Вопросы образования в онкохирургии
© Т.А. Аглиуллин, А.Ф. Аглиуллин, В.В. Пуртов, 2016 На ПОЭВЭХ ООКЯЭМЫ
УДК 616-089.8, 616-72
роль тренажера в обучении эндоскопической хирургии
Т.А. Аглиуллин2, А.Ф. Аглиуллин12, В.В. Пуртов2
1ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева — КАИ», г. Казань
2ООО «Научно-производственная фирма МФС», г. Казань
ROLE OF THE TRAINERs IN ENDOsCOPING sURGERY TRAINING
T.A. Agliullin2, A.F. Agliullm12, V.V. purtov2
1Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev — KAI, Kazan 2Research-and-Production Company «MFS», Kazan
Аглиуллин Артур Факилевич — директор ООО «Научно-производственная фирма МФС», доцент кафедры радиофотоники и микроволновых технологий (РФМТ) ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева — КАИ»
420110, г. Казань, ул. Аделя Кутуя, д. 163А, тел.: (843) 298-64-48, 298-64-58, e-mail: [email protected]
Agliullin A.F. — director of Research-and-Production Company «MFS», Associate Professor of the Department of Radiophotonics and Microwave Technologies (MWPT) of Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev — KAI 163A Adelya Kutuya St., Kazan, Russian Federation, 420110, tel.: (843) 298-64-48, 298-64-58, e-mail: [email protected]
реферат. В настоящее время актуальной является проблема выбора наиболее эффективных методик обучения технике эндоскопических операций. В данной статье приведен сравнительный анализ эндохирургических тренажеров и симуляторов, предназначенных для отработки мануальных навыков хирургов, онкологов и гинекологов. Ключевые слова: эндоскопический тренажер, видеосимулятор, онкологическая хирургия, гинекологическая хирургия.
Abstract. Nowadays the problem of choosing the most effective methods of teaching the technique of endoscopic operations is very urgent. This paper presents a comparative analysis of endosurgical trainers and video simulators, designed for improving of laparoscopic skills of surgeons, oncologists and gynecologists.
Key words: endoscopic box trainer, video simulator, oncologic surgery, gynecological surgery.
Введение
Развитие медицины зависит от прогресса в области специальной техники и инструментария, а также от умений и навыков специалистов, работающих с данным оборудованием. Безусловно, развивается и хирургическая техника.
Эндовидеохирургия — это современный метод лечения больных, в котором операции на внутренних органах проводят через точечные проколы покровов, тогда как при традиционной хирургии требуются большие разрезы. Эндоскопическая хирургия имеет множество преимуществ: малая травматичность операций и короткие сроки пребывания пациента в стационаре, быстрое восстановление после операции, отсутствие болезненных ощущений и послеоперационных рубцов, а также значительно меньшая крово-потеря.
В эндовидеохирургии оператор не имеет непосредственного (тактильного) контакта с тканями. Более того, он видит все происходящее на экране монитора, созерцая плоскую (двухмерную) картинку.
Работая длинными (25-43 см) инструментами, очень сложно проводить точные движения и манипуляции, а одним из сложнейших «трюков» является наложение интрокорпорального шва. Сделать это возможно, только обладая тактильной чувствительностью через инструменты [1]. Работу в эндохирургии можно сравнить со следующей ситуацией: попробуйте сесть перед зеркалом, взять иголку с ниткой, вдеть нитку в иголку и пришить пуговицу к рубашке, глядя только в зеркало.
Очевидно, чтобы овладеть техникой проведения лапароскопических операций, необходимо приобрести соответствующие мануальные навыки путем предварительных тренировок. Для этих целей использу-
т.А.аглиуллин исоавт. Роль тренажера в обучении эндоскопической хирургии
101
ПОВОЛЖСКИЙ
ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ
ВЕСТНИК
2(24)'2016
ются как учебные тренажеры, так и видеосимуляторы. Считается, что для успешного овладения навыками лапароскопии на достаточном уровне, необходимо от 4 до 7 лет регулярной практики при условии еженедельного выполнения 4-5 лапароскопических операций с постепенным увеличением сложности [4].
И тренажер, и симулятор имеют свои достоинства и недостатки. Видеосимулятор (рис. 1) состоит из персонального компьютера с монитором и симуляторного аппарата с портами для введения инструментов (манипуляторов).
К достоинствам видеосимуляторов можно отнести возможность отработки полного хода операций различной сложности, а также объективную оценку выполнения заданий непосредственно в программе.
Основным недостатком видеосимуляторов является высокая стоимость (порядка 1-12 млн рублей) и существенная «ломкость». Кроме того, существующие технологии не позволяют получить абсолютно реалистичную тактильную обратную связь. Согласно проведенным ранее исследованиям, обучение на виртуальных симуляторах должно дополняться использованием обычного эндохирургического тренажера [3].
Рис. 1. Эндохирургический видеосимулятор
Лапароскопический тренажер (рис. 2) достаточно просто устроен: он представляет собой коробку с отверстиями для введения инструментов, в которую помещается учебное тело. Вывод изображения на монитор осуществляется, как правило, с помощью лапароскопа или, как в нашем случае, веб-камеры, подключаемой к персональному компьютеру. Установленная на нашем тренажере веб-камера имеет разрешение 1280x720 пикселей и оснащена автоматической фокусировкой. Кроме того, наш тренажер имеет встроенную бестеневую ЬБй-подсветку с цветовой температурой =6500К.
Спектр отрабатываемых на тренажерах навыков включает в себя: владение инструментами, накладывание лигатур и швов, выделение элементов. На тренажерах можно в полной мере освоить все основные навыки лапароскопической хирургии на реальном объекте, например, на органах трупов животных [2].
Основными преимуществами тренажера, по сравнению с видеосимулятором, являются невысокая цена (примерно 35-50 тыс. рублей) и возможность использовать в процессе тренировки реальные инструменты.
Рис. 2. Эндохирургический тренажер (производство «МПФ МФС», г. Казань)
102
Вопросы образования в онкохирургии
ПОВОЛЖСКИЙ
ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ
ВЕСТНИК
2(24)'2016
Рис. 3. Зажим с кремальерой эластичный (Клинч) Рис. 4. Иглодержатель (производство «НПФ МФС», г. Казань) (производство «НПФ МФС», г. Казань)
Рис. S. Зажим атравматический сетчатый (производство «НПФ МФО г. Казань)
Разработанный нами тренажер позволяет в домашних условиях или в клинике проводить обучение начинающих лапароскопических хирургов, онкологов и гинекологов, а также совершенствовать мануальные навыки уже действующих специалистов. Причем для этого надо совсем не много:
1) Персональный компьютер, соответствующий системным требованиям:
• Операционная система: Windows Vista, 7, 8, 10;
Процессор: Intel Core 2 Duo с частотой 2.4 ГГц и
выше;
• Оперативная память: 2 Гб RAM и выше;
• 200 Мб свободного места на жестком диске (HDD);
• Разъем USB 2.0 и выше.
2) Розетка для подключения блока питания светодиодной подсветки;
3) Четыре инструмента:
• Зажим с кремальерой эластичный (рис. 3);
• Иглодержатель (рис. 4);
• Зажим атравматический сетчатый (рис. 5);
• Ножницы (рис. 6).
заключение
Таким образом, эндохирургические тренажеры являются достаточно эффективным и при этом доступным средством обучения лапароскопических хирургов, онкологов и гинекологов. Надеемся, что разработанный нами тренажер найдет широкое применение в процессе обучения начинающих специали-
рис. 6. Ножницы двухбраншевые эндоскопические (производство «НПФ МФС», г. Казань)
стов, а уже действующим врачам поможет улучшить имеющие мануальные навыки в области лапароскопической хирургии.
Литература
1. Галлямов Э.А. Проблема совершенствования и внедрения высоких технологий эндохирургиче-ских вмешательств в клиническую практику: дис. ... докт. мед. наук. — М., 2008. — 250 с.
2. Гвоздевич В.Д. Комплексное использование си-муляционных тренажеров в овладении базовыми навыками в оперативной хирургии / В.Д. Гвоздевич, А.С. Козлов, Н.Л. Корнесюк и др. // Тезисы первого съезда РОСОМЕД «Инновационные обучающие технологии в медицине». — М., 2012. — С. 33-34.
3. Жаксалыкова Г.А. Опыт использования виртуального лапароскопического тренажера в учебном процессе / Г.А. Жаксалыкова, Д.Ш. Жумадилов // Тезисы первого съезда РОСОМЕД «Инновационные обучающие технологии в медицине». — М., 2012. — С. 34-35.
4. Fichera A. Physical Reality Simulation for Training of Laparoscopists in the 21st Century. A Multispecialty, Multi-institutional Study / A. Fichera, V. Prachand, S. Kives et al. // Scientific Paper Journal of the Society of Laparoendoscopic Surgeons. — 2005. — Vol. 9. — P. 125-129.
I.A. Аглиуллин исоавт. Роль тренажера в обучении эндоскопической хирургии
103