YAK 378.14 ББК 74.54
РОЛЬ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
В СИСТЕМЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА
THE ROLE OF EDUCATIONAL AND RESEARCH WORK IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL SELF-EDUCATION IN FOREIGN LANGUAGES OF STUDENTS IN HIGH SCHOOL
В статье обоснована актуальность системы иноязычного профессионального самообразования студентов, рассмотрена роль учебно-исследовательской работы в рамках системы иноязычного профессионального самообразования студентов. Система иноязычного профессионального самообразования в рамках учебно-исследовательской работы студентов состоит из инвариантного и вариативного блока. Характеристика инвариантного и вариативного блока системы иноязычного профессионального самообразования в рамках учебно-исследовательской работы студентов. Примеры учебно-исследовательской работы студентов в Тюменском государственном архитектурно-строительном университете. Выделен метод проектов как один из более эффективных методов учебно-исследовательской работы в рамках инвариантного и вариативного блока системы иноязычного профессионального самообразования студентов вуза.
In the article applicability of the system of professional self-education in foreign languages of students is justified; the role of educational and research work in the system of professional self-education in foreign languages of students is described. The system of professional self-education in the field of educational and research work of students consists of invariant and variable units. The examples of educational and research work of students of Tyumen State University of Architecture and Civil Engineering are given in the article. The project method is considered to be one of the most effective methods in educational and research work in the field of invariant and variable units of the system of professional self-education in foreign languages of students in high school.
Ключевые слова: учебно-исследовательская работа студентов, инвариантный и вариативный блок иноязычного профессионального самообразования студентов вуза, интерактивные способы обучения.
Key words: educational and research work of students, invariant and variable units of professional self-education in foreign languages of students, interactive methods of teaching.
В связи с процессами глобализации и интеграции России в мировое пространство, проводимыми экономическими реформами и активным сотрудничеством нашего государства с зарубежными странами возрастает необходимость профессиональной подготовки будущих выпускников вуза, практически владеющих иностранным языком. В условиях изменяющегося образования востребована многофункциональная система, способная мотивировать субъектов к анализу, трансляции, информированию, поиску баланса интересов, соотнесению целей, задач, результатов, выбору из возможных вариантов, прогнозу, реакции на изменения потребностей, использованию международного и отечественного опыта в условиях вуза, изучению ресурсов. Мы гипотетически предполагаем, что такой системой способно стать иноязычное профессиональное самообразование студентов, а также призвано влиять на профессиональную подготовку будущих выпускников вуза.
Исследовательская деятельность студентов - одна из форм учебного процесса, в которой наиболее удачно сочетаются обучение и практика. В рамках научной работы студент сначала приобретает навыки исследовательской
М.Б. БАЛИКАЕВА
M.B. BALIKAEVA
работы, затем воплощает приобретённые теоретические знания в исследованиях, во внеаудиторной работе, так или иначе связанных с практикой.
Смысл учебно-исследовательской работы в системе иноязычного профессионального самообразования студентов в том, что в процессе её выполнения студент овладевает определённым перечнем исследовательских умений и навыков: самостоятельно подбирать научную и профессиональную литературу на иностранном языке, работать с каталогами, информационными носителями, конспектировать иноязычную литературу, выступать публично на научно-практических конференциях, сочетая иностранный язык и специальность, использовать метод проектной работы, участвовать в олимпиадах, конкурсах. Участие в учебно-исследовательской работе способствует интеллектуальному, профессиональному и в целом личностному росту студента [5].
В Тюменском государственном архитектурно-строительном университете элементы учебно-исследовательской работы пронизывают весь учебный процесс. Разнообразные виды и формы учебно-исследовательской работы студентов отличаются по своему характеру, массовости, профессиональным особенностям будущих инженеров в технических вузах, но все они направлены на формирование иноязычной коммуникативной компетентности студентов, которая, в свою очередь, является составляющей системы иноязычного профессионального самообразования студентов вуза.
Активное привлечение студентов к учебно-исследовательской деятельности является одним из эффективных путей профессиональной подготовки будущих специалистов.
В настоящее время сформировались различные подходы к определению видов учебно-исследовательской деятельности, к которым относят поисково-исследовательскую, междисциплинарную, проектную, техническую, творческую, самостоятельную и другие, осуществляемые в рамках инвариантного и вариативного блока системы иноязычного профессионального самообразования студентов. Для этого в учебном плане предусмотрены курсы по выбору, варианты различных специализаций, обеспечивающих повышение уровня профессиональной компетентности студентов. Реализации указанной цели способствует интеграция специальных и гуманитарных дисциплин на факультете, повышение роли взаимосвязи и взаимовлияния иностранного языка, учебного материала и гуманитарных дисциплин [1, 2, 4].
На наш взгляд, именно вариативный блок может стать дополнением к инвариантному блоку системы иноязычного профессионального самообразования студентов вуза, а также способствовать закреплению и применению усвоенных студентами знаний, расширить их общий кругозор.
Структура учебно-исследовательской работы в системе иноязычного профессионального самообразования студентов вуза представлена на рис. 1.
Основу вариативного блока системы иноязычного профессионального самообразования составляет образовательный блок, компенсирующий удовлетворение когнитивных, коммуникативных и профессиональных потребностей студентов, не реализованных в рамках предметного обучения в вузе.
Он выходит далеко за рамки традиционных внеаудиторных мероприятий, которые обычно направлены на решение воспитательных задач и организацию досуга студентов.
Вариативный блок системы иноязычного профессионального самообразования предоставляет студентам возможность более глубокого ознакомления с профессиональной литературой, историей, культурой народа, язык, которого они изучают. Снимая психологические барьеры, вариативный блок системы иноязычного профессионального самообразования делает трудоёмкий процесс изучения иностранного языка интересным и радостным, расширяя общий кругозор студентов, способствуя билингвистическому развитию самообразующегося специалиста. Вариативный блок системы иноязычного профессионального самообразования формирует профессиональный интерес, совершенствует знания, умения, навыки по иностранному языку, организует свободное время студентов с целью их общего и профессионального развития.
Рис. 1. Структура УИРС в системе иноязычного профессионального самообразования студентов вуза в рамках
Цели и задачи инвариантного и вариативного блока системы иноязычного профессионального самообразования совпадают, но в содержании, организации и формах между ними наблюдаются существенные различия.
Во-первых, участие студентов в вариативном блоке, в отличие от инвариантного, носит добровольный характер. Студенты сами решают вопрос об участии в тех или иных видах инвариантного и вариативного блока системы иноязычного профессионального самообразования (участие в олимпиадах, научно-практических конференциях, встречах с иностранными специалистами) в соответствии со своими интересами, желаниями узнать что-то новое, изучать иностранный язык дополнительно.
Во-вторых, внеурочный характер занятий в рамках вариативного блока системы иноязычного профессионального самообразования студентов выражается в отсутствии строгой урочной регламентации, касающейся времени, места, формы их проведения, а также, в отсутствии строгого учёта знаний, навыков и умений, оценок в баллах.
В-третьих, в отличие от инвариантного блока системы иноязычного профессионального самообразования, где помощь преподавателя играет ведущую роль, в рамках вариативного блока системы иноязычного профессионального самообразования студенты проявляют больше самостоятельности, изобретательности, творчества, как в выполнении, так и в организации мероприятий, отвечающих их профессиональным интересам и склонностям.
Организация вариативного блока системы иноязычного профессионального самообразования обязывает преподавателя своевременно обнаружить заинтересованность студентов, вовлечь в интересующую их профессиональную деятельность во внеурочное время и тем самым пробудить в них интерес к ней.
Инвариантный блок системы иноязычного профессионального самообразования опирается на работу в аудитории и основывается, как известно, на владении навыками и умениями, заложенными на занятиях иностранного языка, поэтому важно, чтобы студенты использовали эти навыки и умения как, можно полнее, одновременно совершенствуя и развивая их в соответствии с условиями и особенностями вариативного блока системы иноязычного профессионального самообразования, оказывающего положительное воздействие на учебно-исследовательскую деятельность студентов в целом.
Проблема активизации вариативного блока системы иноязычного профессионального самообразования обусловлена требованиями к учебно-воспитательному и учебно-исследовательскому процессу. Она предоставляет в распоряжение преподавателя дополнительный резерв времени для расширения и углубления знаний по иностранному языку.
Формирование активной личности в процессе обучения, способной самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную, учебно-исследовательскую, а в дальнейшем и профессиональную деятельность, требует установления соотношения инвариантного и вариативного блока системы иноязычного профессионального самообразования в пользу последних и выбора соответствующей организации учебного процесса, методов и средств обучения; установления соотношения обязательных и элективных курсов и работ, выбора соответствующей организации учебного процесса; индивидуализации обучения; индивидуализированных форм контроля знаний и умений; программированного обучения; научно-исследовательской работы, организованной таким образом, чтобы студент испытывал потребность в изучении профессиональной литературы для решения намеченных задач; применения автоматизированных систем обучения.
Особое значение в обеспечении самостоятельной учебно-исследовательской работы студентов по овладению иностранным языком различными аспектами коммуникативной направленности, а, следовательно, по формированию иноязычной коммуникативной компетентности студентов приобретает комплексное применение мультимедийных средств обучения.
В учебных планах на дисциплину «Иностранный язык» отводится в среднем только 340 часов. В этой связи в учебном процессе по дисциплине «Иностранный язык» возрастает роль самостоятельной работы (вариативного блока системы иноязычного профессионального самообразования) студентов. Необходимость активизации самостоятельной работы студентов вызвана также возникающими проблемами при обучении группы студентов, у которых уровень знаний иностранного языка значительно отличается.
На первом курсе очень важно сформировать основные навыки четырёх видов речевой деятельности: аудирования, чтения, говорения и письма. Многие наши студенты - это выпускники сельских школ, совсем не изучавшие язык (30%) или изучавшие его частично (50%). И только 20% - выпускники спецшкол или студенты, изучавшие английский язык в полном объёме школьной программы. Предлагаемые нами задания для самостоятельной работы носят личностно ориентированный характер. В процессе коллективного взаимодействия нами был создан солидный учебно-методический ком-
плекс для осуществления проекта единой языковой системы при многоуровневом обучении в вузе. Основы «общего языка» дают учебные пособия для бакалавров, отраслевые учебные пособия и методические указания созданы для профессионально-ориентированного обучения студентов старших курсов направлений «Строительство», «Экономика», «Менеджмент» и других, пособия для продвинутого этапа обучения - для магистров и аспирантов всех направлений. Весь комплекс существует в электронном и бумажном варианте и включает в себя также гибкие рабочие программы для всех уровней обучения, комплекты разноуровневых тестовых заданий.
На старших курсах увеличивается время, отводимое на самостоятельную личностно ориентированную деятельность студентов. Проводя ежемесячное анкетирование, преподаватель учитывает потребности и пожелания студентов, предлагает им самим выбрать тему работы, сформулировать цели и задачи, представить её в интересной для них форме.
Процесс учебно-исследовательской работы в Тюменском государственном архитектурно-строительном университете носит интегрированный характер: все виды и формы учебной деятельности, направленные на профессиональную подготовку будущего специалиста, включают в своё содержание формирование исследовательских умений. Участие в студенческих конференциях, подготовка докладов, рефератов, написание статей по лингвострано-ведческим, культурологическим, научно-исследовательским темам, а также организация лекций и неформальных встреч с зарубежными специалистами повышают мотивацию студентов, помогают сохранить заинтересованность в дальнейшем изучении иностранного языка и получении специальности.
Каждый год в рамках «Дни науки» студенты первого курса выступают на лингвострановедческой конференции с докладами актуальной тематики по проблемам молодёжи, образования, обучения иностранным языкам, студенты второго курса выступают на лингво-профессиональной конференции с докладами по своему профилю и направлению.
Цель организации научно-практических конференций - формирование исследовательских умений, расширение теоретического кругозора будущих специалистов, владеющих методологией научного познания. Информацию они находят в аутентичных источниках.
На конференции молодые исследователи имеют возможность выступить с докладом перед широкой аудиторией, овладевая при этом техникой и методами публичного выступления. Развитию навыков ораторского мастерства, умению свободно и раскованно держаться, отстаивать свои взгляды и дискутировать на иностранном языке способствует подготовка.
Уже традиционным стало проведение конкурсов на лучший научно-технический перевод, лучшее аннотирование и реферирование статей из иноязычных научно-технических журналов, разработкой и проведением которых занимаются преподаватели кафедры.
Участие в конкурсах обогащает личный опыт студента, его знания о разнообразии профессиональной деятельности. Студент приобретает необходимые практические умения и навыки, у него развивается интерес к различным видам деятельности, желание активно участвовать в продуктивной учебно-исследовательской деятельности в стенах вуза.
Студенты говорят, что такие конкурсы помогают самовыражению, проявлению индивидуальности, знакомят с разными видами творчества, учат работать самостоятельно, развивают техническое мышление и воображение, открывают скрытые способности к творчеству и самооценке.
Интерактивные способы учебно-исследовательской работы в рамках инвариантного и вариативного блока системы иноязычного профессионального самообразования студентов вуза способствуют: 1) созданию у студентов целостного представления о самостоятельной научно-исследовательской работе, её динамике и месте в реальной ситуации решения конкретных профессиональных задач; 2) приобретению на учебных материалах социально-
го и профессионального опыта, в том числе межличностного и группового взаимодействия для коллективного принятия решений, осуществления сотрудничества; 3) развитию творческого мышления и активности студентов; 4) созданию условий для появления личностной установки, мотивации; 5) закреплению знаний и умений, необходимых для формирования профессиональной компетентности как результата системы иноязычного профессионального самообразования студентов; 6) выявлению новых смыслов взаимодействия с одногруппниками.
К числу интерактивных способов обучения педагоги-исследователи называют также следующие эффективные способы обучения: 1) технология развития критического мышления через чтение и письмо; 2) технология «Дебаты» («круглый стол»); 3) метод кейсов; 4) метод «портфолио»5) метод проектов [3, 6, 7].
Один из самых эффективных и широко применяемых интерактивных способов обучения иностранному языку в рамках инвариантного и вариативного блока системы иноязычного профессионального самообразования студентов вуза является метод проектов. Метод проектов - это метод моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых студент ставит и решает собственные проблемы при сопровождении самостоятельной учебно-исследовательской работы. В ходе решения проблемы студенты должны проявить умения анализировать, диагностировать проблему, чётко формулировать цели и задачи, воспринимать и оценивать информацию, планировать и реализовывать свои действия по достижению целей проекта. Метод проектов позволяет [8]:
- создать условия для профессиональной деятельности, максимально приближенные к реальным;
- вывести образование за пределы вуза;
- «разгрузить» учебный день студента.
В обучении иностранному языку мы использовали три вида проектов: исследовательский, информационный и творческий. Наш взгляд эти три вида проектов весьма органично сочетались с условиями вариативного блока системы иноязычного профессионального самообразования.
По правилам эксперимента исследовательский проект «Environmental problems of Tyumen» был поделён, в свою очередь, на подпроекты, каждый подпроект содержал небольшую исследовательскую задачу, которую должен был решить каждый обучаемый, что не мешало участникам проекта обмениваться информацией по смежной теме. Исследовательским мы его назвали потому, что каждая часть проектной работы содержала небольшое исследовательское задание по теме проекта. Например, студент, занимавшийся разработкой темы «Water pollution in Tyumen», должен был не только собрать информацию о ситуации с водными ресурсами Тюмени, но и провести сравнительный анализ питьевой и речной воды и представить полученные результаты.
На первом этапе проекта происходит совершенствование навыков, всех четырёх видов речевой, деятельности, позволяющее на последующих этапах успешно защитить работу.
На втором этапе работа становится, более творческой. Широкий диапазон использования исследовательских методов в определении проблемы исследования, анализа полученных результатов, статистический подсчёт полученных данных развивают у студентов исследовательскую активность, закрепляют навыки самостоятельной работы.
Третий этап включает оформление работы над проектом, подготовку презентации. Сбор информации, обсуждение презентации и подготовка к итоговому занятию проводились студентами самостоятельно, но под непосредственным руководством преподавателя.
Последний этап является самым ответственным в ходе подготовки проекта. Для презентации результатов поиска может быть выбрана форма до-
клада, защита видеофильмов или стенгазеты с комментариями на иностранном языке.
Опыт, полученный студентами при разработке проекта в условиях вариативного блока системы иноязычного профессионального самообразования, будет, несомненно, полезен для них в будущем в процессе проведения диссертационного исследования или участия в международной научно-технической конференции по специальности.
Все перечисленные выше интерактивные способы обучения иностранному языку формируют лингвистическую, коммуникативную и прагматическую группы компетенций, которые максимально способствуют формированию иноязычной коммуникативной компетентности как составляющей системы иноязычного профессионального самообразования студентов вуза, а также находят все большее применение на занятиях по иностранному языку и дают возможность развивать творческие способности, навыки исследования, умения выразить себя, показать свой профессиональный уровень.
Не следует думать, что учебно-исследовательская работа студентов на кафедре иностранных языков - это компания, которая проводится несколько раз в год. Элементы исследовательской работы пронизывают весь учебный процесс. Студенты изучают основы аннотирования, реферирования, работу с реферативными журналами. На занятиях впервые знакомятся с различными видами научно-технической литературы. Все это закладывает основы для их самостоятельной учебно-исследовательской работы, а, следовательно, и для иноязычного профессионального самообразования. Опыт преподавателей и студентов в этом направлении продолжает совершенствоваться. Самое главное здесь - поддерживать интерес студентов к иностранному языку как важному звену профессиональной подготовки будущего специалиста.
Таким образом, учебно-исследовательская работа в системе иноязычного профессионального самообразования студентов, осуществляемая в процессе инвариантного и вариативного блока, является важнейшим условием и средством профессионального становления будущего выпускника вуза.
Литература
1. Галимзянова, И.И. Формирование профессионально ориентированной языковой подготовки в пространстве технического вуза [Текст] / И.И. Галимзянова // Проблемы педагогики. - 2009. - № 1. - С. 179-182.
2. Зинкина, Л.С. Иностранный язык в техническом вузе [Текст] / Л.С. Зинки-на, Н.Ю. Мамонтова // Прикладная филология и инженерное образование : сб. науч. тр. Ч. 1. - Томск : Изд-во Томск. политехн. ин-та. 2006. - С. 28-32.
3. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках [Текст] / М.В. Кларин. - М. : Арена, 1994. - 222 с.
4. Мухина, Ю.Р. Активизация исследовательской деятельности студентов IT-специальностей на практических занятиях по физике [Текст] / Ю.Р. Мухина // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - № 2. - Т. II : Психолого-педагогические науки - С. 215-220.
5. Лохонова, Г.М. Научно-исследовательская работа студентов вуза как компонент профессиональной подготовки будущих специалистов [Электронный ресурс] / Г.М. Лохонова // Актуальные проблемы современной педагогики : материалы Междунар. заочной науч.-практ. конф., 15.02.2010. -Режим доступа: hptt://sibac.info.
6. Серов, О.В. Применение проектного метода в организации учебного процесса студентов [Текст] / О.В. Серов // Проблемы и перспективы развития образования : Междунар. заочная конф. - Пермь, 2011. - С. 132-133.
7. Печерская, О.Н. Использование инновационных методов обучения в формировании иноязычной коммуникативной компетенции [Текст] / О.Н. Печер-ская // Социокультурные проблемы языка и коммуникации : сб. науч. тр. Вып. 7. - Саратов : ПАГС, 2011. - С. 135-140.
8. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат. - М. : Academia, 2000. - 271 с.