участию в ней. «При выполнении проектов различной сложности с применением средств ИКТ учащиеся выполняют задания, которые являются осмысленными, интересными и важными лично для него, и при этом, они осваивают модели учебной деятельности и приобретают конкретные технические навыки в использовании ИКТ, а также получают представления о широком спектре технических решений -оборудования и информационных ресурсов» [3, с. 49].
Выводы. Таким образом, в контексте становления информационного общества и развития цифровой культуры населения информационно-коммуникативные технологии активно входят во все сферы жизнедеятельности человека. Ввиду чего повышается целесообразность применения их с дидактической целью в системе начального образования.
Обращение к средствам информационно-коммуникативных технологий в системе начального образования направлено на повышение уровня визуализации и восприятия детьми учебного материала, развития и формирования у них метапредметных качеств, способностей, умений. Применение средств ИКТ расширяет возможности индивидуального, дифференцированного и дистанционного обучения, открывает значительные перспективы для реализации младшими школьниками исследовательской и проектной деятельности.
При обращении к информационно-коммуникативным технологиям в системе начального образования следует учитывать возрастные, индивидуальные особенности обучающихся, а также помнить, что средства ИКТ обладают не только дидактическими преимуществами, но и рядом недостатков, что может отразиться на психическом и физическом здоровье младших школьников. В этой связи требуется неукоснительное соблюдение СанПинов, а также умеренное и дидактически целесообразное применение средств ИКТ с целью снижения действия их негативных факторов на обучающихся.
Литература:
1. Белавина И. Психологические последствия компьютеризации детской игры // Информатика и образование. - 1991. - №3. - С. 91-94.
2. Бородина В.А. Психология чтения в психолого-педагогическом и библиотечно-информационном образовании // Проблемы системогенеза учебной и профессиональной деятельности. Ярославль: «Аверс Пресс», 2003. С. 145-148.
3. Долян Е.И. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - № 1. - С. 46-51.
4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2007. - 304 с.
5. Степанова М. Правила безопасного общения с компьютером // Дошкольная педагогика. - 2010. -№3. - С. 4-8.
6. Тужикова Е.С. Информационно-коммуникативные технологии в современном образовании // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 2. - С. 296-299.
7. Фаргиева З.С. Информационно-коммуникационные технологии в обучении / З.С. Фаргиева, М.М. Цурова, М.И. Мурзабекова, Р.А. Шаухалова // Проблемы педагогики. - 2016 - № 5(16). - С. 47-51.
Педагогика
УДК 316.772
доктор педагогических наук, профессор Хачикян Елена Ивановна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный педагогический университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); доцент Непарко Марина Вячеславовна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный педагогический университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)
РОЛЬ ЮНЕСКО В РАЗВИТИИ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И ОБЕСПЕЧЕНИИ
МЕЖКУЛЬТУРНЫХ ДИАЛОГОВ
Аннотация. В статье рассматривается межкультурное взаимодействие, которое стало естественным в современной жизни, даже в самых традиционных обществах. Межкультурная компетентность стала важным ресурсом, помогающим людям преодолевать культурные границы при личном общении и в бизнесе. Межкультурная компетенция позволяет ориентироваться в сложных условиях, эффективно и адекватно взаимодействовать с людьми других культур. В статье также рассматривается многолетний опыт ЮНЕСКО, организации, которая ведет работу по обогащению содержания межкультурных компетенций принципами и ценностями прав человека. Ожидается, что результатом этой деятельности станет разработка свода руководящих принципов, направленных на использование межкультурных компетенций в обществе и политике. Специфическая задача ЮНЕСКО, как специализированной организации заключается в поощрении межкультурной коммуникации и солидарности в борьбе с нетерпимостью, стереотипами, дискриминацией, насилием. Это означает, что ЮНЕСКО ценит и расширяет человеческий потенциал и возможности для совместной мирной, свободной и равной жизни через межкультурные компетенции: образование, культуру, науку, коммуникацию и информацию, которые являются преобразующими инструментами для человеческого достоинства, взаимного доверия и совместной ответственности.
Ключевые слова: межкультурные компетенции, образование, культура, коммуникации, межкультурное взаимодействия.
Annotation. The article examines the cross-cultural interaction that has become natural in modern life, even in the most traditional societies. Cross-cultural competence has become an important resource that helps people cross cultural boundaries in personal communication and in business. Cross-cultural competence allows you to navigate difficult conditions, effectively and adequately interact with people of other cultures. The article also examines the long-term experience of UNESCO, an organization that works to enrich the content of cross-cultural competencies with the principles and values of human rights. This activity is expected to result in the development of a set of guidelines for the use of cross-cultural competencies in society and politics. The specific task of UNESCO as a specialized organization is to promote intercultural communication and solidarity in the fight against intolerance,
stereotypes, discrimination and violence. This means that UNESCO values and expands human potential and opportunities for shared peaceful, free and equal life through cross-cultural competencies: education, culture, science, communication and information, which are transformative tools for human dignity, mutual trust and shared responsibility.
Keywords: intercultural competence, education, culture, communication, intercultural interaction.
Введение. История развития человечества является историей путешествий. Это становится, очевидно, в эпоху глобализации, когда в процессе путешествий постоянно меняется культурный ландшафт, характеризующий разнообразие народов, общин и отдельных людей, живущих в мире.
Разнообразие культур предполагает наличие у людей межкультурных компетенций и способности учиться, чтобы достичь возможности самореализации и социальной гармонии.
ЮНЕСКО, как и вся Организация Объединенных Наций, была создана для содействия взаимопониманию между людьми. Ее специфическая задача как специализированного учреждения заключается в поощрении межкультурной коммуникации и солидарности в борьбе с нетерпимостью, стереотипами, дискриминацией, насилием. Согласно уставу ЮНЕСКО, «... мир должен быть основан на интеллектуальной и моральной солидарности человечества». Это означает, что ЮНЕСКО ценит и расширяет человеческий потенциал и возможности для совместной мирной, свободной и равной жизни через межкультурные компетенции: образование, культуру, науку, коммуникацию и информацию, которые являются преобразующими инструментами для человеческого достоинства, взаимного доверия и совместной ответственности.
И все же остается неизменным вопрос о наилучшем подходе к единству в многообразии или, что еще важнее, к достижению единства за пределами многообразия посредством полного участия в бесконечном богатстве культур мира. Это суть недавно принятого ЮНЕСКО «Плана действий по проведению Международного десятилетия сближения культур (2013-2022 гг.)» [1], преследующей целью которого является придание особого значения богатству культур, а также взаимному уважению, которое должно существовать между ними в целях развития межкультурных отношений в мире.
Подход к культурному разнообразию требует выявления и развития как можно более широкого круга компетенций, особенно тех, которые сложились в обществе и переданы поколениям. Потому что межкультурные взаимодействия стали постоянной чертой современной жизни, даже в самых традиционных обществах. Отсюда растущее осознание политиками и гражданским обществом того, что межкультурная компетентность может стать очень важным ресурсом, помогающим людям преодолевать культурные границы при личном общении и опыте.
Изложение основного материала статьи. Межкультурная компетенция - это способность умело ориентироваться в сложных условиях, характеризующихся растущим разнообразием народов, культур и стилей жизни, иными словами, способность действовать «эффективно и адекватно при взаимодействии с другими людьми, которые отличаются от вас».
Межкультурная компетенция направлена на освобождение людей от их собственной логики и культурных идиом, чтобы взаимодействовать с представителями других культур, слушать их идеи, которые определяют принадлежность к одной или нескольким культурам, особенно если они не ценятся или не признаются в данном социально - политическом контексте. Приобретение межкультурных компетенций - это развивающая задача, поскольку понимание ценностей других культур дает уникальную возможность понимать историю человечества. Она предполагает новые возможности множественных интерпретаций и неожиданных открытий, таким образом, межкультурные компетенции расширяют возможности групп и отдельных людей, позволяют им взаимодействовать с другими культурами в целях преодоления различий и создания основ мирного сосуществования.
Опираясь на свой многолетний опыт, ЮНЕСКО ведется работа по обогащению содержания межкультурных компетенций принципами и ценностями прав человека. Ожидается, что результатом этой деятельности станет разработка свода руководящих принципов, направленных на использование межкультурных компетенций в политике. Руководящие принципы предназначены для различных субъектов и заинтересованных сторон, от государственных служащих до представителей местных органов власти и лидеров политических и общественных организаций.
ЮНЕСКО по - прежнему привержена повышению осведомленности о межкультурных компетенциях, обеспечивая их изучение, преподавание и пропаганду не только на теоретическом уровне, но и на практике, в качестве набора знаний, навыков и умений для подготовки индивидов к широкому спектру разнообразных ситуаций в повседневной жизни современных обществ.
Глобализация неизбежно сдвигает культурные границы, а значит, и темпы социальных преобразований возрастают. В результате культурное разнообразие и межкультурные контакты стали фактами современной жизни, поэтому межкультурные компетенции становятся необходимым условием общения между людьми. Культурное разнообразие служит ресурсом, и поскольку невозможно прекратить контакты между культурами, необходимо учиться позитивно, формировать общее будущее для человечества на всех уровнях. Поэтому культурное разнообразие служит ценным ресурсом для участия в длительном межкультурном диалоге, с которым оно тесно связано: ни одно из этих двух понятий не может существовать без другого.
В результате социокультурная структура наших обществ в сочетании с глобальной взаимосвязью требует специфических установок поведения, знаний, навыков и способностей, для того чтобы справиться с новым культурным, медийным и эмоциональным ландшафтом. Таким образом, развитие межкультурных компетенций облегчает взаимоотношения и взаимодействие между людьми различного происхождения и культур, а также внутри разных групп, что дает возможность научиться жить вместе в мире.
На самом деле культуры являются движущими силами устойчивого развития и гармоничного сосуществования, способствуют саморазвитию и взаимопониманию, а также оспариванию или примирению различий. Представление о культуре как об общем стабильном жизненном пространстве, поддерживаемом в равной степени всеми членами общества, передается следующему поколению.
Межкультурные компетенции дополняют права человека как катализатор развития культуры мирного и гармоничного сосуществования. Права человека включают в себя:
1. Гражданские и политические права (жизнь, безопасность, неприкосновенность, основные свободы, доступ к правосудию);
2. Экономические, социальные и культурные права (образование, здравоохранение, труд, питание, жилье, участие в экономической, социальной и культурной жизни);
3. Основополагающие принципы, такие как: универсальность и неотчуждаемость; неделимость, взаимосвязь и взаимозависимость, равенство и недискриминация (права женщин, права коренных народов, права детей, права инвалидов, права трудящихся-мигрантов), участие и инклюзивность, подотчетность и верховенство закона;
4. Индивидуальные и коллективные права (свободное определение, развитие, окружающая среда, права, относящиеся к таким группам, как коренные народы; свобода религиозного самовыражения);
5. Элементы и измерения, такие как: доступность, доступность, адаптивность, приемлемость, качество и уместность [3].
Во Всеобщей Декларации о культурном разнообразии была подтверждена позиция, согласно которой «никто не может ссылаться на культурное разнообразие для ущемления прав человека, гарантируемых международным правом, или для ограничения сферы их применения»(ЮНЕСКО, 2001, Статья 4). Культурное разнообразие и права человека должны сосуществовать, а не конкурировать. Фактически «культурное разнообразие и межкультурный диалог являются ключевыми рычагами укрепления консенсуса по универсальному основанию прав человека» [3].
Глобальная культура прав человека требует участия в проведении межкультурных диалогов. И именно через межкультурный диалог члены различных групп узнают друг о друге. Права человека служат очевидной темой для тех, кто проводит межкультурные диалоги, и поэтому являются частью программы, направленной на формирование культуры мира, предотвращения и разрешения конфликтов, воспитания ненасилия, терпимости, принятия, взаимного уважения, диалога и примирения». В то же время условия, в которых полностью соблюдаются все права человека, создают благодатную почву для расцвета межкультурного диалога. Все эти цели достигаются посредством межкультурного диалога и затрудняются, когда люди, контактирующие с представителями других культурных групп, терпят неудачу в своем взаимодействии.
В докладе TheLearning: theTreasureWithin, подготовленном Международной комиссией по образованию для XXI века (UNESCO, 1996), в качестве основ образования были определены четыре направления: учение знать, учение делать, учение жить вместе и учение быть. Очевидно, что межкультурные компетенции играют неотъемлемую роль в обучении жить вместе. Научиться жить вместе в глобальном мире и, следовательно, понимать культурные различия, и потенциальные выгоды культурных перемен [4].
Обучение знанию о культурных других обеспечивает первый шаг в приобретении межкультурной компетенции, шаг, который никогда не может быть завершен, поскольку всегда есть еще больше других, с которыми нужно встретиться.
Обучение делать служит активным этапом взаимодействия с культурными другими; посредством таких взаимодействий люди как применяют уже полученные знания, так и приобретают новые, извлекая уроки из взаимодействий с другими в прошлом и проектируя будущее взаимодействие.
Обучение быть полагается на рефлексивный шаг мышления о своем социальном «я» как имеющем место в глобальном мире. Культура мира опирается на межкультурный диалог, а также на предотвращение и разрешение конфликтов, и поэтому UNESCO стремится содействовать развитию межкультурных связей, делая эти общие компетенции изучаемыми, преподаваемыми и продвигаемыми не только на теоретическом уровне, но и как способ подхода к широкому спектру разнообразных ситуаций в повседневной жизни [2].
Как только потребность в межкультурных компетенциях осознается и ощущается как насущная необходимость, становится необходимым разработать широкий спектр теоретических концепций и определений, признающих множественное понимание, принимая во внимание существующую множественность языков, религий, историй и идентичностей. Все более разные группы сосуществуют в тесной взаимосвязи и нуждаются в понимании и согласовании концепций, представлений, возможностей и действий. Взаимное доверие и обмен информацией о ценностях, а также пересекающиеся жизни служат отправной точкой для разработки общих определений и создания нового пространства взаимодействий.
Одним из первых шагов должно стать предоставление набора терминов, полезных для обсуждения межкультурных компетенций и управления взаимодействием между культурными группами, несмотря на различия. Концептуальный словарь, с помощью которого обсуждаются темы, имеет значение, поскольку эти понятия формируют термины. При определении терминов нет необходимости ни ограничивать, ни закреплять нормативный подход. Вместо этого цель состоит в том, чтобы открыть множество значений межкультурных компетенций, предпосылок, восприятий и намерений.
Попытки определить одно понятие, имеют важное значение и для определений смежных понятий, таких как: культурное разнообразие, мир, взаимоотношения, глобализация, адаптация, эмпатия и т.д. Возникает множество интерпретаций, связанных с разнообразием наших мировоззрений, мнений, языков, культур, дисциплин, верований и т. д. Содействие лучшему и общему пониманию различных значений этих понятий может способствовать осознанным способам их использования. В этом духе следующие объяснения терминов следует понимать, как дающие только отправную точку, а не заключительное слово по данному вопросу.
Культура - это совокупность отличительных духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных особенностей общества или социальной группы, охватывающая все способы существования в этом обществе; как минимум, включая искусство и литературу, образ жизни, способы совместной жизни, системы ценностей, традиции и верования (ЮНЕСКО, 1982 и 2001). Каждая культура - это сумма допущений и практик, разделяемых членами группы, отличающих их от других групп, и поэтому одна культура становится наиболее ясной по сравнению с другой культурой.
Культуры сами по себе множественны, члены которых слишком хорошо осознают различия между собой. Сами культуры редко оказываются в центре внимания при обсуждении межкультурных компетенций, поскольку культуры не существуют отдельно от людей, которые их конструируют и одушевляют.
Культурная идентичность определяется как отличие от членов других культур. Как и большинство форм идентичности, культурная идентичность социально сконструирована - то есть люди делают что - то, чтобы создать и затем заявить о себе, возможно, это язык, употребление определенной пищи или следование определенным религиозным практикам. Индивидуумы обладают множественными идентичностями, и эти идентичности изменяются с течением времени. В то время как другие могут быть легко классифицированы как имеющие единственную, монолитную идентичность, каждый понимает свою собственную идентичность,
с множеством идентичностей, имеющих отношение к различным контекстам: полу, классу, возрасту, этнической принадлежности, региону, истории, национальности, профессии, каждая из которых становится актуальной в разное время в течение дня одного и того же человека.
Идентичности меняются со временем: ребенок вырастает и становится родителем; гражданин одной страны переезжает, становясь гражданином другой; студент выпускается и становится учителем. Признание множественности и текучести идентичности затрудняет наше понимание культурного плюрализма (подразумевая, что люди не могут быть точно классифицированы только как члены одной группы).
Все эти факты упрощают межкультурный диалог: поскольку каждый человек имеет опыт перемещения между противоположными идентичностями, имеет смысл признать и других членов различных групп. Будучи сконструированными, идентичности должны передаваться от одного индивида к другому и передаваться от одного поколения к другому, наиболее явно от родителей к детям. Дети родителей, воспитанных в разных культурах, представляют собой очевидный пример людей, имеющих несколькокультурная идентичность, поскольку дети часто становятся компетентными во всем [2].
Культурное разнообразие означает существование большого количества культур в современном мире. Культурная дивергенция позволяет, а межкультурная компетентность требует понимания собственной культуры, но также и признания того, что каждая культура предоставляет только один вариант из множества возможных. Культурное разнообразие требует, а межкультурная компетентность позволяет, способности передавать другим информацию о своей собственной культуре через общение с ними, а также интерпретировать информацию о другом человеке и его культуре.
Культура - это результат постоянных переговоров с членами своей собственной группы; коммуникация-это средство, посредством которого эти переговоры происходят. Межкультурное взаимодействие является результатом сопоставимых переговоров с членами других групп; межкультурная коммуникация является средством, с помощью которого эти переговоры происходят.
Выводы. Таким образом, глобализация неизбежно сдвигает культурные границы, а значит, и темпы социальных преобразований возрастают. В результате культурное разнообразие и межкультурные контакты становятся необходимым условием общения между людьми. Культурное разнообразие служит ресурсом, и поскольку невозможно прекратить контакты между культурами, необходимо учиться позитивно, формировать общее будущее для человечества на всех уровнях. Все это обосновывает потребность реализации коммуникативного подхода в образовании, сущность которого заключается в обеспечении реального ситуационного характера учебного общения, в рамках которого формируются вышеизложенные межкультурные компетенции.
Литература:
1. План действий по проведению Международного десятилетия сближения культур (2013-2022 гг.). Конференция: ЮНЕСКО. Исполнительный совет, 194th, 2014. С. 21. [Электронный ресурс] - Режим доступа -URL://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000226664_rus (дата обращения 02.03.2020).
2. Межкультурный диалог. [Электронный ресурс] - Режим доступа -URL://ru.unesco.org/themes/mezhkulturnyy-dialog (дата обращения 12.03.2020).
3. Елагина В.Н. Формирование коммуникативной компетенции подростков в образовательном процессе школы // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2 (17). URL: http://sibac.info/archive/guman/2(17).pdf (дата обращения: 17.11.2019).
4. Туликова, М.О. Основы теории межкультурной коммуникации: [учеб, пособие] / М.О. Туликова, П.Ю. Фофанова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал, федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал,ун-та, 2015. — 124 с.
5. Хачикян Е.И., Косогорова Л.А., Непарко М.В. Межкультурная компетентность в период глобализации: опыт системного анализа. Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет «Экономика и управление» №14. 2019.
6. Abe H., Wiseman R.L. A Cross-Cultural Confirmation of the Dimensions of Intercultural Effectiveness // International. Journal of Intercultural Relations. 1983.
7. Adapted from documentation provided in United Nations (2001) and UNESCO (2006a).
8. Knapp K., Karlfried. Intercultural Communication in EESE //cs.uu.nl/docs/vakken/bci/programma/intercult.html Retrieved January 3, 2003.
9. LehtonenJaakko. Globalization, National Cultures, and the Paradox of Intercultural Competence //viesti.jyu.fi/laitos/lehtonen/globalization.html Retrieved. 2003, December 2.
Педагогика
УДК 378.147
кандидат филологических наук, доцент
Шайхутдинова Халида Абдрахмановна
Самарский государственный технический университет (г. Самара)
ДИСКУССИЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Аннотация. В статье речь идет о дискуссии как средстве развития критического мышления, о методике ее организации на уроке иностранного языка в техническом вузе, о ее роли в развитии коммуникативной компетенции у студентов. Групповая дискуссия на уроках иностранного языка способствует развитию не только коммуникативных, но и мыслительных навыков для реализации себя в профессии. Она является универсальным методом изучения языка, поскольку позволяет реализовать лингвистические, общекультурные, научные компетенции студентов, а также развить необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности «гибкие» навыки. Рассматриваются основные этапы организации дискуссии на примере учебного материала для студентов 2-го курса технического вуза строительного направления в рамках овладения профессиональным деловым языком. Актуальность данной статьи состоит в том, что