Роль земельной политики в управлении развитием сельских территорий
Н.Ю. Улицкая доцент кафедры кадастра недвижимости и права Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, доцент, кандидат экономических наук (г. Пенза) М.С. Акимова доцент кафедры кадастра недвижимости и права Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, доцент, кандидат экономических наук (г. Пенза) М.В. Улицкая аспирант кафедры кадастра недвижимости и права Пензенского государственного университета архитектуры и строительства (г. Пенза)
Наталья Юрьевна Улицкая, [email protected]
Основные направления исследований сельских территорий
Исследования проблем развития сельских территорий, как правило, акцентируются, во-первых, на вопросах устойчивого развития (sustainable development), делая упор на экологическую и ресурсную направленность природопользования; во-вторых, на темах сельского развития (rural development), связывая социальные аспекты с комплексностью развития сельской местности. Следовательно, устойчивое развитие сельских территорий отражает, с одной стороны, пространственный базис с определенным природно-ресурсным потенциалом (естественная часть), а с другой - возможности и ограничения формальных и неформальных институтов сельской территории (сельский социум (население, бизнес, власть), инфраструктуру территории, рынки и многое другое) (антропогенная часть) (см. [3; 5, с. 17]).
Но в любом случае надо понимать, что устойчивое развитие сельских территорий - это процесс, характеризуемый количественно-качественными показателями, на который нужно воздействовать и который надо регулировать, задавая нужное направление развития.
Так, анализ работ отечественных ав-
торов показал, что в России сформировалось несколько направлений исследований в контексте управления развитием сельских территорий (см. табл. 1).
Место земельной политики в управлении развитием сельских
территорий в зарубежных странах
Анализ систем управления развитием сельских территорий в зарубежных странах позволяет выделить несколько этапов становления в них векторов земельной политики как одного из основных инструментов регулирования процесса устойчивого развития сельских территорий:
1) до 2006 года земельная политика в сельских территориях была нацелена на развитие сельскохозяйственной отрасли, обеспечивающей продовольственную безопасность в том числе за счет создания условий жизни и деятельности фермеров, развития и модернизации аграрного сектора, стимулирования населения к занятию сельским хозяйством. Особенностью этого этапа стала прерогатива защиты окружающей среды, сохранение ландшафтов;
2) в 2007-2013 годах приоритетными направлениями в идеологии земельной политики становятся усиление конкурентоспособности сельского и лесного хозяйства,
Таблица 1
Систематизация направлений исследований управления развитием
сельских территорий 1
Направление исследования Представители Особенности подхода
Проблемы перспективного развития муниципальных районов сельского типа О.Г. Зубова Упор делается на решение проблем занятости сельского населения, жилищной обеспеченности, развития социальной и инженерной инфраструктуры как основ устойчивого развития сельских территорий
В.В. Калинина Акцентируется внимание на решении проблем транспортной инфраструктуры как фактора влияния на перспективное развитие муниципальных территорий
С.А. Попова Упор делается на проблему оптимизации системы сельского расселения за счет укрупнения поселений посредством объединения экономически неэффективных поселений с более сильными. Результат таких преобразований - повышение эффективности территориального управления, новая экономически обоснованная пространственная организация территории
Тенденции развития сельского хозяйства М.А. Тимошенко Перспективное развитие сельского хозяйства связывается с созданием «крупного холдингового хозяйствования», способного вывести сельскохозяйственную отрасль на новый уровень развития. Вследствие этого эффективная аграрная система окажет положительное влияние на уровень жизни сельского населения
Н.И. Оксанич Положительные сдвиги в развитии сельского хозяйства связываются с созданием агрохолдингов, с помощью которых будет осуществляться «контроль за деятельностью сельхозпроизводителей». Также будут созданы «эффективные каналы движения зерновой продукции»
О.В. Завгород-нева Создание благоприятных условий для освоения новых технологий, расширения ассортимента продукции, выхода на новые рынки сбыта (что повлечет за собой новый уровень конкурентоспособности сельскохозяйственного производства) связывается с реструктуризацией посредством объединения сельскохозяйственных предприятий
Проблемы муниципального управления и оценка его эффективности А.Н. Цепляев Предложено использование обобщающего индикатора, отражающего конечный результат экономических систем муниципалитетов
А.В. Плякин Предложена модель оценки эффективности и результативности деятельности органов местного самоуправления, которая основывается на трех группах критериев: результативность, эффективность и адаптивность. Модель показывает зависимость возможности получения синергетического эффекта от стратегических инициатив органов местного самоуправления
Таблица составлена авторами по результатам анализа научной литературы.
Окончание таблицы 1
го о
I ^ ^
о
о ^ £
Н.И. Морозова По мнению автора, решение проблемы оценки эффективности работы органов муниципальных образований необходимо начинать с повышения эффективности информатизации, что улучшит качество проводимого мониторинга и позволит определить приоритетные направления дальнейшего развития муниципального образования, оптимизирует процесс принятия тех или иных управленческих решений
А.В. Шевандрин Автор полагает, что качество муниципального управления проявляется в его воздействии на социально-экономическое развитие муниципальных территорий, не ухудшающее состояние окружающей среды и приводящее к улучшению условий жизни населения
улучшение качества жизни и содействие диверсификации сельской экономики. Особенность этого этапа - прерогатива учета потребностей сельского социума по улучшению жилищных условий, обеспечению рабочими местами и местами досуга;
3) с 2014 года идет процесс децентрализации управления сельскими территориями, что способствует приумножению механизмов поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, постепенному повышению уровня деловой активности сельского социума. Современный этап стал результатом, заложенным в предшествующих этапах, - увеличение объемов жилищного строительства на селе привело к улучшению демографической ситуации, создание рекреационных и туристских объектов -к росту привлекательности агротуризма, поддержка развития районов с малым населением - к повышению уровня деловой активности и самобытности сельского социума, вложение средств в аграрное образование фермеров - к рациональному и эффективному землепользованию, стимулирование создания рабочих мест - к экономическому подъему сельскохозяйственной отрасли. Особенностью этапа является ориентирование на органическое сельское хозяйство как результат учета потребностей человека в здоровье (см. [1, 2, 4]).
В целом можно выделить два основных направления (вектора) земельной политики:
• развитие ресурсно-аграрной сферы землепользования;
• развитие жилищно-градостроитель-ной сферы землепользования в сельской местности.
Ресурсно-аграрный вектор земельной политики основывается в основном на экономических методах, например:
• экологические дотации для сельскохозяйственных товаропроизводителей; дотации, обусловленные неблагоприятными условиями, и дотации на хозяйство; бюджетная поддержка в виде субсидий для переориентации убыточных хозяйств на другие виды деятельности (Финляндия);
• пониженный либо повышенный земельный налог в зависимости от эффективности землепользования (Япония);
• отмена сельскохозяйственного налога и налога на специфическую продукцию (Китай);
• развитие сельскохозяйственной кооперации стимулируют банки, в которых фермеры берут кредиты на нужды производства, осуществляют страховые операции; развитие такой кооперации поддерживается системой гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию, регулирования сельскохозяйственного рынка; действует таможенный протекционизм в сфере торговли с другими странами (Швеция).
Также земельная политика активно полагается на методы административного менеджмента, например:
• в Дании, чтобы стать фермером, необходимо пройти специальное пятилетнее обучение в сельскохозяйственной школе и стать членом сельскохозяйственного кооператива;
• в Японии сбыт, снабжение, кредитование осуществляются через универсальные кооперативы;
• в Беларуси не предоставляются земли сельскохозяйственного назначения в частную собственность, собственность международных организаций и
иностранных государств;
• в США осуществляется строгая регламентация сельскохозяйственного землепользования в рамках установленных землеустройством зон;
• в Германии введен запрет на дробление лесных и сельскохозяйственных участков, их отчуждение с изменением целевого назначения;
• в Италии имеется возможность экспроприации сельскохозяйственных земель для передачи более эффективным пользователям (см. [9]).
В таблице 2 приведены статистические данные, отражающие результативность
Таблица 2
Основные показатели развития сельских территорий в 2015 году 2
Страна Распределение работников, занятых в сельском и лесном хозяйстве, рыболовстве и охоте, % Доля сельского хозяйства в ВВП, % Сельскохозяйственные угодья, млн га
Россия 6,7 4,7 220,2
Беларусь 9,7 7,5 8,7
Германия 1,4 0,8 16,7
Польша 11,5 3,3 14,4
Республика Молдова 31,7 13,9 2,5
Финляндия 4,2 2,8 2,3
Франция 2,8 1,7 28,8
Великобритания 1,2 0,6 34
Италия 3,6 2,2 13,6
Турция 21,1 8,0 38,4
Израиль 1,1 1,4 0,5
Казахстан 18,0 5,0 92,9
Япония 3,7 1,2 4,5
Египет 27,5 14,0 3,8
Бразилия 14,5 4,9 278,8
Канада 2,2 1,5 65,3
США 1,5 1,4 405,4
Новая Зеландия 6,2 6,9 11,1
Австралия 2,6 2,5 396,6
Таблица составлена с использованием данных, представленных в сборнике [8].
2
ресурсно-аграрного вектора земельной политики на современном этапе развития сельских территорий.
Жилищно-градостроительный вектор земельной политики направлен на предоставление земли под застройку, улучшение жилищных условий населения, развитие в селах инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. Это направление развивается с применением описанных методов.
Так, в Норвегии цены на участки земли, сдаваемые в аренду для строительства жилья для молодежи и престарелых граждан, составляют около 1/3 рыночной цены земли, большие льготы предоставляются при аренде земли под строительство социальных объектов. Во Франции и Китае развитие жилья сельских населенных пунктов поддерживается за счет обустройства инфраструктурой. В США стимулируется строительство индивидуальных домов, в которых проживают 65 процентов населения (в том числе 40 процентов в сельской местности) (см. [9]).
Векторы земельной политики в
регулировании развития сельских территорий России
В России земельная политика реализуется посредствам программ, которые по своим целям разделяются следующим образом:
1 ) на развитие сельского хозяйства и предпринимательской активности на селе;
2) на развитие инфраструктуры и обеспечение отдельных категорий граждан жильем в сельской местности.
Так, Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» поставил приоритет государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства. Постепенно сдвиг государственной политики произошел в сторону удовлетворения потребностей сельского социума - Концепцией устойчивого развития сельских территорий на период
до 2020 года предполагается, что такое развитие возможно за счет роста эффективности сельской экономики, повышения качества и уровня жизни сельского населения, а федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» направлена на развитие инженерной, коммунальной и транспортной инфраструктуры и ориентирована на улучшение условий проживания людей, которые трудятся в сельской местности.
К сожалению, в результате реализации ресурсно-аграрного вектора земельной политики в сельской местности доля населения, занятого в основных отраслях сельской экономики, с 2000 по 2013 год сократилась с 49 до 23 процентов от общего числа занятых в сельской местности.В сельском хозяйстве заработная плата стабильно остается в 2 раза ниже средней по отраслям экономики.
Однако есть и положительные результаты - возросла предпринимательская активность на селе. Так, за период 2006-2013 годы количество зарегистрированных сельскохозяйственных потребительских кооперативов увеличилось в 5 раз. В 2014 году количество кооперативов составило 6 913, из них 1 846 - кредитных, 1 043 - перерабатывающих и 1 595 - снабженческо-сбытовых кооперативов. Продолжительное время наибольшее число кооперативов регистрировалось в Пензенской и Липецкой областях, в Республике Саха (Якутия) (см. [5, 6, 11]).
В результате реализации мероприятий жилищно-градостроительного вектора земельной политики около 300 тысяч сельских семей улучшили жилищные условия, созданы 55 проектов комплексной компактной застройки. Анализ официальной статистической информации показывает, что наибольшее количество жилых домов в сельской местности вводится в Приволжском и Центральном федеральных округах. Однако из-за кризисных явлений в 2014 году темпы строительства снизились (см. табл. 3).
Таблица 3
Ввод в действие жилых домов на сельских территориях, кв. м общей площади 3
Регион Год
2014 2015 2016
Российская Федерация 17 764 831 16 512 590 14 597 027
Центральный федеральный округ 5 268 641 3 906 173 3 677 450
Северо-Западный федеральный округ 1 090 920 1 484 726 608 302
Южный федеральный округ 1 798 565 1 670 090 1 527 430
Северо-Кавказский федеральный округ 1 505 895 1 454 270 1 609 183
Приволжский федеральный округ 5 047 262 5 040 946 4 731 926
Пензенская область 284 100 295 605 309 444
Уральский федеральный округ 1 113 814 1 028 779 766 832
Сибирский федеральный округ 1 416 301 1 578 361 1 425 567
Дальневосточный федеральный округ 378 761 297 445 250 338
Крымский федеральный округ 144 671 51 800
Кроме того, к 2015 году значительно сократилось количество переселенцев из ветхих и аварийных жилых домов, что также свидетельствует о недостатке финансирования государственных программ по улучшению жилищных условий на селе.
В 2016 году ситуация немного улучшилась (см. рис. 1).
В 2014 году уровень газификации жилищного фонда сел составил 57 процентов (по сравнению с 2006 годом (33%) увеличился на 20 процентов). Однако в целом количество негазифицированных сельских населенных пунктов остается высоким и продолжает увеличиваться. В силу того, что в европейской части России наиболее густая сеть системы расселения, здесь и более высокое число негазифицированных
сел (см. рис. 2).
В 2014 году уровень обеспечения питьевой водой сельского населения был равен 60 процентам. Однако удельный вес сельских населенных пунктов, имеющих водо-отведение, составлял всего 5 процентов (в городах - 98 процентов). Водопроводной сети было заменено и отремонтировано в 2014 году - 4 123 982,8 метра, в 2016 году - 3 254 970,1 метра. Канализационной сети было заменено и отремонтировано в 2014 году - 148 493 метра, в 2016 году -129 859,9 метра.
После периода тотального сокращения объектов социального значения на сельских территориях началось медленное увеличение объемов строительства школ, детских садов, больниц, спортивных ком-
Таблица составлена с использованием данных Федеральной службы государственной статистики [11].
3
С
шш
^
си ей О
ц
си т
о .0
35
30
25 -
20
15
10
□ 2014 □ 2015 □ 2016
Рис. 1. Количество переселенных из ветхих и аварийных жилых домов граждан, проживающих на сельских территориях, по годам 4
5
0
плексов и т. п. Так, если за период 20082013 годы число школ в сельской местности сократилось более чем на 12 тысяч, то к концу 2013 года в сельской местности действовали 32 тысячи учреждений общего среднего образования. Число общеобразовательных организаций сельских территорий в 2014 году составило 24 565, в 2015 году - 23 553.
По сравнению с 2000-и годами число поликлиник сократилось на 65 процентов, фельдшерско-акушерских пунктов - на 22 процента, станций скорой помощи - на 11 процентов. В последние годы ситуация меняется: в 2014 году лечебно-профилактических организаций было 37 790, в 2015 году -
38 414, в 2016 году - 38 516.
При этом по сравнению с 2000-и годами сеть учреждений культуры в сельской местности сократилась на 23 процента. Уровень обеспеченности учреждениями культуры следующий:
• культурно-досуговые учреждения - 55 процентов;
• библиотеки - 63 процента (см. [6, 10, 11]).
Однако, несмотря на постоянное сокращение социально значимых объектов, прослеживается положительная тенденция благоустроенности сельского жилищного фонда и развития инфраструктуры сел, расположенных около городов.
4 Графики, представленные на рисунках 1 и 2, составлены с использованием данных Федеральной службы государственной статистики [11].
CQ
О I-
ü
X
^
1=
><
_ü X X
о го
X
о _й
100 90 80 70 60 50 40 -30 -20 10 -| 0
СО СП
t- Ol СП
t- Ol
юю ®-
СП СП СО
СП
00 I---,. -
CD ^ h-^■О) о оо оо оо
глгпп
>s
^
_й
X
О _й О
>s го
.0
X CD
.0 Ч
CD
го -&
CD >S
Ч .D
CD X
* 2
J
=
e — CO
ES _ U) U) Ю
V —
К — о о °
i* а.
со О »S СО _0
го X
-о
о §
Q. Q.
з!
^ Q. * °
^ 'S
О _й
CO X ^ -0
С го
CD
ч
CD
о
ГО Ц
ю о
к го
¡4
о
X
CD со X CD 1=
Ю Г*- С\1 оО|^ Ol ю
ss
£
□ 2014 □ 2015 □ 2016 Рис. 2. Количество негазифицированных населенных пунктов, расположенных на
сельских территориях, по годам
Динамика развития сельских территорий Пензенской области исходя из анализа земельной политики
На примере Пензенской области рассмотрим роль земельной политики в развитии сельских территорий (см. табл. 4). Очевидно, что она имеет такие же ориентиры, как государственная земельная политика. Часть программ имеют ресурсно-аграрный характер, часть - жилищно-градостроительный.
При этом социально-экономическое положение сельских территорий Пензенской области остается достаточно сложным. Более положительную динамику развития показывают территории, которые расположены около областного центра.
На муниципальном уровне земельная политика осуществится через принятие и последовательную реализацию стратегии социально-экономического развития, схемы территориального планирования, градостроительной документации, муниципального земельного контроля, земельного налога, сделок с земельными участками посредством бесплатного предоставления земель отдельным категориям граждан и юридических лиц, формирования инвестиционного земельного фонда.
Например, в 2016 году в Мокшанском районе в рамках ресурсно-аграрного вектора земельной политики сформированы 6 инвестиционных площадок, предлагаемых для освоения и развития агробизнеса (см. [7]).
Таблица 4
Регулирование развития сельских территорий в Пензенской области 5
Название программы Характеристика программы
Устойчивое развитие сельских территорий Пензенской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года Предусматриваются улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, реализация мероприятий по водоснабжению и газификации, а также мероприятия по грантовой поддержке местных инициатив граждан и т. д., что способствует устойчивому развитию мест жизни и деятельности сельского населения
Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014-2020 годы Предусматриваются создание комфортных условий жизни и работы граждан, проживающих в сельской местности, содействие развитию инфраструктуры и высокотехнологических рабочих мест в селе и т. д., что способствует развитию процесса трудоустройства в сельскохозяйственной отрасли с обеспечением условий проживания
Обеспечение жильем молодых семей в 2011-2015 годах Предусматриваются стимулирование строительства жилья эконом-класса и повышение уровня возможностей населения в получении доступного жилья, что способствует привлечению населения в сельскую местность для постоянного проживания и развитию жилищного сектора
Социальная поддержка граждан в Пензенской области в 20142017 годах Предусматриваются совершенствование системы социальной поддержки отдельных категорий граждан, развитие эффективной системы социального обслуживания, что способствует повышению уровня жизни граждан и выполнению органами местного самоуправления полномочий в сфере социальной поддержки населения
Закон «О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области» Согласно закону земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданину для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, что способствует вводу в оборот неиспользуемых земельных участков и занятости сельского населения
Жилищно-градостроительный вектор земельной политики в основном сосредоточен на удовлетворении потребностей местного населения в жилье. В 2013 году для строительства жилых домов многодетным семьям предоставлено 9 земельных участков общей площадью 0,9 гектара, для других видов строительства - 0,6 гектара. В 2014 году предоставлено 84 земельных участка общей площадью 9,07 гектара. В 2015 году под строительство предоставлено 62 земельных участка общей площадью 25,7 гектара. В 2016 году под строительство предоставлено 48 земельных участков общей площадью 23,5 гектара (см. [7]).
Основанием для бесплатного предоставления земельного участка является включение гражданина в реестр нуждающихся. Ежегодно количество и пропорции нуждающихся граждан меняются (см. табл. 5).
В таблице 6 показаны положительные и отрицательные сдвиги в развитии Мокшанского района за период 2006-2016 годы. Приведенные данные являются основанием для отнесения сельской территории к зонам развития, стагнации или деградации.
Такие расчеты и распределение их по предложенным зонам, параметризующим процесс развития сельских территорий региона, могут служить основой для формиро-
5 Таблицы 4 и 5 составлены по данным источника [7].
Таблица 5
Динамика и структура категорий граждан, нуждающихся в улучшении
жилищных условий
Наименование показателя Год
2014 2015 2016
Число граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, всего, в том числе: граждане, признанные нуждающимися до 1 марта 2005 года 408 417 460
188 188 187
семьи, признанные нуждающимися в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» 95 110 115
семьи, признанные нуждающимися в рамках программы «Социальное развитие села до 2013 года» 18 17 13
ветераны Великой Отечественной войны и члены их семей 31 19 10
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей 41 29 37
граждане - получатели социальной поддержки на приобретение или строительство жилья при рождении первого ребенка (губернаторский жилищный сертификат) 27 53 90
многодетные семьи 1 1 1
участники подпрограммы «Дом для специалистов в сельской местности» 7 7 7
Доля населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия, в общей численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, % 15,2 8,9 5,2
Таблица 6
Динамика развития Мокшанского района 6
Показатель Значение показателя по годам Изменение показателя в 2006-2016 годах £ о
2006 2016 со
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (без субъектов малого предпринимательства), тыс. р. 998 763,6 1 553 045,1 + 554 281,5
Объем производства сельскохозяйственной продукции, тыс. р. 1 783 357 2 305 448 + 522 091 к
Доходы местного бюджета, тыс. р. 192 993 456 038,9 + 263 046 1-
Площадь застроенных земель, га 8 910 9 084 + 17 994 ей м (0
Общая площадь земель, га 208 374,0 222 417,59 + 14 043,6
Вся посевная площадь, га 61 874,08 75 888,85 +14 014,8
Поголовье скота и птицы, ед. 30 570 119 854 + 89 284
Ввод в действие жилых домов, кв. м общей площади 4 694,4 10 042,5 + 5 348,1
Таблица составлена по данным источников [7, 11].
6
Продолжение таблицы 6
Количество объектов розничной торговли и общественного питания, ед. 243 443 + 200 развития
Число спортивных сооружений, ед. 66 203 + 137
Число объектов бытового обслуживания населения, ед. 11 146 + 135
Общее протяжение освещенных частей улиц, проездов, набережных, км 21,6 133,9 + 112,3
Число личных подсобных хозяйств, хозяйств населения, ед. 7 527 7 618 + 91
Площадь многолетних насаждений, га 254,59 343,81 + 89,22
Жилищный фонд, тыс. кв. м 820,4 840,52 + 20,12
Число крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, ед. 73 91 + 18
Число источников теплоснабжения, ед. 22 30 + 8
Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории, % 66,8 74,3 + 7,5
Общая протяженность автомобильных дорог, км 400,13 404,78 + 4,65
Количество предприятий по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, ед. 0 1 + 1
Число баз отдыха и туристических баз, ед. 0 1 + 1
Аптеки и аптечные киоски, ед. 9 10 + 1
Площадь земель, занятых лесами, га 3 3211 3 3211 0 стагнации
Число водопроводов и отдельных водопроводных сетей, ед. 50 50 0
Число насосных станций, ед. 1 1 0
Количество негазифицированных населенных пунктов, ед. 45 45 0
Число религиозных и обрядовых учреждений, ед. 9 9 0
Число стационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых), ед. 370 370 0
Число учреждений для детей-инвалидов, ед. 1 1 0
Число сельских населенных пунктов, обслуживаемых почтовой связью, ед. 79 79 0
Число промышленных предприятий, ед. 1 1 0
Число котельных, ед. 73 73 0
Количество убыточных организаций, ед. 1 1 0
Дошкольные образовательные организации, ед. 8 7 -1 деградации
Количество прибыльных организаций, ед. 10 7 -3
Число лечебно-профилактических учреждений, ед. 40 30 -10
Число сельскохозяйственных организаций, ед. 57 44 -13
Число общеобразовательных организаций, ед. 26 11 -15
Число организаций культурно-досугового типа, ед. 32 14 -18
Число малых предприятий, ед. 872 851 -21
Окончание таблицы 6
Число мест в учреждениях для детей-инвалидов, ед. 150 120 -30
Число водоразборов (колонок), ед. 312 278 -34
Число коек в больничных учреждениях, ед. 200 121 -79 го си С5
Площадь сельскохозяйственных угодий, га 178 823 178 297 -526
Численность населения, чел. 30 929 26 646 -4 283
вания рейтинга районов, оценки эффективности государственного и муниципального управления, своевременного корректирования земельной политики.
Выводы и предложения
Не сформировано общепринятое понимание развития сельских территорий -с одной стороны, обращается внимание на способность сельской территории выполнять свои функции, сохраняя динамическое равновесие, при котором она периодически переходит от одного устойчивого состояния к другому, а также способность развиваться в долгосрочной перспективе, используя собственные адаптационные возможности, с другой - идет поиск методики оценки потенциала сельской территории и децентрализованной системы управления, которая раскрывала бы траекторию конечного уровня развития сельской территории, обосновывала взаимосвязь ее устойчивого развития и эффективности деятельности органов местного самоуправления.
В России государственное регулирование развития сельских территорий осуществляется преимущественно через финансирование программ, ориентированных на развитие сельского хозяйства (вектор земельной политики направлен на вовлечение в оборот неиспользуемых земель, поддержку агробизнеса, реновацию хозяйственных комплексов, сохранение и поддержку природного потенциала территорий и т. п.) и социальной сферы села (вектор земельной политики направлен на обеспечение земельными участками и индивидуальными жилыми домами отдельных категорий граждан, развитие транспортной, коммуналь-
ной и социальной инфраструктуры в селах и т. п., а также создание условий для предпринимательства на селе и децентрализации межбюджетных отношений). Местные инициативы направлены на раскрытие потенциала самобытности местного социума (например создаются проекты фольклорных деревень) и сельского туризма (комплексы, турбазы в русском стиле и т. п.).
Ресурсно-аграрный вектор земельной политики связан с экологическими проблемами сохранения и улучшения качества земли, поддержания ландшафтов, с обеспечением гарантий землепользований, защищающих права фермеров, стимулирующих их к инвестированию в улучшение земель и направленных на поощрение развития сельских районов.
Жилищно-градостроительный вектор земельной политики связан с инфраструктурным развитием сел и обеспечением населения жильем посредством ряда программ помощи, направленных на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, программ помощи в оплате жилищных услуг, субсидирования строительства частным застройщикам и т. д.
Земельная политика занимает центральное место в системе управления развитием сельских территорий, являясь базисом для реализации аграрной, градостроительной, ресурсной и экологической политики государства:
• если публичные отношения направлены на решение вопросов благоустройства сельских территорий и развития рынков объектов капитального строительства, то можно говорить о градостроительной ориентированности земельной политики;
• если публичные отношения направлены на решение вопросов агропромышленного комплекса, то можно говорить об аграрной ориентированности земельной политики;
• если превалируют отношения, связанные с недропользованием, лесопользованием и т. п., то можно говорить о ресурсной направленности земельной политики;
• если превалируют отношения, связанные с сохранением и воспроизводством природного потенциала территории, то можно говорить об экологической направленности земельной политики.
Миссией земельной политики должно быть создание гармоничной среды для реализации как социальной, так и рыночной политики государства, регионов и муниципалитетов со сбалансированной ориентацией на решение вопросов градостроительства, производства товаров и услуг промышленности и сельского хозяйства, экологизации землепользования с учетом потенциалов сельских территорий. Роль земельной политики заключается в том, что она решает вопросы регулирования социальных и рыночных отношений между властью, бизнесом и населением в сфере землепользования.
Необходимо расширить перечень программных мероприятий по поддержке местных сельскохозяйственных товаропроизводителей с учетом особенностей и проблем развития сельских территорий, финансируемых из федерального бюджета. При этом при формировании программ следует придерживаться адресного принципа, что позволит избежать дублирования и экономить средства местных бюджетов.
При регулировании развития комфортных жилищных условий в сельской местности следует ориентироваться на удовлетворение потребностей всех групп сельского населения в благоустроенном жилье, отвечающем особенностям сельского образа жизни. Для этого необходимо следующее:
• стимулирование инвестиционной активности сельскохозяйственных товаропроизводителей в благоустройство сел;
• широкое применение автономных систем инженерного оборудования сельского жилища;
• преференции для специалистов и молодых семей в обеспечении жильем;
• стимулирование привлечения граждан, переселяющихся для работы в сельскую местность;
• упрощение процедуры предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в том числе отмена требования о проведении торгов для граждан, проживающих в сельской местности, и введение механизма бесплатного однократного предоставления земельных участков гражданам в сельской местности.
Государству следует обратить пристальное внимание на раскрытие рекреационного и туристского потенциалов сельских территорий в целях развития самобытности сельского социума и привлекательности внутренних сельских дестинаций. Благодаря реализации государственных, региональных программ и местных инициатив сельский туризм может стать отличным альтернативным источником благ сельского социума, также будет повышаться уровень развития сельских территорий.
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ИСТОЧНИКИ
1. Газизов Р. М. Зарубежный опыт развития сельских территорий // Молодой ученый. 2014. № 2 (61).
2. Мантино Ф. Сельское развитие в Европе: политика, институты и действующие лица на местах с 1970-х годов до наших дней. URL: http://www.eastagri.org/ publications/pub_docs/Mantino.pdf (дата обращения: 3 июня 2017 года).
3. Мухаметова Н. Н. Диагностика проблем сельских территорий как условие
функционирования и развития региональных социально-экономических систем // Жилищные стратегии. 2015. № 2. Т. 2.
4. Пантелеева О. И. Особенности реализации программ развития сельских территорий в США и странах Евросоюза // Международный сельскохозяйственный журнал. 2010. № 4.
5. Полушкин Н. А. Модели развития сельских территорий // Системное управление. 2015. № 3 (28).
6. Попова С. А. Устойчивое развитие сельских территорий: проблемы и пути решения // Известия Нижневолжского агро-университетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. 2013. № 3 (31).
7. Правительство Пензенской области : [официальный сайт]. URL: http://www.pnzreg. ги (дата обращения: 21 мая 2017 года).
8. Россия и страны мира. 2016 : статистический сборник. М. : Росстат, 2016.
9. Улицкая Н. Ю, Акимова М. С., Пикало-ва О. А. Маркетинговая парадигма земельной политики в России : монография / под общ. ред. Л. Н. Семерковой. М. : Креативная экономика, 2017.
* *
10. Улицкая Н. Ю., Акимова М. С. Управление земельными ресурсами в сельской местности : монография. Пенза : ПГУАС, 2014.
11. Федеральная служба государственной статистики : [официальный сайт]. URL: www.gks.ru (дата обращения: 11 января 2017 года).
12. О развитии сельского хозяйства : Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
13. Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительство Российской Федерации от 30 ноября 2010 года № 2136-р. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
14. О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» : постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598. Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс».
Продолжение. Начало на с. 25
Девелопер Совокупная площадь реализованных квартир, тыс. кв. м
ГК ПИК 677,18
А101 Девелопмент 201,86
ГК Гранель 109,57
ГК Эталон 108,70
ФСК Лидер 99,20
Группа ПСН 96,45
Донстрой 80,04
INSIGMA (7-й таксомоторный парк) 70,95
MR Group 68,76 (с учетом совместных проектов с Coalco Development - 103,13)
Sezar Group 68,73
ЛСР Недвижимость-М и Промобъект 66,71
ГК МИЦ 66,33
Окончание на с. 94