Научная статья на тему 'Роль вуза в социально-экономическом развитии региона'

Роль вуза в социально-экономическом развитии региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГЛОМЕРАЦИЯ / РАЗВИТИЕ МЕСТНЫХ СООБЩЕСТВ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАТОРЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ягудина А. Р., Васильев А. Ю., Рафикова В. М.

В настоящее время, требования к российским высшим учебным заведениям и качеству образования довольно высоки и жестки, так как вузы оказывают большое влияние на развитие регионов России и, как следствие, всей страны в целом. Высшие учебные заведения оказывают прямое и косвенное воздействие на развитие региона. Приоритетной задачей системы «Вуз Регион» является активизация участия вузов в социально экономическом развитии региона, укреплении региональных связей высших учебных заведений с промышленностью, бизнесом, наукой, в том числе через реализацию проектов по созданию национальных исследовательских университетов, университетских комплексов и округов, научно-учебно-производственных центров. В статье исследуется роль СФ БашГУ в развитии местных сообществ, городской среды Южно-Башкортостанской агломерации и региональной среды на основе анализа социально-экономических эффектов реализации проекта по созданию университета инновационного типа и его стратегической роли в развитии Юга Республики Башкортостан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ягудина А. Р., Васильев А. Ю., Рафикова В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль вуза в социально-экономическом развитии региона»

Роль вуза в социально-экономическом развитии региона

г-

сэ

сч

сэ £

Б

а

2 ©

Ягудина Аэлита Радиковна,

кандидат социологических наук, доцент, Башкирский государственный университет, Стерли-тамакский филиал, [email protected]

Васильев Алексей Юрьевич,

кандидат социологических наук, доцент, Башкирский государственный университет, Стерли-тамакский филиал, [email protected]

Рафикова Венера Мунировна,

кандидат педагогических наук, доцент, Башкирский государственный университет, Стерлита-макский филиал, [email protected]

В настоящее время, требования к российским высшим учебным заведениям и качеству образования довольно высоки и жестки, так как вузы оказывают большое влияние на развитие регионов России и, как следствие, всей страны в целом. Высшие учебные заведения оказывают прямое и косвенное воздействие на развитие региона. Приоритетной задачей системы «Вуз - Регион» является активизация участия вузов в социально - экономическом развитии региона, укреплении региональных связей высших учебных заведений с промышленностью, бизнесом, наукой, в том числе через реализацию проектов по созданию национальных исследовательских университетов, университетских комплексов и округов, научно-учебно-производственных центров. В статье исследуется роль СФ БашГУ в развитии местных сообществ, городской среды Южно-Башкортостанской агломерации и региональной среды на основе анализа социально-экономических эффектов реализации проекта по созданию университета инновационного типа и его стратегической роли в развитии Юга Республики Башкортостан.

Ключевые слова: агломерация, развитие местных сообществ, высшее образование, интеграторы развития региона.

На сегодняшний день в Республике Башкортостан разрабатывается проект Стратегического развития Республики Башкортостан до 2030 года. Одним из основополагающих пунктов данного проекта является создание двух агломераций - Уфимской и Южно-Башкирской. По мнению экспертов, уже на сегодняшний день в этих агломерациях проживает около половины населения Республики. Создание агломерации будет иметь следующие преимущества - высокая координация деятельности муниципальных образований, сближение уровня их развития, комплексное развитие транспортных и других видов инфраструктуры, что в итоге позволит сформировать единое пространство и способствует реализации комплексных мегапроектов.

Опираясь на методику Организации экономического сотрудничества и развития по проведению комплексного исследования роли вузов в социально-экономическом развитии региона, в 2017 году преподавателями кафедры экономики и управления был проведен анализ вклада сферы высшего образования Юга Башкортостана в социально-экономическое развитие данного региона.

Высшее образование Южно-Башкортостанской агломерации представлено филиалами крупных учебных заведений РБ: Башкирского государственного университета (Стерлитамакский филиал БашГУ соответственно), Уфимского государственного нефтяного технического университета (Стерлитамакский филиал УГНтУ, Салаватский филиал УГНТУ соответственно), Уфимского государственного авиационного технического университета (Стерлитамакский филиал УГАТУ и Ишимбайский филиал УГАТУ соответственно).

В регионе существует отчетливое, но нестрогое разделение зон ответственности каждого из вышеупомянутых филиалов вузов: Стерлитамакский и Салаватский филиалы УГНТУ отвечают за подготовку кадров в области химической технологии и управления в технических системах; Стерлитамакский и Ишимбайский филиалы УГАТУ занимаются подготовкой кадров в области электроэнергетики и электротехники, а также по направлению технологии, оборудования и автоматизации машиностроительных производств; Стерлитамакский филиал БашГУ отличается от остальных филиалов многопрофильностью подготовки, и наряду с традиционными гуманитарными и естественнонаучными направлениями подготовки университет предлагает своим абитуриентам не привычные для классических университетов направления инженерного профиля и ежегодно пополняет список новыми, перспективными, отвечающими требованиям времени направлениями. Анализ представленности выпускников филиалов вузов Юга Башкортостана показал, что 49,75% являются выпускниками Стерлитамаско-го филиала БашГУ 39,40% - выпускниками СФ УГНТУ и 10,8б% - выпускниками других учебных заведений. Большая представленность выпускников СФ БашГУ в экономике Юга Башкортостана, что объясняется многопрофильностью подготовки классического вуза.

В социологическом исследовании востребованности выпускников вузов на рынке труда Республики Башкортостан и в частности в ее южном регионе приняли участие 1785 выпускников вузов Юга очной и заочной форм обучения. Среди них 28% человек мужского и 72% женского пола. Средний возраст респондентов 34 года, с размахом вариаций от 25 до 51 года (выпускники заочного отделения).

Также в исследовании приняли участие 150 работодателей юга Республики Башкортостан (гг. Стерлитамак, Салават, Ишимбай) - представителей организаций из сфер промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, недвижимости, торговли, коммунального хозяйства, бытового обслуживания, культуры и искусства, образования, управления. Были опрошены специалисты, главные специалисты, руководители среднего и высшего звена. Среди респондентов 23% человек мужского и 77% женского пола. Средний возраст респондентов - представителей организаций работодателей региона - 38 лет, с размахом вариаций от 25 до 66 лет.

15.00

15.00

10.00 -

.1.00

м

.

Л , ] - 1

НШ.Л

1Работодотеш ■ Эксперт

^УУ ///////

> £ > Г ^ V я*

с

■ V-

/ / ,

/

Рисунок 1. Оценка востребованности специалистов на Юге РБ экспертами и работодателями

В качестве экспертов было опрошено 65 руководителей государственных и коммерческих организаций юга Башкортостана (гг. Стерлитамак, Салават, Ишим-бай из отраслей промышленности, торговли, строительства, образования, деловых услуг, государственного и муниципального управления. Средний возраст респондентов этой выборки составил 45 лет, с размахом вариаций от 32 до 56 лет.

Размер выборки определяется социологической нормой, согласно которой при генеральной совокупности свыше 5000 человек достаточно опросить 10% респондентов, но не более 2500 тыс. человек.

Наиболее представлены в экономике региона выпускники направлений «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Инженерные специальности» «Педагогика» и юриспруденция. Востребованными работодателями и экспертами на сегодняшний день являются специальности в области экономики и управления, педагогики и технологии.

Оценка востребованности специалистов соответствует прогнозу Министерства экономического развития РБ. Как мы видим, потребность Юга республики в квалифицированных специалистах с высшим образованием на 2017 составляет 4 тыс. человек, а на 2018 - уже 4100.

61% выпускников филиалов вузов работают по профилю, что является высоким показателем для региона, особенно если учесть общую негативную тенденцию на рынке труда в целом по стра-

не, для которой характерна невостребованность выпускников экономических и юридических направлений подготовки.

Большинство экспертов и работодателей оценивает уровень подготовки выпускников филиалов вузов Юга Башкортостана как достаточно высокий.

При приеме на работу эксперты и работодатели обращают внимание на престижность учебного заведения (27%) и положительные рекомендации (19 %). Поэтому при создании нового вуза важно учесть следующие моменты:

а) любое переименование вуза сразу же отразиться на его рейтинге;

б) при создании бренда нового вуза важно не потерять имя.

На сегодняшний день СФ БашГУ является системообразующим вузом для всего Юга РБ, ведущим подготовку высококвалифицированных кадров по всем отраслям экономики РБ. В нем обучаются 7500 студентов не только из РФ, но и из стран дальнего и ближнего зарубежья. Поэтому различным секторам экономики необходимо постоянное сотрудничество с таким крупнейшим образовательным центром.

Наилучшей формой сотрудничества с вузом организации и предприятия считают заключение прямых договоров на подготовку специалистов.

Большая часть руководителей предприятий и организаций так или иначе сотрудничает с вузами. При раскрытии ответа на вопрос о формах и проблемах организации сотрудничества, большая часть руководителей указала, что наличие множества филиалов увеличивает

транзакционные издержки, так как увеличены затраты времени на подготовительный этап сотрудничества (45%), трудно оценить эффективность (34%). Возможным вариантом решения проблем является расширение многопрофильно-сти в одном крупном вузе.

80% экспертов отметили необходимость создания крупного регионального вуза в Стерлитамаке. Успешная реализация его создания поможет усовершенствовать систему образования, выпускающую конкурентоспособных специалистов, что будет способствовать экономическому росту и сбалансированному развитию региона путем создания системы заинтересованных друг в друге участников: представителей бизнеса, государства и образовательных структур.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Имеющаяся номенклатура направлений профессиональной подготовки бакалавров и магистров в вузах региона в целом является эффективной, но нуждается в корректировке, вызванной современными мировыми, общероссийскими и региональными тенденциями на рынке труда. Перспективы развития шестого технологического уклада вынуждают вузы развивать такие перспективные направления подготовки кадров, которые обеспечивают развитие «умной экономики».

2. В Южно-Башкортостанской агломерации необходим «Университет-региональный интегратор». Данная модель развития предполагает наличие региональной социально-экономической миссии университета, фокусирующейся на массовой подготовке кадров для регионального рынка труда и проведение преимущественно прикладных исследований в интересах предприятий региона.

3. Для привлечения абитуриентов необходим вуз с многопрофильной структурой подготовки и престижным брендом. Классический университет представляет собой один из наиболее оптимальных вариантов вуза, так как максимально обеспечивает потребность региона в кадрах, позволяет финансировать материально-техническую базу вуза, поддерживать его социокультурную роль в регионе.

4. Долгосрочное планирование развития регионального вуза требует поиска роли и места конкретного вуза в социокультурном пространстве региона, выработки оригинальной миссии университета, способной решать задачи мест-

© £

Я

3

9

а

2 а

7

ного социально-экономического развития.

Литература

1. Гирина А.Н. Методика оценки социально-экономического развития региона // Вестник ОГУ. - 2013. ? №8 (157). ? С. 82-87.

2. Глазырин М.В. Новая система устойчивого развития и управления муниципального образования // Проблемы и первоочередные задачи формирования новой системы развития и управления на муниципальном уровне / Сборник докладов Всероссийского научно-практического семинара. 10 июня 2015 г., г. Валдай. Под ред. М.В. Глазырина, Л.А. Кир-коровой и Р.Н. Павлова. - М.: ЦЭМИ РАН, 2015. - С.6-17.

3. Кузьмина Р.А., Писарева Л.Ю Корпоративная социальная ответственность Федеральных университетов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2014 - Выпуск № 2(120). - С. 96-106.

4. Лазарев Г.И. Инновационное развитие региона: сервисный аспект и роль вузов. // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государ-

ственного университета экономики и сервиса. - 2010. -№ 3 (7) - С. 98-105.

5. Прогноз потребностей рынка труда в квалифицированных кадрах в Республике Башкортостан на 2017 год// ttps://economy.bashkortostan.ru/ dejatelnost/makrojekonomika/kadrovoe-obespechenie-ekonomiki-i-sotsialnoy-sfery/ prognoz-potrebnostey-rynka /

The role of the university in socioeconomic development of the region Yagudina A.R., Vasiliev A.Y., Rafikova V.M.

Bashkir state University

Currently, the requirements for Russian higher educational institutions and quality of education is quite high and hard, because universities have a great influence on the development of regions of Russia and, as a consequence, the country as a whole. Higher education institutions have a direct and indirect impact on the development of the region. The priority of the system «University - Region» is to increase the participation of universities in socio - economic development of the region, strengthening regional universities " ties with industry, business, science, including through the implementation of projects to create national research universities, University complexes and counties, scientific, educational and industrial centers. This article examines the role of the Federation Council of the Bashkir state University in the development of local communities, urban environment of South-Bashkortostan agglomeration and

regional environment on the basis of analysis of the socio-economic effects of project implementation on creation of the innovative University and its strategic role in the development of the South of the Republic of Bashkortostan Keywords: agglomeration, local community development, higher education, integrators development of the region. References

1. Girina A. N. Method of assessment of socio-

economic development of the region // Herald OGU. - 2013. ? №8 (157). ? P. 82-87.

2. Glazyrin M. V. a New system of sustainable development and management of the municipal formation // Problems and the priorities of establishing a new system of development and management at the municipal level / a Collection of papers of all-Russian scientific-practical seminar. June 10, 2015, Valday. Under the editorship of V. M. Glazyrina, L. A. Kirkorovi and R. N. Pavlova. -Moscow: CEMI RAS, 2015. - S. 6-17.

3. Kuzmin, R. A., Pisareva L. Yu Corporate social

responsibility Federal universities // public opinion Monitoring: economic and social changes. 2014 - Issue No. 2 (120). - P. 96106.

4. Lazarev G. I. the Innovative development of the

region: the service aspect and the role of universities. // Territory new opportunities. Bulletin of the Vladivostok state University of Economics and service. - 2010. -№ 3 (7) -P. 98-105.

5. Forecast of labour market needs for qualified

personnel in the Republic of Bashkortostan by 2017// ttps://economy.bashkortostan.ru/ dejatelnost/makrojekonomika/kadrovoe-obespechenie-ekonomiki-i-sotsialnoy-sfery/ prognoz-potrebnostey-market /

r-

сэ

сч

сэ £

Б

а

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.