РОЛЬ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕНИЯ ВЛАДИМИРА (980-1015 ГОДЫ) В СТАНОВЛЕНИИ ДИНАСТИИ РЮРИКОВИЧЕЙ
© Семенкова Т.Г.*
Финансовый университет при Правительстве РФ. г. Москва
В статье рассмотрено историческое значение особенностей княжения предков и современников Великого князя Владимира, и их роль в становлении государства Древняя Русь в период до начала XI века нашей эры. Эта статья для тех, кому интересна история Древней Руси, но её не знают, или забыли.
В статье дан анализ значения взаимосвязи, особенностей и причин смены княжения и управления государством, выдающихся личностей того времени - (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Ярополк, Владимир, Ярослав I). Значение и подробности управления Великой Ольги во время княжения её сына Святослава с 945 по 972 год. Особенности личности Ярополка, княжившего в период между отцом Святославом и братом Владимиром. Трудности и достижения при вступлении на великий престол князя Владимира Красное солнышко и его заслуга в крещении Руси. Значение и место в истории гендерных, экономических и военных факторов, во время его единовластного правления. Рассмотрены важнейшие моменты управления государством, после Великого князя Владимира Святого.
Ключевые слова христианская мораль, государственность, роль экономических отношений, военные походы князей, отношения с Византией, Крещение Руси, родоначальники династии Рюриковичей, борьба за Великий престол между князьями, родственные отношения и их роль в укреплении Древнерусского государства до 1015 года.
«История Киевской Руси, - это не история Украины, Белоруссии и России, а период их общей истории».
Б.Д. Греков
1. Роль предков Великого князя Владимира в становлении государства Древняя Русь, период до середины Х века н.э. (Рюрик, Олег, Игорь, месть Ольги).
История становления Руси уходит своими корнями в У-У1 века. Летописец Нестор, начал описание объединения восточнославянских племен в V в., словами: Откуда Русская земля стала есть. Историк Прокопий Византийский в VI веке писал, в сочинении «Война с готами», что славяне, живут в
* Профессор-консультант Финансового университета при Правительстве РФ, академик, действительный член Международной АН Евразия, Заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук.
племенах, которые не управляются одним человеком, издревле в их основе лежит народоправство, поэтому «у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим». Византийский историк Прокопий писал, что в VI веке н.э. великий народ венедов, славины и анты говорят на одном языке и занимают пространство от Чёрного моря до далёкого Севера страны. Надо напомнит читателю, что в V веке нашей эры, на просторах Древней Руси жили многие славянские племена. Но единого государства тогда не было. В каждом племени были военные дружины, и старшие князья. Земли, на которых они жили, обносили высокими валами, оборудовали рвы, залитые водой. Постепенно такие поселения превращались в города. В одном из них, именно в V в. поселились на берегу Днепра, братья - Кий, Щёк и Хорим, со своей сестрой Лы-бедью. В честь старшего брата - Кия, город назвали Киев [8, с. 8-10].
Рис. 1. Великий князь Владимир Красное Солнышко
Отец Кия был антом (предки славян), у Кия было три жены, из племени полян и славинов - Власта, Белослава и Всемила. Кий ходил в походы и на древлян и в Византию; имел связь с многими племенами - северянами, ро-сячими, дулебами и другими. Славянские племена в VI веке объединились под началом племени «рось», или «русь», их землю стали называть Русью. Северные соседи варяги, то нападали на них, заставляли платить дань, то знатных варягов приглашали на службу к славянским князьям [8, с. 9-10].
Становление государственности на Руси, началось с установления первой династии российских великих князей, которая получила название -Рюриковичи, по имени легендарного основателя государства на Руси, князя Рюрика, умершего в 879 году. По одной из исторических версий, Рюрик был приглашён славянским племенем для княжения. Он пришёл с братьями и с родственным ему князем Олегом. На протяжении 30 лет (с 882 г. по 912 г.)
Олег был Киевским князем, но раньше, с 679 по 882 г., был князем Новгородским. Он стал правителем при сыне Рюрика - молодом Великом князе Игоре. Олег продолжал дело славянских князей, объединяя русские племена в единое государство Древняя Русь.
Однако родоначальником династии, историки называют сына Рюрика -Великого князя Игоря (годы жизни 877-945). После смерти Рюрика, при князе Игоре, Олег был только воспитателем и соправителем. В «Повести временных лет», вещего Олега называют родственником, а в летописи «Начальном своде», сказано, что Олег был воеводой и сотоварищем Рюрика. В истории есть предположение, что Рюрик и Олег были самостоятельными князьями.
Ещё при жизни Рюрика, в 882 г., Олег с дружиной, пошел на юг вдоль водного пути «из варяг в греки», и овладел Смоленском. Ранее, как сообщает летопись, с соизволения Рюрика, князья Аскольд и Дир, отправились из Новгорода в поход на Константинополь, но остались жить в Киеве. Вся территория Руси, во время правления Олега, протянулась вдоль речных путей, от Ладоги до Черного моря. А на восток, Владения Руси расширились с присоединением племен северян и радимичей. Олег совершал походы и на Константинополь. В 882 году Вещий Олег перенёс столицу из Новгорода в Киев, почти за 30 лет до своей кончины. Умер он, как известно, от укуса змеи в 911 г.
После долгого управления Олега Русским государством, которое продолжалось 33 года, Великий князь Игорь стал самостоятельным правителем. Большая роль Игоря в образовании государства Древняя Русь, ярко раскрыта летописцами - его современниками. Его самостоятельное княжение, тоже продолжалось 33 года.
Великий князь Игорь был женат на простой крестьянке, по некоторым преданиям она была дочерью лодочника на переправе у Пскова. Знаменитый историк Карамзин поведал романтическую историю, как юный князь Игорь во время охоты в псковских лесах, повстречал красивую статную девушку [5]. Он заговорил с ней, узнал её разум и скромность. Игорь предпочёл её всем другим невестам. Князь Олег не возражал против выбора и горячей любви своего воспитанника Игоря. Он дал девушке мудрых воспитателей и учителей, и назвал невесту своим именем Олег - Ольга. Но, у неё было много разных имён. Историк Ключевский утверждает, что её славянское имя, было Прикраса. Но есть сведения, что она была названа не Ольга, а Вольга, а её именем назвали и великую реку - Волга. А позже, при крещении в Византии, Ольга приняла имя Елены, так звали мать византийского императора Константина. А церковь назовёт Ольгу Святой, предание - хитрой, а история - мудрой.
Ольга родилась в Пскове 24 июля, год рождения точно не известен и в разных источниках называют разные даты. Она стала горячо любимой и единственной и женой Игоря в 903-м году.
При великом князе Игоре, государство Древняя Русь было могущественной державой восточных славян. Даже неудачный поход Игоря на Византию, и введение более строгих правил для торговли купцов их Руси, не ослабил её военно-политической и экономической значимости среди стран раннефеодальной Европы. Во время пребывания Игоря в долгих походах, Ольга принимала активное участие в управлении Киевской Русью. Она смотрела на всё хозяйским глазом, осознавая, что многое зависит от правильного решения экономических и финансовых вопросов. Но Ольга рано овдовела: Великий князь Игорь был убит в 945 древлянами (племенем, обитавшим в бассейне Припяти), когда он попытался вторично собрать у них дань. Молодая вдова в 945 году, жёстко отомстила древлянам за гибель князя Игоря, проявив и мудрость, и хитрость, тем более, что обычаи того времени требовали, что жена-вдова должна отомстить древлянам. Трудно отделить реальность от поэтического вымысла в рассказе «Повести временных лет», о том, как Ольга наказала племя древлянам за смерть мужа.
Древляне, убив Игоря, надеялись легко подчинить себе княгиню-вдову с маленьким ребёнком, и затем установить свою власть во всей Руси. К Ольге были направлены послы, с намерениями выдать её замуж за своего князя. Мудрость Ольги проявилась в том, что она проявила покорность, и с почестями приняла послов. Более того, велела нести послов на руках вместе с ладьёй, в которой они приплыли, якобы, в знак особой милости. Радость древлян длилась не долго. По приказу Ольги их бросили в глубокую яму, и живыми засыпали землёй. После этого Ольга к древлянам направила посла, с требованием, слать к ней более знатных послов. Древляне смирились, и направили других послов. К их приезду, Ольга приказала, дабы оказать честь послам, натопить баню. Но когда они вошли в неё и начали мыться, двери с наружи заперли, и знатных послов заживо сожгли. На этом месть не закончилась. Ольга послала сказать древлянам: «Я уже на дороге к вам, наварите, побольше медов в городе, где убили мужа моего, я поплачу над его могилой и отпраздную тризну». Древляне послушались, варили мёд, а Ольга их щедро угощала, а когда они опьянели, велела всех сечь.
Ольга возвратилась в Киев, но на этом не остановилась. Через год она собрала войско и начала войну древлянами. Они понимали, что за убийство князя Игоря пощады им не будет. Древляне бились крепко и не сдались. Тогда мудрая Ольга вновь пошла на хитрость: наложила на них дань - по три птицы (голубя) от каждого двора, обещая отступить от их города.
На этот раз Ольга проявила особую жестокость, и коварство: она велела своим людям привязать к лапкам голубей и воробьев паклю с огнём и выпустить их на волю. Птицы полетели к своим гнёздам, и вспыхнул пожар в каждом дворе и доме.
Так, возложив на древлян не лёгкую дань, Ольга в 945 г. всю власть в Киевской Руси взяла в свои руки.
2. Значение Ольги в истории государства Древняя Русь. Особенности княжения её сына Святослава Игоревича. Русь при её внуке Святополке.
В 945 году Святослава провозгласили Великим князем, хотя ему было только три года, а вдова Ольга стала при малолетнем сыне правительницей. Мудрая Ольга много лет безраздельно правила Русью, пока подрастал сын Святослав (942-972), а после Ольга заботливо воспитывала любимого внука Владимира.
Ум и тонкий расчёт помогли Великой Ольги внести не малый вклад в становление государства российского. При великом князе Святославе, Ольга принимала участие в управлении государством. Ольга установила новые порядки, она впервые на Руси ввела фиксированный размер налогов. Великая Ольга, в сопровождении дружины, объехала все земли и всюду, (в том числе на непокорных древлян), наложила определённую дань. Только своему родному городу Пскову, она дала льготы, чем способствовала в будущем многолетнему процветания Пскова. Великая Ольга чётко регламентировала размер податей и оброков в главную казну, исходя из принципа: дань заплати, а что осталось, то твоё: запасай, торгуй, богатей. Благодаря своей мудрости, она смогла постичь, понять, как умиротворение зависит от справедливого и четкого решения экономических и финансовых вопросов. Все люди успокоились и полностью покорились Ольге. Древляне были рады этим мудрым решениям и не только покорились Ольге, но даже поклонялись тем местам, где она останавливалась, где был её ночлег или где была её охота. В летописи сказано, что её указы и мудрость её правления, народы помнили очень долго - столетиями.
Ольга по хозяйски, организовала своё государство в назидание всем народам. Она разделила землю на волости, при ней были заново перемерены земельные угодья и установлены границы каждого удела. Это сделало возможным установить размер дани без разорения своего народа. Ольга не только установила посильную дань, которую с чувством выполненного долга люди несли в казну, но и впервые на Руси учредила «уставы» - места, где разрешались спорные вопросы по уплате дани. Были приняты меры и для «умягчения нравов», такие как отмена «права первой ночи». Она ввела выкуп - так называемый «кузничный сбор», который жених вносил князю, за право не отдавать невесту своему хозяину в первую брачную ночь.
Значение этих нововведений Ольги меняли отношения людей в обществе, помогали преодолеть взаимные претензии и недовольства. Мир и спокойствие утвердились внутри государства, не было войн ни внутри страны, ни с соседями.
В то же время, заботы о любимом сыне никогда не покидали Ольгу. В младенческие годы она не расставалась с маленьким Святославом, даже отправляясь в деловые поездки по всей стране. Время шло, и юный сын Ольги начал участвовать в военных походах. Князь Святослав (годы жизни 942-
972), по словам летописца, был отважным воителем. Он открыто бросал вызов врагам: «Иду на вы!», Князь Святослав совершил ряд успешных походов. Он освободил от уплаты дани хазарам племя вятичей, жившее в бассейне Оки, разгромил волжских болгар и могущественный Хазарский каганат, совершив в 965 г. победоносный поход на Нижнюю Волгу, Северный Кавказ и Приазовье. Сын Ольги - Святослав - всю жизнь провел в походах, и в результате, расширил просторы своего государства.
У Святослава было две жены, и от них три сына: Олег, Ярополк и Владимир. Матерь Олега и Ярополка - первая жена - Предслава, была дочерью состоятельного боярина. А младший сын Владимир, названный впоследствии за добрые дела свои - Владимира Красное солнышко - был сыном второй жены Святослава, имя которой Малуша, но называли её служанкой и рабыней. В действительности Малуша была дочерью князя побеждённого племени. Её отец - князь Малл, был брошен темницу, а маленькую Малушу пожалела княгиня Ольга, взяла её к себе воспитанницей, сделала её своей ключницей. Святослав влюбился в Малушу, и Ольга не препятствовала женитьбе сына - князя Святослава на красивой пленнице. Но если бы княгиня Ольга знала, как далее дело повернётся!.. Эта девочка родит Ольге внука, хотя нежданного, но любимого. В дальнейшем, это даст повод называть Владимира, сыном прислуги, и он получил обидный отказ, когда посватается к княжне Рогнеде...
Важным для Руси, достижением Ольги было установление дипломатических отношений с великой Византией. Талантливая правительница, Ольга первая приняла христианство, воспитала в христианской вере внука - будущего Великого князя Владимира, и тем подготовила Крещение Руси. Владимир, с раннего детства стал любимцем бабушки, и было велико влияние её на формирование мировоззрения внука, будущего Великого князям Руси.
Но до этого, надо было решить трудную задачу - восстановить добрососедские отношения с Царьградом, которые были нарушены походом Игоря на Константинополь. Ольга, после смерти Игоря, дважды посетила Константинополь. Но первое посольство потерпело неудачу: Византийский император не пожелал с ней встретиться. Через несколько лет, Ольга, подавив обиду, вновь отправилась в дорогу. На этот раз, её встретил с почестью император Константин Багрянородный, он был покорён умом и величием Ольги. Несомненно, он понимал, как велики богатства земель российских.
Константин просил Ольгу стать его женой и соправительницей. Он сказал ей: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей». Чтоб не обидеть Константина, Ольга сделала вид, что не отвергает предложение стать супругой императора, но, поставила условие, что сначала она должна принять крещение. Не годно язычнице быть женой императора христианской Византии.
Ольга пришла в Царьград, как самостоятельная правительница Она хотела увериться в святости христианства, постичь пользу этой веры для на-
родов своей земли. Её наставником в вере стал сам патриарх. Торжественное крещение Ольги произошло в 955 г., в нём участвовали патриарх и сам император. Патриарх сказал: «Благословенна ты в жёнах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя русские потомки в грядущих поколениях твоих внуков». Патриарх дал ей заповеди о церковном уставе, о молитве, о посте, о милостыне, о священной книге и соблюдении чистоты телесной. Ольга познала торжественность и стройность священного служения, постигла и приняла всей душой мудрость христианской веры, её традиции и обычаи.
После церемонии крещения, Ольга сказала императору, быстро, строго и без замешательств, что по канонам великой христианской веры, восприемник от купели не может взять себе в жёны, ту, которую крестил и назвал крёстной дочерью. Император восхитился её умом, и был ещё больше покорён мудростью Ольги. Константин дал ей дорогие подарки: золото, серебро, паволоки, сосуды драгоценные и отпустил её, назвав дочерью. Он отказался от своих притязаний и возлюбил её духовной любовью. Патриарх Феофил благословил Ольгу добрыми словами: «Да избавит Бог тебя от ненастья!».
Ольга выполнила свои дипломатические задачи: договорилась, чтобы русским купцам не препятствовали в торговле: ибо русский товар - лён и пенька, мёд и пушнина - необходимы во всех странах, по всей Европе. Ольга хорошо знала цену этим товарам и не упустила случая напомнить европейцам об этом. Эти деяния Ольги трудно переоценить, поскольку ранее люди жили по традиции, по обычаю, а не по писаным законам. Но со временем, менялись порядки, и старые традиции утрачивали регулирующую роль, а Ольга имела мудрость и силу, создать новые правила и законы. Шаги Ольги имели историческое значение, они в корне меняли отношения людей в обществе, помогали преодолеть взаимные претензии и недовольства. Ольга положила конец таким порядкам, когда для решения споров каждый хватался за меч, что, к сожалению, вернулось при её внуках.
Ольга очень желала, чтоб и Святослав принял христианство. Она даже надеялась найти сыну невесту, византийскую принцессу. Но получила отказ. Тогда Святослав отказался принять христианство, и остался язычником, как и его воины.
Святослава не покидало желание расширить на юг границы своего государства, но тому мешал хазарский каганат. Хазары захватили и собирали большую дань со славянского племени вятичи. В течение 965-966 гг. князь Святослав подчинил себе вятичей, освободил их от дани хазарам, разгромив Хазарский каганат и волжских болгар. Это дало возможность взять под контроль Великий Волжский путь, который соединяет Русь, Среднюю Азию и Скандинавию.
В конце 968 - начале 969 годов на Киев, где находились Ольга и её внуки, пошли печенеги, о чём сообщили Святославу. Он примчался и отогнал
врагов. Ольга хотела, и просила сыны, чтоб он остался в Киеве, но Святослав категорически заявил, что Переяславль - центр его земли, и он собирался туда уехать. Ольга, утомлённая переживаниями за сына, и заботами о внуках не вынесла отчаяния охватившего её, после такого ответа сына. Ольга теряла силы.
На протяжении долгих лет (с 945 по 969), она была мудрой и властной Правительницей и при сыне Святославе и воспитательницей любимого внука Но ей не суждено было дожить до поры вокняжения Владимира. Великая Ольга скончалась в 986 году.
После кончины матери, великий князь Святослав, разделил свои владения между тремя малыми сыновьями, от разных жён. Святослав передал старшему сыну - Ярополку - престол в Киеве. Среднему сыну - Олегу -Святослав выделил небольшой удел, а младшего сына - Владимира, по требованию новгородцев, и дяди Владимира Добрыни Никитича, назначил Новгородским князем. Так по-разному, сложилась судьба трёх сыновей великого князя Святослава. Два сына - Ярополк и Владимир, станут великими князьями, а третий - Олег великим князем никогда не стал, ибо Ярополк, по наговору убил своего брата Олега. Разделив свои земли между сыновьями, Святослав заложил начало феодальной раздробленности Руси и междоусобных войн.
В последние годы своего княжения, Великий князь Святослав, стремился закрепиться в придунайских городах. В ту пору Византия вела войну, с восставшими, против ее владычества, дунайскими болгарами. Святослав активно вмешался в войну с Византией (970-971). Византийские императоры были сильно обеспокоены усилением руссов. Иоанн Цимисхий, не желая укрепления Святослава в придунайских землях, напал на русские дружины, и вынудил принять битву, однако греки потерпели поражение. Иоанн попробовал убедить Святослава покинуть Болгарию, обещая дань, но безуспешно, Святослав оставался на Дунае. Только щедрыми дарами князю Святославу, удалось византийскому императору Иоанну, тогда остановить войну. В 971 произошло ещё одно генеральное сражение, в котором Святослав, по данным византийцев, получил ранение. Сражение окончилось безрезультатно для обеих сторон, однако после него Святослав вступил в мирные переговоры.
Через некоторое время Святослав направился в Киев. Но у Днепровских порогов дружину Святослава подстерегли печенеги. Князь Святослав был убит в 972 г. Из черепа Великого князя Святослава, коварный печенежский вождь повелел изготовить чашу для вина. После кончины Святослава, Русь осталась без единовластного великого князя. Началось княжение старшего внука Ольги - Святополка Святославовича (972-980), которое продолжалось 8 лет, до начала долгого (в 35 лет), Великого княжению Владимира Красное солнышко (с 980 по 2015 гг.). Ярополк. Он был слабым князем, но
доверчивым и добродушным. Никого не обманывал и сам верил людям, от чего и пострадал.
В 980 г. Новгородский князь Владимир хитростью расправившись со своим братом Ярополком, который убил их брата третьего сына Святослава -Олега. Владимир наказал его за это братоубийство.
3. Особенности вступления на великий престол князя Владимира Красное солнышко и его заслуга в крещении Руси.
Владимир Святославович (рождён около 962-963 - кончина 2015 г.) ещё отроком был отправлен княжить в Новгород, в сопровождении своего дяди -воеводы Добрыни. До Великого вокняжения, Владимир оставался Новгородским князем - 11 лет.
Владимир став всероссийским Великим князем в 980 году оставался на княжеском троне до 1015 года, он восстановил единоначалие и объединил все княжества в единое государство Киевская Русь. Владимир изменил структуру государственного устройства, так при нем произошло преобразование Руси племенной в Русь княжескую. Основную массу населения Киевской Руси составляли смерды, племена которых первоначально являлись свободными землевладельцами. С течением времени общинная земля, которой пользовались смерды, была объявлена собственностью великого князя, оказалась «окняженной», а смерды стали выполнять различные повинности в пользу феодалов.
Главным, большим подвигом князя Владимира было крещение Руси. Великая Ольга воспитала своего внука Владимира, в христианской вере и тем предопределили это событие вселенской важности. Однако, В начале княжения Владимира усилилось влияние Языческого направления. Более того, он принял меры к укреплению языческого культа: воздвиг в Киеве пантеон с кумирами шести главных богов славянского язычества (Перуна, Хор-са, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши). Поскольку Владимиру было известно, что Ярополк, которого он хитростью и силой сверг с престола, имел симпатии к христианской вере (есть предположения, что старший брат Владимира даже успел креститься), то весьма вероятна языческая реакция при Владимире, и даже борьба с ранее утверждавшимся в Киеве христианством.
Владимир крестился в 988 году, а затем в 988-990 провозгласил христианство государственной религией Руси. 988 год - крещение Руси Владимиром (6496 г. от сотворения мира). Церковь причислила его к лику святых, в историю он вошел с именем Красное солнышко.
Почти на два века растянулся процесс полной христианизации страны, но в крупнейших городах христианская вера укрепилась значительно раньше. Принятие христианства способствовало интенсивному развитию на Руси и литературы (письменность была известна и ранее), ибо богослужебные книги и грамотные священники были необходимы для функционирования церкви. Одновременно на Руси получило распространение каменное зодчество.
Во время княжения Владимира значительно возрос международный авторитет Руси, и князь российский стал одним из популярнейших и уважаемых правителей тех времён. С его именем связано множество легенд, о нём много написано в Повести Временных лет, он постоянный персонажем былин [см.: 6, 7].
У князя Владимира Красное солнышко была большая семья. Великий князь Владимир, на протяжении жизни, имел шесть жён и 12 детей. Первой женой Владимира была византийская принцесса Анна. Её братья - Византийские императоры - Василий II и Константин выдали её замуж, только после принятия Владимиром христианства и военной помощь в их войнах. Анна родила двух сыновей - Глеба и Бориса и дочь Переяславу.
Первого сына Владимир назвал - Глеб, в честь своего родного дяди, казнённого сына Ольги и Игоря. О нем мало пишут в учебниках. В некоторых источниках сказано, что он был казнён за не принятие христианства. Владимир Святославович увековечил имя своего дяди, брата князя Святослава - Глеба.
Сыновья Братья Борис и Владимировичи канонизированы Русской православной церковью как страстотерпцы. День памяти - Святых Бориса и Глеба в Русской Православной Церкви 2 мая (перенесение мощей святых братьев), 24 июля (вместе с князем Борисом), 5 сентября по юлианскому календарю, а также в Соборах Владимирских, Ростово-Ярославских, Рязанских, Тульских святых.
Глеб под именем Давид Польский входит в список святых Римско-Католической церкви.
В 976 г., когда Владимир был ещё князем Новгородским, он сватался к дочери полоцкого князя - Рогнеде. Её отец, заглядывая в будущее, не стал принимать решение, разрешив дочери это сделать самой. Рогнеда отказала Владимиру, уничижительно назвав «робичем», (сыном рабыни). Оскорблённый Владимир, совершив набег на Полоцк, убил отца Рогнеды, а её сделал своей наложницей. Он родила ему четырёх сыновей, сын Ярослав стал Великим российским князем, правнук Всеслав Брячиславович - князем Полоцким [Козлов].
Внук Игоря - Владимир Станиславович был Великим князем и с честью продолжил дело своих великих предков. Он оставался единовластным правителем Руси на протяжении 35 лет с 980 г. до 1015 г.
4. Значение экономических и военных инноваций Великого Князя Владимира.
Появление русских металлических денег во многом связано с княжением Владимира Святославовича. В Х в. началась чеканка монеты, которая продолжалась в течение всего его правления. Кузнецы и местные металлурги знали свойства металлов еще задолго до образования древнерусского государства. Но кроме их умения, возможность создать собственную монету в конце Х в., обусловили накопленные князьями запасы привозного металла.
Появление древних металлических денег, кроме стремления пополнить обращение монетами, сыграло несомненно большую политическую роль: выпуск собственной монеты знаменовал суверенность восточнославянской державы. На монетах были славянские надписи, портрет князя и родовой знак Рюриковичей, известный по другим памятникам культуры.
Монеты с надписью «Ярославле серебро» относятся к периоду княжения сына Владимира Красное солнышко - Ярослава Мудрого в Новгороде, «под рукою» Великого князя Владимира. На монете было изображение Христа, на другой ее стороне - святого Георгия, покровителя Ярослава. Со смертью Ярослава Мудрого эта первая чеканка русских монет, начатая Владимиром, прекратилась.
Кроме возникновения древних денег славян, формированию самостоятельного могущественного Древнего русского государства, при Великом князе Владимире, способствовало развитие как внутренней, так и внешней торговли. Киевское государство вело торговлю с арабами, Византией и с народами Западной Европы. Особенно большое значение для Киевской Руси имел торговый путь «из варяг в греки» - из Балтийского моря в Черное. Внутренняя торговля происходила главным образом на небольших и раздробленных местных рынках. С принятием христианства в Киевской Руси стало складываться крупное церковное и монастырское землевладение путем княжеских пожалований.
Владимир, как и его отец - Святослав, много воевал и значительно увеличил своё государство. Владимир совершил несколько успешных походов на поляков, на вятичей и радимичей, на волжских болгар, расширил пределы Руси на юго-западе, объединил, под своей властью славянские народы -поляков, вятичей и радимичей, волжских болгар. Построил крепости вокруг Киева и на границах с враждебной Печенежской степью. Он оказал военную помощь византийским императорам - Василию II и Константину VII.
В христианский период после Крещения Владимира, основными его противниками выступают Польша Болеслава I Храброго (с которым Владимир вскоре помирился) и печенеги, война с которыми была особо активной в 990-е годы. Воспоминания о ней впоследствии приняли эпические формы (легенда о Белгородском киселе, о Никите Кожемяке и др.).
Самыми ранними письменными памятниками древнерусского государства являются летописи. Первым историко-правовым документом Киевского государства была «Русская Правда». Она отражала обычное право восточных славян и отчасти явилась плодом княжеского законодательства. Составление её началось ась при князе Владимире в IX веке и продолжалось в течение Х1-Х11 вв. и существует в двух видах: «Краткая» и «Пространная Правда».
«Русская Правда» имеет большое значение для изучения экономических отношений в Киевской Руси, ибо является сводом законодательства госу-
дарства. В ней регламентируются экономические интересы феодалов, и прежде всего их право на земельную собственность, а также финансово -экономические обязанности крестьянства (смердов, закупов, холопов).
5. Великие князья, после Владимира Красное Солнышко, его сына -Ярослава Владимировича Мудрого.
Сын Владимира от Рогнеды - Ярослав Владимирович Мудрый княжил в Новгороде. После смерти Владимира власть в Киеве захватил его дядя - сын Ярополка - Святополк. Он убил своих сводных братьев - Бориса, Глеба (мать Анна - первая жена Владимира) и Святослава (мать Мапфрида -третья жена Владимира).
Ярослав княжил в Новгороде. Стремясь к единовластному правлению, он выступил против Ярополка и изгнал его из Киева. Но Ярополк, опираясь на поддержку своего тестя, польского короля Болеслава Храброго, нанес Ярославу в 1018 г. поражение в битве на берегах Буга. Ярослав, собрав новую дружину, в кровопролитном сражении на Альте в 1019 г. одолел Свято-полка. Тот бежал и, по преданию, погиб где-то в безвестных местах между Чехией и Польшей.
Второе княжение Ярослава Владимировича продолжалось 35 лет - с 1019 по 1054. Сын Владимира - Ярослав Мудрый - оставался до конца жизни единовластным правителем Руси, (лишь в Полоцке правил его брат Изя-слав). Величие Руси при Ярославе было признано повсеместно. Сын Ярослава был женат на дочери шведского короля Олафа. Королевами стали внучки Владимира - дочери Ярослава: Анна - французской, Елизавета - норвежской, а затем датской, Анастасия - венгерской. В правление Ярослава, как утверждает Летопись, возникают первые русские монастыри. В 1054 г. Ярослав ставит первого митрополита из русских - Иллариона (до этого митрополитами были греки), создавшего церковно-политический трактат «Слово о Законе и Благодати». Так Величие князя Владимира осенило его детей и внуков.
Список литературы:
1. Вяземский П.А. Полн. собр. соч. - СПб., 1883. - Т. VIII. - С. 384.
2. Головин Н.Г. Родословная роспись потомства великого князя Рюрика. -М., 1851.
3. Греков Б.Д. Киевская Русь. - М., 1953.
4. Донской Д.В. Рюриковичи: Исторический словарь. - М. «Русская панорама», 2008.
5. Карамзин М.Н. История Русского государства: в 12 т. - 1943-1944.
6. Ключевский В.О. Боярская Дума древней Руси. Курс русской истории. - М., 1993.
7. Татищев В.Н. История российская. - Л., 1968. - Т. VII.
8. Козлов Ю.Ф. От князя Рюрика до императора Николая-П. - Саранск. Мордовское книжное издательство, 1992.
9. Спасский И.Г. Русская монетная система. - Л., 1970. - С. 24.
10. Святославский В.В. Происхождение денег и денежных знаков. - М.; П., 1923. - С. 65.
Приложение
Славянские племена - начало нашей эры 1-9 вв.:
В 'УТ-'УП вв. византийские историки писали что каждое племя имело свое название, свою территорию и экономическую организацию:
- мурома и весь - междуречье Оки и Волги;
- ильмени - бассейн оз. Ильмень;
- древляне - на запад от полян, по р. Припять;
- дреговичи - между Припятью и Западной Двиной;
- поляне - среднее течение Днепра;
- полочане - по р. Плоть, верховья Западной Двины и Днепра;
- кривичи - верховья Днепра и Волги, левый берег р. Москвы;
- северяне - левый берег Днепра, р. Двина;
- радимичи - на востоке от полян по р. Сок;
- вятичи - по р. Оке;
- делебы - по южному Бугу (в конце IX в. их оттеснили печенеги);
- жмудь - восточнее р. Неман;
- чудь и ливь - западнее Чудского озера;
- ведь - южнее р. Невы.
Таблица П. 1
Смена славянских князей
Имя князя Годы жизни Князь Период княжения
Рюрик князь Новгородский (Ильменский) 862-879
Олег князь Новгородский 879-882
князь Киевский 882-912
Игорь годы рождения ? 874-945 Великий князь Руси Самостоятельное княжение 979-945 912-945
Ольга годы рождения Киевская княгиня 945-957
?-972 Правительница 945-972
Святослав 942-972 Великий князь Руси 945-972
Самостоятельное княжение 957-972
Ярополк 961-980 Князь всея Руси 972-980
Владимир ?961-3-1015 Великий Князь Руси 980-1015
Святопок Ярополкович Окаянный Великий Князь Руси 1-ое княжение в 1015
2-ое княжение и в 1017-1019
Ярослав Владимирович Мудрый Великий Князь Руси 1-ое княжение 1015-1017
2-ое княжение 1019-1054