1
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 8
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 8]
УДК 796.8 DOI: 10.24412/2305-8404-2021-8-111-120
РОЛЬ ТРЕНЕРА В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ
СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЕДИНОБОРСТВАМИ
С.А. Носов, А.И. Ляпин, И.В. Герасимов
Рассмотрены вопросы взаимоотношения между тренером, воспитанниками,
занимающимися различными спортивными единоборствами, и их родителями. Рас-
крыты роль тренера в жизнедеятельности спортсмена, личностные и нравственные
качества. Предложены способы и методы работы тренера с целью заинтересовать
воспитанников в тренировочных занятиях и повысить результаты на спортивных
соревнованиях различного уровня.
Ключевые слова: тренер, спортсмены, воспитанники, единоборства, взаимо-
отношения, подготовка, тренировочное занятие.
THE ROLE OF THE COACH Носов Станислав Андреевич, преподаватель,
IN THE LIFE OF YOUNG ATHLETES аспирант, capitan.russia@yandex.ru, Россия, Воронеж, Во-
ENGAGED IN MARTIAL ARTS ронежский институт МВД России, Орловский государст-
венный университет имени И.С. Тургенева,
Nosov S.A., teacher, postgraduate student, Ляпин Алексей Иванович, канд. пед. наук,
capitan.russia@yandex.ru, Russia, Voronezh, доц., начальник кафедры, lyapin78@mail.ru, Россия, Во-
Voronezh Institute of the Ministry of the Inte- ронеж, Воронежский институт МВД России,
rior of Russia, Orel State University named Герасимов Игорь Викторович, канд. пед.
after I.S. Turgenev, наук, доц., зам. начальника кафедры, capitan.russia@yan-
Lyapin A.I., candidate of pedagogical sci- dex.ru, Россия, Орел, Орловский юридический институт
ences, associate professor, chief of chair, МВД России имени В.В. Лукьянова
lyapin78@mail.ru, Russia, Voronezh, Voro-
nezh Institute of the Ministry of the Interior of Различные виды единоборств бе-
Russia, рут свое начало из фильмов жанра экшен
Gerasimov I.V., candidate of pedagogical
sciences, associate professor, chief deputy of или боевик. Такие фильмы стали попу-
chair, capitan.russia@yandex.ru, Russia, Orel, лярны среди как подростков и юношей,
Orel Law Institute of the Ministry of Internal
Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov так и людей старшего возраста. Как из-
вестно, подростки в большинстве слу-
The issues of the relationship between the чаях подражают своим кумирам, напри-
coach, the pupils, who go in for various sports мер, Брюс Ли, Жан-Клоду Ван Дамму,
martial arts, and their parents are considered.
The role of a coach in the life of an athlete, Дольфу Лундгрену, Джеки Чану и др.
personal and moral qualities is revealed. Ways Пересматривая свои любимые фильмы
and methods of the coach's work are proposed
in order to motivate pupils to engage in train- по несколько раз, они начитают изучать
ing and to improve the result at sports compe- и повторять различные приемы едино-
titions of various levels. борств и применять их в реальной жизни.
Key words: coach, athletes, pupils, martial Со временем детская забава переходит в
arts, relationships, preparation, training lesson. любительский вид спорта, а затем и в
профессиональный. Однако для того, чтобы научиться правильно выпол-
нять различные тактико-технические действия не только новичкам, кото-
рые хотят саморазвиваться в единоборствах, но и профессиональным
спортсменам, необходим тренер. Так какую же роль играет тренер в жиз-
недеятельности спортсмена-единоборца?
111
2
Спорт [Sport]
Тренер – это человек, обладающий специальными знаниями в
области того или иного вида спорта, который передает обучающимся свои
умения, навыки и трудолюбие. Деятельность тренера по различным видам
единоборств в настоящее время является актуальной, так как с каждым
годом все больше и больше у юношей-подростов и их родителей проявля-
ется интерес к контактным видам спорта. Каждый будущий мужчина дол-
жен быть крепким, сильным, здоровым, а также уметь постоять за себя,
свою семью и Родину. Именно поэтому профессия тренера является наи-
более востребованной, кропотливой и энергозатратной, так как он отдает
все свои знания обучающимся [1].
Хороший тренер должен уметь максимально грамотно работать со
своими воспитанниками, в совершенстве владеть психологической подго-
товкой и быть примером для подражания.
Без такого примера между тренером и воспитанником произойдет
дистанцирование в их отношениях, так как каждый тренер лично должен
показывать выполнение каких-либо технический действий на практике, а
не только объяснять в словесной форме.
Поэтому во время выполнения технического действия большинство
спортсменов не только осваивают с легкостью материал, который дается
тренером, но и убеждаются в том, что он является специалистом в данной
области. Также хорошим примером является показ видеоматериалов с
поединками тренера своим воспитанникам, что когда-то сам тренер,
будучи спортсменом, в их возрасте показывал высокие результаты.
Еще одним положительным моментом для тренера является совме-
стная работа со своими спортсменами, а именно работа в парах, спарринги,
а также участие в спортивных соревнованиях, в зависимости от своей воз-
растной группы.
Таким образом, на основе вышесказанного следует вывод, что
можно заинтересовать спортсмена любого ранга. Для этого тренеру необ-
ходимо быть не только специалистом в избранном виде спорта, но и ярким
примером для подражания, за счет которого его подопечные будут стре-
миться дойти до его уровня, а также превзойти во всех показателях,
именно тогда взаимоотношения между ними будут более тесными [2].
В своей деятельности тренер должен обладать качествами, которые
могут создать благоприятные условия для спортсмена не только в соревно-
вательной, но и тренировочной деятельности. К таким качествам можно
отнести: сдержанность, тактичность, пунктуальность, чувство справедли-
вости, грамотность, мудрость.
Обладая вышеперечисленными качествами, тренер сможет поддер-
жать своего воспитанника как на тренировках, так и спортивных состяза-
ниях, так как в данном периоде спортсмен испытывает не только сильную
физическую усталость, но и эмоциональную напряженность. Именно от
этих факторов зависит результат воспитанника [3].
112
3
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 8
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 8]
Очень важно, чтобы тренер, имея специальные знания и способно-
сти, был хорошо эрудирован в вопросах психологии личности и спортив-
ной деятельности. Степень эффективности руководства тренера зависит от
умения оценить особенности психических состояний каждого спортсмена
при его взаимодействии с партнером и противником, умения своевременно
и правильно устранить причины, ведущие к неудачам или конфликтам.
Необходимо отметить, что роль тренера при воздействии на лич-
ность играет значительно выше для юного спортсмена, нежели взрослого.
Как правило, многие тренеры переносят принципы работы из профессио-
нального спорта на любительский, что пагубно влияет на освоение трени-
ровочной программы, результативность самого спортсмена, а также взаи-
моотношения между тренером и воспитанником.
Из-за неправильной тактики тренера может произойти конфликт с
воспитанником, что приведет к уходу юного спортсмена из спорта либо
переходу его в другую команду.
Все данные факторы негативно влияют на психическую устойчи-
вость спортсмена, приводят к формированию заниженной самооценки, то
есть воспитанник теряет в себе чувство уверенности за счет постоянных
унижений, оскорблений со стороны тренера [4].
Такая ситуация складывается из-за неправильного применения тре-
нером психолого-педагогических аспектов тренировочного и соревнова-
тельного процессов, отсутствие учета психического состояния спортсмена,
а именно его личностных характеристик, а также поддержки в различных
сложившихся трудных ситуациях в соревновательный период, при этом
сам тренер часто выступает источником дополнительного стресса.
Если не поддерживать спортсмена в эмоциональном и моральном
планах, то у воспитанника может произойти срыв не только в трениро-
вочно-соревновательной деятельности, но и в повседневной жизни. Тренер
должен понимать и учитывать методы ведения тренировочного процесса,
так как именно от его работы зависит благополучие всего коллектива и
взаимоотношений с каждый спортсменом лично [5].
Тренеры, которые осуществляют свою профессиональную деятель-
ность в области спорта, а именно в проведении тренировочных мероприя-
тий по различным спортивным единоборствам, должны обладать важными
и необходимыми качествами, навыками и знаниями не только в педагоги-
ческой сфере, но и в тренерской частности [6].
Основные требования, которые предъявляются к тренеру, осущест-
вляющему подготовку по различным видам спортивных единоборств, ото-
бражены на рис. 1 и 2.
113
4
Спорт [Sport]
Интерес Способность
к саморазвитию руководить Наличие высшего
и повышению коллективом (среднего)
уровня знаний и пользоваться образования
в области спорта у них авторитетом
Высокий уровень Высокий уровень Устойчивые
культуры нравственного морально-волевые
самосознания качества
Рис. 1. Общие педагогические требования, предъявляемые к тренеру
Способность
планировать
тренировочные занятия
со спортсменами разного
Знание теоретических уровня подготовки
и методических основ
воспитания Способность
воспитывать в своих
Специальные воспитаниках
требования к стремление к занятиям
тренерской спорта
деятельности
Способность владеть Способность
тактико-техническими подготавливать
навыками и знаниями спортсменов для
в избранном виде достижения высоких
единоборств спортивных результатов
Рис. 2. Специальные педагогические требования, предъявляемые
к тренеру
Каждый тренер должен обладать всеми вышеуказанными качест-
вами и соответствовать требованиям по формированию у воспитанников
чувства профессионализма, компетентности, порядочности и уважения к
своему наставнику.
Работа тренера является творческой и энергоемкой, а сам он явля-
ется опорой и поддержкой для своего воспитанника.
114
5
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 8
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 8]
Успех тренерской работы в основном зависит от выбора правиль-
ной тактики ведения тренировочного занятия, что, в свою очередь, помо-
жет заинтересовать как юных, так и опытных спортсменов [7].
Для спортсмена тренер является авторитетом и примером для под-
ражания. Он ставит перед своими воспитанниками определенные цели и
задачи, что помогает им достичь высокие результаты и получить спортив-
ные разряды и звания.
Цель исследования – определить роль тренера как главного субъ-
екта спортивной деятельности в области различных боевых единоборств,
имеющих аккредитацию Министерства спорта России для проведения
соревновательных и тренировочных мероприятий на территории Россий-
ской Федерации.
Объектом исследования являлись юные спортсмены в возрасте от 8
до 14 лет, занимающиеся различными боевыми единоборствами, аккреди-
тованными Министерством спорта России, а также и их родители.
Предметом исследования являлась психолого-тактическая подго-
товка спортсменов, занимающихся различными спортивными единоборст-
вами.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования была
сформулирована задача: определить особенности взаимоотношений между
тренером и юными спортсменами, а также их родителями.
Для решения задачи исследования использовался комплекс мето-
дов: анализ научно-исследовательской и методологической литературы,
беседа со спортсменами и их родителями, анкетирование в рамках педаго-
гического эксперимента.
Результаты исследования и их обсуждение.
В анкетировании были задействованы 195 воспитанников из сле-
дующих спортивных организаций по различным спортивным единоборст-
вам в Орловской области: МБУ ДО ОО «Кромской Центр дополнительного
образования» (рукопашный бой и восточное боевое единоборство, тре-
неры–преподаватели С.А. Носов, С.В. Храбров, А.В. Носов), БУ ОО
«СШОР № 2» г. Мценска (восточное боевое единоборство, тренер
В.Л. Курской), Клуб «Резерв» (рукопашный и универсальный бой, тренеры
А.В. Архипов, Е.В. Сидоров).
Перед анкетированием тренерам, спортсменам и их родителям были
доведены цели и задачи данного исследования.
Посредством анкетирования предполагалось определить уровни
взаимопонимания, благоприятной обстановки, заинтересованности в
понимании и поддержке в трудной жизненной ситуации не только самого
себя, но и своего товарища. Вышеуказанные факторы оказывают влияние
на рост спортивных достижений спортсменов.
115
6
Спорт [Sport]
На основе изложенного разработали тест «Роль тренера в жизни
спортсмена», который состоит из 20 вопросов. Тестирование проводилось
анонимно, что позволяет сделать вывод о реальном взаимоотношении в
коллективе. Результаты анализа тестирования представлены на рис. 3–5.
Выделили три наиболее важных показателя в проведенном тестиро-
вании, на которые отвечали воспитанники, занимающиеся различными
видами единоборствами.
На рис. 3 видим, что 63,2 % (123 чел.) относятся к своему тренеру с
уважением, а 36,8 % (77 чел.) – хорошо. Это означает, что непосредственно
сам тренер правильно зарекомендовал себя и выстроил отношения со
своими воспитанниками. За счет правильного построения взаимоотноше-
ний между ними всегда будет взаимопонимание, которое позволит
выстроить работу таким образом, чтобы воспитанники с желанием прихо-
дили на тренировочные занятия, а также выступали на соревнованиях раз-
личного масштаба.
Как к Вам относится тренер?
С уважением
Хорошо
Пренебрежительно
Проявляет явное неуважение
Нейтрально
Рис. 3. Отношение воспитанников к тренеру
На рис. 4 видим, что 52,6 % (103 чел.) относятся к своему тренеру
как к наставнику, 26,3 % (51 чел.) – как к другу, а 21,1 % (41 чел.) – как к
родителю. В большинстве случаев воспитанники считают своего тренера
наставником, так как он не только их обучает правильному выполнению
тактико-технических и общефизических действий, но и на своем личном
примере показывает, к чему необходимо стремиться.
Зачастую воспитанники спрашивают советы у своего тренера не
только по поводу тренировочной деятельности, но и по поводу различных
жизненных ситуаций, что позволяет сблизиться друг с другом и создать
благоприятные взаимоотношения между ними [8].
116
7
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 8
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 8]
Как Вы располагаете тренера к себе?
Рис. 4. Расположение тренера к воспитанникам
Немногие воспитанники воспринимают своего тренера как близ-
кого человека, а именно как члена семьи. Это позволяет сделать вывод, что
воспитанник максимально раскрывается тренеру, делится с ним своими
секретами, переживаниями и страхами. В словах тренера спортсмен ищет
поддержку, напутствие и любовь, которые, как правило, находят отраже-
ние.
На рис. 5 видим, что 89,5 % (175 чел.) нашли общий язык со своим
тренером, что позволяет им воспринимать его слова не как угнетение или
унижение в свой адрес, а как моральное стимулирование, за счет которого
у воспитанника наблюдается подъем духа, настроения, в связи с чем появ-
ляется вера в себя.
Занижает ли Вашу самооценку тренер
на занятиях или соревнованиях?
Рис. 5. Отношение тренера к личности спортсмена
117
8
Спорт [Sport]
Кроме того, большинство воспитанников данный способ восприни-
мают в правильном смысле, на фоне этого у них происходит прилив сил и
эмоций не только в тренировочном процессе, но и в соревновательной дея-
тельности. Именно поэтому многие из них показывают высокие спортив-
ные результаты и достигают больших побед [9].
Из-за неправильного восприятия слов тренера 10,5 % воспитанни-
ков (20 чел.) начинают обижаться на него, баловаться на занятиях, не слу-
шать задания, которые им объясняют, из-за этого у них не получается пра-
вильно выполнить техническое действие. На фоне этого тренер начинает
ругаться, что приводит к снижению самооценки спортсмена.
Как правило, воспитанники всегда обижаются на критику тренера,
но никогда не задумываются о том, почему он на них ругается, так как им
со стороны кажется, что хорошо ведут себя на занятиях и правильно
выполняют различные тактические приемы. Из-за своего возраста юные
спортсмены не отличают критику от угнетения или унижения [10].
Также в ходе проведения исследования была проведена беседа с
родителями воспитанников, которые занимаются различными боевыми
единоборствами. Установлено, что большинство родителей поддерживают
своих детей, желают, чтобы они занимались спортивными единоборствами
и полностью доверяют их тренерам, так как видят, как происходит трени-
ровочный процесс. За счет таких тренировок, по их мнению, дети станут
более дисциплинированными, внимательными и физически развитыми.
Поэтому стараются поддерживать с тренером дружеские отношения, так
как видят огромный труд, вкладываемый в их детей [11].
Таким образом, по результатам исследования, можно сделать
вывод, что тренер играет огромную роль и занимает важное место в жиз-
недеятельности своих воспитанников, помогает сформироваться не только
физически, но и морально и духовно. Исследование показало, что боль-
шинство воспитанников, занимающиеся спортивными единоборствами у
разных тренеров, приходят на занятия с желанием и понимают, что с ними
работает профессионал в своем деле. На основании этого воспитанники
доверяют своим тренерам из-за их правильного подхода к тренировочной
деятельности, к самим воспитанникам и их родителям.
Тренер является ключевым звеном в работе с детьми, именно от
него зависит создание позитивной атмосферы в коллективе, его сплочение,
правильность общения с родителями и умение находить с ними общий
язык.
Список литературы
1. Социально-психологический и педагогический аспекты взаимо-
отношений тренеров со спортсменами / А.А. Третьяков [и др.] // Известия
Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт.
2018. Вып. 4. С. 237–244.
118
9
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 8
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 8]
2. Подоляка В.П., Подоляка М.В. Специфика профессиональной
подготовки тренера по восточным единоборствам // Гаудеамус. 2019. № 1.
С. 123–127.
3. Ларина О.В. Роль тренера в формировании личности спортсмена
// Образование в современном мире. 2017. № 12. С. 299–302.
4. Леонов Н.И., Ким Д.Т. Организационно-педагогические условия
эффективности воспитательной работы в спортивной школе восточных
видов единоборств // Вестник Удмуртского университета. 2019. № 29.
С. 87–93.
5. Роль тренера в жизни спортсмена / В.И. Дегтярев [и др.] // Меж-
дународный студенческий научный вестник. 2015. № 5–3. С. 446–447.
6. Соломченко М.А., Алдошин П.Ю. Противоречия между трене-
рами и требованиями к поведению спортсменов // Наука–2020. 2016. № 5
(11). С. 120–125.
7. Соломченко М.А., Прохоров Р.А. Содержание деятельности тре-
нера и основные принципы работы со спортсменами // Ученые записки
Орловского государственного университета. 2015. № 5 (68). С. 291–294.
8. Глухов Г.Ф. Работа тренера по активизации мотивационных из-
менений у спортсменов, занимающихся боевыми единоборствами // Вест-
ник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 5
(120). С. 136–140.
9. Носов С.А., Храбров С.В. Роль тренера в жизни спортсмена.
Личностные качества, которыми должен обладать тренер // Наука–2020.
2021. № 2 (47). С. 166–169.
10. Коноплев В.В., Харченко Е.В., Банку Т.А. Современный путь
организации процесса подготовки юных спортсменов-единоборцев //
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 10 (188).
С. 191–195.
11. Мальцева А.А., Юркова И.Г. Анализ уровня удовлетворенности
трудом спортивных тренеров // Символ науки. 2016. № 5. С. 239–242.
References
1. Social'no-psihologicheskij i pedagogicheskij aspekty vzaimootnoshenij trenerov so
sportsmenami [Socio-psychological and pedagogical aspects of the relationship between
coaches and athletes] / A.A. Tret'yakov [et al.] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo un-
iversiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical culture.
Sport]. 2018. Issue 4. P. 237–244.
2. Podolyaka V.P., Podolyaka M.V. Specifika professional'noj podgotovki trenera po
vostochnym edinoborstvam [Specificity of professional training of a trainer in martial arts] //
Gaudeamus. 2019. No. 1. P. 123–127.
3. Larina O.V. Rol' trenera v formirovanii lichnosti sportsmen [The role of a coach in
the formation of an athlete's personality] // Obrazovanie v sovremennom mire [Education in
the modern world]. 2017. No. 12. P. 299–302.
119
10
Спорт [Sport]
4. Leonov N.I., Kim D.T. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya effektivnosti
vospitatel'noj raboty v sportivnoj shkole vostochnyh vidov edinoborstv [Organizational and
pedagogical conditions for the effectiveness of educational work in a sports school of oriental
martial arts] // Vestnik Udmurtskogo universiteta [Bulletin of the Udmurt University]. 2019.
No. 29. P. 87–93.
5. Rol' trenera v zhizni sportsmen [The role of a coach in the life of an athlete] /
V.I. Degtyarev [et al.] // Mezhdunarodnyj studencheskij nauchnyj vestnik [International stu-
dent scientific bulletin]. No. 5–3. P. 446–447.
6. Solomchenko M.A., Aldoshin P.Yu. Protivorechiya mezhdu trenerami i trebova-
niyami k povedeniyu sportsmenov [Contradictions between coaches and requirements for the
behavior of athletes] // Nauka–2020 [Science–2020]. 2016. No. 5 (11). P. 120–125.
7. Solomchenko M.A., Prohorov R.A. Soderzhanie deyatel'nosti trenera i osnovnye
principy raboty so sporstmenami [The content of the coach's activity and the basic principles
of working with sportsmen] // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta
[Scientific notes of Orel State University]. 2015. No. 5 (68). P. 291–294.
8. Gluhov G.F. Rabota trenera po aktivizacii motivacionnyh izmenenij u sportsme-
nov, zanimayushchihsya boevymi edinoborstvami [The work of a trainer to activate motiva-
tional changes in athletes engaged in martial arts] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pe-
dagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University]. 2012. No.
5 (120). P. 136–140.
9. Nosov S.A., Hrabrov S.V. Rol' trenera v zhizni sportsmena. Lichnostnye ka-
chestva, kotorymi dolzhen obladat' trener [The role of the coach in the life of an athlete. Per-
sonal qualities that a trainer must possess] // Nauka–2020 [Science–2020]. 2021. No. 2 (47).
P. 166–169.
10. Konoplev V.V., Harchenko E.V., Banku T.A. Sovremennyj put' organizacii pro-
cessa podgotovki yunyh sportsmenov-edinoborcev [The modern way of organizing the
process of training young athletes-martial artists] // Uchenye zapiski universiteta imeni
P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2020. No. 10
(188). P. 191–195.
11. Mal'ceva A.A., Yurkova I.G. Analiz urovnya udovletvorennosti trudom sportiv-
nyh trenerov [Analysis of the level of satisfaction with the work of sports coaches] // Simvol
nauki [Symbol of science]. 2016. No. 5. P. 239–242.
120