Научная статья на тему 'Роль железнодорожного транспорта в достижении макроэкономической эффективности'

Роль железнодорожного транспорта в достижении макроэкономической эффективности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
591
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / MACROECONOMIC EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панкратова Е. А.

В статье определены направления оценки эффективности деятельности железнодорожного транспорта с точки зрения достижения макроэкономической эффективности. В частности, указывается, что изучение макроэкономической роли железнодорожного транспорта и его влияния на достижение макроэкономической эффективности имеет важное значение для развития экономики. При этом результаты, которые могут быть получены в ходе проведения таких исследований, должны учитываться при выборе методов стратегического управления железнодорожным транспортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF RAILWAYS IN ACHIEVING MACROECONOMIC PERFORMANCE

The article defines the directions of the evaluation of the efficiency of the railway transport from the point of view of achieving macroeconomic efficiency. In particular, it is pointed out that the study of the macroeconomic role of rail transport and its impact on the achievement of macroeconomic efficiency is of great importance for the development of the economy. However, the results that can be obtained during such studies should be taken into account when choosing methods for strategic management of rail transport.

Текст научной работы на тему «Роль железнодорожного транспорта в достижении макроэкономической эффективности»

УДК 656.2:330.101.541

РОЛЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В ДОСТИЖЕНИИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Панкратова Е.А., к.э.н., доцент РУТ, ФГОБУ ВО «Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая

II» (МГУПС (МИИТ), e-mail: [email protected]

В статье определены направления оценки эффективности деятельности железнодорожного транспорта с точки зрения достижения макроэкономической эффективности. В частности, указывается, что изучение макроэкономической роли железнодорожного транспорта и его влияния на достижение макроэкономической эффективности имеет важное значение для развития экономики. При этом результаты, которые могут быть получены в ходе проведения таких исследований, должны учитываться при выборе методов стратегического управления железнодорожным транспортом.

Ключевые слова: эффективность, макроэкономическая эффективность.

THE ROLE OF RAILWAYS IN ACHIEVING MACROECONOMIC PERFORMANCE

Pankratova E., Ph.D., assistant professor, RUT, FSEIHE «Moscow State University of Railway Engineering under the name of Emperor Nikolay

II» (MGUPS (MIIT), e-mail: [email protected]

The article defines the directions of the evaluation of the efficiency of the railway transport from the point of view of achieving macroeconomic efficiency. In particular, it is pointed out that the study of the macroeconomic role of rail transport and its impact on the achievement of macroeconomic efficiency is of great importance for the development of the economy. However, the results that can be obtained during such studies should be taken into account when choosing methods for strategic management of rail transport.

Keywords: efficiency, macroeconomic efficiency.

Транспорт имеет важное значение для экономики: качество транспортной инфраструктуры является одним из ключевых факторов ее конкурентоспособности, а рост мобильности населения - один из важнейших показателей развития общества.

При этом особенное значение принадлежит железнодорожному транспорту. Использование макроэкономического подхода к анализу развития железнодорожного транспорта позволило сформулировать теоретическую концепцию его эволюции1, которая рассмотрена «... непосредственно исходя из влияния железнодорожного транспорта на развитие экономики»2. Согласно этой концепции, в третьей фазе его эволюции железнодорожный транспорт «. возвращается к роли лидера и стимулятора инновационного экономического развития на основе сочетания интенсификации и производительности своей деятельности с созданием и расширением новых типов железнодорожных линий.»3.

Потребности развития железнодорожного транспорта порождают потребности в новых технологиях, новых организационных решениях, что также не может не оказывать влияния на многие другие отрасли. Железные дороги не только обслуживают, но также оказывают прямое влияние на рост, развитие и интеграцию субъектов Российской Федерации.

На долю железнодорожного транспорта в грузообороте транспортной системы России приходится 45,3% (с учетом трубопроводного транспорта)4. При этом объемы грузовых железнодорожных перевозок являются важнейшим индикатором макроэкономической конъюнктуры5, который характеризует уровень производства и сбыта в натуральном измерении, а «динамику отправления грузов железнодорожным транспортом можно использовать не только для оперативного, но и для долгосрочного анализа макроэкономической ситуации»6.

1 Лапидус Б.М., Мачерет Д.А. Макроэкономическая роль железнодорожного транспорта: Теоретические основы, исторические тенденции и взгляд в будущее. М.: КРАСАНД, 2014. С.76

2 Лапидус Б.М., Мачерет Д.А. Макроэкономическая роль железнодорожного транспорта: Теоретические основы, исторические тенденции и взгляд в будущее. М.: КРАСАНД, 2014. С.56

3 Лапидус Б.М., Мачерет Д.А. Макроэкономическая роль железнодорожного транспорта: Теоретические основы, исторические тенденции и взгляд в будущее. М.: КРАСАНД, 2014. С.75

4 http://rzd.ru - дата обращения 10.10.2016 г.

5 Мачерет Д.А., Рышков А.В, Белоглазов А.Ю. Работа российских железных дорог - важный индикатор и инструмент преодоления экономического кризиса в стране// Экономика железных дорог. 2009. №4. С.10-16.

6 Лапидус Б.М., Мачерет Д.А. Макроэкономическая роль железнодорожного транспорта: Теоретические основы, исторические

тенденции и взгляд в будущее. М.: КРАСАНД, 2014. С.82

Железнодорожный транспорт является частью единой транспортной системы страны. Поэтому для достижения макроэкономической эффективности, по нашему мнению, важно понимание значения и перспектив развития железнодорожного транспорта в совокупности с другими видами транспорта. Особенное внимание при этом должно быть уделено созданию «.эффективных технологий взаимодействия железнодорожного транспорта с другими видами транспорта, обеспечивающих повышение эффективности и качества обслуживания товаровладельцев и пассажиров со стороны транспортной системы в целом»7.

Еще одним важным вопросом, требующим внимательного изучения с точки зрения макроэкономической роли железнодорожного транспорта, является вопрос установления цен и тарифов. С одной стороны, цены и тарифы на продукцию (услуги) инфраструктурных компаний должны обеспечивать условия для воспроизводства ресурсов в данной сфере с учетом потребностей экономики, а с другой стороны, для обеспечения конкурентоспособности и недопущения значительного усиления инфляционного давления, вероятно, существует необходимость ограничения их роста. Поэтому модели ценообразования и тарифообразования должны создавать мотивацию для оптимизации затрат транспортных компаний, и при этом способствовать повышению эффективности их деятельности.

Таким образом, с точки зрения достижения макроэкономической эффективности качество деятельности транспортного комплекса может быть оценено по таким направлениям, как:

• уровень удельных транспортных издержек в цене конечной продукции;

• скорость доставки товаров;

• срочность, ритмичность доставки товаров;

• величина экспорта транспортных услуг, рост транзитных перевозок;

• предоставление полного объема необходимых высококачественных транспортных услуг;

• стратегическая гармонизация с развитием смежных отраслей - поставщиков ресурсов для развития и функционирования транспорта;

• другие.

Каждое из указанных направлений (отражающее общеэкономическое значение транспорта), может характеризоваться как отдельными показателями, так и их совокупностями. К числу прочих показателей (отражающих качество деятельности самого транспорта) можно отнести, например, показатель производительности труда.

Для оценки роли железнодорожного транспорта в достижении макроэкономической эффективности, по нашему мнению, могут

7 Лапидус Б.М., Мачерет Д.А. Макроэкономическая роль железнодорожного транспорта: Теоретические основы, исторические тенденции и взгляд в будущее. М.: КРАСАНД, 2014. С.78

66 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №4 2017 |

быть применены некоторые подходы, используемые в макроэкономическом программировании.

Макроэкономическое программирование - это процесс составления плана достижения поставленных макроэкономических целей. Этот процесс «охватывает этапы постановки целей, оценки существующей ситуации и определения механизмов решения идентифицированных проблем»8. Основной целью макроэкономического программирования является обеспечение макроэкономической устойчивости, которая представляет собой одновременное достижение внутреннего и внешнего балансов.

«Программирование реального сектора заключается в определении текущего уровня фактического производства не одного, а всех предприятий страны и тенденций его развития в среднесрочной перспективе»9. При этом измерителем объемов производства и выпуска товаров и услуг является показатель валового внутреннего продукта (ВВП), который рассчитывается на основе системы национальных счетов (СНС). В макроэкономическом программировании учитываются результаты анализа прошлых трендов, оценивается текущее положение и осуществляется прогнозирование будущего экономического развития.

При этом следует отметить, что «исследование возможностей применения отдельных подходов макроэкономического программирования применительно к деятельности железнодорожного транспорта может иметь важное теоретическое и практическое значение»10.

8 А.П. Киреев Международная макроэкономика: Учебник. М.: Междунар. отношения, 2014. С.348

9 А.П. Киреев Международная макроэкономика: Учебник. М.: Междунар. отношения, 2014. С.385

10 Панкратова Е.А. Применение макроэкономического программирования для управления деятельностью и повышения экономиче-

Таким образом, изучение макроэкономической роли железнодорожного транспорта и его влияния на достижение макроэкономической эффективности имеет важное значение для развития экономики, а результаты, полученные в его ходе, должны учитываться при выборе методов стратегического управления железнодорожным транспортом.

Литература:

1. Лапидус, Б.М. Макроэкономическая роль железнодорожного транспорта: Теоретические основы, исторические тенденции и взгляд в будущее / Б.М. Лапидус, Д.А. Мачерет. - М.: КРАСАНД, 2014. - 234 с.

2. http://rzd.ru - дата обращения 10.10.2016г.

3. Мачерет, Д.А. Работа российских железных дорог - важный индикатор и инструмент преодоления экономического кризиса в стране/ Д.А. Мачерет, А.В. Рышков, А.Ю. Белоглазов // Экономика железных дорог. - 2009. - №4. - С.10-16.

4. Мачерет, Д.А. Транспортный срез экономики / Д.А. Мачерет // Мир транспорта. - 2009. - № 4. - С. 64-69.

5. Киреев, А.П. Международная макроэкономика: Учебник. / А.П. Киреев. - М.: Междунар. отношения, 2014. - 592 с.

6. Панкратова, Е.А. Применение макроэкономического программирования для управления деятельностью и повышения экономической безопасности железнодорожного транспорта/ БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ// Труды Семнадцатой научно-практической конференции. - М.: МГУПС (МИИТ), 2016.

ской безопасности железнодорожного транспорта/ БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ// Труды Семнадцатой научно-практической конференции. М.: МГУПС (МИИТ). 2016. С^-47

ТКАШРОКТ БШШБББ Ш КШБТА | №4 2017 | 67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.