РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТА В РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ И ДОСТИЖЕНИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Е.В. Шекунов, магистрант
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия, г. Москва)
DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10492
Аннотация. В данной статье проводится сравнительный анализ Стратегий социально-экономического развития регионов Российской Федерации по включению в них стратегических задач в части высшего образования. Именно через высшее образование проходит развитие человеческого капитала, который является главным ресурсом любого государства. В данной статье подчеркивается возрастание значения университета для государства.
Ключевые слова: человеческий капитал, социально-экономическое развитие, стратегия развития, субъекты Российской Федерации, региональная политика.
Российская Федерация является быстро развивающимся государством с огромным ресурсным потенциалом. Ресурсы Российской Федерации не ограничиваются полезными ископаемыми, главный ресурс России - это человеческий капитал. Для поддержания динамичного развития в государстве есть все необходимое, однако для перехода на новый уровень развития необходимо уделить больше внимания не добычи полезной руды, древесины или продуктов питания, а развитию человеческого капитала. Экономист Теодор Шульц, а позже и все мировое сообщество, признали важность развития именно человеческого капитала, так как именно накопленные знания и навыки человека играют ключевую роль в процессе эволюции и развития.
Подобного точки зрения также придерживается и Российская Федерация. Так, намечен курс на развитие образования, на обучение и использование образования как инструмента для ускорения процесса эволюции. В частности, одним из законов, работающих в указанной плоскости, является Федеральный закон от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
В соответствии с указанным законом, предусматривается составление стратегий социально-экономического развития ре-
гионов. Каждый регион самостоятельно определяет вектор развития с учетом индивидуальных особенностей и возможностей. Однако, человеческий капитал - это обедняющая составляющая каждой стратегии социально-экономического развития региона (далее - Стратегия), где федеральные органы исполнительной власти должны сконцентрировать наибольшее внимание.
Вопросом человеческого капитала занимались многие ученые, такие как Т. Шульц, Г. Беккер, Э. Эдисон, Р. Слоу и многие другие [1, с. 7]. Впервые мировое сообщество серьезно заинтересовалось теорией «человеческого капитала» после опубликования труда американского экономиста Теодора Уильяма Шульца «Human Capital: Policy Issues and Research Opportunities» в 1975 году [2].
Шульц Т. хотел донести, что благосостояние людей находится в большей зависимости от накопленных знаний и навыков, чем от техники, усилий и природных факторов, в связи с чем, невозможно получить социально-экономический рост, рассчитывая лишь на технологии и инвестиции. Шульц предложил понимать под человеческим капиталом - приобретенные качества, знания, здоровье людей и благоприятный социальный климат, что являет-
ся основным залогом успешного социально-экономического роста [2].
Шульц Т. был не единственным экономистом занимавшимся теорией человеческого капитала. Данную теорию на микроуровне развивал американский экономист Гэри Беккер. Исходя из теории Г. Беккера, человеческий капитал - это совокупность навыков и знаний персонала, где инвестирование происходит в обучение и образование [1, с. 2; 3; 4].
Теория государственного управления изобилует определениями понятия «социально-экономическое развитие регионов». Принципиальных отличий в данных определениях не наблюдается, а те которые присутствуют, сводятся к элементарной «авторской» интерпретации, единственно представленного, корневого смысла.
Так, под стратегией социально-экономического развития регионов понимается законодательно закрепленная система мероприятий, которая наиболее эффективно способствуют достижению задач регионального развития, проявляющихся в виде качественных и положительных изменений в экономике региона, а также улучшение качества жизни, качества образования, переход на более высокий уровень культуры и науки [1; 5-7].
По своей природе данное направление является ключевым видом деятельности региональных властей. Следует отметить, что успех социально-экономического развития регионов напрямую связан с человеческим капиталом. В данном смысле данные понятия находятся в одной плоскости и представлены в связке при реализации государственной политики регионального развития.
В данном контексте, необходимо определить степень отражения требований Федерального закона от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» в стратегиях социально-экономического развития субъектов Российской Федерации по включению в них стратегических задач в части высшего образования, т.е. проанализировать стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, что также соответст-
вует результатам приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций» (далее - приоритетный проект) [8].
При анализе региональных Стратегий учитывалось наличие задач, механизмов и показателей, стимулирующих взаимодействие университетов, региональных органов исполнительной власти и организаций реального сектора экономики региона, в том числе с использованием объектов инновационной инфраструктуры. Учтен уровень социально-экономического развития регионов (приняты во внимание показатели полученного объема налоговых и неналоговых доходов, нормализованные показатели инновационного потенциала (концентрации субъектов малого и среднего предпринимательства, числа получивших диплом о высшем образовании и обучающихся), бюджеты университетов).
Таким образом, регионы, которые попали в зону внимания можно поделить на три группы:
- Субъекты Российской Федерации, актуализировавшие и утвердившие стратегии социально-экономического развития в соответствии с требованиями Федерального закона;
- Субъекты Российской Федерации, актуализировавшие стратегии, которые на данный момент находятся на рассмотрении в Минэкономразвития России;
- Субъекты Российской Федерации, в которых ведутся работы по актуализации стратегий, но действуют утвержденные ранее стратегии.
При отборе регионов для анализа Стратегий учитывались следующие критерии:
а) наличие актуализированной стратегии социально-экономического развития в период 2014-2018 гг. и утвержденной соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»);
б) наличие проекта актуализированной стратегии социально-экономического развития (в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ «О
стратегическом планировании в Российской Федерации») и размещенного на портале Минэкономразвития России и/или на портале субъекта Российской Федерации;
в) наличие процесса актуализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
г) наличие в субъекте Российской Федерации образовательных организаций высшего образования:
- участников Проекта повышения глобальной конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров (проект «5-100») (13 субъектов Российской Федерации);
- победителей конкурсных отборов образовательных организаций высшего образования на реализацию программ развития опорных университетов (32 субъекта Российской Федерации);
- в отношении которых установлена категория «Национальный исследовательский университет» (13 субъектов Российской Федерации);
- в отношении которых установлена категория «Федеральный университет» (10 субъектов Российской Федерации).
Так, под заданные критерии подпадает 51 субъект Российской Федерации, и они будут нами разделены на три группы:
- Регионы, утвердившие органом государственной власти субъекта Российской Федерации актуализированные Стратегии в 2014-2016гг. - 10 регионов;
- Регионы, разработавшие проекты актуализированных Стратегий для последующего утверждения - 10 регионов;
- Регионы, в которых проводится работа по актуализации Стратегии - 31 регион.
К регионам, утвердившим актуализированные Стратегии в период 2014-2016 гг., относятся:
- Томская область [9];
- Республика Татарстан [10];
- Санкт-Петербург [11];
- Свердловская область [12];
- Саратовская область [13];
- Республика Крым [14];
- Вологодская область [15];
- Забайкальский край [16];
- Ульяновская область [17];
- Ярославская область [18].
Стратегии указанных субъектов Российской Федерации актуализированы в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Основными характеристиками данных Стратегий в части определения роли высшего образования в решении задач социально-экономического развития региона являются следующие:
- Встраивание системы высшего профессионального образования в региональную экономику, повышение взаимосвязи с приоритетными направлениями федеральной инновационной, экономической и промышленной политики.
- Включение направления «развитие человеческого капитала» в перечень ключевых приоритетов развития региона.
- Обозначается приоритетность требования усиления связи научно-исследовательской деятельности университетов с потребностями региональной экономики и определяется связь инновационных процессов с инфраструктурой высшего образования.
Регионы, разработавшие для последующего утверждения проекты актуализированных Стратегий, насчитывают 10 единиц, к ним относятся:
- Самарская область [19];
- Иркутская область [20];
- Красноярский край [21];
- Республика Башкортостан [22];
- Республика Саха [23];
- Костромская область [24];
- Кабардино-Балкарская республика [25];
- Город Севастополь [26];
- Ханты-Мансийский автономный округ - Югра [27];
- Камчатский край [28].
Проекты Стратегий указанных регионов подготовлены с учетом основных положений Федерального закона от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Основными характеристиками данных Стратегий в части определения роли выс-
шего образования в решении задач социально-экономического развития региона являются следующие:
- Соответствие деятельности университетов и образовательных программ приоритетным отраслям экономики региона, направлениям научно-технологического развития Российской Федерации, деятельности кластеров и иных форм объединения бизнеса, органов власти и науки для расширения масштаба практического применения результатов научной деятельности и вовлечения университетов в процессы регионального развития.
- Учитываются инициативы Минобр-науки России в части повышения международной конкурентоспособности университетов, развития международной научной кооперации, повышения роли университетов в региональной экономике и т.д.
- Учитываются федеральные инициативы, направленные на вовлечение жителей региона дошкольного, школьного и студенческого возраста в научную и научно-техническую деятельность (детские технопарки, центры молодежного инновационного творчества, студенческие научно-технические общества и т.д.).
- Определена необходимость усиления научно-исследовательской составляющей деятельности университетов в увязке с потребностями реального сектора экономики:
- Включение направления «развитие человеческого капитала» в перечень ключевых приоритетов развития региона, предусматривающего, в том числе, развитие/модернизацию системы высшего образования в партнерстве с федеральными организациями, институтами развития и иными структурами.
- Взаимоувязка приоритетов регионального развития с рынками Национальной технологической инициативы.
К регионам, проводящим работу по актуализации стратегий, относится 31 субъект Российской Федерации: Ростовская область [29], Новосибирская область [30], Пермский край [31], Волгоградская область [32], Омская область [33], Тюменская область [34], Воронежская область [35], Челябинская область [36], Ставро-
польский край [37], Приморский край [38], Архангельская область [39], Калининградская область [40], Орловская область [41], Республика Мордовия [42], Кировская область [43], Нижегородская область [44], Белгородская область [45], Алтайский край [46], Краснодарский край [47], Тверская область [48], Хабаровский край [49], Амурская область [50], Кемеровская область [51], Псковская область [52], Республика Карелия [53], Республика Коми [54], Республика Марий Эл [55], Тульская область [56], Чеченская Республика [57], Чувашская Республика [58], Москва [59].
Данные стратегии предусматривают следующие действия:
- Развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности с использованием (развитием) инновационной инфраструктуры университета.
- Развитие инновационных технологий, где университет занимает первостепенную позицию.
- Повышение качества образовательных услуг, в т.ч. за счет использования современных технологий, обновления материально-технической базы, создания новых объектов инфраструктуры и т.д.
- Ориентация и отведение соответствующей роли университетам в создании и развитии на территории региона кластеров (в т.ч. отраслевых).
- Ориентация (необходимость ориентации) на запросы рынка труда и требования социально-экономического развития региона, но без формулирования конкретных механизмов, направлений работ.
Наиболее часто встречающаяся формулировка задач в этой части в стратегиях социально-экономического развития регионов - синхронизация рынка труда и рынка профессионального образования, поддержка системы подготовки кадров по приоритетным для рынка труда специальностям. Ряд стратегий содержат наиболее сформулированные задачи в части ориентации на потребности рынка.
- Ориентация на развитие студенческого предпринимательства.
Сравнительный анализ стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации показал сущест-
венное продвижение в понимании регионом возможностей вклада университета в региональное развитие. При анализе стратегий были выявлены:
- конкретные механизмы и мероприятия вовлечения университета в реализацию региональной инновационной, промышленной и экономической политики;
- обозначение партнерства региона и университета по направлению «развитие
левой специализации региона; использование инициатив Минобрнауки России для развития взаимодействия университета и региональных органов власти;
- возрастание значения университета (в том числе, в части развития новых рынков Национальной технологической инициативы) и признание возможного вклада университета в развитие предпринимательского сектора региональной экономи-
человеческого капитала»; ки.
- сохранение соответствия образовательной деятельности университета отрас-
Библиографический список
1. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. -239 с
2. Schultz T. UL. Humen Capital: Policy Issues and Research Opportunities. - In: Human Resources, Fiftieth Anniversary Colloquium VI. № Y., 1975
3. Becker, Gary S. Human Capital. N.Y.: Columbia University Press, 1964
4. Лауреаты Нобелевской премии. [Электронный ресурс] - Научный портал - URL: http://www.nobeliat.ru/year.php?year=1979 (дата обращения: 08.10.2018).
5. Атаманчук Г.В. Управление: сущность, ценность, эффективность. - Изд-во: Культура Академический проект, 2006. - 544с.
6. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. - Омега-Л, 2006. - 584с.
7. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ (ред. от 31.12.2017г.) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/38630 (дата обращения: 08.10.2018)
8. «Паспорт приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25.10.2016 N 9) [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://legalacts.ru (дата обращения: 08.10.2018) (дата обращения: 08.10.2018)
9. Стратегия социально-экономического развития Томской области до 2030 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://tomsk.gov.ru/ctrategija-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija (дата обращения: 06.10.2018)
10. Стратегия социально-экономического развития республики Татарстан до 2030 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://mert.tatarstan.ru/strategiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya.htm (дата обращения: 06.10.2018)
11. Стратегия социально-экономического развития до 2030 года утверждена Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.05.2014 № 355 [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_econom/strategiya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-sankt-peterburga-do-2030/ (дата обращения: 06.10.2018)
12. Свердловская область Стратегия - 2030 [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://economy.midural.ru/content/strategiya-2030 (дата обращения: 06.10.2018)
13. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://saratov.gov.ru/gov/docs/ob-utverzhdenii-strategii-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-saratovskoy-oblasti-do-2030-goda/ (дата обращения: 05.10.2018)
14. Закон от 09 января 2017 года №352-ЗРК/2017 «О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года» [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://docs.pravo.ru/document/view/90575189/104987610 (дата обращения: 05.10.2018)
15. Стратегия социально-экономического развития Вологодской области до 2030 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://vologda-oblast.ru/strategiya2030/strategiya/ (дата обращения: 05.10.2018)
16. Стратегия социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://правительство.забайкальскийкрай.рф/actюn/programs/strategiya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-zabaykalskogo-kraya/ (дата обращения: 05.10.2018)
17. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://ulgov.ru/page/index/permlink/id/11712/ (дата обращения: 05.10.2018)
18. Стратегия социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года утверждена постановлением Правительства Ярославской области от 6 марта 2014 года №188-п (в редакции постановления Правительства Ярославской области от 01 февраля 2016 г. №73-п) [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://docs.cntd.ru/document/412703993 (дата обращения: 03.10.2018)
19. Стратегия социально-экономического развития Самарской области до 2030 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://economy .samregion.ru/programmy/strategy_programm/proekt_strateg/ (дата обращения: 03.10.2018)
20. Проект стратегии социально-экономического развития Иркутской области до 2030 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://irkobl.ru/sites/economy/socio-economic/project2030/ (дата обращения: 03.10.2018)
21. Проект стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.krskstate.ru/2030/plan (дата обращения: 03.10.2018)
22. Проект Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://economy.bashkortostan.ru/dejatelnost/strategicheskoe-planirovanie/strategiya-razvitiya-respubliki-bashkortostan/strategiya-respubliki-bashkortostan-2030/ (дата обращения: 03.10.2018)
23. Стратегия социально-экономического развития республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategterplanning/komplstplanning/stsubject/strat erupdate/2017190401 (дата обращения: 01.10.2018)
24. Администрация костромской области распоряжение от 27 августа 2013 года N 189-ра Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://docs.cntd.ru/document/430638345 (дата обращения: 01.10.2018)
25. Стратегия социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики до 2034 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategterplanning/komplstplanning/stsubject/proj ects/2017190112 (дата обращения: 01.10.2018)
26. Стратегия развития Севастополя [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://sevastopol.gov.ru/city/strategiya.php (дата обращения: 01.10.2018)
27. Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период 2030 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://depeconom.admhmao.ru/deyatelnost/sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie/strategiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-okruga/297873/strategiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-khanty-mansiyskogo-avtonomnogo-okruga-yugry-do-2020-g (дата обращения: 01.10.2018)
28. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Камчатского края до 2030 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://docs.cntd.ru/document/446224042 (дата обращения: 01.10.2018)
29. Стратегия социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.donland.ru/?pageid=85416 (дата обращения: 20.09.2018)
30. Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.nso.ru/page/2412 (дата обращения: 20.09.2018)
31. Стратегия развития Пермского края [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.permkrai.ru/government/activity/strategiya-razvitiya-kraya/ (дата обращения: 20.09.2018)
32. Стратегия социально-экономического развития Вологодской области до 2030 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://vologda-oblast.ru/strategiya2030/strategiya/ (дата обращения: 20.09.2018)
33. Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2025 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.omskportal.ru/ru/government/strategy2025.html (дата обращения: 20.09.2018)
34. Стратегическое планирование // Тюменская область [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://admtyumen.ru/ogv_ru/finance/economics/prognosis.htm (дата обращения: 20.09.2018)
35. Стратегии социально-экономического развития Воронежской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://econom.govvrn.ru/its/se-strategy (дата обращения: 20.09.2018)
36. Стратегия социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://udg74.ru/strategiya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-chelyabinskoy-oblasti-do-2020-goda (дата обращения: 18.09.2018)
37. Стратегия социально-экономического развития Ставропольского края [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.stavinvest.ru/work/sub21/sub98 (дата обращения: 18.09.2018)
38. Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2025 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/economics/development/strategy/pk-25.php (дата обращения: 18.09.2018)
39. Стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://old.dvinaland.ru/economy/strategy/ (дата обращения: 18.09.2018)
40. Калининград Стратегия до 2035 [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://www.klgd.ru/economy/strategy/ (дата обращения: 18.09.2018)
41. Стратегия социально-экономического развития Орловской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://orel-region.ru/index.php?head=6&part=73&unit=291&op=8&in=64 (дата обращения: 18.09.2018)
42. Стратегия социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://mineco2.e-mordovia.ru/index.php?option=com_content&view=category&id=69&Itemid=146 (дата обращения: 18.09.2018)
43. Стратегия социально-экономического развития региона до 2020 года // Правительство Кировской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://www.kirovreg.ru/strategy/ (дата обращения: 18.09.2018)
44. Стратегия развития Нижегородской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://strategy.government-nnov.ru (дата обращения: 15.09.2018)
45. Распоряжение Правительства Белгородской области от 20.03.2017г. № 128-рп «Об утверждении мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года» [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.derbo.ru/deyatelnost-old/strategicheskoe-planirovanie-i-socialno-ekonomicheskoe-razvitie/strategicheskoe-planirovanie/strategiya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-do-2025-goda/ (дата обращения: 15.09.2018)
46. Стратегия развития Алтай ского края до 2025 года [Электронный ресурс] -Режим доступа: URL: https://www.altairegion22.ru/territory/investic/strategiya-razvitiya-altayskogo-kraya-do-2025-goda/ (дата обращения: 15.09.2018)
47. Стратегия развития Краснодарского края [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://economy.krasnodar.ru/strategic-planning/the-strategy-of-development-of-krasnodar-region/ (дата обращения: 15.09.2018)
48. О стратегии социально-экономического развития Тверской области на период до 2030 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://docs.cntd.ru/document/430628871 (дата обращения: 15.09.2018)
49. О Стратегии социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://www.khabkrai.ru/officially/Gosudarstvennye-programmy/Dokumenty-strategicheskogo-planirovaniya/146062 (дата обращения: 15.09.2018)
50. Стратегия социально-экономического развития области // Министерство экономического развития Амурской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://mer.amurobl.ru/ru/sections/53 (дата обращения: 15.09.2018)
51. Проект стратегии социально-экономического развития Кемеровской области на период до 2035 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategterplanning/komplstplanning/stsubject/proj ects/201820071 (дата обращения: 15.09.2018)
52. Стратегическое планирование [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://economics.pskov.ru/strategicheskoe-planirovanie (дата обращения: 15.09.2018)
53. Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.gov.karelia.ru/Leader/Document/Strategy2020/ (дата обращения: 15.09.2018)
54. Стратегия социально-экономического развития Республики Коми до 2020 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://rkomi.ru/services/strategia/ (дата обращения: 15.09.2018)
55. Стратегия социально-экономического развития Республики Марий Эл до 2030 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://mari-el.gov.ru/strategy/Pages/development.aspx (дата обращения: 14.09.2018)
56. Концепция создания в Томской области инновационного территориального центра «ИНО Томск» [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://old.duma.tomsk.ru/page/20935/ (дата обращения: 14.09.2018)
57. Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики на период до 2025г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://economy-chr.ru/?p=100 (дата обращения: 14.09.2018)
58. Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://economy.cap.ru/action/activity/soc-econom-razvitie/strategiya-socialjno-ekonomicheskogo-razvitiya-chu (дата обращения: 14.09.2018)
59. Стратегия социально-экономического развития Москвы до 2025 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://ramenki.mos.ru/gosprogram/17.pdf (дата обращения: 14.09.2018)
THE ROLE OF UNIVERSITY IN PROVIDING THE POLICY CHALLENGE AND SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE MEMBERS OF THE RUSSIAN
FEDERATION
E.V. Shekynov, graduate student
Russian presidential academy of national economy and public administration (Russian, Moscow)
Abstract. The article deals with the comparative study of the strategies of the members of the Russian Federation concerning the socio-economic development through the prism of higher education. University provides the development of the human recourses, meanwhile human resources are found to the main resource of any country. The article emphasizes the importance of university for a country.
Keywords: human resources, socio-economic development, development strategy, the members of the Russian Federation, regional policy.