УДК: 159.923
Роль «значимого другого» в развитии самооценки подростков с умственной отсталостью
The role of the «Significant other» in the development of Self-esteem in adolescents with mental retardation
Королева ^Ю.А., ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», koroleva-y@yandex. ru
Koroleva Y., Orenburg State Pedagogical University, [email protected]
DOI: 10.34772/KPJ.2020.139.2.038
Ключевые слова: «значимый другой», самооценка, подростки с умственной отсталостью, «зеркальное - я».
Keywords: «Significant other», Self-esteem, teenagers with mental retardation, «mirror-self».
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена ролью самооценки в личностном развитии подростка, в его социально-психологической адаптации. Цель статьи заключается в выявлении как особенностей самооценки подростков с умственной отсталостью, так и роли «значимого другого» в развитии самооценки. Автором сформулировано предположение о том, что процесс отражения мнения окружающих и формирования под его влиянием самооценки у подростков с умственной отсталостью одновременно может как ослабляться, так и усиливаться. Экспериментальным путем доказана взаимосвязь между самооценкой и показателем «значимого другого» у подростков с умственной отсталостью, но при этом индекс «значимого другого» при умственной отсталости значительно ниже в сравнении с индексом подростков с нормативным развитием.
Abstract. The relevance of the article is due to the role of Self-esteem in the personal development of a teenager, in his socio-psychological adaptation. The purpose of the article is to identify both the features of Self-esteem of adolescents with mental retardation, and the relationship of the "Significant other" with the development of Self-esteem. The author makes a suggestion that the process of reflecting the opinion of others and forming Self-esteem under its influence in adolescents with mental retardation can simultaneously be weakened by the specifics of the development of individuals in this group, and be strengthened. The relationship between self-esteem and the indicator of "Significant other" in adolescents with mental retardation has been experimentally proved, but the index of "Significant other" in mental retardation is significantly lower in comparison with the index of adolescents with normative development.
Введение. Взаимосвязь самооценки личности с ее поведением, уверенностью в себе, социальной адаптацией - предмет исследования и возрастной, и социальной психологии, и психологии развития, и специальной психологии. Так, исследованию самооценки у лиц с умственной отсталостью и ее взаимосвязи с различными социально-личностными
структурами посвящены работы Ч.Б. Кожалиевой Ж.И. Намазбаевойи других авторов [3;7;8;9].
Зависимость самооценки человека от социального и эмоционального опыта, от отношения к нему со стороны других людей и мнения близкого окружения была подтверждена в работах разных авторов. Так, еще Л.С. Выготский отмечал, что завышенная самооценка у лиц с умственной отсталостью - это защитная реакция
личности на низкую оценку со стороны [1], то есть самооценка как важнейшее качество личности определяет не только отношение к себе, но и является проекцией отношения других.
Это подтверждает и известная теория зеркального «Я» Ч. Кули, который отмечает, что человек видит свое отражение в поведении, мнении и реакциях других людей, и это становится бессознательным ориентиром для выстраивания собственного «Я», ориентиром формирования самооценки. В процессе интеракций человек создает свое «зеркальное-Я» [11]. Конструирование собственного «Я» во многом зависит от мнения значимого человека или референтной группы.
Теории У. Джеймса, Ч. Кули, Дж.Г. Мида, Г. Салливана, Г. Хаймена, раскрывающие понятия
«социальное - Я», «зеркальное - Я», «обобщенный другой», «значимый другой» [11] доказывают, что взаимодействие людей может быть эффективным лишь в том случае, если его участники являются взаимно значимыми [5]. В отечественной психологии используются понятия «значимые отношения», «значимый человек», «значимый другой». Последнее интерпретируется как «личность, оказывающая влияние на других людей, что выражается в качественном изменении их смысловых образований и поведенческой активности» [4, с. 133].
Характер взаимосвязи «значимого другого» и развития самооценки подростков с умственной отсталостью не является абсолютно прозрачным и понятным, в связи с чем, приведем несколько доводов.
С одной стороны, запаздывание в развитии самосознания, затруднения в считывании и интерпретации ситуаций межличностного взаимодействия, выполняют роль ингибитора. Это осложняет процесс «отзеркаливания» мнения окружающих и ослабляет тем самым степень влияния мнения «значимого другого» на формирование самооценки. Н.Л. Коновалова отмечает, что причина сниженности адаптационного потенциала умственно отсталых кроется в недостаточном осмыслении складывающихся вокруг них социальных ситуаций [6]. С другой стороны, известная выраженная зависимость лиц с умственной отсталостью от социального окружения, выполняя роль катализатора, напротив, усиливает степень влияния мнения значимого другого на развитие самооценки. А, значит, высота самооценки во многом будет зависеть от тех оценок, которые ребенок с умственной отсталостью будет воспринимать от значимого другого и прежде всего - от родителей и учителей.
Ведущими факторами самооценки при нормальном психическом развитии является заимствование внешних оценок
(интериоризованное мнение окружающих), а также обращение к анализу имеющегося опыта, сопоставление собственной деятельности с деятельностью других и проявляющихся в ней собственных качеств. При умственной отсталости механизмы самоанализа, основанного на рефлексии и идентификации, поверхностны и недостаточны, что укрепляет значимость интериоризованного мнения окружающих. Выраженная зависимость от окружающих, а также нарушения мыслительных операций (сравнения, обобщения, анализа) не позволяют домысливать, осознавать, делать собственные выводы. Низкие оценки со стороны, тем самым,
могут формировать низкую самооценку подростка, но это при умственной отсталости бывает не часто, так как возникает та самая псевдокомпенсаторная реакция, о которой писал Л.С. Выготский. Высокая оценка, которую получает подросток с умственной отсталостью от «значимого другого», генерирует высокую самооценку. Эти механизмы и позволяют объяснять часто встречаемый высокий уровень самооценки у подростков с умственной отсталостью.
В наши задачи входит не только подтверждение описанной выше взаимосвязи, но и доказательство отличия подростков с умственной отсталостью от нормативных подростков по степени сформированности показателя «значимого другого».
Материалы и методы исследования. Для изучения самооценки и индекса «значимого другого» был использован следующий инструментарий: Методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан [10] и символические задания на выявление «Социального Я» (по Б. Лонгу, Р. Зиллеру, Р. Хендерсону) [2]. Ограничение по методике Дембо-Рубинштейн заключается в описании результатов изучения только самооценки (без притязаний): по 6 шкалам и обобщенному показателю. По второй методике были использованы результаты задания, которое позволяет выявить индекс «значимого другого». В основе построения задания лежит предположение о том, что физическое расстояние между нарисованными кружками,
символизирующими «Я» и значимых других, может быть интерпретировано как психологическая дистанция. Расположение кружка внутри фигуры, составленной из кружков «других», понимается как включенность в группу, «значимость другого» (1 балл); вне фигуры - как незначимость и отрешенность (0 баллов).
Статистический анализ был проведен с помощью U-критерия Манна-Уитни и критерия Спирмена.
В исследовании приняли участие подростки с умственной отсталостью (n=84) и подростки с нормативным развитием (n=80) в возрасте от 12 до 15 лет.
Результаты исследования. Известно, что о неблагополучии личности можно говорить в случае принадлежности показателя самооценки либо к диапазону очень высокого уровня (75 - 100), либо низкого (меньше 45). Наличие очень высокого уровня самооценки (по шкалам) в группах подростков представлено на рисунке 1.
Рисунок 1. - Очень высокий уровень самооценки (по шкалам) в экспериментальной (1) и контрольной (2) группах подростков (в %)
Как показано на рисунке, наибольшее число подростков с умственной отсталостью (более 50%) имеет неадекватно высокую оценку по шкалам «Умелые руки», «Внешность» и «Уверенность в себе». Более 40% аналогичным образом оценивают свой ум, способности и авторитет у сверстников.
У подростков с нормативным развитием в меньшей степени обнаруживается неадекватно высокая самооценка, однако, от 35 до 40% подростков все же обладает такой самооценкой по отдельным шкалам.
При легкой умственной отсталости очень высокая самооценка обусловлена снижением критичности, недостаточной рефлексивностью, инфантильностью, а также гиперкомпенсаторной реакцией, вызванной сложным взаимодействием социальных факторов, возникающих на фоне чувства малоценности и наличии низких оценок со стороны окружающих.
Низкий уровень оценивания отдельных характеристик, свидетельствующий о
неблагополучии развития личности, также обнаруживается в группах подростков, см. рисунок 2.
23,8
25 20 15 10 5 0
□ Ум, способности ■ Характер
И Авторитет у сверстников Н Умелые руки
□ Внешность
□ Уверенность в себе
1
2
Рисунок 2. - Низкий уровень самооценки (по шкалам)) в экспериментальной (1) и контрольной
2) группах подростков в %)
23,8% подростков с умственной отсталостью отмечают негативную сторону своего характера, а подростки с нормативным развитием наиболее критично подходят к оцениванию такой характеристики «как авторитет у сверстников», что, вероятнее всего, свидетельствует о зонах
неудовлетворенных потребностей.
Обобщение результатов шкал позволяет распределить подростков экспериментальной и контрольной групп по уровням самооценки, см. рисунок 3.
80 60 40 20 0
69,3
55,9
□ Очень высокий уровень самооценки
□ Высокий и средний уровень самооценки
И Низкий уровень самооценки
1
2
Рисунок 3. - Распределение подростков экспериментальной (1) и контрольной (2) групп по уровням
обобщенного показателя самооценки (в %)
Принято считать, что показатели от 60 до 74 (высокий уровень) и от 45 до 59 (средний уровень) характеризуют нормальную самооценку, поэтому мы объединили их в одну группу. Очень высокий уровень самооценки почти в 2 раза чаще встречается у подростков с умственной отсталостью, в сравнении с нормативно развивающимися подростками. А вот низкий уровень обобщенного показателя самооценки в обеих группах встречается очень редко.
Таким образом, неадекватные показатели самооценки у подростков с умственной отсталостью - это результат недостаточной рефлексивности, инфантильности личности, неудовлетворенности социогенных потребностей, это реакция на осознание собственного нарушения в развитии, а также реакция на мнение о подростке от социального окружения.
Выполнение подростками символического задания показало, что включенность в группу,
«значимость другого» испытывает 80% подростков контрольной группы и только 48% подростков экспериментальной группы. Корреляционный анализ подтвердил связь индекса «значимости другого» с показателем самооценки в обеих группах (ЭГ: г = 0,27; КГ: г = 0,34). Стабильная и адекватная самооценка напрямую зависит от того, насколько связи подростка с близкими устойчивы и положительны, насколько подросток позитивно воспринимает себя через отношение и мнение других.
Метод сравнительной статистики позволил подтвердить, что обобщенный показатель самооценки респондентов с нормативным развитием достоверно ниже в сравнении с показателем подростков с умственной отсталостью, а индекс «значимого другого», напротив, достоверно выше у подростков контрольной группы, см. таблицу 1.
Таблица 1. - Достоверность различий в развитии самооценки и индекса «значимого другого»
Параметры N среднее ст. отклон N среднее ст. отклон U Z P
Самооценка 84 73,52 15,23 80 65,59 16,42 2398 3,1647 0,0016
Индекс «значимого другого» 84 0,48 0,50 80 0,80 0,40 2272 -3,5793 0,0003
Заключение. Учитывая различия между подростками двух групп в индексе «значимого другого» степень влияния мнения окружающих на формирующуюся самооценку в подростковом возрасте более выражена у респондентов с нормативным развитием. Трудности подростков с умственной отсталостью в установлении межличностных отношений, бедность социальных контактов, снижение способности к анализу, синтезу, обобщению и т.д. осложняют
развитие социальной идентичности, затрудняя осознание включенности в группу и «значимости другого». Результаты теоретико-
экспериментального исследования подтвердили важную роль «значимого другого» в развитии самооценки у респондентов с умственной отсталостью, несмотря на то, что процесс «отзеркаливания» мнения окружающих у этой группы подростков более слабый, в сравнении с подростками с нормативным развитием.
Литература:
1. Выготский Л.С. Основыдефектологии / Л.С. Выготский; под.ред. Т.А. Власовой. - М.: Педагогика. -1983. - 369 с.
2. Кикина М.И. Психолого-педагогическая диагностика изменений уровней личностных качеств школьников, изучающих предмет «Самопознание»: методические рекомендации / М.И. Кикина, Е.Е. Овсянникова. - Усть-Каменогорск, 2007. - 56 с.
3. Кожалиева Ч.Б. О Возрастной динамике образа «Я» у умственно отсталых подростков / Ч.Б.Кожалиева // Дефектология. - 1997. - № 4. - С. 36-42.
4. Кондратьев М.Ю. Азбука социального психолога-практика: справочно-энциклопедическое издание [Электронный ресурс] / М.Ю. Кондратьев, В.А. Ильин. - М.: Пер Сэ, 2007. - 464 с. - Режим доступа: http://psychlib.гu/inc/absid.php?absid=60662
5. Кондратьев М.Ю. «Значимый другой»: слагаемые межличностной значимости / М.Ю. Кондратьев // Социальная психология и общество. -2011. - Том 2. - № 2. - С. 17-28.
6. Предупреждение нарушений развития личности при психологическом сопровождении школьников / Н.Л. Коновалова. - СПб.: Изд-во СПб ун-та. - 2000. - 205 с.
7. Королева Ю.А. Самооценка в структуре социально-психологической компетентности
подростков с отклонениями в развитии / Ю.А. Королева, Ж.И. Сардарова // Вестник Красноярского педагогического университета. - 2017. - № 1. - С. 138-142.
8. Назаревич О.С. Психологические особенности взаимосвязи формирования личностной самооценки и интеграции в социум у учащихся с умственной отсталостью: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.10 / О.С. Назаревич. - Н. Новгород. - 2004. - 23 с.
9. Намазбаева Ж.И. Некоторые вопросы личности умственно отсталого школьника / Ж.И. Намазбаева // Дефектология. - 1982. - № 1. - С. 24-29.
10. Прихожан А.М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога: сб. научн. тр. / А.М. Прихожан // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик; редкол.: И.В. Дубровина (отв. ред.) и др. - М.: изд. АПН СССР, 1988. - C. 110-128.
11. Путилло Л.В. Социология: учебный курс. [Электронный ресурс] / Л.В. Путилло. - Режим доступа: https://online.muiv.ru/media/lib/books /sotsiologiya/xbook207/book/index/index.html?go=part-007*page.htm#i01338
References:
1. Vygotsky L.S. Basics of defectology / L.S. Vygotsky; ed. T.A. Vlasova. - M.: Pedagogy. - 1983. - 369 P.
2. Kikina M.I. Psychological and pedagogical diagnosis of changes in the levels of personal qualities of students studying the subject "Self-knowledge": methodological recommendations / M.I. Kikina, E.E. Ovsyannikova. - Ust-Kamenogorsk, 2007. - 56 p.
3. Kozhalieva Ch.B. About age dynamics of the image of "I" in mentally retarded adolescents / Ch. B. Kozhalieva // Defectology. - 1997. - № 4. - S. 36-42.
4. Kondratiev M.Yu. The alphabet of social psychologist-practice: reference and encyclopedic publication [Electronic resource] / M.Yu. Kondratiev, V.A. Ilyin. - M.: Per Se, 2007. - 464 p. - Access mode: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=60662
5. Kondratiev M.Yu. "Significant Othef': terms of interpersonal significance / M.Yu. Kondratyev // Social Psychology and Society. - 2011. - Volume 2. - № 2. - S. 17-28.
6. Prevention of personality development disorders during psychological support of schoolchildren / N.L. Konovalova. - St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg University. - 2000. - 205 p.
7. Koroleva Yu.A. Self-assessment in the structure of socio-psychological competence of adolescents with developmental disabilities / Yu.A. Queen, J.I. Sardarova // Bulletin of the Krasnoyarsk Pedagogical University. - 2017. - № 1. - S. 138-142.
8. Nazarevich O.S. Psychological features of the relationship between the formation of personal self-esteem and integration into society in students with mental retardation: author. dis. ... cand. psychol. sciences: 19.00.10 / O.S. Nazarevich. - N. Novgorod. - 2004. - 23 p.
9. Namazbaeva Zh.I. Some questions of the personality of a mentally retarded student / Zh.I. Namazbaeva // Defectology. - 1982. - № 1. - S. 24-29.
10. Parishioners A.M. The use of direct assessment methods in the work of a school psychologist: Sat. scientific tr / A.M. Parishioners // Scientific and methodological foundations for the use of specific psychodiagnostic techniques in the school psychological service; Editorial: I.V. Dubrovina (ed.) And others. - M.: ed. APN USSR, 1988. - C. 110-128.
11. Putillo L.V. Sociology: a training course. [Electronic resource] / L.V. Putillo. - Access mode: https://online.muiv.ru/media/lib/books/sotsiologiya/xbook2 07/book/index/index.html?go=part-007*page.htm#i01338
19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии