Барханская Е.В. ©
Старший преподаватель, кафедра «Физика»,
Самарская государственная сельскохозяйственная академия
РОЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ
ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация
В статье обосновывается актуальность использования здоровьесберегающих технологий в современном образовании. Здоровье является основным фактором успешного личностного развития, поэтому здоровьесберегающий подход к образовательному процессу представляется нам как система способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью обучаемых обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья.
Ключевые слова: здоровьесбережение, здоровьеформирующие образовательные
технологии, адаптация, самоконтроль.
Keywords: saving-health, health formative educational technology, adaptation, self-discipline.
Охрана здоровья в рамках образовательной деятельности требует создания принципиально нового подхода к формированию научно обоснованной программы сохранения и укрепления здоровья. В зарубежной литературе примером такой программы может служить концепция укрепления здоровья, которая была сформулирована в 1986 г. на I Международной конференции по укреплению здоровья в Оттаве. В Оттавской хартии по укреплению здоровья населения «укрепление здоровья понимается как процесс, позволяющий людям повысить контроль над собственным здоровьем и улучшить сферу своей жизнедеятельности».
Любой человек это сложная система, жизнедеятельность которой обеспечивается на разных, но взаимосвязанных между собой уровнях функционирования - биологическом, психологическом и социальном. На каждом из названных уровней здоровье человека имеет особенности своего проявления. По определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) 1948 г., здоровье - это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физиологических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие [1].
То есть, здоровье - это физическое, психическое и социальное благополучие человека. Три этих аспекта, или вида здоровья тесно связаны между собой и друг от друга зависят. Здоровье - это, с одной стороны, значимый структурный элемент личности, с другой стороны, многомерное динамическое состояние, взаимосвязанная совокупность трёх составляющих - физического, психического и социального здоровья. Отклонения в одной из составляющих здоровья непременно сказывается на другой, что приводит к снижению адаптивности организма к воздействию негативных факторов, нарушает взаимодействие человека с окружающей средой и препятствует осуществлению его биологических и социальных функций.
Под физическим здоровьем в педагогике понимают совершенство саморегуляции в организме, гармонию физиологических процессов, максимальную адаптация к окружающей среде. Здоровье психическое - это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности. Социальное здоровье подразумевает под собой моральное самообладание, адекватную оценку своего «Я»,
©© Барханская Е.В., 2013 г.
самоопределение личности в оптимальных социальных условиях микро- и макро- среды [2, 93].
В настоящий момент в образовательной деятельности предполагается переход к стратегиям социального проектирования, а так же конструирование системы образования на основе разработки содержания и таких технологий образования, которые определяют пути и способы достижения личностного и познавательного развития обучающихся как основной цели образования. Здоровьесбережение и деятельность, направленная на его формирование должна рассматриваться как определенный процесс или система, элементы которой связаны и взаимообусловлены. Следует отметить необходимость участия в здоровьесберегающей деятельности всех участников образовательного процесса - и педагогов, и обучающихся. Проблему здоровьесбережения необходимо рассматривать в контексте всего жизненного пути, а не только как проблему, возникающую на определённом этапе обучения. Однако, основы здоровьесбережения закладываются именно в процессе обучения. И чем раньше начнётся работа по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни, тем в большей степени можно прогнозировать физическое и психологическое благополучие, удовлетворённость жизнью, личностный рост и легкую адаптацию в современной социокультурной ситуации. Понимание актуальности проблемы здоровьесбережения должно помочь выбрать стратегии, направленные на его формирование и сознательно нацелиться на развитие ресурсов и возможностей учащихся.
Здоровье является основным фактором успешного личностного развития. Этим объясняется актуальность использования здоровьесберегающих технологий в современном образовании.
Здоровьесберегающий подход к образовательному процессу представляется нам как функциональная система организационных способов управления учебнопознавательной и практической деятельностью обучаемых, научно и инструментально обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья. Процесс получения знаний должен строиться на основе здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий. Целью этих технологий является обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности.
Согласно теории Н. К. Смирнова, здоровьеформирующие образовательные технологии - это такие психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у обучаемых культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни [3].
Здоровьесберегающие технологии - это технологии обеспечивающие обучаемому высокий уровень здоровья при соблюдении следующих условий: рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям обучаемого; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим; отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания [4].
Существует несколько основных компонентов здоровьесберегающих технологий - это аксиологический, гносеологический, мотивационный, эмоционально-волевой, физкультурный и личностный. Аксиологический подразумевает под собой осознание учащимися высокой ценности своего здоровья и необходимости вести здоровый образ жизни. Гносеологический заключается в приобретении необходимых для здоровьесбережения знаний и умений; познании себя, своих способностей и возможностей. Мотивационный направлен на формирование осознанного желания здоровьесберегающей деятельности, и как следствие творческой активности, заинтересованности в самореализации своих
потенциальных возможностей, активности в плане получения знаний, умений и навыков в области здоровьесбережения. Эмоционально-волевой - это создание условий для переживания положительных эмоций от здорового образа жизни. Физкультурный (оздоровительный): владение способами деятельности, которые направлены на повышение двигательной активности. И личностный - этот компонент подразумевает активное участие самого обучающегося в освоении культуры здоровьесбережения, развитие саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирование ответственности за своё здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Для реализации здоровьесберегающих технологий в процессе обучения необходимо придерживаться антропоцентрической ориентации учебно-воспитательного процесса. Предпочтение должно отдаваться сотрудничеству с обучаемыми, индивидуализации воздействий. Процесс обучения приобретает творческий характер. Используются активные методы и формы обучения [4, 126].
В решении практических задач по обеспечению здоровья учащихся большую роль призвана сыграть та область знаний, которая связана с формированием отношения человека к собственному здоровью. Здоровье должно стать основной потребностью человека на всем протяжении его жизненного пути. Необходима прочная установка на долгую здоровую жизнь. Важно научить «расшифровать» свое состояние и оказывать на него, если потребуется, необходимое воздействие, знать свои наиболее сильные и слабые характерологические особенности, уметь беспристрастно, адекватно оценить подлинный уровень своих физических, психических и социальных возможностей, а при необходимости осуществить коррекцию.
Иначе говоря, человек должен быть уверен в собственных силах, присущих ему возможностях и уметь ими распорядиться. Уверенность в себе, самоуважение, адекватная самооценка, умение управлять своей психикой и держать ее под контролем помогают человеку защитить себя от бытовых и профессиональных стрессовых ситуаций, которые встречаются на его жизненном и профессиональном пути.
Таким образом, крепкое физическое, психическое и социальное здоровье обучаемых -конечный результат здоровьесберегающей деятельности. Задача современного образования состоит в формировании и развитии данного типа деятельности, в том, что бы помочь обучаемому усвоить формы поведения, ведущие к здоровью и позволяющие сохранить его на протяжении всей жизни. Сформировать убеждение, что заботиться о своем здоровье это правильно и нормально, это залог успеха и будущей счастливой жизни.
Литература
1. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики: учеб. пособие. М., 2000. - 402 с.
2. Федосеева Н.А. Анализ ключевых категории образа жизни // Успехи современного естествознания. - 2010. - №5. - С. 93-95.
3. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М: Аркти, 2005. - 320 с.
4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. Издательство: Народное образование, 1998. - 256 с.