деятельности которых охватывает несколько административных областей.
Так, зона деятельности ГГП «Севукргеология» охватывает 9 административных областей, расположенных в пределах двух крупных гидрогеологических структур - Днепровско-Донецкий артезианский бассейн и гидрогеологическая область Украинского щита.
Зоной деятельности ГГП «Донбассгеология» и «Лу-ганскгеология» является территория Донецкой и Луганской областей, расположенная в пределах четырех гидрогеологических структур - Донецкий, Донецко -Донской и Азово - Кубанский артезианские бассейны и Донецкая гидрогеологическая область и т. д.
Учитывая все ниже изложенное, на данном уровне выполняемых исследований, в качестве территориальной единицы для установления норматива платы (тарифа) нами принята административная область, в пределах которой определяются ассигнования на геологоразведочные роботы и коэффициенты гидравлической связи. Причем большинство административных областей Украины (за исключением 8-ми областей) однородны по принадлежности к гидрогеологическим структурам.
Нормативы платы за специальное использование ППВ (Тобщ) нами рассчитаны по двум вариантам:
1. Без учета ставок возмещения затрат за геологоразведочные работы. Расчеты выполняются по формуле
Т — З * К + т н * К
А общ _ “'зам г'н 1 во г'св
2. С учетом ставок возмещения затрат за геологоразведочные работы. Расчеты сделаны по формуле.
т _ (^ *К + Тн *К ) + С
^ общ “ ч^зам г'н + 1 во Г'св/ +
Исходные данные и полученные результаты выполненных нами расчетов нормативов платы (тарифов) за специальное использование ППВ по указанным выше вариантам в пределах административных областей Украины представлены в табл. 1 и 2.
Показатели нормативов платы за воспроизводство и охрану поверхностных водных ресурсов по бассейнам рек Украины нами взяты из приложения №1 постановлению Кабинета Министров Украины от 18 мая 1999 г. №836.
Расчетный норматив платы за специальное использование ППВ по административным областям Украины изменяется в широких пределах, составляя в среднем 10,1 коп/м3. Этот показатель зависит от коэффициента использования водных ресурсов, коэффициента гидравлической связи поверхностных и подземных вод, и установленных нормативов платы за воспроизводство и охрану водных ресурсов.
Предлагаемые нормативы платы обеспечивают рентабельную работу практически всех водохозяйственных организаций Украины и способствуют более рентабельному использованию пресных подземных вод.
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -------------------------------------------
Моссур Петр Митрофанович - профессор, Национальная горная академия Украины. Булгаков Алексей Дмитриевич - доцент, Национальная горная академия Украины.
© В.В. Ралченко, 2003
YAK 338.4
В.В. Ралченко
РОЛЬ YГОАЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ЭКОНОМИКЕ "КРАИНЫ, НЕОБХОАИМОСТЬ РЕФОРМИРОВАНИЯ И ФИНАНСОВОГО ОЗАОРОВЛЕНИЯ ОТРАСЛИ
Анализ тенденций развития мировой энергетики позволяет сделать вывод о том, что в будущем роль угля в топливно-энергетическом комплексе будет непрерывно повышаться. Этот вывод особенно актуален для Украины, которая, имея огромные запасы угля различного назначения, достаточные почти на 400 лет, обеспечивает свою потребность в нефти и газе собственными ресурсами
лишь на 15% и имеет ряд нерешенных проблем в атомной энергетике. Последние особенно проявлялись после Чернобыльской катастрофы.
Об огромном значении угля в народном хозяйстве и экономике страны свидетельствует то, что в структуре запасов органического сырья в Украине уголь составляет 95,4%. Учитывая тенденцию ежегодного прироста объемов мировой добычи более чем на 3% (в структуре мировых запасов в органическом топливе уголь составляет 67%), в Национальной энергетической программе Украины до 2010 года (Постановление Верховного Совета от 15.06.1996 г. №191/196-130) предусмотрено увеличение доли угля в топливно-энергетическом балансе страны до 50%. Однако из-за недостаточного финансирования и ряда других объективных и субъек-
тивных причин, сложившихся в отрасли и государстве в целом, произошел обвальный спад угледобычи. Только в последние годы тенденцию спада производства удалось остановить, а начиная с 1999 г. имеет место повышение объемов угледобычи. Вместе с тем объем добычи угля в настоящее время более чем в 2,5 ниже, чем в середине 70-х годов. Снижение объемов добычи угля неудовлетворительно влияет на уровень себестоимости, что обусловило ухудшение финансового состояния отрасли.
Экономическую основу кризиса составляет несбалансированность на большинстве шахт собственных бюджетов. Это привело к тому, что в целом по отрасли выручка от реализации продукции не покрывает соответствующие затраты на ее производство.
Это вызвано рядом причин и, прежде всего, неудовлетворительным состоянием шахтного фонда.
Среди стран СНГ угольная промышленность Украины имеет самый старый шахтный фонд. Каждая третья шахта эксплуатируется более 50-ти лет, а реконструировано менее одной трети. Вследствие недостаточного вложения капитальных средств практически не вводятся в строй новые шахты. Промышленнопроизводственные фонды отрасли на сегодняшний день крайне изношены. Из 10 тысяч единиц основного стационарного оборудования более четверти исчерпали свой нормативный ресурс. Требуют немедленной замены 20 копров, 23% подъемных машин, 36% компрессоров, 35% насосных установок, 56% шахтных электровозов, 50% механизированных комплексов и комбайнов. Следует особо отметить низкий технический уровень горнодобывающей техники. В общем парке действующего забойного оборудования удельный вес очистных механизированных комплексов и проходческих комбайнов нового технического уровня составляет только 2%, а новых погрузочных машин -менее 0,5%. На шахтах Центрального района Донбасса, где разрабатываются крутые пласты, почти 70% добычи угля осуществляется отбойными молотками.
Начатая в 1995 г. реструктуризация производственного потенциала угольной промышленности из-за недостаточного финансирования осуществляется низкими темпами. По этой причине сохраняется большая численность убыточных бесперспективных шахт, объем добычи которых составляет в отрасли менее 10%, а на их поддержание отвлекается почти 19% бюджетных средств, выделяемых на эти цели.
При таком неудовлетворительном состоянии отрасли необходимо, прежде всего, осуществить мероприятия, направленные на упорядочение структуры и оздоровление шахтного фонда, путем завершения строительства новых и реконструкции действующих шахт и резервов с приростом мощности, введения в действие новых горизонтов на шахтах и быстрого закрытия исключительно глубокоубыточных шахт и шахт, отработавших запасы полезного ископаемого. Для повышения эффективности использования имеющегося шахтного фонда должна проводиться планомерная замена изношенного ста-
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ ------------------------------
ционарного оборудования, последовательно увеличиваться нагрузка на действующие забои за счет оснащения их высокопроизводительной выемочной техникой и на этой основе осуществляться концентрация горных работ.
Усовершенствование с помощью государственной поддержки углеобогатительного комплекса отрасли позволит существенно снизить зольность и соответственно повысить цену угольной товарной продукции.
С целью повышения конкурентоспособности угледобывающих предприятий, улучшения экологической обстановки в угольных регионах необходимо финансирование работ, обеспечивающих комплексное использование недр при разработке угольных месторождений, проектирование и внедрение в производство нетрадиционных технологий добычи переработки угля.
Выход угольной промышленности Украины из кризисного состояния возможен на основе комплексной программы реконструкции, реформирования и финансового оздоровления предприятий отрасли. Автор является одним из соруководителей программы, разработанной в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 28.07.98 г. № 1174 на основе разработанной и принятой Минуглепромом Концепции реформирования и финансового оздоровления предприятий угольной промышленности, которая исходит из необходимости государственной поддержки отрасли и одновременного использования внутриотраслевых резервов повышения эффективности ее функционирования.
Программа исходит из возможности обеспечения народного хозяйства Украины угольной конкурентоспособной продукцией отечественного производства, уменьшения зависимости страны от импорта топливно-энергетических ресурсов и обеспечения на этой основе необходимого уровня энергетической безопасности страны.
Увеличение предусмотренных Программой размеров государственной финансовой поддержки и рациональное ее использование позволит улучшить структуру и состояние шахтного фонда, создать условия для повышения эффективности работы шахт, престижности шахтерского труда и постепенного снижения потребности в дальнейшей финансовой поддержки отрасли после завершения ею реструктуризации. Государственная финансовая поддержка будет необходима преимущественно для строительства новых рентабельных шахт, реконструкции и модернизации действующих шахт, а также на закрытие шахт, которые исчерпывают запасы угля. Бюджетные деньги для финансирования капитального строительства будут использоваться в первую очередь на финансирование строительства предприятий с высоким уровнем строительной готовности и строительства объектов, которые обеспечат поддержку действующих и введение дополнительных производственных мощностей.
Радченко Владимир Васильевич - кандидат технических наук, главный инженер, УкрНИИ проект.