Научная статья на тему 'РОЛЬ ЯКУТСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ХХ ВЕКА В ИЗУЧЕНИИ ФОЛЬКЛОРА И ЭТНОГРАФИИ НАРОДОВ ТАЙМЫРА'

РОЛЬ ЯКУТСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ХХ ВЕКА В ИЗУЧЕНИИ ФОЛЬКЛОРА И ЭТНОГРАФИИ НАРОДОВ ТАЙМЫРА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
63
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА И АРКТИКИ / КОРЕННЫЕ НАРОДЫ ТАЙМЫРА / ЭТНОГРАФИЯ / ФОЛЬКЛОР / ИСТОРИЯ НАУКИ / А.А. ПОПОВ / П.Е. ЕФРЕМОВ / Г.Г. АЛЕКСЕЕВА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Добжанская О. Э.

Рассматривается роль якутских исследователей Андрея Александровича Попова (1902-1960), Прокопия Елисеевича Ефремова (1933-1992), Галины Григорьевны Алексеевой (1944-2007) в изучении этнографии и фольклора коренных народов Таймыра: долган, нганасан, ненцев, а также русских старожилов Таймыра (затундренских крестьян). Полевые исследования материальной и духовной культуры долган и нганасан, выполненные А.А. Поповым в 1930-е гг., выявили и зафиксировали целые пласты уникальной культуры арктических этносов, стали фундаментом для работы исследователей XX-XXI вв. Записанные им фольклорные тексты на долганском языке представляют разные жанры фольклора долган, многие из которых стали раритетами или не сохранились до наших дней. Одним из основных направлений научной деятельности П.Е. Ефремова было собирание и изучение фольклора долган, которое он производил в экспедиционных исследованиях 1960-1970-х гг. на Таймыре. Оно завершилось академическим изданием «Фольклор долган» в серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» СО РАН. Научная работа музыковеда доктора искусствоведения Г.Г. Алексеевой по собиранию и изучению музыкального фольклора долган велась в 1980-1990-е гг. в экспедиционных исследованиях в Хатангском районе и городе Дудинка Таймырского автономного округа. Созданные исследователем научные труды имеют большую ценность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЯКУТСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ХХ ВЕКА В ИЗУЧЕНИИ ФОЛЬКЛОРА И ЭТНОГРАФИИ НАРОДОВ ТАЙМЫРА»

О.Э. Добжанская

DOI: 10.25693/SVGV2020.32.3.003 УДК 398(571.511)

роль якутских исследователей ХХ века в изучении фольклора и этнографии народов таймыра

Рассматривается роль якутских исследователей Андрея Александровича Попова (1902-1960), Прокопия Елисеевича Ефремова (1933-1992), Галины Григорьевны Алексеевой (1944-2007) в изучении этнографии и фольклора коренных народов Таймыра: долган, нганасан, ненцев, а также русских старожилов Таймыра (за-тундренских крестьян). Полевые исследования материальной и духовной культуры долган и нганасан, выполненные А.А. Поповым в 1930-е гг., выявили и зафиксировали целые пласты уникальной культуры арктических этносов, стали фундаментом для работы исследователей ХХ-ХХ1 вв. Записанные им фольклорные тексты на долганском языке представляют разные жанры фольклора долган, многие из которых стали раритетами или не сохранились до наших дней. Одним из основных направлений научной деятельности П.Е. Ефремова было собирание и изучение фольклора долган, которое он производил в экспедиционных исследованиях 1960-1970-х гг. на Таймыре. Оно завершилось академическим изданием «Фольклор долган» в серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» СО РАН. Научная работа музыковеда доктора искусствоведения Г.Г. Алексеевой по собиранию и изучению музыкального фольклора долган велась в 1980-1990-е гг. в экспедиционных исследованиях в Хатангском районе и городе Дудинка Таймырского автономного округа. Созданные исследователем научные труды имеют большую ценность.

Ключевые слова: коренные народы Севера и Арктики, коренные народы Таймыра, этнография, фольклор, история науки, А.А. Попов, П.Е. Ефремов, Г.Г. Алексеева.

Таймыр - самый северный полуостров Евразии - расположен на северо-западе от Республики Саха (Якутия) и граничит с Анабарским районом. В ХХ в. полуостров Таймыр привлекал якутских этнологов, фольклористов, музыковедов, которые проводили здесь экспедиционные исследования, собирали полевые материалы по культуре народов Таймыра, создавали уникальные публикации. Одной из причин обращения якутских исследователей к изучению культуры коренных народов Таймыра является то, что на Таймыре проживают долганы - северные тюрки, родственные по языку якутам. Поэтому исследователи могли свободно, без языкового барьера, общаться с долганами на якутском языке, а родственность духовной культуры и обычаев саха значительно облегчала взаимопонимание субъектов и объектов исследования.

В настоящей статье мы рассмотрим связанную с Таймыром научную деятельность якутских исследователей: этнографа А.А. Попова,

© Добжанская О.Э., 2020

фольклориста П.Е. Ефремова, музыковеда Г.Г. Алексеевой.

Андрей Александрович Попов (1902-1960) -крупный советский этнограф, кандидат исторических наук, получивший специальное образование в Ленинградском государственном университете (1925-1929) под руководством основоположников российской этнографической науки Л.Я. Штернберга и В.Г. Богораза. Вся научная деятельность А.А. Попова была связана с Музеем антропологии и этнографии (Кунсткамера), Отделом этнографии Сибири [Грачева, 1992, с. 3-4]. В 1930-е гг. состоялись экспедиционные исследования А.А. Попова, которые положили начало этнографическому изучению коренных народов Таймыра. На сайте Кунсткамеры, где помещено жизнеописание ученого, находим упоминания о его таймырских экспедициях: «с мая 1930 г. по август 1931 г. Андрей Александрович находился на полуострове Таймыр, где по заданиям Комиссии по изучению

естественно-производительных сил и Музея антропологии и этнографии Академии наук изучал культуру и быт долганов и нганасанов»; «В 1936-1938 гг. в составе Тавгийской этнографической экспедиции Андрей Александрович вторично посетил Таймыр» [Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого, 2020].

Собранные А.А. Поповым этнографические коллекции впоследствии были охарактеризованы Г.Н. Грачевой в статье «Таймырские коллекции МАЭ (долганы и нганасаны)». Г.Н. Грачева высоко оценивает роль этнографических сборов исследователя для развития науки: «Коллекционные материалы А.А. Попова постоянно привлекаются к исследованиям специалистов - этнографов-культурологов. На основе их анализа проводятся сопоставления с культурой других народов Сибири, делаются выводы об этнических контактах и связях, этногенезе. Необходимо отметить, что работы А.А. Попова по материальной культуре долган и нганасан до сих пор остаются наиболее полным источником данных и в этом отношении постоянно привлекаются для определений и сравнений археологами, оценивающими их чрезвычайно высоко» [Грачева, 1980, с. 60]. В данной статье Г.Н. Грачева особо отмечает ценность культовых коллекций долган №№ 5658 и 5718, содержащих шаманский костюм и атрибуты шамана (всего 55 предметов). Также она подробно останавливается на характеристике нганасанской коллекции № 5657, содержащей 783 предмета и являющейся наиболее полным этнографическим представлением материальной культуры этого народа. Данная коллекция, предметы которой впоследствии легли в основу двух крупных монографий ученого [Попов, 1948; Попов, 1984], содержит предметы мужской, женской и детской одежды, промысловой деятельности (охоты, рыболовства), оленеводства, орудий труда, домашней утвари, детские игрушки, образцы пищи и т.д. 49 культовых предметов, среди которых костюм шамана с бубном и колотушкой, домашние идолы, являются бесценным источником для исследователей традиционных верований и шаманства нганасан. «Пожалуй, ни одна сибирская коллекция МАЭ по полноте характеристики народности не может сравниться с нганасанской коллекцией, зарегистрированной самим собирателем в 1938 году», - заключает Г.Н. Грачева [Грачева, 1980, с. 60].

Отмеченная Грачевой ценность этнографических коллекций Попова еще более возросла в наши дни. А.А. Попов собирал сведения по культуре в 1930-е гг., когда аборигены Таймыра вели традиционный образ жизни, их культура была в хорошей сохранности и практически не была еще подвергнута воздействию советской эпохи. В связи с произошедшими в ХХ - начале XXI вв. общественными изменениями многие сферы традиционной культуры коренных народов оказались трансформированы или разрушены. В частности, были утрачены шаманство и традиционная медицина, традиционные способы охоты (поколка, охота с оленем-манщиком) и рыболовства, под угрозой исчезновения оказались языки народов Таймыра (нганасан), ушли в небытие многие жанры устного народного творчества.

Уникальные коллекции А.А. Попова стали основой его крупных исследований по материальной и духовной культуре, традиционным верованиям и фольклору долган и нганасан. Севе-ровед, исследователь этнографии ненцев Л.В. Хомич в статье «Из истории советской этнографии (изучение этнографии самодийских народов)» кратко характеризует работу А.А. Попова по изучению этнографии самодийских народов: «После окончания в 1929 году Ленинградского университета А.А. Попов обратился к изучению самодийских народностей <...> Собранные в эти годы этнографические, фольклорные и лингвистические материалы были использованы для написания ряда ценных трудов по этнографии и фольклору нганасан, долган, якутов. Среди них в первую очередь надо назвать книгу «Тавгийцы», вышедшую в 1936 году, и монографию «Нганасаны» <.. > Интересна статья А.А. Попова «Енисейские ненцы», посвященная этнографическому описанию самой восточной группы ненцев» [Хомич, 1983, с. 11]. Особо следует выделить полевую работу ученого по собиранию фольклорных текстов на долганском языке, которые он собственноручно записывал на долганском языке и переводил. Эти тексты были частично опубликованы им самим [Долганский фольклор, 1937], частично изданы уже в наши дни, в специальном томе академической серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» [Фольклор долган, 2000].

Современные исследователи культуры народов Таймыра постоянно обращаются к работам А.А. Попова в поисках сведений о традиционной культуре, в наши дни, к сожалению, утраченных. Для того чтобы сделать доступными для таймырского молодого читателя ставшие библиографической редкостью труды исследователя, кандидат педагогических наук А.А. Барболина в 2000-е гг. предприняла переиздание его основных статей по культуре долган [Попов, 2003]. Этот двухтомник «Долганы» стал настольной книгой для учителей и работников культуры Таймыра, чья деятельность связана с изучением культуры долган и краеведением.

Роль А.А. Попова в организации Таймырского краеведческого музея в г. Дудинка описана сотрудником музея Л.А Чуриловой в специальной статье «А.А. Попов - инициатор создания Таймырского музея»: «Находясь в экспедиции на Таймыре в мае 1931 г., он выдвинул для обсуждения на заседании президиума оргкомитета Таймырского национального округа предложение об организации музея и краеведческого бюро в округе. Вопрос об их создании обсуждался в течение нескольких последующих лет и неоднократно поднимался на заседаниях президиума окружного исполнительного комитета. Однако впервые его рассмотрение документально датируется 26 мая 1931 г.» [Чурилова, 1992, с. 11]. И далее автор раскрывает значимость работ А.А. Попова для музейных работников Таймыра: «Научный коллектив музея постоянно обращается к наследию А.А. Попова, используя его монографии, статьи, которые никогда не утратят актуальности, применяя на практике методику описания музейных предметов, применявшуюся А.А. Поповым в МАЭ» [Чурилова, 1992, с. 11].

В полевых материалах и научных трудах А.А. Попова освещена также тема русских старожилов Таймыра - затундренских крестьян [Попов, 1934].

В целом вклад А.А. Попова в изучение этнографии Таймыра невозможно переоценить. Его труды еще долгое время будут являться бесценным кладезем сведений по традиционной культуре коренных народов Арктики.

Перейдем к проблемам изучения фольклора долган на Таймыре якутскими исследователями-фольклористами.

Прокопий Елисеевич Ефремов (1933-1992) -собиратель и исследователь фольклора долган. Небольшая статья об ученом, написанная членами главной редколлегии серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» А.Б. Соктоевым и Н.А. Алексеевым, содержит основную информацию о коллеге-фольклористе. Он родился в Угулятском наслеге Вилюй-ского улуса ЯАССР (и был, таким образом, земляком А.А. Попова). После окончания Якутского государственного университета (1959) П.Е. Ефремов поступил в аспирантуру Якутского института языка, литературы и истории (научным руководителем у него был фольклорист Г.У. Эр-гис). С 1963 г. начал вести активную экспедиционную работу в северных районах Якутии: Анабарском, Оленёкском, Булунском, колымских улусах, вилюйских улусах, а также в Таймырском национальном округе (Красноярский край). В 1963-1992 гг. ученый был научным сотрудником ИЯЛИ, и география его исследований складывалась в русле проводимых в институте диалектологических экспедиций [Романова, 2017, с. 64-65]. «Научные интересы П.Е. Ефремова были направлены на изучение героического эпоса северных якутов и долган, хосунных сказаний и песен» [Фольклор долган, 2002, с. 27-28].

Крупным трудом исследователя является монография «Долганское олонхо» (1984), в которой исследован героический эпос долган. «В книге освещены особенности сказительской традиции, сюжетно-композиционная структура сказаний, система их образов, выявлена архаичность долганского эпоса и т.д.» [Фольклор долган, 2000, с. 15]. Венчает научное творчество фольклориста составленный П.Е. Ефремовым том «Фольклор долган», изданный в академической серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» уже после смерти ученого как том 19 [Фольклор долган, 2000]. Во вступительной статье Н.А. Алексеев пишет: «Значительное количество записей по всем жанрам фольклора долган было сделано П.Е. Ефремовым (составителем данного тома) во время экспедиционных поездок на Таймыр в 1964, 1968 и 1986 гг. Это героическое сказание «Три девушки - родные сестры», ряд сказок, мифов и песен, включенных в настоящий том... Ему удалось сделать несколько повторных записей у информаторов, от которых в свое время

были собраны материалы A.A. Поповым. <...> Ценность записей П.Е. Ефремова заключается еще и в том, что лучшие образцы фольклорных произведений он записал на магнитной ленте» [Фольклор долган, 2000, с. 15]. Академическая публикация фольклора долган на двух языках (языке оригинала и русском) является единственным в своем роде источником по фольклору этого народа, имеющем огромное научное и историко-культурное значение.

Личность и научное творчество П.Е. Ефремова были раскрыты на специальном научном мероприятии. Круглый стол «Эпическое наследие и фольклор коренных народов Северо-Западной Якутии и Таймыра», посвященный 80-летию со дня рождения известного якутского фольклориста, переводчика, общественного деятеля П.Е. Ефремова, был проведен в ИГИ в 2013 г.

Роль ученого в исследовании фольклора таймырских долган была озвучена в выступлениях приехавших с Таймыра участников данного научного мероприятия. В частности, «главный специалист отдела фольклора и этнографии Анна Алексеевна Барболина хорошо знает творчество П.Е. Ефремова, лично общалась с учёным и переводчиком. Её выступление на тему «Вклад П.Е. Ефремова в изучение культуры и фольклора долганского народа» вызвал подлинный интерес у организаторов и участников конференции. Автор напомнила, что Прокопий Елисеевич провел четыре экспедиции (1964, 1968, 1987, 1989) на Таймырском полуострове. В 1982 г. в Красноярском издательстве после двух первых экспедиций вышла книга «Таймырские сказы», которая имела колоссальный успех, ибо она выполнена по итогам полевых записей. Это истинный фольклор долган - мифы, предания, легенды, чистый, образный, не смешанный долганский язык [Ку-дрякова, 2013].

Таймырские деятели образования и культуры отмечают вклад П.Е. Ефремова в издание первой книги долганской поэтессы Огдо Аксёновой «Бараксан» (Красноярск, 1973): «Особую ценность представляет его вступительная статья к этому изданию, где П.Е. Ефремов извещает о рождении новой литературы тогда бесписьменного народа - долган, дает полную биографическую справку о долганской поэтессе Огдуо

Аксеновой, пропагандирует её самобытное творчество» [Кудрякова, 2013].

Таким образом, вклад П.Е. Ефремова в собирание, изучение и публикацию фольклора, а также становление литературы долган невозможно переоценить.

Переход к персоналии и научному творчеству Галины Григорьевны Алексеевой (19442007) - известного якутского музыковеда, доктора искусствоведения, собирателя и исследователя музыкального фольклора долган - будет логичен, если мы вспомним, что она, будучи музыковедом, являлась автором тома «Фольклор долган».

ГГ. Алексеева родилась в селе Ытык-Кель Таттинского улуса Якутии. После окончания Якутского музыкального училища по двум специальностям (скрипка и теория музыки), она закончила историко-теоретический факультет Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс Н. Синьковской), впоследствии окончила аспирантуру в Новосибирской консерватории им. М.И. Глинки (1985). Кандидатская диссертация исследователя «М.Н. Жирков и его роль в становлении якутской профессиональной культуры» была защищена в 1989 г., докторская диссертация «Народно-песенное творчество в системе традиционной музыкальной культуры долган» - в 2005 г. Наиболее крупные научные достижения Г.Г. Алексеевой связаны с изучением музыкального фольклора долган.

Г.Г. Алексеева - первый музыковед, кто начал изучать музыкальную культуру долган, собирать музыкальный фольклор долган в экспедиционных условиях в местах компактного проживания этноса, обрабатывать и вводить в музыкальную науку публикации разных жанров музыки долган. В 1980-1990-е гг. она совершила несколько экспедиций по собиранию музыкального фольклора долган в Хатангский район, г. Дудинку. Музыковед А.С. Ларионова справедливо указывает, что причиной изучения музыкального фольклора долган стало участие Г.Г. Алексеевой в подготовке тома «Фольклор долган» 60-томной серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока», и пишет о полевых исследованиях музыковеда: «Первой экспедицией, в которой она приняла участие, была комплексная экспедиция ИЯЛИ

ЯНЦ СО АН СССР, ОИИФиФ СО АН СССР и ФК СК СССР 1987 года, в которой был обследован музыкальный фольклор долган в пп. Новорыбное, Сындасско, Хетта Таймырского национального округа. В 1989 году была проведена экспедиция в г. Дудинка, в пп. Хатанга и Кресты. В 1990 году, в дни 60-летия со дня образования Таймырского национального округа, Г.Г. Алексеева в г. Дудинка также записывала долганский фольклор. В экспедиции 1991 года ею были записаны 89 образцов песенного фольклора долган» [Ларионова, 2018, с. 94]. В целом в ходе экспедиционных исследований на Таймыре Г.Г. Алексеевой было записано более 200 песен [Алексеева, 2000, с. 46].

Помимо собственных полевых материалов, объектом исследования Г.Г. Алексеевой стали архивные материалы разных лет, а также записи П.Е. Ефремова [Алексеева, 2000, с. 29]. В частности, она подвергает музыковедческому анализу эпические сказания-олонгко «Сын лошади Аталамии-богатырь» и «Оттоной» (сказитель И.А. Ерёмин-Сюютюк), «Кётё-Мёнгё» (сказитель Ф.С. Сахатин-Солоо), «Эр Соготох» и «Мё-рёдян Мэргэн-богатырь» (сказитель Н.П. Хри-стофоров-Мочуор), «Сын неба» (сказитель И.Л. Антонов-Иникен) [Алексеева, 2000, с. 3038]. В музыковедческом разделе тома «Фольклор долган» приведены нотные записи всех известных жанров (6 образцов песенных разделов олонгко, 14 образцов сигнального интонирования - звукоподражаний и сигналов для управления животными, 5 образцов песен разных жанров, 1 образец музицирования на варгане, 2 примера напевов круговых танцев осуохай и хэйро) [Алексеева, 2000, с. 33-45].

Монография Г.Г. Алексеевой «Народно-песенное творчество в системе традиционной музыкальной культуры долган» [Алексеева, 2005] ставит фундаментальные научные проблемы и обобщает научные достижения автора. Автор создает классификацию современного песенного фольклора долган, выявляет звуковысотные и метроритмические модели напевов, интонационную основу долганских песенных мелодий [Алексеева, 2005, с. 80].

Научные и идеи и вклад Г.Г. Алексеевой в развитие музыковедческой науки обсуждались 9 февраля 2018 г. на проведенном в АГИКИ научном семинаре, посвященном памяти музыко-

веда Заслуженного деятеля искусств РС (Я), доктора искусствоведения, профессора Алексеевой Галины Григорьевны.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что якутские исследователи внесли неоценимый вклад в исследование различных вопросов этнографии, фольклора, музыкальной культуры коренных народов Таймыра. Их усилиями были созданы уникальные коллекции по материальной и духовной культуре, фольклору и музыке долган и нганасан, публикации и научные концепции, которые не утратили своей ценности по сей день и могут быть использованы учеными будущих поколений для изучения различных вопросов, связанных в культурой народов Севера.

Литература

Алексеева Г.Г. Музыкальный фольклор долган // Фольклор долган / Сост. П.Е. Ефремов. - Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2000. - С. 29-46.

Алексеева Г.Г. Народно-песенное творчество в системе традиционной музыкальной культуры долган. - Якутск: ЯНЦ СО РАН, 2005. - 320 с.

Грачева Г.Н. Таймырские коллекции МАЭ (долганы и нганасаны) // Сб. Музея антропологии и этнографии. - Л, 1980. - С. 57-64. [Электронный ресурс]. - URL: http://web1.kunstkamera.ru/siberia/Texts/ Gracheva-Dolgani_Nganasani_Coll_MAE.pdf (дата обращения 27.07.2020)

Грачева Г.Н. От редактора // Сибирские чтения: к 90-летию со дня рождения Андрея Александровича Попова. Тезисы докладов / МАЭ имени Петра Великого (Кунсткамера); отв. ред. Г.Н. Грачева. - СПб., 1992. - С. 3-5.

Долганский фольклор. Вступительная статья, тексты и переводы А.А. Попова (Литературная обработка Е.М. Тагер. Обшая ред. М.А. Сергеева). -М.; Л., 1937. - 256 с.

Кудрякова Н.С. Земля Олонхо чтит якутского фольклориста, долгановеда Прокопия Ефремова. 23.12.2013. [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.tdnt.org/article.php?id_artic=76&year=2013 (дата обращения 27.07.2020)

Ларионова А.С. Научная деятельность Г.Г. Алексеевой // Вестник Арктического государственного института культуры и искусств. - 2018. - № 1 (9). -С. 92-95.

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого [Электронный ресурс]. - URL: http://web1. kunstkamera.ru/siberia/Popov.html (дата обращения 27.07.2020)

Попов А.А. Долганы. Собрание трудов по этнографии / Сост. А.А. Барболина. - СПб.: Дрофа, 2003. -Том 1. 319 с.; Том 2. 336 с.

Попов А.А. Затундренские крестьяне (Русские на Пясине. Путевые заметки) // Советская этнография. -1934. - № 3. - С. 77-86.

Попов А.А. Нганасаны. Вып. 1. Материальная культура. / Труды Ин-та этнографии АН СССР, нов. серия, Т. III. - M.-Л., 1948. - 116 с.

Попов А.А. Нганасаны. Социальное устройство и верования. / Отв. ред Г.Н. Грачева, Ч.М. Таксами. -Л.: Наука, 1984. - 150 с.

Романова Е.Н. Этнодиалектология культуры: от научных традиций к инновационным проектам // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2017. -№ 4 (21). - С. 64-70.

Фольклор долган / Сост. П.Е. Ефремов. - Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2000. - 448 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 19).

Хомич Л.В. Из истории советской этнографии (изучение этнографии самодийских народов) // Историческая этнография: традиции и современность. Межвузовский сб. / редкол. К.В. Чистов и др. - Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1983. - С. 5-14.

Чурилова Л.А. А.А. Попов - инициатор создания Таймырского музея // Сибирские чтения: к 90-летию со дня рождения Андрея Александровича Попова. Тезисы докладов / МАЭ имени Петра Великого (Кунсткамера); отв. ред. Г.Н. Грачева. - СПб., 1992. -С. 10-12.

O.E. Dobzhanskaya

The Role of the XX Century Yakut Researchers in the Study of Folklore and

Ethnography of the Taimyr Peoples

The article considers the role of Yakut researchers Andrey Aleksandrovich Popov (1902 - 1960), Prokopiy Eliseevich Efremov (1933-1992), and Galina Grigorievna Alekseeva (1944 - 2007) in the study of Ethnography and Folklore of the indigenous peoples of Taimyr - Dolgans, Nganasans, Nenets, as well as Russian old-time inhabitants of Taimyr (Zatundra peasants). In the 1930th A.A. Popov conducted some field researches among Taimyr natives - Dolgans and Nganasans. He considered the material and spiritual culture of these peoples, and revealed and recorded entire layers of unique culture of the Arctic ethnic groups. His ethnographic collections and publications became the basis for the work of researchers of the XX-XXI centuries. The folklore texts in the Dolgan language recorded by Popov represented different genres and types of Dolgan folklore, many of which have become rarities or have not survived to the present day. The folklorist P.E. Efremov devoted his life to collection and study of Dolgans folklore. He was active field researcher on Taimyr in 1960-1970. His academic publication "The Dolgan Folklore" in the series "Monuments of Folklore of the Peoples of Siberia and the Far East" of the Russian Academy of Sciences was the great result of his scientific work. The musicologist, Doctor of Art history G.G. Alekseyeva was working on collecting and studying Dolgan musical folklore in the 1980 - 1990. Her field works was conducted in the Khatanga district and Dudinka in the Taimyr Autonomous district (Krasnoyarskij kray). The scientific works created by the researcher are the great value.

Keywords: indigenous peoples of the North and the Arctic, indigenous peoples of Taimyr, Ethnography, Folklore, history of science, A.A. Popov, P.E. Efremov, G.G. Alekseeva.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.