Научная статья на тему 'Роль Воронежского учительского института (1913-1918) в развитии педагогического образования'

Роль Воронежского учительского института (1913-1918) в развитии педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
480
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОРОНЕЖСКИЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ (1913-1918) / А.К. ДИМИТРИУ ПЕДАГОГ / ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА / VORONEZH TEACHERS INSTITUTE (1913-1918) / A.K. DIMITRIU A PEDAGOGUE / PEDAGOGICAL EDUCATION / DIRECTOR OF THE INSTITUTE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернобоева Т. Н.

Статья посвящена одной из страниц истории генезиса и развития педагогического образования в России, в частности, истории учительского института, действовавшего в Воронеже с 1913 по 1918 гг. В статье использованы неопубликованные источники: архивные документы, материалы, хранящиеся в музее истории ВГПУ. В научный оборот вводятся малоизвестные в настоящее время имена активных деятелей организации системы педагогического образования в Воронеже, например, А.К. Димитриу и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of Voronezh Teachers Institute (1913-1918) while training pedagogical set

The article is devoted to a period of genesis history and the development of the pedagogical education in Russia, to be more specific, to the history of Teachers Institute that had been working in Voronezh since 1913 to 1918. Non-published sources were used in the article such as archive documents, materials that are contained at the VGPU history museum. There are some little known names in present time of the active representatives in organizing pedagogical education system in Voronezh that are introduced into scientific circulation, for example, A.K. Dimitriu and others.

Текст научной работы на тему «Роль Воронежского учительского института (1913-1918) в развитии педагогического образования»

РОЛЬ ВОРОНЕЖСКОГО УЧИТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА (1913-1918) В РАЗВИТИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Т.Н. Чернобоева

Статья посвящена одной из страниц истории генезиса и развития педагогического образования в России, в частности, истории учительского института, действовавшего в Воронеже с 1913 по 1918 гг. В статье использованы неопубликованные источники: архивные документы, материалы, хранящиеся в музее истории ВГПУ. В научный оборот вводятся малоизвестные в настоящее время имена активных деятелей организации системы педагогического образования в Воронеже, например, А.К. Димитриу и другие.

Ключевые слова: педагогическое образование, Воронежский учительский институт (1913-1918), А.К. Димитриу - педагог, директор института.

Профессиональное педагогическое образование как система складывалось на протяжении длительного времени. Этот процесс, как и любой другой, имеет свои предпосылки, генезис и результаты.

Говоря о предпосылках, стоит отметить, что определенную роль в подготовке учительских кадров для провинции сыграли учительские семинарии, в частности Воронежская учительская семинария (1875-1919 гг.).

В связи с реформированием школы, начатым во 2-й половине XIX в., шел поиск оптимальных путей для подготовки преподавательских кадров более высокой квалификации.

Главный педагогический институт в Петербурге и педагогические институты при университетах, готовившие кадры учителей гимназий и уездных училищ, в 1859 г. были закрыты; теперь подготовка учителей средней школы возлагалась на специальные двухлетние педагогические курсы, создаваемые при университетах в каждом учебном округе. Кандидаты на должность учителей подбирались из выпускников историко-филологического или физико-математического факультетов. Они получали казенную стипендию (150-350 руб. в год). После окончания курсов лучшие из выпускников имели право на замещение преподавательских должностей в университетах; показавшие хорошие результаты определялись в гимназии и прогимназии, остальные - в уездные училища. Окружные курсы выпускали всего по 50-70 учителей в год на всю Российскую империю.

Такие результаты нельзя было признать удовлетворительными, и в 1865 г. подготов-

ку учителей возложили непосредственно на историко-филологические и физико-математические факультеты университетов. Из числа студентов этих факультетов набирали казенных стипендиатов, которым наряду с основным курсом читали специальные предметы; после окончания университета они прикреплялись на годичную практику к гимназиям, после чего назначались учителями гимназий и прогимназий. Число учителей-кандидатов устанавливалось в 300 человек, размер стипендии составлял 300-360 руб.; обе цифры были явно недостаточными [1].

В 60-70-е гг. XIX в. начинается «фактическая история среднего педагогического образования в России» [2]. На основании Положения от 31 мая 1872 г. [3] во многих городах Российской империи стали открываться учительские институты для подготовки учителей городских и уездных училищ (с 1912 г. - высших начальных училищ).

Учительские институты были, по образному выражению Ф.Г. Паначина, школами-тупиками, так как не давали права поступления в университет, а педагогическая общественность окрестила их «плебейскими университетами» [2]. Лишь под давлением демократической интеллигенции в феврале 1917 г. выпускникам учительских институтов было разрешено поступать в коммерческие институты.

Первоначально (до революции 19051907 гг.) учительские институты были закрытыми учебными заведениями. Принимались в них только юноши, не моложе 16 лет, всех званий и сословий. Преимущество при поступлении было у выпускников городских училищ, проработавших не менее одного го-

да в школе. А лица, окончившие средние учебные заведения (гимназии, семинарии и др.), при наличии хороших характеристик принимались в институты без экзаменов.

Несмотря на неудовлетворительное положение с подготовкой учителей в Воронежской губернии, идея открытия учительского института в Воронеже в начале XX в. не сразу получила поддержку директора народных училищ Воронежской губернии. Так, 11 декабря 1912 г. он докладывал попечителю Харьковского учебного округа: «Открытие учительского института в пределах Воронежской губернии (в г. Воронеже), если судить исключительно по данным настоящего момента, вряд ли может быть признано настоятельно необходимым. Но, если принять во внимание, что в последнее время быстро развивается стремление открывать высшие начальные училища в селах и что земства Воронежской губернии предполагают уже в будущем открыть в селах, по крайней мере, по одному училищу на уезд, то, во всяком случае, нельзя не признать, что открытие в г. Воронеже учительского института было бы весьма желательным...» [4].

Воронежский учительский институт начал свою работу 13 октября 1913 г. [4, 5]. В день торжественного открытия директору Алексею Константиновичу Димитриу был преподнесен Приветственный адрес, подписанный руководителями всех средних учебных заведений города. Они выражали надежду на то, что «призванный к выполнению высокой миссии рассадника педагогических знаний, Институт имеет своей непосредственной целью подготовку кадра опытных педагогов для высших начальных училищ, где они вольют свет своего знания в широкие народные массы» [4].

Обучение в институте было трехгодичным. Программа включала более глубокое изучение основных предметов городских (уездных) училищ и специальные предметы. Среди общеобразовательных были: закон божий; русский и церковно-славянский языки, теория словесности; математика (арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия и космография); история, география, естествоведение, физика, рисование, пение (в некоторых институтах преподавали ручной труд [2, с. 84]). Специальные предметы были представлены педагогикой, включавшей разделы:

умственное, нравственное и физическое воспитание, а также методикой и дидактикой, логикой и психологией.

Получивший аттестат обязан был прослужить 6 лет в должности учителя высшего начального училища по назначению учебного начальства или возвратить Государственному Казначейству затраченную на его содержание сумму 525 руб. [4].

Все годы существования института, с 1913 до 1919 гг., его бессменно возглавлял Алексей Константинович Димитриу (17.03.1857 -

22.03.1925 гг.), известный в Воронеже педагог и организатор учебных заведений по подготовке учительских кадров.

А.К. Димитриу родился в семье священника в городе Довлетогач в Бессарабии. Отец его - румын, мать - украинка. Получать образование Димитриу начал в духовном училище, но скоро оставил его, включившись в активную революционную работу в народнических кружках 70-х гг. XIX в. Педагогическая деятельность Алексея Константиновича началась с должности учителя сельского училища. Стремясь к знаниям, он самостоятельно подготовился к экзамену на аттестат зрелости и поступил в Новороссийский университет. По окончании его преподавал в различных учебных заведениях, был директором гимназий в нескольких городах России, лектором Новороссийского университета. За многолетнюю успешную службу на педагогическом поприще А.К. Димитриу было присвоено дворянское звание. В 1913 г. опытный педагог и организатор возглавил открывающийся в Воронеже учительский институт.

В областной газете «Воронежская коммуна» за 1925 г. был опубликован некролог, посвященный А.К. Димитриу [6]. В нем ярко представлена жизнь незаурядного педагога, которая за 40 лет его профессиональной деятельности вместила в себя все трудности становления педагогического образования в нашей стране.

По словам автора, Алексей Константинович был жизнелюбом, чутким, отзывчивым человеком; идеалом настоящего педагога, воспитавшим целое поколение учителей Воронежской и ближайших губерний. Он «не замыкался в рутине царившей реакции, а всегда шел впереди». При нем «заснувшая в тине педагогическая мысль в Воронеже ожила,

потянулись в институт все лучшие силы «черной кости», каким нельзя было попасть в «императорские университеты».

В целях ускорения подготовки кадров А.К. Димитриу организовал при институте курсы экстернов на звание городского учителя, дав тем самым возможность многим сельским учителям пополнить свои знания и повысить статус. Так, экстерном окончил институт будущий декан физико-математического факультета и заместитель директора Воронежского государственного пединститута по учебно-научной работе Панфил Яковлевич Севастьянов (1894-1958 гг.) [7].

А.К. Димитриу принял активное участие в организации и был одним из руководителей первого высшего педагогического учебного заведения в губернии - Воронежского педагогического института (1918-1919 гг.), Воронежского института народного образования (1920-1921 гг.). Затем участвовал в реформе Воронежского университета при создании на его базе педагогического факультета, где работал преподавателем.

В разгар боевых действий гражданской войны, он, один из немногих, преподавал на учительских курсах, организованных Советской властью в деревне Рождественская Хава недалеко от Воронежа, которые работали в чрезвычайных условиях голода, болезней [8]. Там Алексей Константинович подвергся наказанию нагайками от белогвардейских офицеров.

В музее истории ВГПУ экспонируется копия портрета А.К. Димитриу, подаренная внучкой педагога - доцентом кафедры микробиологии Воронежской медицинской академии Юлией Павловной Горчаковой. Из пятерых детей А.К. Димитриу трое стали педагогами, две дочери - врачами.

Вместе с А. К. Димитриу в штате преподавателей Воронежского учительского института были следующие педагоги: преподаватели математики В.В. Лимбах и Л.Ф. Иосифов, физики - Г.В. Рычнев, химии - М. А. Герасимов, истории - К.В. Марков, географии -М. Г. Мишин, рисования- Н. А. Кондрашин, психологии и философии - С.Н. Наумов, филологи А. Д. Фаддеев и Е.А. Корсакова [9].

Известны имена выпускников института. 12 мая 1916 г. педагогический совет института выдал аттестат об окончании этого учебного заведения и золотую медаль Ми-

хаилу Ивановичу Чеснокову. На аттестате сделана запись инспектора Воронежского 1-го высшего начального училища о том, что 7 января 1917 г. Чесноков получил «третное не в зачет жалованья» (подъемные деньги. -Т. Ч.) в размере 320 р., за удержанием из них 32 р. в доход государственного казначейства1.

Судьба М.И. Чеснокова (1889-1966 гг.) в течение многих лет и до последних дней жизни была связана с Воронежским педагогическим институтом, в котором он заведовал отделением заочного обучения, был заместителем директора института.

Среди студентов института был ставший впоследствии видным общественным деятелем Евдоким Федорович Муравьев (18961987 гг.). В 1916 г. он начал учиться в учительском институте и в том же году вступил в партию эсеров, которая в его глазах была защитницей интересов крестьян. В 1917 г. он руководил рабочими и студенческими кружками, после Февральской революции стал членом исполкома Воронежского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, принимал активное участие в гражданской войне. Преподавательские способности Муравьева были реализованы в вузах Москвы. Недостающие для этого знания он получил в Институте красной профессуры, после окончания которого в 1933 г. продолжил свой преподавательский труд в качестве кандидата философских наук. В последние годы жизни читал курс истории религии и атеизма на философском факультете МГУ [10].

Обучался в Воронежском учительском институте еще один известный в Воронеже педагог. Это Иван Васильевич Королев. В свои 17 лет он уже стоял за учительским столом, в 20-е гг. был директором школы в Зем-лянске. Затем в течение 15 лет возглавлял в Воронеже образцовую среднюю школу № 5 (ныне СОШ № 28, где в настоящее время создан школьный музей имени И. В. Королева) и школу № 16 [11].

Учительский институт стал востребованным учебным заведением в крае, но на протяжении всего своего существования он не имел собственного помещения и арендовал здания у частных лиц.

1 Копия аттестата, выданного педсоветом Вор. учит. института Чеснокову Михаилу Ивановичу об окончании им этого учебного заведения 12 мая 1916 г. с золотой медалью. Из фондов Музея истории ВГПУ.

Подводя итог вышесказанному, можно согласиться с мнением Ю.В. Пыльнева [12] о том, что к 1917 г. в Воронежской губернии сложилась сеть учебных заведений по подготовке учительских кадров (учительская семинария, учительский институт, педагогические классы при женских гимназиях и педагогические курсы), которая, однако, не представляла собой чем-то обоснованную систему педагогического образования. В подготовке учителей отсутствовала планомерность, а у руководителей - и общее видение перспектив развития. Но поиск продолжался, и поставленные временем вопросы еще ждали от общества и государства своего решения.

Воронежский учительский институт просуществовал небольшой срок - всего 5 лет. Но эта попытка поиска новых путей решения проблемы кадров для народного просвещения была конструктивной. Учительские институты в России на рубеже XIX-XX вв. сыграли положительную роль в подготовке педагогических кадров. В них работали видные педагоги своего времени. Например, директором столичного Петербургского учительского института был К.К. Сент-Илер [2, с. 88], будущий профессор Воронежского государственного университета.

В октябре 1918 г. на базе учительского института было образовано высшее учебное заведение педагогического профиля - педагогический институт с 4-х летним курсом обучения для подготовки школьных работников 2-й ступени. Пединститут проработал менее двух лет. В целях унификации педагогического образования советское правительство повсеместно стало открывать институты народного образования. В 1920 г. все учебные заведения педагогического профиля г. Воронежа влились в Воронежский институт народного образования.

1. Филоненко Т. В. Реформы и контрреформы: история школьных систем в России XIX -первой трети XX вв. Воронеж, 2004. С. 99.

2. Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в России. М., 1979. С. 83.

3. Настольная книга по народному образованию. Т. 2. СПб., 1901. С. 1092.

4. ГАВО. Ф. 64. Оп. 1. Д. 819. Л. 17.

5. Винокуров С.В., Пчельников Т.С. Видные русские педагоги в Воронежском крае. Воронеж, 1972. С. 46.

6. Григоров П.А. Димитриу А.К. Некролог // Воронежская коммуна № 72. 1925. 29 марта.

7. Воронежский государственный педагогический университет: время, события, люди. -Воронеж, 2006. С. 167, 169.

8. ГАВО. Ф. 1. Оп. 6. Д. 87. Л. 87, 87об., 146.

9. ГАВО. Ф. Р. 849. Оп. 1. Д. 11. Л. 53-54, 56.

10. Габелко Е.И. Е.Ф. Муравьев: революционер, чекист, красный профессор // Проблемы развития общества и образования: межвуз. сб. науч. тр. Воронеж, 1998. С. 66-69.

11. Коротких Г.Л. Памяти дорогого учителя / Г.Л. Коротких. Душа и жизнь. Воронеж, 2000. С. 126-132.

12. Пыльнев Ю.В. Очерки истории педагогического образования в Воронежской области 1917-2000. Воронеж, 2003. С. 7.

Поступила в редакцию 15.01.2008 г.

Chemoboeva T.N. Role of Voronezh Teachers Institute (1913-1918) while training pedagogical set. The article is devoted to a period of genesis history and the development of the pedagogical education in Russia, to be more specific, to the history of Teachers Institute that had been working in Voronezh since 1913 to 1918. Non-published sources were used in the article such as archive documents, materials that are contained at the VGPU history museum. There are some little known names in present time of the active representatives in organizing pedagogical education system in Voronezh that are introduced into scientific circulation, for example, A.K. Dimitriu and others.

Key words: рedagogical education, Voronezh Teachers Institute (1913-1918), A.K. Dimitriu - a pedagogue, Director of the Institute.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.