выступать отсутствие мотивации у младших школьников. Из-за того, что учащиеся обладают малым количеством знаний по английскому языку, они могут отказываться выполнять предложенные учителем задания. Поэтому задача преподавателя - подобрать или же составить задания и упражнения таким образом, чтобы привлечь внимание и интерес даже того ученика, который сомневается в своих способностях овладеть английским языком. Кроме того, эффективным приемом будет создание мотивации успеха. Как утверждает Е.Н. Соловова, «мотивация в изучении иностранного языка значительно возрастает, если перспективы использования знаний реализуются не только на уроке, но и во внеклассной работе. Именно здесь достигнутые успехи могут быть оценены как одноклассниками, так и родителями, школьниками других классов». [6, С. 168].
Следовательно, чтобы способствовать продуктивному овладению навыками устно-речевого общения учащимися, педагогу важно подбирать такие речевые ситуации, в которых младшие школьники будут чувствовать себя комфортно и с удовольствием принимать участие в процессе общения. Данные речевые ситуации можно преподносить в форме игр, что также будет повышать мотивацию обучающихся.
Для успешного обучения устно-речевому общению в начальной школе учителю необходимо обращать внимание на психологические особенности младших школьников, уметь заинтересовать учащихся в изучении иностранного языка, а также способствовать развитию мотивации и умений работы в группах. Достижению поставленных задач будет способствовать использование игрового метода в процессе обучения.
Игры используются в обучении на протяжении долгого периода времени; такие ученые, как К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, доказали, что игры имеют большое значение в образовательном процессе. И.С. Бегович вместе с К.Д. Дусеевой отмечали, что «игра на занятиях по иностранному языку -это не просто коллективное веселье, а самый важный способ достижения конкретных целей обучения - от минимальных языковых навыков до умения вести беседу на любую тему» [2, С. 344].
Прежде всего, рассмотрим основные причины, почему преподавателям следует регулярно использовать игры в процессе обучения иностранному языку.
Во-первых, как отмечает И.Ф. Алиева, «игры оказывают эффективное влияние на развитие у младших школьников зрительной, слуховой деятельности» [1, С. 93].
Во-вторых, «игра может выполнять исключительную роль усиления познавательного процесса, облегчения сложного процесса учения, создания условий для формирования творческой личности учащихся» [5, С. 9]. Изучение нового языка требует от младших школьников больших усилий, в непринужденной же атмосфере, которую создают игры, учащиеся запоминают материал быстрее и эффективнее [8, С. 6]. Помимо этого, игровая деятельность позволяет школьникам думать шире, выходить за рамки школьной программы, используя свое творческое мышление и воображение. Например, учащиеся могут самостоятельно придумывать, что ответить в той или иной ситуации, которую создают игры.
В-третьих, игры способствуют эмоциональной разрядке школьников и позволяют разнообразить учебный процесс. После монотонных уроков изучения грамматических или лексических конструкций игровая деятельность позволяет снять стресс и усталость учащихся и придает им сил для дальнейшего изучения иностранного языка. Вместе с тем, такой вид деятельности повышает активность школьников, так как многие игры требуют физической подвижности.
В-четвертых, игры зачастую содержат соревновательный элемент, в таком случае даже те ученики, которые не принимают активного участия во время обычных уроков, будут заинтересованы в победе, а значит, будут пытаться разговаривать на английском языке. Стоит также отметить, что игровая деятельность подразумевает включение в процесс всех учащихся, поэтому игры побуждают школьников взаимодействовать друг с другом, учат общаться со сверстниками, что соответствует личностному результату освоения основной образовательной программы начального общего образования, а именно «развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций» [7, C. 5].
В-пятых, игра приближает процесс обучения к реальности, то есть происходит формирование «чувства восприятия жизненных ситуаций» [1, С. 93] и погружение учащихся в естественную среду. Младшие школьники на практике понимают, что английский язык, прежде всего, необходим для общения с людьми.
И в-шестых, игровая деятельность, несомненно, повышает мотивацию школьников к изучению иностранного языка. Как уже упоминалось ранее, игры позволяют снять стресс и увеличить продуктивность. Вследствие этого у обучающихся появляются силы и возникает большое желание узнавать новое об англоговорящих странах и особенностях их культуры.
Все вышеперечисленные причины убедительно свидетельствуют в пользу применения игрового метода на уроках английского языка.
Игровая деятельность выполняет важные функции в учебном процессе и ее использование на уроках положительно влияет на обучающихся.
Теперь перейдем к изучению классификаций игр, которые можно использовать при обучении английскому языку.
Стоит отметить, что различные отечественные (М.Ф. Стронин, Д.Б. Эльконин, Н.П. Аникеева, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и другие) и зарубежные (Г. Хайд, А. Мейли, А. Дафф, Дж. Оллер, Ф. Каллахин и другие) ученые выделяют различные классификации игр в зависимости от цели, содержания обучения, этапа развития ребенка и других критериев. Согласно А.В. Конышевой, «все игры можно подразделить на: подвижные; строительные; интеллектуальные; условные; дидактические» [5, С. 21].
Для обучения устно-речевому общению лучше всего подходят речевые игры, так как в процессе выполнения заданий школьники вступают в коммуникацию и применяют ранее изученные знания английского языка непосредственно на практике. Игровая деятельность подразумевает решение жизненных ситуаций (ситуационные игры), выполнение конкретных ролей (ролевые игры) либо решение той или иной проблемы (деловые игры). Важным преимуществом использования игр при обучении английскому языку является живое изучение английского языка, основанное на реальной жизненной ситуации.
Как видится, роль игровой деятельности при обучении иностранному языку сложно переоценить. Игра «выступает как эффективное средство для активизации лексики и грамматики, отработки произношения и развития навыков устно-речевого общения» [2, С. 344]. Однако для реализации игровой деятельности на уроках английского языка, учителя должны учитывать некоторые факторы, а именно: возраст учащихся; уровень языковой подготовки школьников; количество детей в группе; время, отводимое на игру. К тому же существует ряд требований, непосредственно предъявляемых к самим играм:
- соответствие возрасту учащихся (игры должны быть посильны для выполнения, не быть слишком трудными или легкими для школьников);
- соответствие пройденной теме (игры не должны быть оторваны от образовательного процесса, а должны дополнять его);
- наличие результата (у учащихся должна быть цель, которую они должны выполнить во время игры);
- наличие четких правил, соблюдение которых поможет достичь результата.
Учитывая все факторы и удовлетворяя все названные требования к играм, учитель сможет грамотно организовать применение игр на уроках английского языка.
Рассмотрим определение ролевых игр. А.В. Конышева понимает под ролевой игрой «ситуативно-управляемое речевое упражнение, направленное на совершенствование речевых навыков и на развитие умения говорения» [5, С. 78]. Ключевой характеристикой таких игр является то, что они подразумевают решение разнообразных жизненных ситуаций на уроках английского языка.
Исходя из приведенного определения, можно выделить следующие особенности ролевых игр:
- такие игры «используются для решения комплексных задач усвоения нового материала, закрепления и развития творческих способностей, а также для формирования общеучебных умений» [5, С. 58];
- данные игры подразумевают субъективную деятельность школьников. Учащиеся могут «проявить индивидуальные качества и закрепить свое «я» не только в игровой ситуации, но и во всей системе межличностных отношений личность - личность, личность - группа, личность - учитель» [5, С. 62];
- в процессе выполнения заданий игры происходит развитие коллективных форм общения;
- данные игры предоставляют возможность младшим школьникам притвориться кем-то другим, преодолевая застенчивость.
Ролевые игры могут варьироваться от строго контролируемых бесед до импровизированных театральных представлений; от простых подготовленных диалогов или небольших высказываний до сложных смоделированных сценариев. Преподавателю необходимо грамотно подобрать такой вид ролевой игры, чтобы он был посилен для младших школьников и соответствовал уровню их языковой подготовки.
Перейдем к анализу функций ролевых игр. Л.А. Дьяченко, как и А.В. Конышева, выделяет пять основных функций ролевой игры:
1. Обучающая функция заключается в том, что ролевая игра «определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях» [5, С. 66]. Другими словами, ролевая игра является упражнением, направленным на овладение навыками устно-речевого общения.
2. Мотивационно-побудительная функция ролевой игры подразумевает пробуждение у учащихся потребности общения, выражения своих мыслей на английском языке.
3. Воспитательная функция предполагает воспитание дисциплины, а также таких качеств, как взаимопомощь и самостоятельность. Ролевые игры учат школьников отстаивать собственную точку зрения и находить решения проблем в различных ситуациях.
4. Ориентирующая функция ролевых игр проявляется в том, что они «ориентируют учащегося на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивают умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других» [4, С. 146].
5. Компенсаторная функция заключается в том, что ролевая игра позволяет учащимся восполнить недостаток общения, а также примерить роли, которые им недоступны в реальной жизни.
Для полного анализа ролевых игр необходимо рассмотреть их структурные компоненты. За основу была взята структура, разработанная А.В. Конышевой [5]: совокупность ролей, взятых на себя участниками игры; игровые действия как средство реализации этих ролей; реальные отношения между играющими; игровые, а также воспитательные и развивающие цели; игровое употребление предметов (реквизит); сюжет и содержание игры - условная действительность (время, место), в которой оказываются играющие.
Для успешной реализации ролевой игры на уроке английского языка педагогу следует руководствоваться простой и понятной технологией, предложенной А.В. Конышевой. Прежде всего, учителю необходимо тщательно подготовиться к проведению ролевой игры. Важно отобрать подходящие жизненные ситуации, которые станут основой игры и которые будут актуальны для школьников, разработать сценарий и план проведения игры. Кроме того, учитель должен заранее определить роли учащихся, подготовить раздаточный материал, сформулировать правила. Более того, не менее важно грамотно ввести школьников в ход игры, обозначить главную цель и понятно и доступно объяснить правила, ответить на возникшие вопросы. После проведения ролевой игры необходимо выполнить анализ проделанной работы, учащимся можно предложить поделиться своим мнением, выяснить, что получилось, а где были допущены ошибки. В конце преподаватель должен подвести итог, отметить плюсы и минуты коллективной работы.
Выводы. Таким образом, можно сделать вывод, что игровые технологии имеют большое значение в учебно-образовательном процессе и являются эффективным средством при обучении иностранному языку. Во время игровой деятельности учащиеся не только быстрее усваивают новую информацию, но при этом испытывают положительные эмоции, общаются с другими школьниками и активно развивают творческое мышление. Помимо этого, для успешного обучения устно-речевому общению преподавателям необходимо соблюдать требования к играм и подбирать или
разрабатывать игры, которые будут полезны и в то же время увлекательны для обучающихся. Ролевая игра может быть действенным инструментом в руках учителя. Именно в ролевой игре развиваются навыки устно-речевого общения учащихся, повышается эффективность обучения говорению на иностранном языке.
Литература:
1. Алиева И.Ф. Пути повышения эффективности обучения английскому языку в начальных классах // Вестник науки и образования. - 2020. - № 12-2 (90). - С. 92-94.
2. Бегович И.С., Дусеева К.Д. Проблемы обучения говорению на английском языке в начальной школе // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и лингводидактических исследований. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 341-345.
3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. пед. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2006. - 336 с.
4. Дьяченко Л.А. Ролевая игра в процессе обучения иностранному языку. // Проблемы современной науки и образования. - 2015. - № 34. - С. 146-150.
5. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку / А.В. Конышева. - СПб.: КАРО, 2008. - 192 с.
6. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций : пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 239 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 96801/
8. Simpson A. Using Games in the Language Classroom / A. Simpson // Smashwords Edition License Notes. - 2015. - № 6. - P. 1-25.
Педагогика
УДК 378.14
кандидат педагогических наук, доцент Хомподоева Мария Васильевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
SKYES UNIVERSITY КАК СРЕДСТВО ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ
Аннотация. Статья посвящена применению Skyes University как средство формирования информационно-коммуникативной компетенции студентов. Построение процесса обучения иностранному языку с применением Skyes University способствует успешному формированию информационных умений и эффективной коммуникации на английском языке. Представлены результаты опроса преподавателей о применении и эффективности построения процесса обучения иностранному языку студентов с использованием цифровой образовательной платформы. Возможности использования цифровой платформы Skyes для проведения внеаудиторных занятий, заменяющие очное общение преподавателя с обучающимися в условиях пандемии COVID-19. О необходимости подключать цифровую образовательную платформу Skyes University к процессу обучения иностранному языку в качестве дополнительного интерактивного материала для самостоятельной работы студентов. Создание условий для формирования коммуникативной компетенции обучающихся на занятиях и развитие самостоятельности, ответственности.
Ключевые слова: цифровая образовательная среда, Skyes University, дистанционное обучение, преподаватели, иностранный язык.
Annotation. The article is devoted to the use of Skyes University as a means of forming students' information and communication competence. Building the process of learning a foreign language using Skyes University contributes to the successful formation of information skills and effective communication in English. The results of a survey of teachers on the application and effectiveness of building the process of teaching a foreign language to students using a digital educational platform are presented. The possibilities of using the Skyes digital platform for conducting extracurricular classes, replacing the face-to-face communication of the teacher with students in the conditions of the COVID-19 pandemic. About the need to connect the Skyes University digital educational platform to the process of teaching a foreign language as an additional interactive material for students' independent work. Creating conditions for the formation of students' communicative competence in the classroom and the development of independence, responsibility.
Keywords: digital educational environment, Skyes University, distance learning, teachers, foreign language.
Введение. В настоящее время мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий, что, безусловно, влияет на все сферы нашей жизни, в том числе и на образование. Становятся доступными новые формы и способы обучения, развиваются используемые педагогами технологии, совершенствуются методы и приемы. При этом, не смотря на быстрый темп развития, все же внедрение подобных технологий обычно происходит очень плавно и постепенно, поскольку требует адаптации самого педагога, а также образовательных учреждений к новым реалиям. Тем не менее, пандемия, которая весной 2020 года стала неожиданностью для людей во всем мире, внесла свои коррективы и потребовала общество быстро менять систему образования и подстраиваться под существующие требования. Именно поэтому на передний план вышло дистанционное образование, которое частично уже применялось многими школами и вузами, но не так широко и не настолько активно [4]. В связи со сложившейся ситуацией возник вопрос о том, как сделать дистанционное образование доступным, удобным и эффективным. Иными словами, проблема применения онлайн технологий стала наиболее актуальной и значимой для образовательного процесса [1]. Первостепенной задачей педагога является установление интерактивного общения студента и преподавателя, где центром образовательного процесса должен стать обучающийся, поскольку главным принципом онлайн обучения является самостоятельное изучение предмета. Студент в процессе дистанционного обучения уже не пассивно воспринимает материал, а должен уметь систематизировать знания и иметь способность к самообучению [5].
Подобную мысль находим в работе Е.Н. Дроновой, которая указывает на то, что современные студенты сильно изменились и необходимо учитывать особенности их мышления. Автор говорит о том, что «цифровое поколение» учащихся характеризуется глубокой вовлеченностью в цифровые технологии, мультизадачностью деятельности, клиповым мышлением [3]. Все это свидетельствует о том, что применение дистанционного обучения способно оказать положительное