Научная статья на тему 'Роль волонтерской деятельности в организации процесса адаптации студентов вуза'

Роль волонтерской деятельности в организации процесса адаптации студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
317
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЛОНТЕРСТВО / VOLUNTEERING / VOLUNTEERISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чуйкова Ирина Владимировна

В статье рассматривается актуальность проблемы адаптации студентов, анализируется важность внедрения волонтерской деятельности в вузах, а так же даются определения адаптации и волонтерской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of voluntary activities in the organization process of adaptation of students of the University

The article discusses the relevance of the problem of adaptation of students, analyzed the importance of introducing volunteer activities in universities, as well as provides definitions of adaptation and volunteer activities.

Текст научной работы на тему «Роль волонтерской деятельности в организации процесса адаптации студентов вуза»

наш университет стал аккумулирующим звеном развития и взаимодействия органов местного самоуправления, Правительства Курганской области и религиозных организаций.

УДК 378

И.В. Чуйкова, г. Шадринск

Роль волонтерской деятельности в организации процесса адаптации

студентов вуза

В статье рассматривается актуальность проблемы адаптации студентов, анализируется важность внедрения волонтерской деятельности в вузах, а так же даются определения адаптации и волонтерской деятельности.

Адаптация, волонтерство, добровольческая деятельность.

I.V. Chuikova, Shadrinsk

The role of voluntary activities in the organization process of adaptation of

students of the University

The article discusses the relevance of the problem of adaptation of students, analyzed the importance of introducing volunteer activities in universities, as well as provides definitions of adaptation and volunteer activities.

Keywords: adaptation, volunteering, volunteerism.

Одной из общетеоретических проблем высшего образования выступает проблема адаптации студентов к условиям обучения в вузе, трудностей первого года обучения. Адаптация в данном контексте определяется как многогранный процесс активизации социальных и биологических резервов молодых людей, находящихся в стадии развития и становления, и в этой связи требующий повышенного внимания преподавателя к первокурсникам, необходимости их психолого - педагогического сопровождения в условиях высшей школы. Для выявления особенностей адаптации студентов первокурсников целесообразно прояснить понимание термина в психолого -педагогической науке. Адаптация - это совокупность психологических и физиологических реакций организма, лежащих в основе приспособления его к окружающим условиям, направленных на сохранение относительного постоянства его внутренней среды, при которых происходит социальное взаимодействие личности, социальной группы и социальной среды.

В своих исследованиях А.К. Гришанов, В.Д. Цуркан полагают, что адаптация студентов - процесс приведения основных параметров их социальных и личностных характеристик в соответствие, в состояние динамического равновесия с новыми условиями вузовской среды как внешнего фактора по отношению к студентам.

Относительно современного понимания феномена «адаптация» необходимо заметить, что он трактуется не столько как процесс приспособления, сколько как процесс гармонизации при взаимодействии субъекта и среды. В этом и есть положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли.

По нашему мнению, существенную роль в социальной адаптации может сыграть волонтерская деятельность. Включению будущих специалистов в волонтерство как практическую социально значимую деятельность, способствующую их эффективной профессиональной социализации, в настоящее время уделяется повышенное внимание ученых. Об этом свидетельствуют диссертационные исследования, научные публикации, авторы которых исследуют воспитательные возможности волонтерства, его потенциал в формировании профессионально-личностных качеств и ценностных ориентаций будущих специалистов, комплекса практических умений, опыта взаимодействия с институтами гражданского общества в развитии гражданской и социальной активности.

Волонтерство представляет собой добровольческую деятельность, основанную на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследующую целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста; главная цель -получение всестороннего удовлетворения своих личных и социальных потребностей путем оказания помощи другим людям.

Как показывает история российской благотворительности и мирового опыта волонтерской деятельности в социальной сфере, участие в волонтерстве способствует восприятию и усвоению духовно-нравственных гуманистических ценностей, позитивным изменениям в личности, решает перспективную задачу формирования будущих профессионалов социальной сфере разной направленности и специализации естественными мягкими средствами потому, что волонтерская деятельность по своему смыслу и назначению имеет те же гуманистические ценностные основания, что и социальная деятельность.

Участие будущих специалистов в социально значимой неоплачиваемой деятельности прививает им стремление к ответственности не только за собственную жизнь, но и за благополучие общества в целом, не дает развиваться инфантильным и иждивенческим настроениям. Добровольчество способствует формированию у волонтеров таких качеств, как милосердие, доброта, стремление прийти на помощь ближнему. Немаловажным результатом участия в социальном добровольчестве становится понимание возможности и собственности изменить что-то в обществе, в окружающем мире в лучшую сторону. В свою очередь, осознание такой необходимости самым положительным образом сказывается на развитии самоуважения, уверенности в себе, определении собственного места в жизни, как в настоящем, так и в будущем - тех самых факторах, на которых базируется успешность человека как личности.

Характерная особенность участия студентов в добровольческой деятельности -возможность увидеть результаты собственного труда - улыбку воспитанника детского дома после благотворительного праздника, посаженные деревья в парке, благодарность людей за приведенные в порядок могилы безымянных участников войны и т.д. Добровольческая деятельность за счет названного фактора формирует у человека привычку, потребность в деятельности, приносящей созидательные плоды, дающей неоспоримый результат. Закрепляясь, такая потребность в будущей профессиональной деятельности станет ориентировать сегодняшнего студента на достижение поставленных целей, доведение начатого дела до желаемого результата.

Участие в организации добровольческих акций развивает у студентов необходимые и в жизни, и в профессиональной, и в социально-педагогической деятельности лидерские качества: умение привлечь к делу, заинтересовать людей, организовать людей, организовать себя, добиться поддержки от государственных и коммерческих структур и т.п. В процессе добровольческой деятельности студенты

пополняют профессиональный опыт, расширяют свой кругозор, повышают культурный уровень, развивают социальный интеллект, творческие способности и т.д.

Кроме того, важная роль участия студентов в волонтерской деятельности обусловлена возможностью получения дополнительных профессиональных знаний и ее огромным воспитательным потенциалом. Все вышесказанное позволяет нам рассматривать волонтерскую деятельность студентов как инновационное средство их профессиональной социализации, которую мы рассматриваем как совокупность социальных и педагогических процессов, в разной степени регулируемых и направляемых на формирование будущих специалистов как членов профессионального сообщества, субъектов профессиональной социальной работы.

На педагогическом факультете с 2010 года действует добровольческий отряд «Добрая воля». Практическая добровольческая деятельность студентов в рамках данного отряда осуществляется по двум направлениям: проектная и непроектная деятельность. В первом случае добровольческая деятельность организуется и координируется педагогами факультета, разрабатываются долгосрочные проекты, акции. Устанавливается сотрудничество с социальными, образовательными учреждениями, благотворителями, спонсорами, определяется их роль в реализации проектах. Во втором случае добровольческая деятельность подразумевает разработка и проведение социальных, благотворительных акций, не требующие привлечения дополнительных ресурсов и осуществляющихся в более короткие сроки.

Так, в течение деятельности волонтерского отряда «Добрая воля» студенты-волонтеры разработали и реализовали такие социальные проекты: «Подари праздник» для детей с ограниченными возможностями, «Свет Добра» для пожилых и одиноких людей, состоящих на учете в ГУ КЦСОН по г. Шадринску и Шадринскому району, «Волонтер-тебя ждет Ветеран» для ветеранов ВОВ и тружеников тыла, «Мы в ответе за тех кого приручили» - в помощь бездомным животным и др.

Так же, студентами отряда «Добрая воля» подготовлены и проведены благотворительные и социальные акции, такие как: «Теплые носочки» для детей-инвалидов Дома-интерната для умственно отсталых детей №1. В рамках проекта «Подари праздник» была проведена акция «Солнышко светит всем детям» приуроченная к декаде детей - инвалидов на базе ГУ «КЦСОН». К празднованию Нового года была приурочена социальная акция «Напиши письмо Деду Морозу». К проведению социальной акции «8 Марта» были подготовлены и вручены поздравительные открытки одиноким пожилым людям. С целью привлечения внимания общественности к проблеме курения и отказа от вредных привычек на городском уровне была проведена социальная акция «День отказа от курения», и другие.

На базе Главного Управления Комплексного центра социального обслуживания населения по г. Шадринску создан семейный клуб, для родителей воспитывающих «особых» деток, где студенты - волонтеры проводят просветительские лектории. Целью данного клуба - найти пути решения проблем, семей воспитывающих детей-инвалидов (темы «Особенности работы с детьми-инвалидами», «Особенности развития детей-инвалидов» и т.д.).

Студенты - волонтеры проводят культурно-досуговую деятельность с детьми-инвалидами и с пожилыми людьми. Так на локальном уровне был проведен концерт, посвященный декаде инвалидов в ГУ «Геронтологический центр «Спутник»». На городском уровне к Дню защиты детей на городском уровне студенты-волонтеры провели несколько развлекательных мероприятий, на которые были приглашены дети -инвалиды и дети из неблагополучных семей. Большой отклик у родителей и детей получил праздник, посвященный Дню семьи, куда были приглашены родители и дети.

В интересной игровой форме прошел праздник в психоневрологическом диспансере с детьми, имеющими отклонения в здоровье.

Необходимо отметить, что студенты-волонтеры педагогического факультета оказывают и социально-бытовые услуги пожилым гражданам, которые одиноки и находятся в трудной жизненной ситуации. Эти акции волонтеры проводят в течение года.

Так же в рамках проектной деятельности наши студенты-волонтеры участвуют в различных олимпиадах, конкурсах, конференциях разного уровня и занимают призовые места. Проводят встречи и мастер-класс «Я - лидер» для школьников.

Студенты - волонтеры на своем личном примере показали, как участие в волонтерском движении можно сформировать лидерские и профессиональные качества, которые правильно помогли адаптироваться в начале обучения в вузе и помогут верно построить свою будущую профессиональную карьеру.

УДК 159.9

Н.Т. Шерматова, г. Ош, Киргизия

Профилактика правонарушений подростков и их психологические

особенности

Данная статья посвящается к подростковому возрасту. В статье раскрывается психологические особенности подросткового возраста и их влияние на правонарушения.

Подростки, психологические особенности, правонарушения, преступление, несовершеннолетние.

N.T. Shermatova, Osh, Kyrgyzstan

Prevention of offences and their adolescent psychological features

This article posveschyaetsya to adolescence. The article reveals the psychological characteristics of adolescence and their impact on the offense.

Key words: adolescents, psychological characteristics, offense, offense, minors

Состояние и тенденции подростковых правонарушений — один из важнейших индикаторов нравственного здоровья и положения подрастающего поколения в обществе. Показатели официальной статистики дают основание полагать, что подростки с большим трудом адаптируются к новым социально-экономическим условиям. Преступность несовершеннолетних связана как с общесоциальными проблемами, так и с проблемами формирования личности, носящими глубоко индивидуальный характер.

Основные причины преступлений несовершеннолетних связаны, прежде всего, с теми экономическими, политическими и культурными преобразованиями, которые происходят в нашей стране и оказывают далеко не самое благоприятное воздействие на подростков. Отчуждение подростков от первичных социальных позитивных групп, в конечном счете, обусловливают различного рода нарушения в области формирования здоровой социальной личности подростка. Подростковый возраст — период развития детей от 11-12 лет до 15-16 лет. Часто подростков называют несовершеннолетними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.