22 The scientific heritage No 44 (2020)
РОЛЬ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В РАЗВИТИИ ТУРИЗМА
Касумова А.А.
Азербайджанский технологический университет, к.т.н., (и.о. доцента кафедры «Туризм») Гахраманова Е.М. Азербайджанский технологический университет (старший преподаватель кафедры «Туризм»)
Салманова К.А.
к.м.н.
Гянджинский государственный университет (старший преподаватель кафедры «Информатика»)
ROLE OF DIGITAL ECONOMY IN TOURISM DEVELOPMENT
Gasimova A.
Azerbaijan technological university, PhD, assistant professor associate professor of the department "Tourism "
Gakhramanova Y.
Azerbaijan technological university, senior lecturer of the department "Tourism"
Salmanova K.
Gandja State University,PhD, senior lecturer of the department "Computer Science "
Аннотация
Развитие цифровых технологий открывает перед человечеством новые горизонты прогресса. В настоящее время мир вступает в Четвертую промышленную революцию ("Индустрия 4.0"). Это означает автоматизацию и роботизацию производства, широкое использование искусственного интеллекта, внедрение цифровых технологий во все сферы экономики. "Индустрия 4.0" тесно связана с цифровизацией и построением технологической инфраструктуры, ведет к внедрению новшеств в самые различные отрасли и к развитию. Цифровизация и построение цифровой экономики приносит в повестку дня вопрос построения устойчивой ИКТ-инфраструктуры и в Азербайджане. Модернизация фиксированной технологической базы и построение новой технологической инфраструктуры имеют важное значение для совершенствования международных услуг связи и роста числа пользователей интернета.
Abstract
The development of digital technologies opens up new horizons of progress for mankind. The world is currently entering the Fourth Industrial Revolution (Industry 4.0). This means automation and robotization of production, the widespread use of artificial intelligence, the introduction of digital technologies in all areas of the economy. "Industry 4.0" is closely associated with digitalization and the construction of technological infrastructure, leading to the introduction of innovations in various industries and to development. Digitalization and building a digital economy brings to the agenda the issue of building a sustainable ICT infrastructure in Azerbaijan. The modernization of the fixed technological base and the construction of a new technological infrastructure are important for improving international communication services and increasing the number of Internet users.
Ключевые слова: цифровая экономика, искусственный интеллект, блокчейн, цифровизация туристского бизнеса.
Keywords: digital economy, artificial intelligence, blockchain, digitalization of tourism business.
Основным ресурсом цифровой экономики является информация, что влечет за собой изменение инфраструктуры туризма. Основные инфраструктурные элементы цифровой экономики - это информационная инфраструктура, информационная безопасность. Цифровая экономика базируется на цифровой инфраструктуре, которая представляет собой комплекс технологий и инфраструктурных элементов, обеспечивающих вычислительные, телекоммуникационные, сетевые потребности и работающих на цифровой основе.
К цифровой инфраструктуре можно отнести коммуникационные сети, оптоволоконные средства передачи данных, технологии 5G и др. Одним из элементов цифровой инфраструктуры является
доступ к широкополосному Интернету. Цифровые преобразования занимают ведущее место в политической жизни в силу своего стимулирующего потенциала для экономики [4].
Несмотря на продолжающийся прогресс в осуществлении национальных цифровых стратегий, все страны должны приложить серьезные усилия для координации и интеграции действий при переходе к цифровой экономике.
Цифровая экономика активно внедряется в различные отрасли.
К новейшим цифровым технологиям, которые выступают в качестве платформы для цифровой экономики, относятся:
- технологии больших данных (Big Data);
- облачные сервисы;
- Интернет вещей (Internet of Things -IoT), в том числе промышленный Интернет вещей (IIoT -Industrial Internet of Things);
- нейросети (искусственный интеллект);
- умные технологии;
- технологии определения местонахождения;
- 3D печать;
- мобильные устройства;
- интеллектуальные датчики и многое другое.
Технология искусственного интеллекта
(нейронные сети) обеспечивает решение задач распознавания и прогнозирования, которые стали основой для инновационных практико-ориентирован-ных технологий. Технологии машинного зрения, или так называемая лицевая биометрия, применяются для идентификации личности в системах безопасности на транспорте, при проведении мероприятий и т.п. В гостиничном и ресторанном бизнесе на основе таких технологий создается таргетиро-ванная реклама, ориентированная на конкретного гостя. Интернет вещей объединяет множество технологий, которые через специальные датчики обеспечивают подключение к Интернету любых приборов (вещей), что позволяет реализовывать удаленный мониторинг, контроль и управление процессами в реальном времени. Технологии «умный дом» активно используются в гостиничном бизнесе.
Цифровая экономика во многом ориентирована на обработку больших данных и технологии блокчейн. Блокчейн (цепочка блоков транзакций) представляет собой децентрализованную распределенную базу данных, главная особенность которой состоит в том, что она не требует централизованного управления и обеспечивает высокий уровень безопасности обработки данных. Технология блок-чейна в течение ближайших 5-10 лет может коренным образом изменить туристическую индустрию. В будущем блокчейн позволит потребителю напрямую работать с производителем. Следует пояснить, что речь идёт о технологии распределенных баз данных, основанной на постоянно продлеваемой цепочке записей и устойчивой к фальсификации, пересмотру, взлому и краже информации. Изначально её разрабатывали для рынков криптовалют, но позднее стали использовать и в других сферах. Можно предположить, что технологии, которые сейчас создаются, в течение 5-10 лет серьезнейшим образом изменят рынок туризма. С рынка могут уйти все посредники, и турпродукт станет более качественным и доступным, повысится ответственность поставщиков туристских услуг. Эта тенденция не может не беспокоить представителей, прежде всего, турагентств. Таким образом, одна из тенденций, которую мы сегодня наблюдаем - это открытое проявление конфликта интересов между поставщиками туруслуг и туроператорами в борьбе за клиента. Сегодня поставщики туруслуг используют по отношению к туроператорам и турагентам такие непопулярные меры, как: блокчейн (англ. blockchain или block chain - цепь блоков) - выстро-
енная по определённым правилам непрерывная последовательная цепочка блоков (связный список), содержащих информацию. Чаще всего копии цепочек блоков хранятся и независимо друг от друга (чрезвычайно параллельно) обрабатываются на множестве разных компьютеров:
- отмена агентских комиссий авиакомпаниями с целью сокращения издержек на дистрибуцию;
- программы лояльности для клиентов, повышающих привлекательность прямого бронирования;
- цены на сайтах авиакомпаний зачастую оказываются ниже- блокчартерных» [2].
Технология блокчейн реализует самоуправляемую базу данных, в которой надежность проводимых операций поддерживается самими пользователями на основе специального математического алгоритма, который невозможно фальсифицировать. Так как для технологии блокчейна характерна высокая степень защиты данных и отсутствие контроля со стороны единственного источника, он может применяться практически в любой сфере деятельности, где требуются хранение и обработка больших объемов информации. Необходимо решение следующих задач [1]:
- обеспечение на территории страны повсеместного доступа в Интернет;
- строительство центров обработки данных с учетом перспективы увеличения объемов обрабатываемой информации;
- формирование цифровых платформ для обработки данных.
В соответствии с дорожной картой реализации программы «Цифровая экономика страны» возможно формирование соответствующей инфраструктуры:
- создание гибридной системы связи, которая за счет спутниковых и наземных сетей связи обеспечит надежную связь по всей стране;
- создание и развитие сетей 5G/IMT-2020;
- создание и развитие инфраструктуры хранения и обработки данных;
- создание инфраструктуры сбора, хранения и обработки пространственных данных, включая сведения о движущихся объектах;
- внедрение цифровых инфраструктурных платформ в ключевых отраслях экономики;
- создание единой геодезической инфраструктуры для задания, уточнения и распространения государственных и местных систем координат;
- создание Единой электронной картографической основы (ЕЭКО) и государственной информационной системы ведения ЕЭКО;
- создание системы сертификации центров обработки данных (ЦОД), обеспечивающей устойчивость, безопасность и экономическую эффективность их функционирования [3].
Развитие цифровой экономики кардинально поменяет инфраструктурное обеспечение многих видов экономической деятельности, в том числе и туризма, усилив значимость информационной составляющей. В связи с тем, что цифровая экономика базируется на идеологии обработки больших
массивов информации, то, следовательно, особую важность приобретет высокотехнологичная система для безопасного, надежного, долгосрочного хранения больших объемов информации, а также подсистема обеспечения их безопасности. Активно будут развиваться мобильные технологии и приложения, предназначенные для путешественников, которые обеспечивают выполнение широкого функционала, в том числе - покупку авиабилетов, бронирование отелей, навигацию на местности, предоставление справочной информации о туристских достопримечательностях, рейтингах средств размещения, ресторанов и т.п. [2].
Претерпит изменения институциональная инфраструктура, связанная с обеспечением туристской деятельности. Цифровая экономика даст возможность создавать новые формы предприятий туристской индустрии, пространственно распределенных сетевых компаний.
Существенные изменения претерпит кадровая инфраструктура, что связано с формированием и развитием новых информационно-коммуникационных компетенций у работников туристской индустрии, которые станут абсолютно необходимыми для выполнения функциональных обязанностей.
В условиях цифровой экономики общественная жизнь и туристская деятельность всё более тех-нологизируются, создается единое информационное пространство в сфере мирового туризма, формируются новые принципы информационного обеспечения и управления туризмом. Информационное сопровождение туристского бизнеса и его цифровизация являются стратегическим ресурсом, обеспечивающим повышение конкурентоспособности туризма.
Список литературы
1. Евтянова Д.В., Тиранова М.В. Цифровая экономика как механизм эффективной экологической и экономической политики // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №6 (2017), с.1-9
2. Кешелава А.В. и др. Введение в «Цифровую» экономику. ВНИИГеосистем, 2017. - 28 с.
3. Морозов М.А., Морозова Н.С. Информационные технологии в туристской индустрии. - М.: КНОРУС, 2017. - 276 с.
4. Хасаншин И.А. и др. Цифровая экономика. Учебник для вузов. 2019 - 288 стр.
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ОДНА ИЗ ФОРМ СОЦИАЛЬНЫХ
ИННОВАЦИЙ
Кисова А.Е.
Липецкий государственный технический университет,
к.э.н., доцент
SOCIAL ENTREPRENEURSHIP AS A FORM OF SOCIAL INNOVATION
Kisova A.
Lipetsk State Technical University, PhD in Economics, assistant professor
Аннотация
В статье автором предпринята попытка инициировать социальное предпринимательство позиции по-литэкономического анализа, как совокупность экономических, социальных и институциональных отношений, которые возникают между хозяйствующими субъектами экономики по поводу решения социальной проблемы с помощью методов и инструментов предпринимательской деятельности с целью снижения социальной напряженности в обществе и повышения личного и общественного благосостояния. Выявлены характерные черты социального предпринимательства в современных условиях хозяйствования, определены барьеры для масштабирования в российской экономике.
Abstract
In the article, the author made an attempt to initiate social entrepreneurship in the position of political economic analysis, as the totality of economic, social and institutional relations that arise between economic entities in order to solve a social problem using methods and tools of entrepreneurial activity in order to reduce social tension in society and enhance personal and social well-being. The characteristic features of social entrepreneur-ship in modern economic conditions are identified, barriers to scaling up in the Russian economy are identified.
Ключевые слова: социальное предпринимательство, социальные инновации, социальное воздействие, предпринимательский подход.
Keywords: social entrepreneurship, social innovation, social impact, entrepreneurial approach.
Характерной чертой современного развития мирового хозяйства является социализация экономики, в основе которой лежит все более тесная интеграция частных и общественных начал. Ее основными формами являются социальная переориентация производства, гуманизация труда, снижение
социальной неравномерности отдельных групп населения, рост значимости социальной сферы и т.д. Эпицентром развития, интегрирующем фактором экономического роста становится человек, его цели и потребности. В результате чего происходят