Научная статья на тему 'Роль Тульского Епархиального Братства во имя св. Иоанна Предтечи в церковно школьном деле Тульской епархии'

Роль Тульского Епархиального Братства во имя св. Иоанна Предтечи в церковно школьном деле Тульской епархии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
320
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНО ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА / ЕПАРХИАЛЬНЫЕ БРАТСТВА / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / МЕЦЕНАТСТВО / ТУЛЬСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ТУЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ / CHURCH PARISH SCHOOL / DIOCESAN FELLOWSHIP / CHARITY / PATRONAGE OF ARTS / TULA REGION / TULA DIOCESE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Воловский А. С.

Повествуется о Тульском Епархиальном Братстве во имя св. Иоанна Предтечи: его возникновении, развитии его благотворительной активности в Тульской губернии и, в особенности, о роли Братства в материальной поддержке церковноприходских школ Тульской губернии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Воловский А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE TULA DIOCESAN BROTHERHOOD IN THE NAME OF ST. JOHN THE BAPTIST IN THE CHURCH SCHOOL MATTERS OF THE TULA DIOCESE

The article tells about the Tula Diocesan Brotherhood in the name of St. John the Baptist: emergence, development of its charitable activity in the Tula province and, in particular, on the role of the Brotherhood in the material support of church parish schools of Tula province.

Текст научной работы на тему «Роль Тульского Епархиального Братства во имя св. Иоанна Предтечи в церковно школьном деле Тульской епархии»

Veprentseva Tatiana Alecseevna, candidate of historical science, docent, ve-prtat@rambler.ru, Russia, Tula, Tula State University.

УДК 37.057

РОЛЬ ТУЛЬСКОГО ЕПАРХИАЛЬНОГО БРАТСТВА ВО ИМЯ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ В ЦЕРКОВНО-ШКОЛЬНОМ ДЕЛЕ ТУЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ

А.С. Воловский

Повествуется о Тульском Епархиальном Братстве во имя св. Иоанна Предтечи: его возникновении, развитии его благотворительной активности в Тульской губернии и, в особенности, о роли Братства в материальной поддержке церковноприходских школ Тульской губернии.

Ключевые слова: церковно-приходская школа, епархиальные братства, благотворительность, меценатство, Тульская губерния, Тульская епархия.

Издание в 1884 году положения о церковно-приходских школах послужило толчком к принятию местными властями ряда мер, направленных на развитие церковно-школьного дела. Одним из таких мероприятий было открытие в 1886 году Тульского Епархиального Братства во имя св. Иоанна Предтечи. Впоследствии оно сыграло немалую роль в попечении о содержании церковно-приходских школ Тульской епархии.

Начало его существованию положил в 1886 году Тульский архиепископ Никандр: в одном из заседаний Тульского Епархиального Училищного Совета, находящегося под его председательством, он обсудил с членами Совета возможность создания Тульского Епархиального Братства по образцу подобных православных братств в других епархиях. После предварительного обсуждения этой мысли были выдвинуты следующие положения:

1) «необходимо озаботиться умножением церковно-приходских школ епархии как для распространения начального образования, так и по вниманию особого характера данных школ, имеющих целью воспитание учащихся в духе Православной Церкви. Необходимо содействовать надлежащему устройству этих школ, а также школ грамоты в материальном и учебно-воспитательном отношении, придти с материальной и нравственной поддержкой к тем пастырям, которые скромно и добросовестно трудятся в этих школах не только без всякого вознаграждения за обучение, но ещё и жертвуют на учебники и учебные пособия из своих скудных средств;

2) простой народ стремится удовлетворить свои потребности в чтении покупкой различных дешёвых изданий. Между тем издания эти заключают в себе учения противные православной вере и основам русской

народной жизни. Поэтому крайне важно дать народу здоровую духовную пищу, устроив при церквах и школах склады действительно полезных книг и брошюр, организовав чтения для народа и внебогослужебные пастырские собеседования с ними;

3) желательно оказать содействие созданию приходских хоров церковного пения. При умножении и распространении церковных школ, обучающих данному предмету, это нетрудно будет сделать» [4, с. 462-463].

Участвующими в заседании было также определено составить проект Епархиального Братства и затем предложить его на собеседование лиц, готовых вступить в братство в качестве его учредителей. Было решено также дать новому братству название «Тульское епархиальное братство во имя святого Иоанна Предтечи» в память древнего Предтеченского монастыря, бывшего на месте учреждения братства - Тульского архиерейского дома. Предтеченский монастырь существовал в своё время около 250 лет -с середины XVI столетия и до учреждения Тульской Архиерейской кафедры в 1799 году. В 1652 году Тула сослужила немалую службу государству, отразив нападение крымского хана Дивлет-Г ирея. В память об этом событии жители города и основали здесь обитель св. Иоанна Предтечи. В конце 1799 года эта обитель преобразовалась в Тульский Архиерейский дом, но и после того не потеряла значения иноческой обители [ 6, с. 8].

7 октября 1886 года состоялась первая встреча членов-учредителей Братства, на котором проектированный устав был рассмотрен, и в него были внесены необходимые исправления. Члены-учредители собственноручно внесли свои имена в братский список и внесли первое пожертвование для формирования денежного фонда братства - 1290 рублей. В тот же список были затем внесены и лица, которые не присутствовали на собрании, но также выразили свой желание состоять членами братства.

Братский устав был утверждён архиеп. Никандром 17 октября 1886 года. В уставе Братства оговаривались цель и круг его действий, говорилось о его составе и структуре, об источниках материальных средств Братства, об управлении его делами, говорилось об организации его отделений и представительств. В частности отмечалось, что цель создания Братства -содействие религиозно-нравственному просвещению населения в пределах Тульской епархии [5, с. 1].

На основании своего устава Братство имело 4 основные задачи своего существования:

^ материальная поддержка существующих в Тульской епархии церковно-приходских школ;

^ помощь в учреждении и проведении пастырских внебогослу-жебных бесед с народом;

^ способствование введения в епархии строго-церковного пения и достижения в этом единообразия;

^ распространение в народе книг и брошюр религиозного содержания [4, 1, с. 3].

Членом Братства мог стать человек православного исповедания, вне зависимости от пола и звания, кроме несовершеннолетних, учащихся учебных заведений и состоящих на действительной военной службе нижних армейских чинов и юнкеров.

Попечителем Братства всегда был действующий Тульский архипастырь. Прочие члены Братства делились на почётных, пожизненных, действительных и членов-соревнователей (в зависимости от степени участия в делах Братства). Так, почётными членами являлись лица, оказавшие своим влиянием, трудами или денежными взносами особую услугу Братству и избранные в это звание на Общем собрании. Пожизненными членами считались те, кто внёс единовременно или в течение определённого срока сумму 100 рублей. Действительные члены Братства делились на 2 категории: члены-жертвователи и члены-сотрудники. Как нетрудно догадаться, первый статус предоставлялся за пожертвование в размере не менее 5 рублей в год или вещами на сумму 10 рублей, второй статус давался за безвозмездные личные труды, содействующие целям Братства. Наконец, чле-нами-соревнователями являлись лица, внесшие в кассу Братства менее 5 рублей за календарный год или вещами на сумму менее 10 рублей. Всем членам Братства, кроме членов-соревнователей выдавалось специальное свидетельство на присвоение того или иного звания [6, с. 2-3].

Средства Братства составлялись преимущественно из членских взносов и пожертвований от приходов, монастырей и частных лиц. Однако были и другие источники: проценты с основного Братского капитала, составляемого путём отчислений от ежегодных доходов, кружечный сбор в церквях епархии в День усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа по ст. стилю), сборы от публичных чтений и духовных концертов, а также прибыль с продажи книг и икон со складов Братства [6, с. 3].

Кроме того, с 1895 года в пользу Братства ежегодно отчислялось 600 рублей из прибылей епархиального книжного склада, а с 1897 года ежегодно от епархиального свечного завода Братством получалось по 300 рублей на разъезды миссионеров по епархии.

Самым щедрым жертвователем на нужды Братства за всю его историю был его основатель и попечитель - архиеп. Никандр. При своей жизни он в разное время пожертвовал в основной братский капитал 1000 рублей; по его же завещанию после его смерти на счёт Братства поступило ещё 2034 руб. 42 коп. Кроме того, все книги умершего архипастыря вошли в состав епархиальной библиотеки (стоимость этих книг определялась в 5000 рублей) [4, с. 476]. Стоит отметить и то, что у Братства всегда был т.н. неприкосновенный капитал, с которого могли быть расходуемы только проценты. Он формировался из единовременных взносов пожизненных

членов, пожертвований членов почётных и 10%, отчисляемых со всех прочих пожертвований.

Управление делами возлагалось на Совет Братства и Общие собрания его членов. Совет Братства по Уставу 1898-го года состоял из председателя и 15 членов. В кругу Совета Братства существовало также 5 комиссий, которые занимались различными направлениями деятельности Братства: 1) школьным делом, 2) книжным и проповедническим делом, 3) певческим делом, 4) иконным делом и 5) миссионерским делом. Председатель Совета избирался исключительно из лиц духовного звания сроком на 3 года. Кроме того, при Совете Братства существовали также должности товарища председателя (сопредседателя), казначея и секретаря. Для делопроизводства у Братства имелась особая печать с восьмиконечным крестом, хранившаяся у председателя.

Общие собрания Братства проводились ежегодно, в один из воскресных январских или даже февральских дней. На этих собраниях рассматривались и утверждались отчёты и сметы, избирались члены Совета и почётные члены Братства и решались прочие вопросы [5, с. 4-5]. В этот же день на архиерейском богослужении совершалось поминовение умерших членов Братства.

На территории епархии, как уже было отмечено выше, была создана сеть отделений Братства. Отделения могли создаваться при любом храме или монастыре в пределах Тульской епархии, состояли исключительно из членов Братства и были призваны содействовать одному или нескольким направлениям религиозно-просветительской деятельности Братства, например, церковно-школьному или книжному делу [5, с. 9].

После утверждения Устава, члены-учредители (40 человек), образовавшие первый состав братства, обратились с просьбой о поддержке к населению губернии, «ко всем духовным и светским лицам, которым дороги интересы Церкви и народного просвещения в духе Православия» [4, с. 464].

Открытие братства состоялось 7 января после литургии, совершённой архиереем в Богоявленском соборе. Как сообщается, на этой литургии было небывалое стечение народа, а на клиросе пел по-древнему, никогда в Туле не применявшемуся, знаменному распеву недавно образованный братский хор, состоявший из 45 певцов (теноров и басов).

После литургии и молебна в честь св. Иоанна Предтечи члены Братства и желающие в него вступить собрались в покоях архиепископа Никандра. Заседание открылось речью преподавателя местной семинарии

В. А. Сахарова о задачах братства. Затем начались заседания собрания. Архиеп. Никандр назначил председателем братского Совета ректора семинарии, протоиерея Александра Ивановича Романова и предложил участникам собрания перейти к выбору членов Совета, ревизионной комиссии и почётных членов Братства.

В результате этого совещания товарищем председателя (сопредседателем) был выбран кафедральный протоиерей Александр Никанорович Иванов, казначеем Сергей Николаевич Попов, директор классической гимназии, членами совета: тульский вице-губернатор Дмитрий Дмитриевич Свербеев, потомственный дворянин С.П. Денисьев, генерал-майор В.Н. Бестужев-Рюмин и директор народных училищ Михаил Тихонович Яблочков. Кандидатами в члены совета - почётный гражданин Тулы Иван Сергеевич Белобородов и преподаватели ТДС: Павел Иванович Малицкий, Николай Афанасьевич Лебедев и Александр Иванович Глаголев; членами ревизионной комиссии - Владимир Александрович Фаворский, смотритель Тульского духовного училища, протоиерей Д.Ф. Прилуцкий и Николай Иванович Троицкий - преподаватели семинарии. Звание почётных членов Братства было единогласно отдано:

1. Высокопреосв. Исидору, митр. Новгородскому и Санкт-Петербургскому;

2. Высокопреосв. Иоанникию, митр. Московскому и Коломенскому;

3. Высокопреосв. Сергию, архиеп. Кишинёвскому и Хотинскому;

4. Обер-прокурору Св. Синода К.П. Победоносцеву [4, с. 464-465].

Первые два почётных члена были удостоены своего звания за крупные пожертвования духовным учебным заведениям Тульской епархии, третий - за большой личный вклад в фонд самого Братства, а К.П. Победоносцев был удостоен звания почётного члена Братства за повсеместное восстановление и широкую правительственную поддержку церковноприходских школ.

В заключение собрания прот. Романов представил собранию краткий отчёт о приходе и расходе сумм братства, причём оказалось, что ко дню собрания в общем фонде Братства уже имелось 3078 руб. 72 коп. Эту сумму постановили отложить в неприкосновенный фонд и затем перечислять в него У всех пожертвований, а остальные поступления направлять в помощь развития церковно-школьного дела в епархии и на другие имеющиеся нужды.

Активная благотворительная деятельность Братства началась только с 1889 года, когда впервые за историю его существования была выделена существенная сумма (500 руб.) на покупку учебников для церковных школ. До этого братство не предпринимало крупных благотворительных мероприятий, поскольку члены братства решили сначала собрать более-менее крупный запасной неприкосновенный фонд, хотя и нельзя сказать, что оно бездействовало. Так в 1888 г. из сумм братства было выделено 500 рублей на покупку учебников для церковных школ в добавление к той сумме, что поступила от Святейшего Синода и из других источников.

В память 900-летия Крещения Руси, приходившегося на 1888 год, а также по случаю чудесного спасения Александра III с семьёй после крушения императорского поезда 17 октября 1888 года отпускать школе при

Александро-Невской церкви по 300 рублей в год на протяжении 5 лет для содержания учителей [1, с. 3-4].

С 1890-го по 1893 гг. Братство уже ежегодно пополняет жалования учителей в наиболее успешных в педагогическом плане учебных заведениях, отпуская от 40 до 50 рублей на школу. Кроме того, в 1893 году Братством выделено на жалование учителю церковного пения в школе при архиерейском доме 182 рубля за 1892 г., 200 рублей за 1893 г., а также потрачено 100 рублей на нужды слушателей курса церковного пения в этой же школе.

В 1894 году по инициативе нового попечителя Братства преосв. Иринея, который пришёл на смену умершему к тому времени архиеп. Ни-кандру, содействие Братства развитию церковно-школьного дела принимает другой оборот. С сентября этого года при архиерейском доме открывается на средства Братства второклассная церковно-приходская школа с дополнительным курсом церковного пения и скрипичной игры. В особом помещении было устроено также на средства из фонда Братства общежитие для обучающихся. Назначение школы состояло главным образом в том, чтобы подготовить для церковно-приходских и земских школ педагогов, которые могли бы стать квалифицированными преподавателями церковного пения и руководителями хоров при церковно-приходских школах. Однако забота о содержании данной школы и общежития при ней с 1894 года отнимает все возможности денежного фонда Братства, так что отпуск средств на другие церковно-приходские школы прекращается. До 1 января 1898 года это содержание обошлось братству более чем в 10 100 рублей, включая и те деньги, которые были получены от учеников школы как плата за проживание в общежитии. С 1898 года данная школа по ходатайству преосв. Питирима Училищным Советом при Св. Синоде была включена в число второклассных церковно-приходских школ и на содержание учащим в ней было ассигновано от казны 1500 рублей в год. В том же году по распоряжению того же преосв. Питирима общежитие школы переводится в бесплатное помещение - во флигель архиерейского дома. Благодаря этому расходы на содержание школы со стороны Братства существенно сократились до 500 рублей в год на содержание учителей церковного пения и общежития. Таким образом, для Братства вновь открылась возможность выделять часть своих средств на развитие школьного дела в епархии, главным образом в тех местностях, где наиболее сильным было влияние раскола и сектантства.

С наступлением XX столетия благотворительная деятельность Братства в отношении церковно-приходских школ перешла в стадию стагнации. В отчёте о деятельности и суммах братства за 1902 год (16-й год существования Братства) отмечалось, что содействие Братства церковношкольному делу в епархии за подотчётный период сводилось практически исключительно к материальному пособию Тульской второклассной школе

и общежитию при ней. Отмечается, что на содержание школы израсходовано 500 рублей и 300 рублей выделено на общежитие. В отчёте также указывается, что за 1902 год окончили школу и получили свидетельства учителя церковно-приходской школы 15 воспитанников, которые успешно учительствуют в церковных школах, а один из них даже сдал экзамен на регента 3-го разряда [2, с. 3-4]. Кризис благотворительной активности Братства заметен также и на основании того факта, что с 1902 года Совет Братства был вынужден отказать в помощи церковно-приходским школам, расположенным в местностях с сильным влиянием сектантства или раскола, на которые прежде всегда выделялись определённые средства.

В 1904 году и последующие годы ситуация не изменилась: в отчёте фигурируют всё те же направления благотворительности и выделенные на них суммы [3, с. 4-5].

Деятельность Братства была прекращена после опубликования декрета СНК РСФСР от 23 января 1918 г. «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» [7].

Таким образом, деятельность Тульского Епархиального Братства во имя св. Иоанна Предтечи носила хотя и кратковременный, но очень важный характер в церковно-школьном деле Тульской епархии. Его членами состояли первые лица Тульской губернии, причём не только светского, но и духовного звания. К сожалению, подъём благотворительного движения оказался явлением непродолжительным - уже в начале XX века в нём наметился явный застой, а после 1903 года застой сменился спадом и оскудением капиталов Братства. Тем не менее Братство внесло свой существенный вклад в церковно-школьное дело в епархии не только напрямую, т.е. выделением денежных средств, книг и вещей для церковно-приходских школ, но и косвенно: содействуя книжному, иконописному и духовнопросветительскому направлению религиозно-нравственного просвещения.

Список литературы

1. Вторая годовщина Тульского Епархиального Братства во имя св. Иоанна Предтечи: отчёт. Тула, 1889.

2. Отчёт о деятельности и суммах Тульского Епархиального Братства св. Иоанна Предтечи за 1902 г. Тула, 1903.

3. Отчёт о деятельности и суммах Тульского Епархиального Братства св. Иоанна Предтечи за 1904 г. Тула, 1905.

4. Тульское Епархиальное Братство во имя св. Иоанна Предтечи // Столетие Тульской епархии: сборник, изданный по поводу празднования столетия Тульской епархии. Тула, 1902.

5. Устав Тульского Епархиального Братства во имя св. Иоанна Предтечи. Тула, 1898.

6. Слово, произнесённое по случаю годичного собрания членов Тульского Епархиального Братства во имя св. Иоанна Предтечи. Тула, 1894.

7. СУиР РиКП (Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства). Пг.;М., 1918. № 18. Отд. I. Ст. 263.

Воловский Александр Сергеевич, аспирант, chavezalex@yandex. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

THE ROLE OF THE TULA DIOCESAN BROTHERHOOD IN THE NAME OF ST.

JOHN THE BAPTIST IN THE CHURCH-SCHOOL MATTERS OF THE TULA DIOCESE

A.S. Volovsky

The article tells about the Tula Diocesan Brotherhood in the name of St. John the Baptist: emergence, development of its charitable activity in the Tula province and, in particular, on the role of the Brotherhood in the material support of Church-parish schools of Tula province.

Key words: church-parish school, diocesan fellowship, charity, patronage of arts, Tula region, Tula diocese.

Volovsky Alexander Sergeevich, post-graduate student, chavezalex@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University.

УДК 271.2 (470.312) -—917/1927”

ТУЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ В 1917-1927 ГГ. ПО ДАННЫМ АРХИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Н.Н. Евсеев

Рассмотрены вопросы, связанные с положением Тульской епархии в условиях революции 1917 г., Гражданской войны, формирования новой государственной идеологии. Статья основана на архивных источниках, впервые вводимых в научный оборот.

Ключевые слова: Тульская епархия, епархиальный совет, революция, Гражданская война, архивный фонд.

Период двадцатых годов в истории Тульской епархии, как и весь XX век в целом, является сегодня предметом наиболее пристального изучения со стороны региональных историков. Связано это в первую очередь с отсутствием общепринятой систематической истории епархии в данный период времени. Имеются работы, которые претендуют на освещение всего периода истории епархии, как, в частности, диссертация священника Павла Брылева, защищенная в стенах Московской духовной академии в 2000 г. Однако она до сего дня не опубликована, а в связи с гибелью ее ав-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.