РОЛЬ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА В РЕГУЛИРОВАНИИ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РОССИИ
© Блажко А.В.*
Институт права, экономики и управления Тюменского государственного университета, г. Тюмень
Данная статья посвящена изучению роли зарубежного опыта в регулирование финансового рынка России. В статье рассмотрены основные направления развития мировых финансовых рынков и их модели регулирования. Определены основные черты развития мегарегулирования в России исходя из зарубежного опыта. Также рассмотрены основные преимущества и недостатки введения мегарегулятора на финансовом рынке в России.
Ключевые слова: глобализация, мегарегулирование финансового рынка, модель «твин пикс».
За последние два десятилетия мировые финансовые рынки развивались в четырех ключевых направлениях: глобализация, функциональная интеграция, финансовые инновации, внедрение интернет-технологий. Эти тенденции повысили эффективность финансовых рынков, значительно расширили спектр продуктов и услуг, сделали их более доступными для всех категорий инвесторов. Вместе с тем они значительно усложнили деятельность регуляторов, поставили перед ними новые и совсем не простые задачи. Они породили и новые риски, которые нужно идентифицировать и ограничивать. Регуляторы вынуждены перестраивать стиль и методы деятельности, резко повышать ее оперативность, оптимизировать организационную структуру, бизнес-процессы и совершенствовать технологии.
Таблица 1
Последовательность перехода стран к централизованной модели регулирования
Страна Год перехода к мегарегулированию
Франция 2009
Германия 2002
Австралия 1989
Япония 1998
Сингапур 1984
Великобритания 1997
Источник: www.worldbank.org.
Мировой опыт свидетельствует (табл. 1) о том, что с момента решения о введении мегарегулирования до момента появления мегарегулятора прохо-
* Магистрант.
дит, как правило, 10-15 лет. В течение этого срока создаются предпосылки мегарегулирования, в т.ч. проводится унификация регулирования и надзора финансовых посредников различных типов, унификация регулирования выпуска инструментов инвестирования, унификация технологий привлечения инвестиций, унификация надзора, и лишь на этой основе осуществляется постепенная концентрация функций регулирования и надзора.
Основным мотивом создания системы мегарегулирования в зарубежных странах была оптимизация расходов на реализацию надзорных полномочий. Главным образом этот мотив был характерен для небольших стран. Затем, на последующих этапах, доминирующим аргументом стало желание осуществлять надзор за финансовыми конгломератами на консолидированной основе. В настоящее время в контексте уроков глобального финансового кризиса основным мотивом становится снижение в банковской сфере угрозы системных рисков и минимизация риска недобросовестного поведения («moral hazard»), при котором банк не принимает на себя в полном объеме ответственность за свои действия, перекладывая ее на государство (табл. 2).
Таблица 2
Модели регулирования на различных секторах финансового рынка в различных странах с крупными финансовыми рынками
Страна Банковский сектор Финансовый рынок Страховой сектор
Австралия Мегарегулятор Мегарегулятор Мегарегулятор
Великобритания Мегарегулятор Мегарегулятор Мегарегулятор
Китай Центральный банк Специальное агентство по надзору за финансовой деятельностью Специальное агентство по надзору за страховой деятельностью
США Центральный банк Специальное агентство по надзору за финансовой деятельностью Специальное агентство по надзору за страховой деятельностью
Источник: www.worldbank.org.
Унификация и централизация органов регулирования финансового рынка позволяют решить такие проблемы, как конфликты между различными регулирующими органами, низкая эффективность надзора в условиях осуществления деятельности на финансовом рынке финансовыми группами, в состав которых входят банки, брокерские, страховые компании и другие профессиональные участники рынка, недостаточная прозрачность регулирования и надзора, и создают дополнительные конкурентные преимущества. Инфраструктуре российского финансового рынка свойственны все те новейшие тенденции развития, которые наблюдаются и в аналогичных западных организациях, такие, как универсализация биржевой деятельности, консолидация торговых систем, ускоренное создание новых рынков, инструментов и услуг, демократизация доступа клиентов и финансовых посредни-
ков на биржевые рынки, применение новых информационных технологий на финансовых рынках и активное развитие on-line торговых площадок. Вместе с тем нельзя абстрагироваться и от специфических условий развития, больше присущих развивающимся рынкам: низкая ликвидность, неразработанная законодательная база, недостаточная информационная обеспеченность инвесторов и низкий уровень доверия к финансовым посредникам из-за их слабости и неудовлетворительной корпоративной культуры и т.д.
В России нужно сначала создать все предпосылки для внедрения мега-регулирования, и лишь затем ставить вопрос о придании ему конкретной организационной формы принятия решений. При этом опыт Великобритании последних двух - трех лет показал, что процессы концентрации функций регулирования и надзора на финансовом рынке далеко не всегда приводят к формированию единого регулятора в течение 2010-2011 гг., по крайней мере, в трех странах Европы возникла модель «твин пикс», когда регулированием на финансовом рынке занимаются два органа на полной или частичной интеграции надзорных полномочий. За счет большей унификаций правил биржевой торговли и стандартов работы торговых площадок, а также приведения в соответствие с мировыми стандартами законодательной и налоговой системы, принципов ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности есть основания прогнозировать большее сближение российского и международного финансовых рынков. Таким образом, финансовый рынок в России принимает все более транснациональный характер, его структура усложняется, появляются специализированные сегменты, ориентированные на использование определенного инструментария.
С развитием финансового рынка все более возрастает его роль в процессе управления финансовыми рисками. Как свидетельствует мировой опыт, по мере роста и расширения операций на финансовом рынке доля инструментов страхования рисков постоянно возрастает по сравнению со спекулятивными инструментами. Совершенствование технологии организации и механизма проведения торгов должны быть направлены на достижение прозрачности рынка и сокращение степени риска проводимых на нем операций. Развитие финансового рынка в России в немалой степени связано со степенью заимствования зарубежного опыта регулирования финансового рынка, а также с уровнем активности государственных регулирующих органов, саморегулирующихся организаций и профессиональных участников рынка в сфере управления рисками. Следует отметить, что российский финансовый рынок по-прежнему носит в основном спекулятивный характер. Поэтому на рынке не происходит перераспределения рисков, а все выигрыши одних участников рынка складываются из проигрышей других. Следовательно, стабильный доход может получить лишь группа наиболее квалифицированных и крупных участников рынка, которые имеют возможность резко менять котировки ценных бумаг. В этом случае большинство участников рынка несут
значительные потери. Таким образом, для большинства участников финансового рынка актуальна проблема использования в сделках внутренней информации и манипулирования ценами со стороны отдельных крупных участников рынка. Распространенность такого поведения в мире и масштабы его последствий для государств - серьезные доводы в пользу того, что реформа регулирования и надзора назрела. И в этой связи мегарегулирование все чаще рассматривается в качестве наиболее эффективного варианта регулирования в эпоху финансовых конгломератов и глобального рынка капитала.
В России впервые вопрос о мегарегуляторе поднимался в 1999 г. России требуется мегарегулирование на финансовом рынке по многим причинам, среди которых главная - высокий уровень системного риска. Помимо политических причин - концентрации финансовой власти и стремления ускорить решение задачи создания в России международного финансового центра. Сегодня, если считать по активам, 98 % российских финансовых организаций входят в состав финансовых холдингов, обеспечивая, таким образом, трансляцию рисков между секторами финансового рынка. Создание института мегарегулирования способно минимизировать системные риски, повысить уровень защиты инвесторов, увеличить поток частных инвестиций за счет унификации инструментов инвестирования, а также повысить конкурентоспособность российского финансового рынка. Эффективность мегаре-гулятора в значительной степени определяется тем, насколько налаженной является координация действий регулирующих органов и как решаются проблемы «конфликта интересов» различных ведомств. В России также нужно сначала создать все предпосылки для внедрения мегарегулирования, и лишь затем ставить вопрос о придании ему конкретной организационной формы принятия решений. При этом опыт Великобритании последних двух -трех лет показал, что процессы концентрации функций регулирования и надзора на финансовом рынке далеко не всегда приводят к формированию единого регулятора. Российский опыт преодоления финансового кризиса 2008 года также выявил важность оперативного принятия решений по стабилизации финансовой системы, предоставлению дополнительной ликвидности финансовым рынкам, что возможно более эффективно реализовать в рамках единого органа, осуществляющего консолидированный надзор. В связи с этим в середине 2012 была принята идея создания системы регулирования и надзора на финансовых рынках. Схема предполагает, что укрупненная Федеральная служба по финансовым рынкам, ведущая надзор, в том числе за страховыми компаниями, вольется в Центральный банк. Назначения сотрудников ФСФР на должности в ЦБ предлагается осуществить путем перевода, также предлагается обеспечить передачу имущества службы в Банк России и провести ликвидацию ФСФР. Концепция создания мегарегу-лятора была одобрена в январе 2013 года. С конца 2013 года по 1 января 2015 года будет действовать самостоятельная служба внутри Банка России,
выполняющая функции мегарегулятора. С 1 января 2015 года начнет функционировать единая структура, которая обеспечит сквозной контроль и надзор за всем банковским и финансовым сектором в России. Целью создания мегарегулятора является эффективное управление всей финансовой отраслью, а также совершение максимально полезных для развития финансового рынка действий [3].
Создание финансового мегарегулятора имеет следующие задачи:
- приближение структуры российского финансового рынка к крупнейшим мировым рынкам;
- стандартизация подходов к формам предоставления и раскрытия финансовой информации по МСФО;
- защита интересов участников и снижение рисков инвестирования в целом на рынке.
Существуют как преимущества, так и недостатки образования мегаре-гулятора в рамках совершенствования архитектуры российского финансового рынка которыми являются:
Преимущества:
1. унификация стандартов финансовой отчетности, что позволит устранить существующую разнородность в формах документов и сократить их количество;
2. устранение административных барьеров на пути выхода участников на финансовый рынок;
3. выполнение мегарегулятором как правоустанавливающей, так и правоприменяющей функции, что сделает процесс подготовки и внедрения новых правовых норм более гибким и быстрым;
4. ускорение интеграции российского рынка в мировой финансовый рынок.
Недостатки:
1. выполнение всех функций одним учреждением может привести к потере гибкости и оперативности регулятора;
2. неоднозначным является вопрос передачи мегарегулятору надзорных функций, что может привести к снижению способности ЦБ РФ поддерживать и осуществлять мониторинг ситуации на финансовом рынке и предотвращать кризисные явления в финансовом секторе.
Новую архитектуру международных финансовых отношений невозможно представить без координации деятельности, гармонизации стандартов национальных и международных финансовых институтов, укрепления ответственности за принятие решений. Очевидно, что структура мирового финансового рынка должна строиться на принципах легитимности механизмов международной координации, прозрачности деятельности всех участников, а также справедливого распределения рисков. Общемировая тенденция такова, что, будут разрабатываться единообразные принципы регу-
лирования, а надзор будет осуществляться по функциональному признаку. Все это способно поэтапно привести к формированию системы с центральным мегарегулятором, ведомству которого будут подчинены органы надзора и регулирования. Задача развития конкурентоспособного финансового рынка России предполагает формирование благоприятного климата, без которого невозможно повысить его ликвидность и привлекательность долгосрочных инвестиций, расширить спектр обращающихся на нем инструментов и перечень операций и оказываемых услуг. Не вызывает сомнений факт, что для модернизации финансово-экономической системы России представляется целесообразным применять лучший зарубежный опыт, успешно адаптируя его к российской практике.
Список литературы:
1. Сайт Международной организации комиссий по ценным бумагам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.iosco.oig.
2. Сайт федеральной службы по финансовым рынкам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fcsm.ru/ru/press/russia2020/strategy2020.
3. Ведев А. Л. Прогноз развития финансовых рынков РФ до 2020 года / А. Ведев, Ю. Данилов. - М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2012. - 164 с.
4. ФЗ «О центральном депозитарии» // Российская газета. - 09.12.2011. -N 278.
5. Сайт Всемирного Банка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.worldbank.org.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛИЗА ДАННЫХ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
© Бобрешова Л.А.*
Нижегородский институт менеджмента и бизнеса, г. Нижний Новгород
В статье рассмотрена и дана оценка экономической эффективности деятельности проектной организации, работающей в области промышленного строительства. Выявлены основные проблемы и предложены мероприятия по повышению эффективности работы.
Ключевые слова экономическая эффективность, финансовое состояние, рентабельность, мотивация.
Важнейшей проблемой экономической теории и всех отраслевых экономических наук является проблема экономической эффективности. Теория
* Магистрант.