Научная статья на тему 'РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ'

РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
370
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Георг Г. М.

Целью статьи является исследование роли цифровых технологий в управлении муниципальной собственностью. Показаны направления использования цифровых технологий в управлении муниципальной собственностью. Сформулированы особенности применения цифровых технологий в управлении муниципальной собственностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN MUNICIPAL PROPERTY MANAGEMENT

The purpose of the article is to study the role of digital technologies in the management of municipal property. The directions of using digital technologies in the management of municipal property are shown. The features of the use of digital technologies in the management of municipal property are formulated.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ»

УДК 331.104

Георг Г.М.

Уфимский государственный нефтяной технический университет,

г. Уфа, РФ

РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ

СОБСТВЕННОСТЬЮ

Аннотация

Целью статьи является исследование роли цифровых технологий в управлении муниципальной собственностью. Показаны направления использования цифровых технологий в управлении муниципальной собственностью. Сформулированы особенности применения цифровых технологий в управлении муниципальной собственностью.

Ключевые слова: муниципальная собственность, цифровизация, цифровые технологии, муниципальное управление, муниципальные услуги

THE ROLE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN MUNICIPAL PROPERTY MANAGEMENT

Annotation

The purpose of the article is to study the role of digital technologies in the management of municipal property. The directions of using digital technologies in the management of municipal property are shown. The features of the use of digital technologies in the management of municipal property are formulated.

Keywords:

municipal property, digitalization, digital technologies, municipal administration, municipal services

В условиях новых требований экономики к вопросам по эксплуатации имущественного комплекса, в т.ч. муниципальной собственности, перед руководителями муниципальных образований встает вопрос о методических подходах по ее использованию. И в первую очередь, это связано с тем, что существующие методы уже устарели, а новые не разработаны. В условиях повсеместной цифровизации, необходимо поднимать вопрос об эффекте от цифровизации муниципальной собственности.

Актуальность данной темы, обусловлена тем фактом, что для муниципальных образований, официально не определена методика определения эффективности от проведения процессов по цифровизации собственности, а экономический эффект от использования имущества требует ежедневной оценки и сравнения.

По мнению скептиков, цифровизация, не есть панацея для экономического развития и она не представляет собой ключевую составляющую продуктивного управления имуществом, но имеются и сторонники такого мнения, что может существовать временной лаг между внедрением цифровых технологий и изменением эффективности управлением муниципальной собственностью[3].

Проблема исследования заключается в отсутствие рекомендаций федеральных и региональных органов власти по оценке эффективного использования муниципального имущества при цифровизации.

Этапы методического подхода по проведению процедуры оценивания реализации цифровых технологий в управлении муниципальным имуществом оценка сопряженности и согласованности между количественными показателями стратегических целей, т.е. качества цифровизации процессов исполнения условий управления собственностью на уровне муниципального образования.

В основу методики должны одновременно закладываться, как цифровые критерии, так и не цифровые. Выявляемые ограничения при оценке уровня цифровизации управления муниципальной

собственностью связаны со следующими элементами: определение стартовых понятий информации, цифровизации и цифровой трансформации муниципального управления; определение требований к поиску правовых ограничений и возможностей цифровизации имущества.

Сегодня эффективность использования муниципального имущества определяется объемом денежных средств, получаемых от его эксплуатации. И в основном, в особенности в крупных муниципальных образованиях, эта статья дохода не является к формирующей бюджет, и поэтому к поступлению денежных средств относятся, таким образом: главное - чтобы поступления были. А вопрос о том, чтобы увеличить поступления в муниципальный бюджет за счет правильного и современного подхода к эксплуатации собственности не ставится.

На сегодняшний день можно говорить о необходимости применения цифровых технологий при управлении муниципальной собственностью, внедрению цифровых платформ, использование которых поможет потребителям услуг, предоставляемых муниципалитетом, разобраться в наличии имущества, его стоимости, стоимости услуг по аренде и т.д.

Также необходимо отметить и еще о такой проблеме использования цифровой платформы управления муниципальной собственностью как невозможность осуществлять прямой контроль над нею со стороны собственника и соответственно местные органы власти способны снабжать только ресурсами, которые увеличивают возможность для гибкого соучастия в развитии платформы.

То есть собственник платформы поддерживает процесс создания комплексов через обеспечение руководством и открытым программным интерфейсом для потребителя. Соответственно, требуется некий баланс стандартизации граничных ресурсов в комбинации с гибкостью, и в целом необходим баланс контроля и открытости со стороны местных органов власти в отношении самой платформы, и в отношении ее пользователей (жителей муниципального образования).

На региональном уровне, при разработке нормативных документов по внедрению цифровизации, необходимо учитывать необходимость в разработке методик для муниципальных образований по управлению собственностью в современных условиях при внедрении «цифры» в экономику региона и муниципальных образований.

Совершенствование взаимодействия между городской властью и горожанами позволяет предположить, что в ближайшее время появятся объединенные цифровые платформы, использование которых позволит контролировать процессы, происходящие с муниципальной собственностью, не только чиновникам, но и потребителям, а именно крупным компаниям, малому и среднему бизнесу и людям, ищущим ту или иную информацию для личного потребления.

С практической точки зрения, муниципальная собственность является важнейшей составляющей экономической основы любого муниципального образования, несёт в себе значительный потенциал для решения большого числа задач жизнедеятельности некоего сообщества граждан, в том числе повышения качества их жизни на основе разного рода инновационных решений.

Основные мероприятия по цифровизации процессов управления муниципальной собственностью, внедрению цифровых технологий и платформенных решений в сферу оказания муниципальных услуг как для населения, так и для предпринимателей, должны проводиться в соответствии с целями и задачами, которые сформулированы в национальном проекте «Цифровая экономика Российской Федерации» [1].

Вместе с тем, при всей конкретности формулировок руководящих документов, при постановке целей и задач цифровизации управления муниципальной собственностью следует принять во внимание общемировые тен денции в развитии соответствующих технологий.

Результатом должно явиться создание целостного информационно-аналитического комплекса системы сбора, обработки, хранения и передачи статистической, экспертно-аналитической и юридически значимой информации о хозяйственных действиях лиц, выступающих в качестве контрагентов института муниципальной собственности.

Наконец немаловажно и то, на что обычно обращается внимание в первую очередь, а именно: цифровизация управления муниципальной собственностью это еще и своеобразный системный подход к использованию цифровых ресурсов, внедрению автоматизированных систем управления для повышения

эффективности самих функциональных процессов в системе управления муниципальной собственностью.

Соответственно, в проекте «Цифровая экономика Российской Федерации» ставится задача до 2024 года сформировать информационную инфраструктуру, увеличить рабочие мощности серверного оборудования и объёмов систем хранения данных, обеспечить прозрачность процессов учёта и распоряжения муниципальным имуществом.

Другим аспектом цифровой трансформации является повышение качества оказываемых муниципальных услуг, результативности и эффективности деятельности, направленной на осуществление публично-правовых преобразований; оптимизацию бюджетных расходов, связанных с реализацией функций в отношении муниципальной собственности.

Что, кстати, наталкивает некоторых специалистов на мысль о полезности создания своеобразной технологической платформы (в противовес классического порядка, часто представляющегося в виде цепи создания стоимости) с тем, чтобы в управлении муниципальной собственностью осуществлять и учитывать не только сбор и внесение данных в соответствующие реестры, но и превращать их в информационные продукты с добавленной стоимостью. И тогда местный муниципалитет будет выступать не только держателем технологий (ядром платформы), но и получателем определенных выгод.

Как в действительности будет решаться весь комплекс задач цифровой трансформации системы управления муниципальной собственностью, во многом зависит от организации целенаправленной деятельности региональных и муниципальных органов власти.

Начинать следует, безусловно, с формирования систематизированного перечня имеющихся проблем и утверждения программно-целевого подхода к их решению, предусматривающего выработку соответствующей цифровой стратегии по развитию имущественного комплекса на территории муниципального образования, а также разработку конкретных цифровых проектов и программы действий по их практической реализации.

Для чего, по мнению специалистов, целесообразно создать информационную базу характеристик и показателей комплексной полезности управления недвижимым имуществом, позволяющую формировать цифровые модели управляемых ситуаций с учетом субъектно-объектного состава, взаимосвязи процессов в секторе недвижимого имущества, целей, показателей качества и результатов управления в целом. Это позволит повысить информационную обеспеченность управленческих действий в отношении недвижимого имущества [2].

Главные узкие места в развитии цифрового управления муниципальной собственностью -недостаток знаний и опыта, нехватка квалифицированных специалистов, а также, возможно, ограничения в финансировании. Хотя, например, в бюджете страны на 2020 год, в разделе «Цифровая экономика Российской Федерации», утверждённом Минфином России, где дано обоснование актуальности раздела, особо обращается внимание на значительное цифровое неравенство в обществе и отставание образовательных программ от нужд в ускоренном развитии цифровизации

Таким образом, цифровая трансформация системы муниципального управления, в том числе управления муниципальным имуществом, имеет поддержку со стороны государства, а, следовательно, должна быть реализована в установленные проектом «Цифровая экономика Российской Федерации» сроки.

Список использованной литературы:

1. Дубровский В.Ж., Рожков Е.В. Сущность системы управления муниципальной собственностью, её трансформация в условиях цифровизации // Муниципальная академия. 2021. № 1. С. 190-195.

2. Рожков Е.В. Современный подход в цифровизации процессов управления государственной и муниципальной собственностью // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2021. Т. 11. № 4. С. 284-293.

3. Рожков Е.В. Определение целевого состояния цифровизации системы управления муниципальной собственностью // Вопросы региональной экономики. 2021. № 2 (47). С. 128-140.

© Георг Г.М., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.