Научная статья на тему 'Роль традиционных ценностей в формировании профессиональной идентичности современных учителей'

Роль традиционных ценностей в формировании профессиональной идентичности современных учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / УЧИТЕЛЯ / ТРУДОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ И ПРЕДПОЧТЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ (ОУ) / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РОЛИ / PROFESSIONAL IDENTITY / TEACHERS / LABOR BEHAVIOR / ORGANIZATIONAL AND CULTURAL CONDITIONS AND PREFERENCES / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / FUNCTIONAL ROLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шакурова Анна Васильевна

Представлен анализ связи между индивидуально- и организационно-психологическими детерминантами, с одной стороны, и характером профессиональной идентичности учителей со стажем и студентов старших курсов педагогического вуза, с другой стороны. Подчеркивается сдерживающая роль традиционных ценностей в формировании значимой профессиональной идентичности учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шакурова Анна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of traditional values in shaping modern professional identity of teachers

In the article is presented the analysis of connections between the individual and organizational determinants on the one hand, and the professional identity pattern of experienced teachers and graduates of the teacher’s training colleges directed to the work in the educational institutions, on the other hand. Emphasizes the role of retaining traditional values in forming meaningful professional identity of teachers.

Текст научной работы на тему «Роль традиционных ценностей в формировании профессиональной идентичности современных учителей»

УДК 316

А. В. Шакурова

РОЛЬ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ УЧИТЕЛЕЙ

Представлен анализ связи между индивидуально- и организационно-психологическими детерминантами, с одной стороны, и характером профессиональной идентичности учителей со стажем и студентов старших курсов педагогического вуза, с другой стороны. Подчеркивается сдерживающая роль традиционных ценностей в формировании значимой профессиональной идентичности учителей.

In the article is presented the analysis of connections between the individual and organizational determinants on the one hand, and the professional identity pattern of experienced teachers and graduates of the teacher's training colleges directed to the work in the educational institutions, on the other hand. Emphasizes the role of retaining traditional values in forming meaningful professional identity of teachers.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, учителя, трудовое поведение, организационно-культурные условия и предпочтения, образовательные учреждения (ОУ), функциональные роли.

Keywords: professional identity, teachers, labor behavior, organizational and cultural conditions and preferences, educational institutions, functional roles.

Проблема профессиональной идентичности работника является одной из актуальных проблем гуманитарного характера, и это не случайно. Понимание данного феномена в виде знания, эмоционального принятия и реализации некоторого содержания труда, включающего определенные субъективные интенции, дает серьезные основания считать профидентичность существенным ресурсом оптимизации качества трудового поведения сотрудника.

В педагогической сфере, в рамках проекта «Наша новая школа» формулируются приоритетные направления деятельности учителя, а именно: всеми силами способствовать «раскрытию способностей каждого ученика, воспитанию порядочного и патриотичного человека, личности, которая готова к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире и обладает следующими качествами: инициативность; способность творчески мыслить, находить нестандартные решения; умение выбирать профессиональный путь; готовность обучаться в течение всей жизни» [1].

Следуя положениям о мотивационно-испол-нительской структуре деятельности (Б. Н. Ломов [2]) и механизме формирования индивиду-

© Шакурова А. В., 2013

ального поведения как мотивационно обусловленного «моделями должного», принятыми в конкретном социально-культурном сообществе (Д. А. Леонтьев [3]), целесообразно допустить, что государственный заказ выполняется эффективнее, если его исполнители (в данном случае учителя) обладают требуемыми характеристиками. А это означает, что для педагогов имеют высокую ценность инновационность, активность, свобода и гибкость, которые определяют выбор решений и действий на уровне индивидуального и группового ролевого поведения, а также доминируют в организационной культуре образовательного учреждения (ОУ).

С целью проверки данного предположения было проведено социологическое исследование, в котором приняли участие 656 респондентов, выборка включала педагогов из нижегородских лицеев, гимназий, муниципальных образовательных учреждений «средняя общеобразовательная школа» (МОУСОШ), ОУ с углубленным изучением отдельных предметов и студентов старших курсов педагогического университета.

Результаты исследования показали, что вышеперечисленные ценности оказываются нетипичными для отечественной средней школы. Например, в рейтинге индивидуальных ценностно-смысловых структур педагогов серьезное место занимают гигиенические факторы по Ф. Херц-бергу [4]. А привычные для российского общества ориентации на внутренний контекст (эмоционально нагруженные отношения, коллективные интересы, установившийся порядок, алгоритм или правила организационного поведения) не только полностью преобладают в результа-тивно-кланово-иерархических культурах (МО-УСОШ и ОУ с углубленным изучением отдельных предметов соответственно) и частично — в элитных ОУ, но и определяют организационные предпочтения современных педагогов (см. табл. 1, 2, 3).

Сравнение ценностных преференций педагогов с аналогичными показателями у студентов-предметников старших курсов показало, что приверженность последних традиционным ценностям (хорошим отношениям, нерегламентирован-ному взаимодействию всех субъектов образовательного процесса и/или формальным процедурам и правилам поведения) является не менее устойчивой, чем у учителей со стажем работы до 20—22 лет. Например, организационные предпочтения студенчества, так же как и выборы педагогов со стажем, группируются вокруг традиционной клановой культуры, которая, по мнению молодых людей, является наиболее благоприятной средой для удовлетворения их потребностей, достижения целей, реализации ценностей и установок (см. табл. 3).

Личные ожидания респондентов связаны с возможностью добиваться конкретных результатов в виде «обученности», дисциплинированности, воспитанности ребенка; выстраивать хорошие отношения с коллегами по работе и администрацией школы; переживать радость от работы и общения с детьми; профессионально расти и развиваться; с гигиенической составляющей труда (режим рабочего дня, комфортные физические условия, отсутствие факторов риска). При этом установка на результат является для будущих специалистов доминирующим мотивом, хотя его

содержание представляется несколько архаичным и недостаточно актуальным в настоящее время, так как слабо связано с современными образовательными вызовами, а реализация обеспечивается компетентностью «коммуникатора» и «последовательного реализатора» без привлечения креативных, поисково-рефлексивных умений.

Анализ организационно-культурного контекста, выступающего в качестве еще одного фактора формирования профессиональной идентичности, показал, что культура, в которой осуществляется подготовка молодых людей и, как след-

Тип профессиональной идентичности Актуальная ОК Желательная ОК ОК-предпоч-тения Предпочитаемые цели Принципы целедости-жения Индивидуальные ценностно-смысловые структуры сотрудников

МОУСОШ

Ком/ Д-К-И К Усилить К К К 1) Отношения; помощь адми-

Реа = Зав/ Усилить А нистрации и коллег; любовь к

Коор/ Ослабить Д, И своей работе;

Мот - р/ Ана/ 2) алгоритм; 3) условия труда;

ИР = ГИ 4) режим труда и отдыха; 5) результат

ОУ с углубленным изучением отдельных предметов

Ком = Зав/ К-Д-И К Усилить К К К 1) Алгоритм;

Реа/ Усилить А 2) отношения;

Коор = Мот - р/ Ослабить Д, И 3) условия труда;

Ан = ИР = ГИ 4) результат труда; режим труда и отдыха; 5) помощь администрации

Светские лицеи, гимназии

Ком = Зав = д А с силь- Усилить К А-К И-К 1) Результат;

Реа/Мот - р/ ным Усилить А с Д-ком- 2) любовь к работе;

Коор = Ан/ Д-К-компо- Ослабить Д, И понентом 3) инициатива, творчество,

ГИ = ИР нентом отношения; 4) условия и режим труда; 5) алгоритм деятельности

Студенты педагогического вуза

Ком/ К К Усилить К К К 1) Результат;

Реа = Зав = Коор Ослабить А, Д 2) хорошие отношения с колле-

= Мот - р/ гами по работе и админист-

Ан = ИР = ГИ рацией школы; 3) радость и чувство удовлетворения собой; 4) режим и условия труда; 5) возможность развития профессиональных знаний и умений

Условные обозначения:

К - клановые организационные условия; ориентация педагогов на поддержание хороших отношений в коллективе; А - адхократические организационные условия; стремление учителей к свободе, гибкости и вариативности при выборе педагогических воздействий; Д - деловые организационные условия; направленность педагогических работников на достижение результата; И - клановые организационные условия; склонность работников следовать заведенному в школьной организации порядку вещей, правилам и пр. Ком - «коммуникатор»; Реа - «реализатор»; Зав - «завершитель»; Коор - «координатор»; Мот-р - «мотиватор»; Ан - «аналитик»; ИР - «исследователь ресурсов»; ГИ - «генератор идей».

Таблица 1

Характеристика интенций коллективных субъектов трудовой и учебной деятельности с различной профессиональной идентичностью

ствие, приобщение их к определенным поведенческим моделям, также несет на себе следы «традиционности» в виде преобладания клановых и иерархических ценностей. Однако в зависимости от конкретного измерения (форматные характеристики организации, общий стиль лидерства, управление сотрудниками, общие ценности, стратегические цели, критерии успеха) сила выраженности этих ценностей оказывается различной. Существеннее всего традиционный кланово-иерархический компонент проявляется во внешних, форматных, характеристиках факультетов, в общем стиле лидерства и организационных ценностях, в отличие от руководства педагогическим коллективом, стратегии и критериев организационной эффективности, которые содержат элементы актуальной в настоящее время, но непривычной для отечественных организаций, культуры адхократического и делового типа [5]; [6]; [7]. Так, место учебы в восприятии респондентов аналогично большой семье; коммуникационная система и язык общения на факультетах (мимика, жесты, лексика, установившиеся интонации при беседе), привычки питания так же, как и ма-

териально-технические условия, отличаются определенной неформальностью, «семейственностью», особой близостью и доверием. При этом, характеризуя стиль управления учебной и трудовой деятельностью, респонденты отмечают, что кроме привычной «личной дистанции», которой придерживаются преподаватели и вспомогательный персонал в отношениях с учащейся молодежью и друг другом, в структурных подразделениях поощряются активность, самобытность и личные успехи субъектов образовательного процесса в передаче и усвоении предлагаемого материала.

Оценка респондентами стратегических направлений деятельности факультетов показала, что наряду с традиционными кланово-иерархически-ми целями в зону внимания менеджмента попадают поиск возможностей для лучшего использования потенциала сотрудников и студентов, целевое напряжение сил и стремление к достижению результата. Однако, судя по формулировкам студентами собственного целеполагания, ограничивающегося «налаживанием дисциплины в классе», «установлением хороших контактов с

Таблица 2

Представления респондентов об организационной культуре образовательного учреждения (средние показатели)

Учителя МОУСОШ Учителя ОУ с Уг Из От Пр Учителя из лицеев и гимназий Студенты педагогического вуза

К А Д И К А д И К А Д И К А Д И

Есо. 26,5 21 24 27,7 23,8 20,8 28 29 18 21 32 28 31,5 23,6 21,7 23

I. 25 21 26 28 20 20 28 32 13,6 21 41 24 34 21 23 22

II. 24 19,6 23,9 32,6 24 20 24 31 18,3 19,3 24,7 38 32 19 22 27

ш. 25 21 26 27 25 21 25,3 29 18,6 22,9 34,1 24 29 27 26 19

IV. 29 22,4 23 25,7 19 19 31 31 18,3 22,7 35,3 24 34,5 18 20 27

V. 27 23 24,5 25,5 25 24 25 26 19,7 20,7 36,7 23 26,5 28 25 20,5

VI. 29 21 23 27 29 21 24,5 25,5 21,4 20,1 23 36 34 29 14 23

Таблица 3

Организационно-культурные предпочтения респондентов (средние показатели)

Учителя МОУСОШ Учителя ОУ с Уг Из От Пр Учителя из лицеев и гимназий Студенты педагогического вуза

К А д И К А д И К А Д И К А Д И

2 Я). 33,2 28 20 19,2 36,3 24 20,2 19 28 29 24,6 18,5 39 22 18 21

I. 32,8 30 21 16 31,5 26 23 19 19,9 34 29 17,4 39,5 19 19 22,5

П. 31,7 26 20 23 34,2 20 22 23,6 25,5 29 23,8 21,7 38 15 17 30

Ш. 31,3 30 19 19 36,5 25 21 17,3 24,2 32 26,5 17 39 22 22 17

IV. 35,6 28 20 16 36,1 28 18 17,8 30,4 32 25,4 12,5 40 30 17 12

V. 34,3 26 20 19 38,7 24 19 17,8 34 28 26 11,8 39 23 14 24

VI. 26 18 22 41 21 18 19 17 30,3 40 25 16 19

а, о 19,8

Условные обозначения:

I. Важнейшие характеристики организации.

II. Общий стиль лидерства (руководства) в организации.

III. Управление сотрудниками (коллективом) организации.

IV. Связующая сущность организации.

V. Цели деятельности организации.

VI. Критерии успеха организации.

учащимися», «обучением предмету», «воспитанием доброты в детях, умения дружить и помогать... гуманной личности», генеральное видение результатов профессиональной подготовки не в полной мере соответствует современным вызовам.

Ответы респондентов подводят к мысли о том, что сформулированное в проекте «Наша новая школа» предназначение современного педагога, осознание которого выпускниками является конечным итогом деятельности педагогического вуза, когнитивно и аффективно не переработано студентами, так как никто из выпускников не назвал позиции Доктрины в качестве задачи собственных усилий. И это не случайно, так как несмотря на смену социально-экономического и образовательного трендов [8], преподаватели высшей школы по-прежнему придерживаются традиционных кланово-иерархических ценностей, уделяя недостаточное внимание когнитивной, аффективной и функциональной готовности будущих учителей к труду в современной парадигме образования и иных организационных контекстах.

Таким образом, формирующееся у будущих специалистов еще на этапе обучения в вузе ошибочное восприятие стратегических целей и критериев эффективной организационной деятельности как адхократически-деловых, а также сужение спектра ожидаемых образов будущего при организации собственной активности, доминирование клановых предпочтений и приобретение студентами профессионально-ролевых комплексов с коммуникативной направленностью представляются вполне закономерными явлениями. В частности, выяснилось, что профессионально-ролевые комплексы студентов состоят из коммуникативной доминанты и субдоминанты в виде ролей «реализатора», «завершителя», «координатора» и «мотиватора». Осознание собственной ответственности как учителя перед собой, детьми, родителями, обществом, использование предметной и процессуальной рефлексии и проявление интеллектуальной инициативы в работе, свойственные «аналитикам», «исследователям ресурсов» и «генераторам идей», - все это характеризует поведение респондентов в минимальной степени. Существует вероятность того, что в дальнейшем, при трудоустройстве в средние общеобразовательные школы с их ОК и коллективной

идентичностью сложившиеся у выпускников за годы обучения архаичные идентификации могут закрепиться, а мотивационно-координирующие практики исполнения, выполняющие, по мнению экспертов, наряду с «генераторами идей» функцию поддержки ведущих ролей, потерять свою ценность. Соответственно, имеются реальные основания считать традиционные ценности, определяющие характер профессиональной идентичности как у педагогов со стажем, так и у потенциальных учителей, серьезным барьером в эффективной реализации средней школой целей проекта «Наша новая школа».

Примечания

1. Текст президентской инициативы «Наша новая школа». URL: http://nasha-novaya-shkola.ru/?q=node/ 4. Дата обращения: 01.09.2012.

2. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1999.

3. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени. URL: http:// www.follow.ru/article/344/ . Дата обращения: 07.05.2013.

4. Херцберг Ф, Монснер Б., Снидерман Б. Блох Мотивация к работе; пер. с англ. [Д. А. Куликов]. М.: Вершина, 2007.

5. Захарова Л. Н. Динамики социально-психологической готовности субъектов трудовой и учебной деятельности к принятию инноваций // Восьмая международная научно-практическая конференция «Государственное регулирование экономики. Инновационный путь развития», 19-21 апреля 2011 г. Н. Новгород: ННГУ, 2011. С. 104-106.

6. Шакурова А. В. Мотивационные детерминанты различий организационно-культурных предпочтений персонала предприятий // Вестник ННГУ. Серия Социальные науки. Вып. 1(3). Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2004. С. 67-80.

7. Шакурова А. В. Организационная культура образовательного учреждения как системный фактор формирования мотивационной готовности учащихся к трудовой деятельности: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08. Н. Новгород, 2005. С. 134.

8. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/ rus006.pdf. Дата обращения: 07.05.2013.

9. Шакурова А. В., Криворотова Т. А. К вопросу о диагностике организационно-культурных предпочтений студентов экономико-правового профиля // »Экономико-правовые аспекты развития Нижегородского региона»: материалы регион. науч.-практ. конф. 20 декабря 2007 г. Н. Новгород: МИЭМиП, 2007. С. 193-199.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.