Научная статья на тему 'Роль транспортной инфраструктуры в развитии города'

Роль транспортной инфраструктуры в развитии города Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
4131
474
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ГОРОДА / ОБЪЕКТЫ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / INFRASTRUCTURE / THE CITY TRANSPORTATION INFRASTRUCTURE / OBJECTS OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Белякова Е. В., Рыжая А. А.

Раскрыта роль транспортной инфраструктуры в развитии города, выделены основные объекты транспортной инфраструктуры, определены факторы, оказывающие влияние на состояние и развитие городской транспортной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE IN THE URBAN DEVELOPMENT

The article indicates the role of transport infrastructure in development city. The research reflects basic transport infrastructure and factors, influencing the state and development of urban transport infrastructure.

Текст научной работы на тему «Роль транспортной инфраструктуры в развитии города»

Логистика и управление цепями постаеок^на предприятии

УДК 658

РОЛЬ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РАЗВИТИИ ГОРОДА

Е. В. Белякова, А. А. Рыжая

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Раскрыта роль транспортной инфраструктуры в развитии города, выделены основные объекты транспортной инфраструктуры, определены факторы, оказывающие влияние на состояние и развитие городской транспортной инфраструктуры.

Ключевые слова: инфраструктура, транспортная инфраструктура города, объекты транспортной инфраструктуры.

THE ROLE OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE IN THE URBAN DEVELOPMENT

E. V. Belyakova, A. A. Ryzhaya

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

The article indicates the role of transport infrastructure in development city. The research reflects basic transport infrastructure and factors, influencing the state and development of urban transport infrastructure.

Keywords: infrastructure, the city transportation infrastructure, objects of transport infrastructure.

Современная экономическая обстановка страны диктует определенные темпы развития экономики и условия существования субъектов РФ. В условиях повышенной урбанизации и постоянном развитии бизнеса создается необходимость кардинально пересматривать концепции и инструменты развития транспортной инфраструктуры городов.

Современный город представляет собой сложный строительно-инженерный и инфраструктурный комплекс. Эффективно функционирующая транспортная инфраструктура способствует оптимальному размещению предприятий, удовлетворению потребностей населения, что влияет на развитие города в целом. Среди основных задач, стоящих перед органами управления на уровне города, можно выделить привлечение инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры, повышение пропускной способности на транспорте через расширение дорог, строительство развязок и др.

Развитие транспортной инфраструктуры напрямую зависит от ее основных составляющих, однако в настоящее время нет единого мнения о том, какие элементы включать в состав объектов транспортной инфраструктуры. В стратегии развития транспортной инфраструктуры до 2020 года дается перечень объектов, относящихся к транспортной инфраструктуре: наземные, водные и воздушные пути сообщения, трубопроводы, морские и речные порты, железнодорожные вокзалы и станции, аэропорты, аэродромы, транспортные терминалы, метрополитены, системы скоростного внеуличного транспорта, транспортные развязки, в том числе внутри крупных городов, ледо-

кольный флот, вспомогательный флот, а также сооружения и оборудование систем навигации, аварийно-спасательного комплекса, обеспечения безопасности транспортного процесса и другие сооружения транспортного комплекса [1].

В научной литературе представлены разные подходы к определению состава транспортной инфраструктуры. Одни авторы предлагают к основным элементам относить совокупность путей сообщения (сети) и транспортных терминалов, а также транспортных средств и предприятий как выполняющих перевозки, так и обеспечивающих их выполнение [2]. Другие считают, что к базовым элементам транспортной инфраструктуры следует относить только пути сообщения, пассажирские и грузовые вокзалы и станции [3].

На сайте «Центр управления финансами» к основным элементам отнесены железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование [6].

Проведенное исследование позволило выделить следующие группы элементов транспортной инфраструктуры: транспортная сеть, инженерные транс-

Решетневские чтения. 2017

портные сооружения и сооружения по обслуживанию транспортного хозяйства [1-6].

Остановимся на рассмотрении каждой группы элементов более подробно.

1. Транспортная сеть. Транспортная сеть в планировочной структуре современного города составляет основу транспортной инфраструктуры, вокруг которой образуются и развиваются элементы городской среды, а именно: микрорайоны, общегородские и районные центры, зоны, в которых размещаются производственные предприятия, объекты здравоохранения, спортивные комплексы и т. д.

Составными частями городской транспортной сети являются [7; 8]:

- улично-дорожная сеть, обеспечивающая транспортную доступность населения к элементам планировочной структуры города и перевозки различных грузов;

- внеуличная транспортная сеть, состоящая из наземной, надземной и подземной сети и выполняющая те же функции, что и улично-дорожная сеть;

- внешние (междугородные) транспортные сети,

проложенные через городскую планировочную структуру.

Таким образом, городская транспортная сеть образует совокупность улиц и транспортных проездов, обслуживаемых различными видами городского транспорта, а также подземные, наземные и надземные транспортные линии, связанные с уличной сетью лишь частично или не связанные с ней вообще (эстакадные автомагистрали, метро, монорельс).

2. Инженерные транспортные сооружения. Важнейшими, наиболее сложными и дорогостоящими элементами городской транспортной инфраструктуры являются транспортные инженерные сооружения, обеспечивающие непрерывность движения транспорта и пешеходов при встрече городской улицы с каким-либо препятствием. Транспортные сооружения, построенные в городах, можно разделить на 2 основные группы:

- сооружения, пересекающие естественные препятствия местности, к которым относятся мосты и виадуки. Их конструкция определяется преимущественно видом препятствия, его характеристиками, а также транспортными требованиями;

- сооружения, предназначенные для улучшения условий движения транспортных средств и пешеходов: путепроводы, эстакады, тоннели, транспортная развязка.

Все перечисленные выше транспортные сооружения требуют к себе особого внимания в вопросах их содержания, качественного ремонта и эксплуатации. Хотя транспортные сооружения и разнообразны по конструкции, но имеют единое назначение, заключающееся в обеспечении эффективной работы транспорта в условиях городской среды.

3. Сооружения по обслуживанию транспортного хозяйства. К городской транспортной инфраструктуре относятся сооружения по обслуживанию транспортного хозяйства, в состав которых входят парки и депо для стоянки, ремонта и обслуживания подвижного состава, вокзалы, железнодорожные и автобусные

станции, грузовые терминалы, специализированные и речные порты, аэродромы, аэропорты, заправочные станции, станции технического обслуживания.

Развитие транспортной инфраструктуры города зависит от влияния ряда факторов. Среди основных факторов можно выделить:

Ресурсный фактор. В большинстве случаев, данный фактор является ключевым в выборе специализации города. Ресурсный фактор относится не столько к городу, сколько к региону, но, тем не менее, наличие месторождений природных ресурсов стимулирует строительство транспортных артерий. Это обусловлено необходимостью доставки сырья в город к месту дальнейшей переработки, для чего обязательно строительство ориентированных для данной отрасли транспортных путей.

Природно-климатический фактор. Данный фактор оказывает существенное воздействие на развитие практически любых инфраструктурных объектов (не только транспортных). При строительстве объектов инфраструктуры нельзя не учитывать специфику почвенных пород, на которой будет возводиться объект. Также придается огромное значение колебанию температур данной территории, согласно особенностям, которого появляются ограничения на передвижение транспорта всех видов, а также применение специальных технологий строительства дорожного полотна.

Социальный фактор. С ростом города и его населения возникает повышенный спрос на услуги транспорта как внутри самого города, так и за его пределами. Прежде всего, жители близлежащих населенных пунктов стремятся попасть в город для реализации своей продукции, покупки необходимых товаров, удовлетворения культурно-развлекательных потребностей, работы и т. д. Увеличивающийся спрос стимулирует рост предложения и благодаря этому открываются новые маршруты, создаются остановочные пункты, устанавливаются кассы и возникают другие инфраструктурные объекты.

Географический фактор. К географическому фактору разумно отнести территориальное положение города и его площадь. Следует отметить, что благоприятное географическое положение города создает лишь предпосылки для его развития, а как они будут использованы - зависит от многих причин, т.е. благоприятное географическое положение еще надо реализовать.

Кроме того, каждому городу присущи специфические черты, которые напрямую влияют на создание и развитие инфраструктуры. Поэтому также следует выделять частные факторы:

- увеличение доли концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе автомобильным транспортом;

- высокие темпы развития автомобилизации населения;

- несовершенство системы общественного транспорта по таким показателям, как комфорт, безопасность, скорость;

- диспропорция между ростом автомобилизации и обеспечением парковочных мест;

- высокий показатель дорожного полотна и пр.

Логистика и управление цепями поставок,на предприятии

Определение элементов транспортной инфраструктуры и факторов, оказывающих влияние на ее развитие, позволит оптимизировать работу городских служб, даст органам власти возможность проводить мониторинг состояния транспортной инфраструктуры, по результатам которого принимать решения о преобразовании города.

Библиографические ссылки

1. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : утв. приказом Минтранса № 45 от 12.05.2005. Официальный сайт Минтранса России. URL: http://www. mintrans.ru/ (дата обращения: 10.07.2017).

2. Скоробогатов А. Современные вопросы портовой и транспортной инфраструктуры [Электронный ресурс]. URL: http://www.apk-inform.com/ru/news (дата обращения: 10.07.2017).

3. Загорский И. О., Володыкин П. П., Рыжкова А. С. Транспортная инфраструктура. Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2015. 228 с.

4. Копылова О. А., Рахмангулов А. Н. Методика формирования энергоэффективной транспортно-логис-тической инфраструктуры // Современные проблемы транспортного комплекса России. 2012. № 2. С. 45.

5. Ефимова Т. Б. Оценка эффективности региональной инфраструктуры железнодорожного транспорта : дис. ... канд. экон. наук. Самара, 2012. 175 с.

6. Транспортная инфраструктура [Электронный ресурс]. URL: http://center-yf.ru/data/stat/Transportnaya-infrastruktura.php (дата обращения: 10.07.2017).

7. Лобанов Е. М. Транспортная планировка городов. М. : Транспорт, 2011. 240 с.

8. Руднева Л. Н., Кудрявцев А. М. Транспортная инфраструктура региона: понятие и факторы форми-

рования // Российское предпринимательство. 2013. № 24 (246). С. 139-144.

References

1. Transportnaya strategiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda : utverzhdena prikazom Mintransa № 45 ot 12.05.2005 [Transport strategy of the Russian Federation for the period till 2020, approved by order of Ministry of transport № 45 dated 12.05.2005]. Available at: http://www.mintrans.ru/ (accessed: 10.07.2017).

2. Skorobogatov A. Sovremennye voprosy portovoy i transportnoy infrastruktury [Contemporary issues of ports and transportation infrastructure]. Available at: http:// www.apk-inform.com/ru/news (accessed: 10.07.2017).

3. Zagorskiy I. O., Volodykin P. P., Ryzhkova A. S. Transportnaya infrastruktura [Transport infrastructure]. Khabarovsk : Izd-vo Tikhookean. gos. un-ta, 2015. 228 р.

4. Kopylova O. A., Rakhmangulov A. N. Metodika formirovaniya energoeffektivnoy transportno-logistiches-koy infrastruktury // Sovremennye problemy transport-nogo kompleksa Rossii. 2012. № 2. Р. 45.

5. Efimova T. B. Otsenka effektivnosti regional'noy infrastruktury zheleznodorozhnogo transporta : dis. ... kand. ekon. nauk. Samara, 2012. 175 р.

6. Transportnaya infrastruktura. Available at: http:// center-yf.ru/data/stat/Transportnaya-infrastruk-tura.php (accessed: 10.07.2017).

7. Lobanov E. M. Transportnaya planirovka gorodov. M. : Transport, 2011. 240 р.

8. Rudneva L. N., Kudryavtsev A. M. Transportnaya infrastruktura regiona: ponyatie i faktory formirovaniya // Rossiyskoe predprinimatel'stvo. 2013. № 24 (246). Р. 139-144.

© Белякова Е. В., Рыжая А. А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.