ИТОГИ РАБОТЫ СЕМИНАР-СОВЕЩАНИЯ ДЕКАНОВ ФАКУЛЬТЕТОВ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ И ВЕТСАНЭКСПЕРТИЗЫ СОВМЕСТНО С УМО ВУЗОВ РФ ПО ОБРАЗОВАНИЮ В ОБЛАСТИ ЗООТЕХНИИ И ВЕТЕРИНАРИИ
С 06 ПО 10 АПРЕЛЯ 2014 ГОДА В РАМКАХ IV МЕЖДУНАРОДНОГО ВЕТЕРИНАРНОГО КОНГРЕССА
УДК 619:614.9-07:378.147 (076.5)
РОЛЬ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ВПО ВЕТЕРИНАРИЯ И ВЕТСАНЭКСПЕРТИЗА
Галиуллин А.К. - д.в.н., профессор, декан ФВМ Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана
тел.: (843) 273-97-34
Ключевые слова: подготовка кадров, учебный план, сельскохозяйственное предприятие. Key words: training, curriculum, agricultural enterprise.
В общей структуре академии факультет ветеринарной медицины представлен 15 кафедрами, в подготовке кадров принимают участие 119
преподавателей, в том числе 20 докторов наук. Остепененность составляет 90%, практически все штатные сотрудники.
Коллектив факультета свое будущее связывает с сохранением и
приумножением богатых традиций, унаследованных им за 140-летнюю историю, дальнейшим совершенствованием учебного процесса, развитием 12 научных школ, а также учебно-производственной базы факультета (клиника, ЛКЦ, цех по производству кормовых добавок, лаборатории и др.)
В академии обучаются более 1800 студентов из различных субъектов РФ, СНГ и 18 стран мира (Республика Чад, Израиль, Кения, Ливан, Гана, Бенина, Ботсвана, Мозамбик, Гвинея-Бисау, Вьетнам, Замбия, Танзания, Королевство Свазиленд, Иран, Ирак, Египет, Бурунди, Конго).
Академия имеет международный статус.
На факультете по специальности ветеринария и по направлению подготовки ветсанэкспертиза введены 12
специализаций и лечебное дело.
В соответствии с учебным планом и образовательным стандартом практическая подготовка студентов в академии занимает
почти 50% учебного времени. Она организуется: в ходе учебных занятий и во время отводимых с типовыми планами практик.
Организация учебной и
производственной практики ориентирована на подготовку специалистов, отвечающих современным требованиям рыночной экономики в соответствии с учебными планами и разработанными на его основе учебными графиками. Календарные сроки учебной практики изменяются только в случаях неотложных сельскохозяйственных работ.
Содержание учебной практики по клиническим дисциплинам корректируется в зависимости от социально-экономической обстановки и состояния животноводства. Так, в последние годы наряду с освещением проблем ветеринарии, возникающих в крупных животноводческих комплексах, большое внимание уделяется особенностям ветеринарного обслуживания в
индивидуальных, крестьянских
(фермерских) хозяйствах.
Основные виды учебно-клинической и производственной практики,
предусмотренные государственными
образовательными стандартами высшего профессионального образования,
осуществляются на основе договоров между академией, студентами и предприятиями, представлены в таблице.
Таблица - Перечень сельскохозяйственных предприятий
№ п/п Наименование крупного инвестора (хозяйства) Кол-во чел.
1. ВАМИН-Татарстан 16
2. Красный Восток-Агро 7
3. ЗАО «Бирюли» 5
4. Татплодоовощпром 2
5. ООО «Союз-Агро» 2
6. ООО «Бахэтле-Агро» 2
7. ООО а/ф имени Рахимова 2
8. п/ф «Казанская» 5
9. ООО «Камский Бекон» 1
10. Кайбицкий «Золотой колос» 1
11. Районные госветобъединения 14
12. г. Казань 6
13. Более мелкие работодатели сферы АПК по РТ 58
14. Работодатели других республик 21
Всего: 503
Распределение на места практик происходит, как правило, в присутствии работодателей, с участием представителей МСХиП РТ и Главного управления ветеринарии КМ РТ. Распределение освещается прессой и телевидением.
В условиях производства студенты приобретают навыки по подготовке материала для проведения
бактериологических, серологических и вирусологических исследований,
зоогигиенические оценки содержание сельскохозяйственных животных, по клиническим и лабораторным методам исследования больных животных для постановки диагноза, по приобретению опыта проведения природоохранительных мероприятий в животноводстве и ветеринарии.
Все отъезжающие на врачебно-производственную практику
обеспечиваются программой и
методическими указаниями по учебно-клинической и производственной практике и проходят инструктаж.
Студенты 4 курса приобретают навыки и умения во время круглосуточного дежурства в лечебно-консультативном центре академии, на животноводческих фермах базовых хозяйств.
В прошедшем учебном году производственную практику и стажировку за рубежом (Голландия, Германия, Англия,
и др.) прошли 20 студентов, что позволило расширить познания в клинической и организационно-хозяйственной деятельности.
АПК Республики Татарстан нуждается в скорейшем внедрении новой системы обучения, которая должна мобилизовать студентов в определении своих образовательных потребностей на основе глубокого изучения в отраслей животноводства и реализации
индивидуальной программы обучения, которая позволит обеспечить
конкурентоспособность на рынке труда и заинтересованность со стороны
работодателей. Нам нужна
взаимопонимание и помощь со стороны сельхозпроизводителей. Особенно по улучшению социально-бытовых условий для молодых специалистов, повышения привлекательности в работе ветеринарных врачей.
Практика нашей академии показывает эффективность прохождения
производственной практики студентов на предприятиях различных отраслей АПК, с учетом профессионалов-
производственников. Это позволяет перестраивать содержание и результаты образовательного процесса в академии с учетом запроса производства. Одним из примеров такого сотрудничества, как было сказано, взаимодействия при подготовке
кадров с МСХ и П РТ, ГУВ КМ РТ, крупными холдингами, ведущими предприятиями и организациями.
Весьма не простым делом для нас является трудоустройство выпускников, хотя в академии имеется программа трудоустройства выпускников. Ежегодно с районов РТ в адрес академии поступают заявки на выпускников. К сожалению, отсутствие социально-бытовых условий, низкая зарплата, недостаточное внимание со стороны руководителей хозяйств и районов не устраивают молодых специалистов, что сказывается на закрепляемости кадров на селе.
По улучшению качества
практического обучения студентов сделано следующее:
1) Между МСХиП РТ и академией заключено двухстороннее соглашение о взаимовыгодном сотрудничестве по
выпуску специалистов АПК.
2) Осуществляется зарубежная стажировка студентов по молодёжной аграрно-животноводческой программе.
3) Организовываются и проводятся встречи с работодателями Холдинговых компаний и подписываются договора о практическом обучении студентов.
4) Налажен контакт с Региональным молодежным Центром РТ по планированию карьеры «Карьер Старт», что открывает для студентов перспективы их карьерного роста.
Таким образом, в академии ежегодно происходит усовершенствование и поиск новых решений в вопросах практического обучения студентов, чтобы к концу своего пятилетнего обучения из студента сформировался грамотный и
высококвалифицированный специалист.
РОЛЬ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ВПО
ВЕТЕРИНАРИЯ И ВЕТСАНЭКСПЕРТИЗА
Галиуллин А. К. Резюме
Организация учебной и производственной практики ориентирована на подготовку специалистов, отвечающих современным требованиям рыночной экономики.
EDUCATIONAL AND INDUSTRIAL PRACTICE ROLE IN EDUCATIONAL PROGRAMMS ACCORDING TO FSCS HPE VETERINARY MEDICINE AND VETERINARY-SANITARY
INSPECTION
Galiullin A.K. Summary
Organization of educational and industrial practice is focused on training, meeting themodern requirements of the market economy.
УДК 619:636:378.147 (075.8) (471):2013-2014 гг.
О РАБОТЕ УМО ВУЗОВ РФ ПО ОБРАЗОВАНИЮ В ОБЛАСТИ ЗООТЕХНИИ И
ВЕТЕРИНАРИИ В 2013/2014 ГГ.
Максимов В.И. - профессор, зам. председателя Учебно-методического объединения вузов РФ по образованию в области зоотехнии и ветеринарии, проректор Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии
имени К.И. Скрябина
Ключевые слова: ветеринария, образовательный стандарт, квалификация.