Научная статья на тему 'Роль цивилизационного подхода в теоретическом обосновании идеологии современного российского общества'

Роль цивилизационного подхода в теоретическом обосновании идеологии современного российского общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
26
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цивилизационный подход / базовые ценности / цивилизационное самосознание / культурный и цивилизационный код / образ будущего / методология разработки новой идеологии / civilizational approach / basic values / civilizational self-awareness / cultural and civilizational code / image of the future / methodology for developing a new ideology

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бутенко Надежда Алексеевна

Целью работы является осмысление роли цивилизационного подхода в качестве теоре-тического обоснования идеологии современного российского общества. В статье рассмотрены зна-чения концептов «цивилизация» и «идеология», которые являются основополагающими в обоснова-нии роли цивилизационного подхода в разработке идеологии. В рамках цивилизационного подхода были выделены конституирующие духовные ценности, составляющие фундамент российской циви-лизации, на основе которых предполагается сформировать новую идеологию. Научная новизна ра-боты состоит в том, что было обосновано применение цивилизационного подхода в качестве мето-дологии для формирования идеологии современного российского общества. В результате установле-но, что цивилизационный подход соответствует по своему содержанию новой идеологии российско-го общества, которая будет опираться на базовые ценности, заложенные в «цивилизационном коде» России. Также была доказана необходимость формирования новой идеологии не только на основе традиционных ценностей, но и с учетом современных реалий российского общества в условиях кон-фронтации с западной цивилизацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the civilizational approach in the theoretical substantiation of the ideology of modern Russian society

The aim of the work is to comprehend the role of the civilizational approach as a theoretical justi-fication of the ideology of modern Russian society. The article examines the meanings of the concepts "civi-lization" and "ideology", which are fundamental in substantiating the role of the civilizational approach in the development of ideology. Within the framework of the civilizational approach, the constitutive spir-itual values that form the foundation of Russian civilization have been identified, on the basis of which a new ideology is supposed to be formed. The scientific novelty of this work lies in the fact that it has been shown how the civilizational approach can be used as a methodology for shaping the ideology of modern Russian society. As a result, it was found that the civilizational approach corresponds in its content to the new ideology of Russian society, which will be based on the fundamental values that are part of Rus-sia's «civilizational code». The necessity of forming a new ideology was also proved, not only on the basis of traditional values, but also taking into account the modern realities of Russian society in the context of confrontation with Western civilization.

Текст научной работы на тему «Роль цивилизационного подхода в теоретическом обосновании идеологии современного российского общества»

гроппото Манускрипт • Manuscript

issn 2949-3242 (online) 2024. Том 17. Выпуск 3 | 2024. Volume 17. Issue 3

ISSN 2618-9690 (print) Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): manuscript-journal.ru

RU

EN

Роль цивилизационного подхода в теоретическом обосновании идеологии современного российского общества

Бутенко Н. А.

Аннотация. Целью работы является осмысление роли цивилизационного подхода в качестве теоретического обоснования идеологии современного российского общества. В статье рассмотрены значения концептов «цивилизация» и «идеология», которые являются основополагающими в обосновании роли цивилизационного подхода в разработке идеологии. В рамках цивилизационного подхода были выделены конституирующие духовные ценности, составляющие фундамент российской цивилизации, на основе которых предполагается сформировать новую идеологию. Научная новизна работы состоит в том, что было обосновано применение цивилизационного подхода в качестве методологии для формирования идеологии современного российского общества. В результате установлено, что цивилизационный подход соответствует по своему содержанию новой идеологии российского общества, которая будет опираться на базовые ценности, заложенные в «цивилизационном коде» России. Также была доказана необходимость формирования новой идеологии не только на основе традиционных ценностей, но и с учетом современных реалий российского общества в условиях конфронтации с западной цивилизацией.

The role of the civilizational approach in the theoretical substantiation of the ideology of modern Russian society

N. A. Butenko

Abstract. The aim of the work is to comprehend the role of the civilizational approach as a theoretical justification of the ideology of modern Russian society. The article examines the meanings of the concepts "civilization" and "ideology", which are fundamental in substantiating the role of the civilizational approach in the development of ideology. Within the framework of the civilizational approach, the constitutive spiritual values that form the foundation of Russian civilization have been identified, on the basis of which a new ideology is supposed to be formed. The scientific novelty of this work lies in the fact that it has been shown how the civilizational approach can be used as a methodology for shaping the ideology of modern Russian society. As a result, it was found that the civilizational approach corresponds in its content to the new ideology of Russian society, which will be based on the fundamental values that are part of Russia's «civilizational code». The necessity of forming a new ideology was also proved, not only on the basis of traditional values, but also taking into account the modern realities of Russian society in the context of confrontation with Western civilization.

Введение

Актуальность данного исследования обусловлена острой потребностью разработки понятной для всех и общепризнанной идеологической составляющей духовного развития российского общества в условиях жесткого цивилизационного противостояния, военных конфликтов и информационной войны. Такого рода исследования помогают не только социально-философскому осмыслению содержания современной идеологии российского общества, но и разработке методологии формирования данной идеологии.

Согласно поставленной цели исследования, необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать смысл понятий «цивилизация», «идеология», используя основные теоретические подходы;

- обосновать необходимость формирования единой идеологии современного российского общества;

- выявить методологическую роль цивилизационного подхода в формировании идеологии.

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/mns20240035

© 2024 Авторы. © 2024 ООО Издательство «Грамота» (© 2024 The Authors. © 2024 Gramota Publishing, LLC). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Теоретической базой работы послужили концепции авторов локально-цивилизационного подхода А. Той-нби, О. Шпенглера (Бутенко, 2003), а также труды российских философов Н. Я. Данилевского (1991), Н. А. Бердяева (2009), И. А. Ильина (2001), П. Н. Савицкого (1997), Н. С. Трубецкого (1993), Н. О. Лосского, С. Н. Булгакова, В. С. Соловьева (Бутенко, 2003; Зеньковский, 1999), рассматривавших российскую цивилизационную идентичность. В исследовании концепта «идеология» были использованы работы К. Маркса, К. Манхейма, М. Ше-лера (Бутенко, 2003).

В работе используется социально-философская методология для осмысления основных теоретических подходов в изучении феноменов «идеология» и «цивилизационный подход», которая реализуется в следующих принципах:

- системный принцип позволяет рассмотреть идеологию как сложный феномен, состоящий из множества различных компонентов;

- принцип историзма предполагает исследование изучаемого объекта, а в частности идеологии, с учетом современного развития общества.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут содействовать становлению методологии разработки современной идеологии, которая стала бы общепринятой для всех народов, проживающих на территории России.

Обсуждение и результаты

Проблема формирования в современной России единой идеологии, которая была бы близка всем слоям общества, является актуальной в реалиях межцивилизационных конфликтов и условиях информационной войны. Идеология может способствовать объединению общества на основе базовых ценностей, что, безусловно, является насущной потребностью для российского общества в условиях санкций и угрозы мировой войны. Проблема состоит в том, чтобы найти такие конституирующие ценности, которые бы были приняты большинством общества и стали бы основой единой идеологии. Отметим, что роль идеологии в современном мире значительно возрастает, так как она выступает в качестве основы конкурентоспособности цивилизации на мировой арене (Дронов, 2010, с. 148). Идеология способствует сохранению собственного «культурного кода» цивилизации при экспансии чуждого агрессивного «культурного» воздействия.

В качестве методологического инструмента разработки идеологии, на наш взгляд, подходит цивилизаци-онный подход к исследованию исторического процесса. Главной категорией данного подхода является концепт «цивилизация», который используется в нескольких значениях. Для рассмотрения проблемы формирования идеологии нас интересует значение термина «цивилизация» как способа существования больших социальных общностей, реализуемых в рамках определенных ландшафтно-климатических условий (Дороген-ский, 2008, с. 10), а также как социокультурной общности, сформированной на основе сверхлокальных ценностей, которые получили свое выражение в религии, нормах морали, права и в искусстве.

Цивилизационный подход не отличается единой методологией исследования. В нем выделяют следующие направления: органицистско-натуралистическое (Н. Данилевский, О. Шпенглер); религиозно-элитаристское (А. Тойнби, В. Л. Межуев); ландшафтно-географическое (Л. И. Мечников); этнопсихологическое (Л. Н. Гумилев); социологическое (П. А. Сорокин); культурологическое (С. Хантингтон); системно-синтетическое (М. А. Барг, Е. Б. Черняк, Н. С. Розов) (Дорогенский, 2011, с. 15). Несмотря на разнообразие взглядов, авторы сходятся в одном: что в основе цивилизации лежит духовное начало. С одной стороны, основатели цивилизационного подхода Н. Я. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер, П. А. Сорокин делали акцент в своих концепциях на многообразии мира в культурно-религиозных и других проявлениях, с другой стороны, они указывали на «замкнутость» цивилизаций, невозможность проникновения «культурного кода» одних цивилизаций в другие. На наш взгляд, в современном мире данный постулат не актуален, так как в условиях глобализации и усиления конфликтности мы наблюдаем сильную взаимозависимость цивилизаций друг от друга.

В конце ХХ века Ф. Фукуяма (1995, с. 350) выдвинул идею о «конце истории», под которым подразумевается победа западной либеральной модели цивилизации во всем мире в связи с падением СССР и развалом биполярной модели мира. Сейчас на фоне противостояния западной и российской цивилизаций стало очевидно, что эта идея ошибочна. На самом деле «конец истории» грозит западной цивилизации, а для России означает отказ от либеральной идеологии, новый шанс на духовное возрождение (Хлутков, Межевич, 2023, с. 27-37). Как известно, о столкновении цивилизаций в глобальном масштабе писал С. Хантингтон (1993, с. 34-52), который указывал, что в основе конфликта лежат этнорелигиозные и этнокультурные различия.

Вышесказанное показывает, что в условиях межцивилизационных конфликтов особое значение приобретает проблема формирования единой идеологии для общества, которая является одной из основных составляющих концептов цивилизационного самосознания (Бутенко, 2003, с. 126).

Концепт «идеология» подвергался философско-теоретическому анализу разными авторами. Выделим некоторые трактовки: К. Маркс, Ф. Энгельс идеологию считали системой иллюзий, К. Манхейм рассматривал ее как утопию, М. Шелер - как иерархию ценностей (Бутенко, 2003, с. 124).

Идеология соединяет в себе фундаментальные ценности общества, давая «сознанию те нормы, которые только и предоставляют всякому мышлению его ценность и значение» (Хайдеггер, 1996, с. 36). О любой идеологии можно судить на основе анализа системы значимых для нее ценностей.

Манускрипт. 2024. Том 17. Выпуск 3

255

Цивилизационная парадигма исследования исторического процесса указывает, что в основе цивилизации лежит определенный «культурный код», составляющий такую общезначимую систему ценностей, которая и может стать основой идеологии. «Культурный код» представляет собой смыслы, которые понятны людям, принадлежащим к данной культуре. К примеру, это язык, литература, мифология, религия, философия, традиции и тому подобное. Более широким понятием является «цивилизационный код», означающий идентификацию людей по общей исторической памяти, взаимодействие межкультурное, межнациональное, межконфессиональное на основе общего цивилизационного пространства. А. А. Гуцалов правомерно считает, что «любая цивилизация имеет в своей основе три столпа - идентификацию, ценности, культуру в многообразии ее форм проявления» (2016, с. 7). Но невозможно согласиться с автором в том, что могут меняться культура, религия, язык, а «цивилизационный код» остается неизменным. С нашей точки зрения, основополагающие ценности культуры, религии и сам язык составляют основу данного кода, следовательно, их основные смыслы также остаются неизменными. «Культурный код» и «цивилизационный код» - это ценности, которые помогают воспроизводить функционирование общества, способствуют его интеграции и сохранению цивилизационной идентификации. Формами воплощения ценностей являются духовная культура, право, идеология, экономическая ментальность или стереотипы хозяйственного поведения. Отдельно следует остановиться на феномене идеологии, который представляет собой систему взглядов на устройство и развитие общества. Идеология, как правило, выражает интересы определенной социальной группы. Но сейчас стоит задача создания такой идеологии, которая бы консолидировала российское общество, а не просто выражала интересы одной группы. Объединение различных слоев российского общества может произойти в том случае, если идеология будет выработана на основе общенациональных, общецивилизационных ценностей. К таким ценностям относятся вера, служение отечеству, соборность, державность, правда, справедливость, любовь, сострадание, совесть, красота, достоинство человека. Об этих ценностях духовной культуры писали русские философы А. С. Хомяков, Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев, И. А. Ильин, Н. О. Лосский, П. И. Новгородцев, писатели Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, Н. В. Гоголь и многие другие. Эти духовные ценности проходят красной нитью через всю российскую культуру. Необходимо отметить, что в идеологии должны быть отражены национальные интересы, суть которых сводится к обеспечению культурного, политического, территориального суверенитета российской цивилизации. Новая идеология должна выполнять не только функцию консолидации общества, но и обеспечивать эффективное взаимодействие власти и общества.

В. Т. Дронов отмечает: «.. .особенность современной российской идеологии в том, что в ней слишком часто и неожиданно проходила смена ценностных ориентиров и предъявляемых гражданами и государством взаимных ожиданий» (2010, с. 147). Действительно, смена ценностных ориентиров после развала СССР привела к возникновению некоего недоверия между политической властью и народом. Поэтому сейчас в условиях межцивили-зационных конфликтов, угрозы существования суверенитета нашей страны особенно осознается необходимость создания идеологии, которая бы сплотила общество и стала духовной опорой российской цивилизации.

Отметим, что идеология исполняет роль связующего звена между этническим и цивилизационным самосознанием (Бутенко, 2003, с. 126). Подчеркнем, сущность российской цивилизации мы рассматриваем как евразийскую, духовной основой которой является «русская национальная идея». Так, идеал соборности, выдвинутый А. С. Хомяковым и другими славянофилами, может стать духовной основой новой идеологии. «Соборность проявляется в любви как отказе от всего "своего", от самого себя ради других, в свободной жертве, в самоотдаче» (Бутенко, 2003, с. 100). Идеал соборности созвучен в светском плане принципу коллективизма, а в религиозном плане выражает идею мессианства, заключающегося в поиске правды и справедливости, в сохранении православия. Очевидно, что принцип коллективизма был значительно поврежден агрессивным внедрением в сознание россиян массовой западной культуры, причем не лучших ее образцов. В настоящее время в общественном сознании нет единства в понимании образа будущего нашей страны, образа, к которому бы стремились и желали большинство. На наш взгляд, необходимо публично проговаривать положительный образ будущего нашего цивилизационного развития. Конечно, существуют текущие задачи, например победа в СВО, но что же ожидает нас в дальнейшем, каким видится будущее, каким будет общество - четких ответов на эти вопросы пока что нет. Думается, что в основе новой идеологии должны лежать традиционные ценности и цивилизационные архетипы, такие как «соборность», национальная и религиозная терпимость. Евразийцы (П. Н. Савицкий, Н. С. Трубецкой) указывали, что именно национальная и религиозная терпимость остается единственной формой существования народов России (Бутенко, 2003, с. 132). Также необходимо учитывать и тот факт, что в формировании новой идеологии недостаточно опираться только на традиционные ценности, заложенные в российском «цивилизационном коде». Следует учитывать современные реалии, понимать угрозы существования, которые нависли над каждым отдельным индивидом, гражданами, нашим государством и даже в целом над российской цивилизацией. Осознание того, что эти угрозы могут быть фатальными, очевидно, должно сплотить российское общество, несмотря на значительное социальное расслоение. Думается, что надлежит уделить особое внимание идеологическому воспитанию молодежи, потому что каким будет будущее России, зависит от того, какими будут в духовном плане последующие молодые поколения. Необходим положительный образ будущего для воспитания молодежи, для нормального развития страны. К сожалению, в настоящее время средства массовой информации предлагают образ будущего страшный, в виде «ядерного пожара», или непонятный, размытый, противоречивый образ, который совсем не способствует интеграции общества. Требуется системная разработка стратегии создания положительного образа будущего цивилизацион-ного развития, которая может быть отражена в идеологии. Как показывает историческая практика, «культурно-

историческая, цивилизационная самобытность, национальный дух и выросшие на его основе нравственные ценности определяют сущность того или иного общества» (Сухоплюев, 2023, с. 98-105).

Итак, национально-государственная идеология как система фундаментальных жизненных ценностей нации, цивилизации может стать мощным стимулом развития российского общества.

Заключение

Таким образом, мы приходим к следующим выводам.

Во-первых, в результате исследования было доказано, что цивилизационный подход может быть применен в качестве методологии разработки современной идеологии российского общества, основанной на базовых ценностях, заложенных в «цивилизационном коде» России.

Во-вторых, базовыми традиционными ценностями, положенными в основу новой идеологии, должны стать соборность (или принцип коллективизма), национальная и религиозная терпимость.

В-третьих, новую идеологию необходимо сформировать не только на основе традиционных ценностей, но и с учетом интересов российской цивилизации в связи с угрозами со стороны внешних сил.

В-четвертых, проведенный анализ теоретического материала показал необходимость создания новой национально-государственной идеологии России, способной стимулировать цивилизационное развитие.

Источники | References

1. Бердяев Н. А. Русская идея. М.: Наука, 1990.

2. Бутенко Н. А. Русский этнос и российская цивилизация (социально-философское исследование самосознания): дисс. ... к. филос. н. Сургут, 2003.

3. Гуцалов А. А. Русский цивилизационный код - идентичность, ценности, культура // Культурологический журнал. 2016. № 4 (26).

4. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М.: Наука, 1991.

5. Дорогенский А. В. Значение идеологии: цивилизационный подход // Вестк Палескага дзяржаунага ушверсгтэта. Серыя грамадсгах i гумаштарных навук: научно-практический журнал. 2008. № 2.

6. Дорогенский А. В. К проблеме интеграции методологических программ в исследовании цивилизацион-ной динамики // Вестник Забайкальского государственного университета. 2011. № 1 (68).

7. Дронов В. Т. О новой российской идеологии: за и против // Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2010. № 137.

8. Зеньковский В. В. История русской философии: в 2-х т. М. - Ростов н/Д: Наука; Феникс, 1999. Т. 1.

9. Ильин И. А. Собрание сочинений. М.: Русская книга, 2001.

10. Савицкий П. Н. Континент Евразия. М.: Аграф, 1997.

11. Сухоплюев П. А. Концепция внешней политики Российской Федерации (философский аспект) // Общество, право, государственность: ретроспектива и перспектива. 2023. № 3 (15).

12. Трубецкой Н. Общеевразийский национализм // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн / ред.-сост.: Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская. М., 1993.

13. Фукуяма Ф. Конец истории // Философия истории: антология / сост., ред. и вступ. ст. Ю. А. Кимелева. М.: Аспект-пресс, 1995.

14. Хайдеггер М. Феноменология и трансцендентальная философия ценностей. К., 1996.

15. Хантингтон С. Столкновение цивилизации? // Свободная мысль. 1993. № 1.

16. Хлутков А. Д., Межевич Н. М. Европейский выбор российской цивилизации: императивы 2023 года // Управленческое консультирование. 2023. № 6.

Информация об авторах | Author information

RU

Бутенко Надежда Алексеевна1, к. филос. н., доц. 1 Сургутский государственный университет

EN

Nadezhda Alekseevna Butenko1, PhD 1 Surgut State University

1 [email protected]

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 01.06.2024; опубликовано online (published online): 25.07.2024.

Ключевые слова (keywords): цивилизационный подход; базовые ценности; цивилизационное самосознание; культурный и цивилизационный код; образ будущего; методология разработки новой идеологии; civilizational approach; basic values; civilizational self-awareness; cultural and civilizational code; image of the future; methodology for developing a new ideology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.