УДК 8142
Н. С. Данкова, Т. В. Дубровская, С. О. Гуляйкина
Данкова Н. С., ст. преподаватель кафедры английского языка, Пензенский гос. ун-т; e-mail: [email protected]
Дубровская Т. В., доктор филологических наук, доцент, заведующая кафедрой английского языка, Пензенский гос. ун-т; e-mail: [email protected] Гуляйкина С. О., кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка, Пензенский гос. ун-т; e-mail: [email protected]
РОЛЬ ЖАНРА В КОНСТРУИРОВАНИИ ИМИДЖА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ1
Авторы рассматривают дискурсивные способы репрезентации института правосудия в пензенских печатных СМИ, выделяя основные жанры, в рамках которых отражена деятельность данного института. Цель исследования - определить роль жанра в конструировании имиджа судебной власти в местных СМИ. В рамках выделенных жанров проводится анализ языковых средств, используемых журналистами. В заключительной части делается вывод о влиянии выбранного жанра на создание образа института правосудия.
Ключевые слова: судебная власть; СМИ; жанр; репрезентация; положительный; отрицательный.
Dankova N. S.
Senior Lecturer, the Department of English, Penza State University, Penza; e-mail: [email protected]
Dubrovskaya T. V.
Doctor of Philology; Head of the Department of English, Penza State University, Penza; e-mail: [email protected]
Gulyaykina S. O.
Ph.D., Associate Professor, the Department of English, Penza State University, Penza; e-mail: [email protected]
THE ROLE OF GENRE IN CONSTRUCTING THE IMAGE OF JUDICIAL POWER
The authors examine discursive representations of the judiciary in printed mass media of Penza region distinguishing the dominating genres through which the work of the institution is revealed. The purpose of the study is to determine the
1 Публикация подготовлена в рамках научного проекта РГНФ №14-1458002 «Дискурсивное конструирование имиджа судебной власти в региональных средствах массовой информации (на примере Пензенской области)».
role of genre in constructing the image of judicial power in the local media. Within the determined genres, the analysis of linguistic means used by journalists is performed. The research indicates that the image of the judiciary is predetermined by the genre chosen by the journalist.
Key words: judicial power; mass media; genre; representation; positive; negative.
В настоящее время в нашей стране в целом и в Поволжском регионе, в частности наблюдается неоднозначное отношение общественности к институту правосудия. С одной стороны, все больше граждан обращаются в суд за защитой своих прав и интересов. С другой - социологические опросы выявляют недоверие общества судебной власти. Так, по данным соцопроса фонда «Общественное мнение» 2012 г., 40 % опрошенных выразили свое негативное отношение в адрес судебной системы, только 24 %% оценили деятельность суда и судей положительно [10].
Нам представляется, что определенная доля ответственности за формирование общественного мнения о судебной системе ложится на СМИ, так как у большинства людей представление о системе правосудия складывается из информации, которую они получают из средств массовой информации, а не личного опыта пребывания в зале суда [6].
Отдельные аспекты, составляющие образ судебной власти, были рассмотрены ранее в работах, направленных на исследование репрезентации института судебной власти в английской прессе и российских СМИ [2; 3; 5; 6].
Полагаем, что репрезентация судебной власти в местных СМИ также заслуживает внимания. Данная работа является частью проекта, цель которого состоит в изучении типичных репрезентаций института правосудия в СМИ в Пензенском регионе. Вопросы взаимоотношений судебной власти и СМИ в Пензенской области, а также манипуляции прагмалингвистическими средствами при создании имиджа судебной власти обсуждены нами ранее [1; 7].
Одним из факторов, который во многом определяет способ репрезентации действительности, является жанр, выбранный журналистом. Целью данного фрагмента исследования является определение роли журналистского жанра в создании имиджа судебной власти в местных СМИ.
Материалом для исследования послужили статьи о судебной системе и судьях, опубликованные в местных газетах «Пензенская правда» (далее - ПП), которая представляет правительственную прессу, и «Улица Московская» (далее - УМ), которая позиционирует себя как оппозиционная газета. На примере 116 статей о судебной системе, отобранных методом сплошной выборки за период с января по март 2014 г., мы определим роль журналистских жанров в формировании имиджа института правосудия.
Методология исследования основана на дискурсивном анализе.
Понятие «жанр» получает в журналистике разные толкования, однако разные определения, на наш взгляд, имеют много общего. Большинство исследователей рассматривают жанр журналистики с точки зрения формальных признаков. Определение А. А. Тертычно-го сочетает в себе два подхода: с точки зрения формы и содержания, поэтому представляется нам наиболее удачным. Исследователь подразумевает под жанрами «устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками» [12].
Отдельно следует сказать о классификации жанров журналистики. Большинство отечественных исследователей, чьи точки зрения мы берем за основу в данной работе, исходят из функциональной направленности жанра и выделяют информационные, аналитические и художественно-публицистические группы жанров [12; 13; 14].
Основная функция информационных жанров - информирование, что предполагает сообщение фактов. Несмотря на то, что данная группа жанров предполагает нейтральное и беспристрастное освещение событий, исследователи отмечают такие явления, присутствующие в информационных жанрах, как «жажда, поиск экспрессии» [11, с. 145], наличие «авторского начала» [8, с. 174], которые представляют своего рода отклонения от традиционных норм. Аналитические жанры анализируют и интерпретируют факты, события, явления, что предусматривает выражение оценки автора. Задача художественно-публицистических жанров - показать факты, события и явления с помощью художественных средств.
Несмотря на устойчивость формы, вытекающую из определения понятия «жанр», а также связь жанра с определенным типом материала и задачей журналиста, исследователи говорят о «размытости», «гибридизации» [4] или «диффузии» жанров [14]. Так, Т. В. Шмелева указывает на то, что информирование присутствует во всех жанрах
и считает информирование «генеральной интенцией медиасферы» [15, с. 44]. Собственно информационные жанры могут содержать комментарии, что, скорее, характерно для аналитических жанров, а «приемы, которые принято называть художественными, легко входят в медиатексты информационные и аналитические»1.
Далее проследим, какие жанровые формы используются журналистами местных газет для освещения деятельности судебной системы, и какой создается образ института правосудия в рамках того или иного жанра.
Проведенный анализ показал, что для правительственной ПП доминирующим жанром репрезентации судебной системы, является новостной. Посредством данного жанра ПП формирует положительный имидж судебной власти. Суд предстает как субъект, который вершит правосудие во благо общественной справедливости, наказывая виновных и реабилитируя невиновных. Использование журналистами активного залога суд взыскал (ПП 06.03.2014), признал виновным (ПП 06.03.2014), вынес приговор (ПП 17.01.2014), наложил арест (ПП 19.03.2014) позволяет представить судебную систему как активного агента и подчеркнуть социальную значимость института правосудия, его полномочия и авторитет.
Выбранный жанр способствует объективной репрезентации действительности, что выражается в отсутствии каких-либо оценочных комментариев со стороны журналистов. Вместе с тем мы наблюдаем несколько одностороннее освещение данной темы. Читателю предлагаются «голые» факты, отражающие результаты деятельности суда. События, непосредственно происходящие в зале заседания, остаются для читателей «за кадром». В проанализированных нами материалах информация непосредственно о работе представителей правосудия отсутствует, нет упоминания конкретных имен судей. Внимание журналистов как правило сосредоточено на фигурантах того или иного дела, будь то обвиняемые или пострадавшие. При этом бегло упоминается о решении суда по данному делу. Характерно в этой связи использование неопределенно-личных синтаксических конструкций (приговорили, будут судить), что проявляется в следующих примерах: За кражу банковских карт мужчину приговорили к 3 годам колонии
(ПП 20.02.2014).
1 Цит. по: [15, с. 44].
В Пензенской области экс-директора МУПа будут судить за злоупотребление должностными полномочиям (ПП 20.03.2014).
Жанр аналитической статьи, который предпочитают журналисты оппозиционной УМ, а также жанр аналитического комментария, достаточно часто встречающийся на страницах газеты, дают автору возможность выносить какую-либо проблему на всеобщее обсуждение и при этом выражать свою позицию относительно обсуждаемой темы. Свобода в выражении собственной точки зрения, как представляется, предполагает свободу журналиста конструировать имидж судебной власти дискурсивными средствами.
Так, в следующей статье уже в самом названии «Несправедливость узаконили временем» (УМ 21.03.2014) ярко проявляется позиция автора, которая окрашивает способ репрезентации и лежит в основе создания образа судебной системы. В статье сообщается: «Пензенский областной суд оставил без удовлетворения иск пенсионера, квартиру которого незаконно приватизировали и продали» (УМ 21.03.2014). Следует отметить, что выбор активной грамматической конструкции в данном контексте (суд оставил без удовлетворения) указывает на то, что ответственность за упомянутую ранее несправедливость возлагается на Пензенский областной суд. Следующие далее стилистические приемы противопоставления, градации, а также двойное отрицание служат эффективными средствами эмоционального воздействия на читателей, которые призваны испытать чувство жалости по отношению к пенсионеру и чувство негодования в отношении системы правосудия:
По словам родственников, на полученные деньги бывшая жена со своим новым супругом приобрела дом на Шуисте площадью 114 кв. м., сыну купили новую машину, а Николаю Маркину не купили ничего. И теперь он в свои 65 лет остался без угла (УМ 21.03.2014).
В ходе дальнейшего изложения автор эксплицитно оценивает описываемые события, что проявляется в следующем ироничном комментарии:
Другими словами, Николай Маркин оказался виноват в том, что ему не сообщили о продаже его квартиры.
На страницах газеты УМ оценочные комментарии в адрес судебной системы часто высказаны частными лицами. Так, УМ цитирует слова обвиняемого в нарушении правил дорожного движения
предпринимателя Олега Тоцкого. Предприниматель говорит о наличии обвинительного уклона в ходе следствия. Вывод, сделанный им в отношении системы правосудия, указывает на ее предвзятость и отсутствие объективности:
Однако я полагаю, что местные судебные органы уже приняли решение... (УМ 21.02.2014).
Кроме того, обвинение в предвзятости и отсутствии объективности выражается в номинации судебной системы как устоявшейся системы (УМ 21.02.2014), что в данном контексте конструирует отрицательный имидж местной системы правосудия.
Жанр аналитической статьи также широко используется на страницах оппозиционной прессы для создания положительного имиджа судебной власти. Конструирование положительного имиджа достигается посредством использования оценочной лексики с положительной коннотацией. Показательной в этом плане нам представляется статья «Арбитражный суд: итоги-2013» (УМ 17. 02. 2014), в которой отмечаются положительные изменения в работе арбитражного суда Пензенской области. Журналист ссылается на доклад председателя суда. Использование лексических единиц с положительной семантикой (сэкономить время и силы, поблагодарил коллег, поблагодарил судей, оценил итоги 2013 г. как в целом положительные) способствует конструированию положительного образа системы правосудия, так же как и следующая цитата председателя арбитражного суда, констатирующая соблюдение принципов открытости, прозрачности и доступности информации:
Наш суд занял 11 место в рейтинге информационной открытости сайтов арбитражных судов субъектов РФ. И 13 место в рейтинге арбитражных судов из 110 с результатом 75 % (УМ 17. 02. 2014).
Хроника событий - еще один жанр, присутствующий на страницах газеты УМ. В частности, в рамках данного жанра описывается конфликт, возникший между Комитетом Пензенской области по физической культуре и спорту и редакцией газеты «Улица Московская», послуживший причиной судебного разбирательства. Комитет Пензенской области по физической культуре и спорту обратился с исковым заявлением в арбитражный суд Пензенской области, обвиняя журналиста газеты УМ в подрыве деловой репутации Комитета и публикации материала, не соответствующего действительности.
Нам представляется, что выбор именно этого жанра обусловлен стремлением журналиста к максимальной объективности в освещении событий. В соответствии с требованиями жанра в публикации отсутствуют какие-либо комментарии в адрес судебной системы и принятого по данному делу решения. Упоминается тот факт что, что суд частично удовлетворил требования облспорткомитета.
Несмотря на несогласие редакции газеты УМ с судебным решением, деятельность суда в данной публикации освещается нейтрально, вследствие чего и образ судебной системы складывается нейтральный. Суд предстает как авторитетная инстанция, а является ли данное решение справедливым или нет, выносится на суд читателей. В данной публикации привлекает внимание тот факт, что выбранный журналистом жанр не соответствует в полной мере тому, что является газетно-журнальным информационным жанром, который призван кратко сообщать о факте. Вместо этого читателю предлагается подборка информации о хронологической последовательности событий. Хронику такого рода В. Е. Петров относит к художественно-публицистическим жанрам, так как подборка информации здесь «определенным образом составленная и оформленная» [9]. Поскольку отбор фактов может иметь принципиальное значение: не только информировать, но и воздействовать на восприятие читателя, то и целью данной публикации является, на наш взгляд, стремление журналиста убедить читателей в правомерности своих действий, что, в свою очередь, может заставить усомниться в справедливости принятого судом решения.
Стенограмма судебного заседания - жанр, используемый оппозиционной прессой, который также предлагает читателям самостоятельно делать выводы о деятельности системы судопроизводства в Пензенской области. Уголовное дело в отношении предпринимателя Олега Тоцкого, который, разворачиваясь, не пропустил мотоцикл, получило широкую огласку и привлекло особое внимание журналистов УМ, использующих для освещения событий в том числе и жанр стенограммы судебного заседания. Так, читателям предлагается материал, основанный на стенограмме судебного заседания, в ходе которого допрашиваются представители потерпевший стороны, и содержащий некоторые поясняющие комментарии журналиста. Выбранный жанр дает читателю возможность взглянуть на ситуацию изнутри, почувствовать себя участниками процесса и, как следствие, сформировать свой взгляд на данное дело и собственное отношение к его
участникам. В целом, имидж судебной системы представлен в данном материале нейтрально.
Проведенный анализ показал, что правительственная ПП использует, главным образом, новостной жанр для освещения деятельности судебной власти, что способствует объективной, безоценочной репрезентации действительности. Новостной жанр представлен в его классическом варианте. Так называемые отклонения от традиционных норм в виде экспрессивных средств, а также наличие «авторского начала» нам не встречались. Максимальная объективность репрезентации достигается благодаря строгому соблюдению традиций информационных жанров. В рамках данного жанра конструируется положительный имидж института правосудия: суд предстает как авторитетная инстанция, призванная защищать права граждан и следить за соблюдением закона во благо общественной справедливости. Однако из-за поверхностного освещения деятельности института правосудия наблюдается некая завуалированность данного образа.
В материалах газеты УМ прослеживается более многогранное освещение функционирования судебной системы, что выражается в наличии таких жанров, как аналитическая статья, аналитический комментарий, хроника событий, стенограмма судебного заседания. Представленные жанры отражают такие ценности функционирования судебной власти, как открытость, доступность, прозрачность.
Отмечено такое явление, как взаимопроникновение жанровых форм. Так, жанры стенограммы судебного заседания и хроники событий включают журналистские комментарии. Кроме того, жанр хроники на страницах газеты УМ является нетипичным для информационных жанров журналистики и помимо информирования преследует также цель убеждения.
На страницах оппозиционной газеты присутствуют статьи, создающие как положительный образ судебной системы, так и отрицательный. Оценочные комментарии высказаны голосами частных лиц. Сами журналисты как правило склонны воздерживаться от оценочных суждений. Однако в некоторых материалах прослеживается авторская позиция, которая может выражаться как эксплицитными, так и имплицитными средствами.
Таким образом, выбранный жанр может ограничивать журналиста определенными рамками либо, напротив, предоставлять ему определенную свободу в репрезентации действительности, что определяет роль жанра в формировании имиджа судебной власти.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гуляйкина С. О., Дубровская Т. В., Данкова Н. С. Манипулятивный потенциал медийных стратегий репрезентации судебной власти (на материале СМИ Пензенской области) // Политическая лингвистика. - 2014. -№ 4 (50). - С.101-108.
2. Данкова Н. С. Репрезентация отношений «судебная власть - народ» в дискурсе английских СМИ // Молодежь и наука: слово, текст, личность: материалы Международной молодежной научно-практической конференции. - Ч. 1. - Ульяновск : УлГПУ, 2014. - С. 122-127.
3. Данкова Н. С., Дубровская Т. В. Репрезентация оппозиции «судебная власть - народ» в дискурсе российских печатных СМИ // Филология и человек. - 2014. - № 4. - С. 35-46.
4. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь. - М. : Наука, 2008. - 264 с.
5. Дубровская Т. В. Образ судьи и судебной власти в дискурсе английских СМИ // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2008. - Вып. 3. - С. 72-81.
6. Дубровская Т. В., Гуляйкина С. О. О роли печатных СМИ в создании имиджа российской судебной системы // Язык. Право. Общество: сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. О. В. Барабаш, Г. И. Канакиной. -Пенза : Изд-во ПГУ, 2013. - С. 118-124.
7. Дубровская Т. В., Гуляйкина С. О., Данкова Н. С. Современный контекст взаимоотношений судебной власти и СМИ в Пензенской области // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2014. - № 3 (31). - С. 163-173.
8. Екимова О. А. Авторское начало новостного текста в зеркале англорусских соответствий // Медиатекст как полиинтенциональная система: сб. статей / отв. ред. Л. Р. Дускаева, Н. С. Цветова. - СПб. : СПб. гос. ун-т, 2012. - С. 174-178.
9. Петров В. Е. Хроника как художественно-публицистический жанр: хорошо темперированное прошлое [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kirshin.ru/about/arsii/03_05.html
10. Российский суд теряет завоеванное доверие [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.ru/review/view/75723/
11. Солганик Г. Я. Язык информации и синонимия // Медиатекст как полиин-тенциональная система: сб. статей / отв. ред. Л. Р. Дускаева, Н. С. Цветова. - СПб. : СПб. гос. ун-т, 2012. - С. 145-149.
12. Тертычный А. А. Жанры периодической печати: учебное пособие. - М. : Аспект Пресс, 2000 - 312 с.
13. Ученова В. В. Гносеологические проблемы публицистики. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1971. - 157 с.
14. Цвик В. Л. Введение в журналистику: учебное пособие. - 2-е изд, доп. и перераб. - М. : Изд-во МНЭПУ, 2000. - 134 с.
15. Шмелева Т. В. Медийное речеведение: сборник статей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://jf.spbu.ru/upload/files/file_1354569984_6705. ра&йр:/^рЬи.ги/ир1оаМ"1^/Ше_1354569984_6705.рд1"