УДК 330.341
Томилко Юлия Викторовна
Кандидат экономических наук Доцент кафедры маркетинга и управления предприятием Кубанский государственный технологический университет,
г. Краснодар
РОЛЬ ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД В СТИМУЛИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье проведен анализ нормативных правовых документов, регламентирующих закупки инновационной продукции (товаров, работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также практики формирования спроса на инновации путем участия инновационных предприятий в закупках. В работе предложены рекомендации по совершенствованию инновационной деятельности в Российской Федерации с помощью инструмента государственных закупок.
Ключевые слова: управление инновациями, спрос на инновации, закупки для государственных и муниципальных нужд, инновационные процессы, региональная инновационная система.
JEL code: H 570, O 330
Yuliya Tomilko
Ph.D. (economics)
Associate professor of marketing and organization management division
Kuban State Technological University, Krasnodar
ROLE OF PUBLIC PROCUREMENT IN INNOVATIVE ACTIVITY
STIMULATION
The article analyzes procurement regulating legal act in field of innovate product (works, services)public procurement and also practice of forming of demand on an innovation by participating of innovative enterprises in procurement procedure. Also, in article showed recommendation in innovation activities of Russian Federation improvement by means of public procurement.
Keywords: innovation management, demand on innovation, public pricurement, innovative processes, regional innovative system.
JEL code: H 570, O 330
Стимулирование спроса на инновационную продукцию российских предприятий является в настоящее время одной из важнейших задач в сфере государственной экономической политики Российской Федерации. По мнению бизнеса, к наиболее значимые причинам, препятствующие инновационной деятельности, относятся сложности в организации сбыта инновационных товаров, работ, услуг и недостаток финансовых средств (что, по сути, является следствием недостаточного спроса).
Следует отметить, что на закупку товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также естественных монополий и организаций с государственным и муниципальным участием ежегодно выделяются значительные средства. Так, в 2014 году согласно данным Федеральной службы государственной статистики, по результатам таких закупок были заключены контракты на следующие суммы:
- для государственных нужд — на сумму 6,3 трлн. руб.;
- для муниципальных нужд — на сумму 1,0 трлн. руб.
При этом стоимость контрактов на поставку высокотехнологичной и инновационной продукции составила:
- для государственных нужд — 354,2 млн. руб. (0,006%);
- для муниципальных нужд — 489,3 млн. руб. (0,05%) [1]
По мнению автора, одной из причин столь незначительной доли закупок высокотехнологичной и инновационной продукции в объеме закупок для государственных и муниципальных нужд является несогласованность нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг по отношению к таким товарам.
Следует отметить, что еще в 2010 году, согласно пункту 5 Протокола заседания Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям
от 03.03.2010 № 1 до сентября 2010 года субъектам Российской Федерации и органом местного самоуправления было рекомендовано разработать долгосрочные планы государственных (муниципальных) закупок, включающих обязательный инновационный компонент [2]. Однако на настоящий момент, данная задача была выполнена не в полном объеме.
Планировалось, что задачу формирования спроса на инновационную продукцию российских предприятий решит Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ). В соответствии с принципом стимулирования инноваций, утвержденным статьей 10 Закона № 44-ФЗ, заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции [3]. Однако инструменты реализации данного принципа в законе не описаны, подзаконные нормативные правовые акты на тему поддержки инноваций путем участия в закупках для государственных и муниципальных нужд в настоящее время отсутствуют. Помимо этого, в статье 10 Закона № 44-ФЗ не утвержден приоритет стимулирования спроса на отечественную инновационную продукцию.
Следует отметить, что несколько большее внимание специфике закупок инновационной продукции уделяется в Федеральном законе от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ). Согласно части 3 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, заказчики размещают в единой информационной системе планы закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств на период от пяти до семи лет. В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому
регулированию в установленной сфере деятельности [4]. В настоящий момент критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции утверждены: Министерством сельского хозяйства РФ, Федеральной миграционной службы РФ, Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, Министерством здравоохранения РФ, Министерством чрезвычайных ситуаций РФ, Министерством промышленности и торговли РФ и Министерством образования РФ.
Помимо этого, Министерством экономики Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по реализации программ партнерства между заказчиками и субъектами малого и среднего предпринимательства. В соответствии с решениями Правительства Российской Федерации Государственная корпорация «Внешэкономбанк», Фонд Сколково, «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере», ОАО «Роснано» и ОАО «РВК» и другие организации выступили с инициативой создания Реестра инновационных продуктов, технологий и услуг, рекомендуемых к использованию в Российской Федерации. Реестр был сформирован, основываясь на принципах публичности его формирования и ведения, а также открытости для неограниченного круга лиц, в целях содействия формированию и развитию рынков инновационных продуктов (технологий и услуг), производимых на территории России. При создании реестра планировалось, что цель стимулирования инноваций будет достигнута за счет создания благоприятных условий для участия максимально широкого круга производителей и потребителей инновационной продукции (товаров, работ, технологий и услуг), общественных проектов и инициатив в сфере инноваций, представителей научного и бизнес сообщества в формировании и обновлении Реестра и открытой общественной оценке инноваций.
В соответствии с методическими рекомендациями к реализации программ партнерства планируется привлекать субъекты малого и среднего предпринимательства, являющиеся производителями продукции, включенной в реестр инновационных товаров, работ и услуг, рекомендованных к
использованию в Российской Федерации, который размещен в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу www.innoprod.startbase.ru [5] в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2012 г. N ВС-П8-2018.
Следует отметить, что в Законе № 44-ФЗ требование о размещении в единой информационной системе планов закупки инновационной продукции отсутствует, что существенно затрудняет участие инновационных предприятий в закупках для государственных и муниципальных нужд. Большое количество инновационных предприятий продолжает испытывать сложности со сбытом инновационной продукции в связи с отсутствием возможности ее реализации для государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, необходима разработка «инновационного пакета» поправок в законодательство в области государственных закупок с целью преодоления указанных противоречий действующих нормативных актов стратегическим документам в области развития инновационной деятельности в Российской Федерации.
По мнению автора, необходимо рассмотреть возможность внесения соответствующих поправок в действующее законодательство, а именно дополнить часть 10 Закона № 44-ФЗ положением о приоритете отечественной инновационной и высокотехнологичной продукции с целью преодоления системных ограничений при развитии инновационной деятельности в Российской Федерации.
Кроме того, для гармонизации механизма закупки инновационной продукции для государственных нужд и нужд государственных корпораций и субъектов естественных монополий представляется целесообразным дополнить Закон № 44-ФЗ положением об обязанности заказчиков размещать в единой информационной системе планы закупок инновационной продукции, высокотехнологичной продукции.
Создание реестров инновационных продуктов, технологий и услуг, рекомендуемых к использованию в Российской Федерации существенным
образом повысит прозрачность инновационной деятельности информационной прозрачности закупок инновационной продукции согласно Законам № 44-ФЗ и 223-ФЗ
Также, возможно рассмотреть положения, обязывающие установить обязанность заказчиков, руководствующихся законами № 44- ФЗ и 223-ФЗ о закупках определенного объема товаров, работ, услуг у российских инновационных организаций.
По мнению автора, вследствие расширения участия инновационных российских предприятий в закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд возможно достижение следующих результатов:
- повышение эффективности и конкурентоспособности работы государственных и муниципальных заказчиков за счет внедрения инновационных решений и продукции, а также диверсификация их деятельности;
- получение импульса развития инновационного бизнеса в вузах, малых инновационных предприятиях и других российских инновационных организациях за счет увеличения сбыта продукции
- ускорение инновационного развития страны в целом.
Литература
1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики/ Официальная статистика/ Показатели закупочной деятельности http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/state/#
2. Протокол заседания Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 03.03.2010 № 1 http://mrgr.org/docs/detail.php?ID=3 80
3. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
4. Федеральный закон от 18.07.2011 № 22Э-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
5. http: //innoprod.startbase.ru/about/
References
1. The official site of the Federal service of state statistics/ Official statistics/ Indicators procurement http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/state/#
2. Protocol of the meeting of the Government Commission on high technologies and innovations from 03.03.2010 № 1 http://mrgr.org/docs/detail.php?ID=380 (in Russian)
3. Federal law of 05.04.2013 No. 44-FZ «On contract system in procurement of goods, works, services for state and municipal needs» (in Russian)
4. The Federal law of 18.07.2011 No. 223-FZ «On procurement of goods, works, services by separate types of legal entities» (in Russian)