Библиографический список
1. Бим И.Л. Цели и содержание обучения иностранным языкам. Общий подход к их рассмотрению // Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / Под ред. А.А. Миролюбова. - Обнинск: Титул, 2012. - С. 39-49.
2. Вайсбурд М.Л., Каменецкая Н.П., Поляков О.Г. Обучение монологической речи // Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / Под ред. А.А. Миролюбова. - Обнинск: Титул, 2012. - С. 130-150.
3. Миролюбов А.А. Соотношение дидактики, лингводидактики и методики обучения иностранным языкам // Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / Под ред. А.А. Миролюбова. - Обнинск: Титул, 2012. - С. 20-29.
4. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций / Под ред. А.В. Хуторского // Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения. - М.: ГНУ ИСМО РАО, 2006. - С. 65-79.
5. Цатурова И.А., Каширина Н.А. Переводческий анализ текста. Английский язык: учеб. пособие с методическими рекомендациями / И.А. Цатурова, Н.А. Каширина. - Спб.: Союз, 2008. - 296 с.
6. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий / Печатное издание. - М.: ИКАР, 2009. [Электронный ресурс]. - URL: http://gramota.ru/slovari/dic/?word (дата обращения: 10.03.13).
7. Cambridge international dictionary of English. Cambridge: Cambridge University Press, 1995.
Н.В. Сергеева
РОЛЕВАЯ ФУНКЦИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ PTALLCHANGESINDOC
Ключевые слова: работодатели, бизнес-сообщество, бизнес-партнеры, бакалавры, учебный процесс.
Современное общество справедливо полагает, что основную часть ответственности за подготовку высококвалифицированных кадров несет высшее учебное заведение, но нельзя не отметить и все возрастающую роль, которую играют в этом процессе и другие заинтересованные стороны, в том числе бизнес-структуры. Конструктивное взаимодействие вузов и работодателей - назревшая потребность, подчеркнутая во многих официальных документах [2, 5]. Именно такой союз поможет формированию у студентов тех востребованных качеств личности и профессионала, которые сделают его конкурентоспособным на внутреннем и международном рынках труда [4].
Особенно важным элементом такого рода сотрудничества должно стать предоставление профессиональным сообществам (работодателям) и профессиональным объединениям работников прав участия в проведении профессионально-общественной аккредитации современных образовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Это законодательно закреплено и статьей 98 в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», подписанном Президентом Российской Федерации 31 декабря 2012 г. и вступающим в силу с 1 сентября 2013 г. [6].
© Сергеева Н.В., 2013
Как показывает практика, современные работодатели, находясь в острой конкурентной среде, не всегда имеют всегда достаточно времени, сил, и может быть желания на серьезную, планомерную работу с вузом. К сожалению, в настоящее время роль представителей профессиональных сообществ и бизнес-структур чаще всего сводится к участию в различного рода социологических опросах и организации мест для практики выпускников. Изменить эту ситуацию, мы считаем, можно путем включения требований работодателей к компетентности будущих специалистов в рабочие программы учебных дисциплин. Инициатором такого рода мероприятий, направленных на усиление взаимодействия с бизнес-партнерами, должна стать администрация учебного заведения.
Важной отправной точкой в этом случае может стать проведение социологических исследований с целью изучения мнений работодателей о качестве подготовки и о проблемах, связанных с трудоустройством и дальнейшей карьерой выпускников. Мониторинг степени удовлетворенности бизнес-партнеров качеством образования, проведенный в Институте МИРБИС в 2011/12 учебном году (в опросе участвовали 263 респондента -представители НК-служб 87 российских и зарубежных компаний), продемонстрировал, что в целом наших работодателей (67 % из числа опрошенных) удовлетворяет уровень базовой подготовки вчерашнего студента. При этом были высказаны обоснованные претензии к личностным качествам современных выпускников. По мнению 33 % респондентов, соискатели уже на первых этапах собеседования демонстрируют необоснованно высокий уровень притязаний и амбиций, а также безответственность и неготовность принимать самостоятельные решения, при отсутствии гибкости мышления, отсутствии самокритики, навыков работы в коллективе.
Очевидно, что стандартные методы и формы обучения без активного привлечения работодателей к учебному процессу не позволяют решить проблему подготовки квалифицированных молодых специалистов. Внедряемый сегодня модульно-компетентностный подход к подготовке кадров ставит на первое место не просто приобретение студентами новых знаний (как мы знаем, сами знания быстро устаревают), а умение решать возникающие в ходе работы проблемы различного характера. При этом необходимо усиливать практическую составляющую профессионального образования и сместить акцент в сторону формирования компетенций [3; 1].
Опыт подготовки бакалавров в Московской международной высшей школе бизнеса МИРБИС (Институт) демонстрирует, что формирование современных востребованных профессиональных компетенций может быть достигнуто только планомерной совместной работой с бизнес-партнерами, которая должна охватывать все стороны учебной и внеучебной деятельности студентов. Особенно мы выделяем следующие формы:
- сотрудничество с Центром трудоустройства и развития карьеры по вопросам организации различных практикоориентированных мероприятий, а также по вопросам предоставления мест стажировок и практик;
- участие представителей бизнес-сообщества в общеинститутских мероприятиях, направленных на улучшение качества подготовки выпускника (научно-практические конференции, «круглые столы», опросы и т.д.);
- привлечение представителей компаний к ведению практических занятий, семинаров, мастер-классов и т. д;
- сотрудничество с выпускающими кафедрами по вопросам актуализации учебных программ, программ практик, а также повышению компетентности преподавателей;
- участие работодателей в работе государственных экзаменационных и аттестационных комиссиях.
Следует отметить, что форматы сотрудничества для студентов младших и старших курсов отличаются друг от друга. Так, в начале обучения, и даже еще при поступлении в вуз, и абитуриенту, и первокурснику важно знать, в каких компаниях он сможет начать свою трудовую деятельность, каковы их требования к выпускникам. Встречи с представителями компаний в рамках внеучебных мероприятий, ежегодно проводимая неделя «Путь к успешной карьере» помогают студентам-младшекурсникам сориентироваться на постоянно меняющемся рынке труда, следить за его тенденциями изменений, узнать о новых направлениях деятельности, сопоставить свои личностные качества с требованиями той или иной компании, научиться грамотно выстраивать свою карьеру с учетом этих знаний, осознать важность непрерывного обучения и самообучения.
На старших курсах важную роль играет взаимодействие выпускающей кафедры с потенциальными работодателями. Этот процесс рассматривается нами значительно шире, чем просто посредничество при налаживании контактов между студентами и предприятиями, в обеспечении местами практики. Речь идет об активном участии бизнес- партнеров в учебном процессе. В практику проведения занятий на факультете давно вошли такие технологии, как «открытые уроки» топ-менеджеров компаний, «встроенные лекции», проводимые представителями компаний, семинарские занятия, на которых студенты решают так называемые «живые кейсы» (living cases), т.е. реальные проблемы реального бизнеса. Все это усиливает практическую составляющую обучения.
На выпускном курсе задача формирования у студентов профессиональных компетенций решается такими формами внеаудиторной работы, как производственная (преддипломная) практики, написание выпускной квалификационной работы. Для этого на факультетах организуются совместные заседания выпускающих кафедр с представителями компаний, где проходят практику выпускники бакалавриата. Большое внимание на таких встречах уделяется итогам преддипломной практики, ее научной составляющей, вопросам участия бизнес-партнеров в научном руководстве выпускными квалификационными работами, а также в итоговой государственной аттестации. По предложению наших партнеров ежегодно актуализируются тематики дипломных, курсовых и междисциплинарных проектов.
Основной эффект реализации предложенных форм взаимодействия с бизнес-партнерами проявился в увеличении числа выпускников бакалавриата, успешно трудоустроившихся по специальности в известные российские и зарубежные компании в течение первого года после окончания вуза. Тот факт, что в 2011-2012 учебном году более 80 % студентов-практикантов, получили предложения о трудоустройстве в компаниях, где они проходили производственную практику, свидетельствует о правильном методологическом подходе к проблеме организации учебного процесса и наличии продуманного порядка действий при решении задач такого рода.
Библиографический список
1. Азарова Р.Н., Золотарева Н.М. Разработка паспорта компетенции: Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. Первая редакция. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2010. - 56 с.
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2012-2020 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // минобрнауки.рф/
3. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? // Высшее образование сегодня. 2006. - № 8. - С. 23.
4. Образование в странах с переходной экономикой: задачи развития [Электронный ресурс]; Доклад Всемирного банка. - 2000. - с. 24-26. - Режим доступа: www.worldbank.org.ru (дата обращения: 04.05.2012).
5. Постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. № 450-1III «Об утверждении Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы (Столичное образование)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://educom.ru
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.rg.ru
Т.А. Тумгоева
ДЕПОРТАЦИЯ ИНГУШСКОГО НАРОДА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
АСПЕКТ
Ключевые слова: депортация, репрессированные народы, культурная память, идентичность.
В истории каждого этноса имеются значимые события, память о которых наследуется через преемственность поколений. Каждый представитель поколения в данном случае играет двойную роль: он становится носителем этой памяти и ее передатчиком. Такой непрерывный процесс формирует культурную, социальную, историческую память народа. Традиции, язык, фольклор, предметы материальной культуры, культурные ценности выступают транслятором накопленного этнокультурного опыта, передача которого происходит от одних представителей этноса к другим. Особенно значимыми и запоминающимися, как правило, становятся события, носящие негативный оттенок и выбивающиеся из общей жизненной колеи отдельного этноса. К таким событиям можно отнести геноцид, массовые гонения, репрессии и депортации по этническому признаку. В мировой истории таких случаев немало. Однако в психологии специальных исследований в этой области проводилось не так много. В основном они представлены работами в рамках изучения влияния холокоста на идентичность евреев [2, 8, 16].
В нашей работе мы уделяем внимание ингушскому народу, который стал одним из народов, подвергшимся тотальным репрессиям со стороны сталинского режима, и был насильственно выселен с Северного Кавказа, где проживал испокон веков, в Казахстан и республики Средней Азии. Для того чтобы лучше понимать эту трагическую часть жизни данного этноса, нам придется немного углубиться в историю. В юридическом словаре депортация (лат. deportatio — изгнание, высылка) определяется как «принудительная высылка лица или целой категории лиц в другое государство или другую местность, обычно — под конвоем» [4, с. 218]. В СССР депортация, являясь одной из форм репрессий, выступала в качестве своеобразного инструмента государственной политики по отношению как к отдельным лицам, так и к целым народам, признанным официальной властью социально опасными. Депортация народов представляла собой насильственное переселение граждан по национальному признаку в отдаленные районы СССР.
© Тумгоева Т.А., 2013