РОЛЬ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ
Гридчина А.В., д.э.н. , профессор ФГБОУВПО МГОУ имени В.С.Черномырдина Добрышина Л.Н., д.э.н., профессор ФБГОУ ВПО ГУУ
Статья посвящена исследованию влияния развития ТЭК на усиление инновационно предпринимательской активности Рассмотрены основные прогнозные параметры развития энергетического комплекса, влияющие на инновационно предпринимательскую активность. Дана их критическая оценка, концепция комплексного использования 'энергетических ресурсов на перспективу. В статье выявлены и раскрыты основные проблемы, связанные с рациональным использованием и воспроизводством энергетических ресурсов и, как следствие, обеспечением экономической безопасности России в условиях глобализации, а также предложены наиболее эффективные пути их решения.
Ключевые слова :топливно-энергетический комплекс, предпринимательская активность, энергетические ресурсы, мониторинг, целевая программа, прогноз, стратегия.
THE ROLE OF FUEL AND ENERGY COMPLEX IN INNOVATIVE BUSINESS
ACTIVITY
Gridchina A., Doctor of Economics, Professor, FBOU VPO MGOU after Chernomirdin V.
Dobrishina L., Doctor of Economics, Professor, FGOU VPO GUU
The article investigates the influence offuel and energy on strengthening the innovative entrepreneurial activity. The basic forecast parameters of the energy complex, affecting the innovative entrepreneurial activity. Given their critical evaluation of the concept of comprehensive utilization of energy resources in the future. The article identified and disclosed to the main issues related to the rational use and reproduction of energy resources and as a consequence, the economic security of Russia in the context of globalization, as well as offer the most effective ways to address them.
Keywords: fuel and energy complex, entrepreneurial activity, energy resources, monitoring, target-oriented program, the prediction, strategy.
Влияние развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) на усиление инновационно предпринимательской активности должно основываться на прогнозах запасов ресурсов определенного качества, развитии альтернативных возобновляемых источников энергии, использовании достижений науки в области добычи, переработки и транспортировки.
Основой прогнозирования на долгосрочный период могут стать разработанные официальные документы, среди которых выделим: Энергетическую стратегию России на период до 2030 года, Энергетическую стратегию России на период до 2020 года. Отметим некоторые недоработки, как перечисленных выше документов, так и реализованной федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002 - 2006 годы, федеральных целевых программ «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы» и «Национальная технологическая база» на 2007 - 2011 годы.
Каждая программа должна, сопровождаться постоянным мониторингом ее реализации (достижения поставленных целей, методов их достижения, участия государства и предпринимательских структур в их реализации, эффективности применяемых сторонами регулятивных методов, учета изменения мировых тенденций на энергетическом рынке, особенно на рынке нефтегазового сырья и продукции и т.д.), обеспечиваться систематически корректировкой содержания программных документов на основе мониторинга реализации программных мероприятий, привлечением инвестиций, развитием предпринимательской активности, переходом основных секторов ТЭК и сопряженных отраслей на инновационный путь развития, и т.д.
Рассмотрим основные прогнозные параметры развития ТЭК, влияющие на инновационно предпринимательскую активность.
Ориентировочно до 2015 года экономическое развитие страны должно осуществляться темпами, предусмотренными стратегией развития, далее за счет более инновационной составляющей, что позволяет к 2030 году обеспечить приоритеты развития российского ТЭК и его эффективного позиционирования на мировых региональных рынках ресурсов.
Рассмотрим динамику и структуру российского потребления основных видов энергетических ресурсов на перспективу до 2030 года. Прогнозы показывают, что российская экономика вполне обеспечена энергетическими ресурсами, при этом потребление природного газа как в настоящее время, так и на перспективу превосходит нефтяные ресурсы и твердые виды топлива. Следует отметить, что использование возобновляемых источников энергии должно быть
более интенсивно и как минимум вдвое превысить современный уровень потребления. Это во много изменит ситуацию на внутре-российском рынке ресурсов. При этом, следует согласиться с мнением многих специалистов, которые считают, что в обозримой перспективе необходимо иметь в виду: возможность исчерпаемости, например, нефтяных ресурсов, ухудшение условий открытия и разработки крупных нефтегазовых месторожден6ий, сложное положение с урановым сырьем, необходимостью внедрения инновационных технологий, в том числе, при замене нефтегазовых ресурсов твердыми видами топлива, обеспеченность которыми существенно превышает запасы нефти и газа, а также интенсификации развития альтернативных (возобновляемых) источников энергии.
Расширение внутреннего и внешнего рынка ТЭР, особенно в нефтегазовом секторе экономики России, возможно за счет развития нефегазовых месторождений российского континентального шельфа. Российская Федерация обладает значительным объемом углеводородного сырья, однако структура и качество указанных ресурсов постепенно ухудшаются. На сегодняшний день более 75% месторождений нефти и газа уже вовлечены в промышленное освоение, при этом их средняя выработанность приближается к 50%. Возможности увеличения ресурсного потенциала освоенных районов территории Российской Федерации ограничены. Многолетняя практика форсированного наращивания добычи за счет наиболее крупных месторождений привела к истощению фонда таких объектов. Ежегодный прирост запасов углеводородного сырья в среднем по Российской Федерации незначительно покрывает добычу, а по ряду регионов накапливается ежегодный дефицит разведанных запасов. В ближайшие десятилетия углеводороды будут являться доминирующими энергоносителями, существует объективная необходимость интенсификации геологического изучения и последующего вовлечения в освоение новых крупных нефтегазоносных провинций.
Однако в настоящее время минерально-сырьевая база континентального шельфа России обладает относительно низкой инвестиционной привлекательностью, что объясняется следующими факторами:
- низкая геологическая изученность континентального шельфа, высокие риски вложения инвестиций;
- неблагоприятное экономико-географическое размещение большинства месторождений и перспективных районов, значительно повышающее затраты на их изучение и освоение;
- недостаточная развитость инфраструктуры, обеспечивающей добычу и транспортировку ресурсов континентального шельфа;
- малопривлекательный, нестабильный фискальный режим, высокая доля изъятий государства;
- слабая инновационная база, высокие риски инвестиционных вложений;
- недостаточно развитая нормативная база, не адаптированная к специфике проведения работ на континентальном шельфе, в том числе, по предоставлению права пользования участками недр континентального шельфа.
Развитие предпринимательской активности во многом зависит от рационального и комплексного использования всех возможных ресурсов, в том числе и источников энергии. Представим концепцию комплексного использования ресурсов с учетом инновационной деятельности. Первый этап (18-20 лет) можно назвать периодом постепенного сокращения диспропорции долей органических видов топлива в структуре производства и потребления энергоресурсов с тенденциями роста доли природного газа и интенсификации энергосбережения как инновационного источника энергии. В то время как другие традиционные (нефть, уголь) и новые возобновляемые формы энергии, включая энергию атома, по мере экономической и экологической доступности должны развиваться. Предполагаемый уже к концу этого этапа почти двукратный рост мирового производства газа, существенная доля которого ляжет на российскую газовую промышленность - это вынужденная, защитная мера.
Стратегической задачей первого этапа развития является выигрыш во времени 25-30 лет, чтобы за этот период перевести часть нетрадиционных ресурсов метана в реальные коммерческие запасы и осуществить кардинальные меры по недопущению резкого спада производства нефти и угля и стабилизации их на экономически приемлемом уровне, пока не будут найдены новые источники энергии, способные конкурировать с ними и обеспечить плавный переход топливной базы на качественно новую структуру. Уже к середине первого этапа начнется широкомасштабное объединение энергосистем ряда стран.
Второй этап, охватывающий период до середины текущего столетия (2030-2050гг) можно назвать эпохой метана, когда природный газ-метан во всех его модификациях займет лидирующее положение в топливно-энергетическом балансе страны. К концу этого периода доля угля и нефти, оказывающих наибольшее негативное влияние на окружающую среду, сократится до приемлемых величин. На смену им должны придти экологически безопасные и экономически конкурентоспособные новые виды энергии: энергия чистых продуктов комплексной переработки угля, газа, газогидратов, энергия атома, солнечная энергия и другие возобновляемые источники энергии, такие, как энергия водорода, ветра, геотермальные, гидравлическая, и др.
Стратегической задачей этого этапа является формирование мощной самостоятельной отрасли энергетики - «Новые источники энергии» и подготовка ресурсно-технологической базы газовой, угольной промышленности, атомной энергетики для перехода от метановой к водородной энергетике, к «новой угольной волне» и «второй ядерной эре». Данные этапы развития и оценки баланса следует рассматривать как условные, дающие общие главные направления перехода энергетики из одного состояния в другое. Они будут уточняться в соответствии с темпами реализации намеченных целевых задач и установок.
Важно, чтобы этапам развития предшествовал подготовительный период. Должна быть подготовлена первоочередная научная и нормативно-методологическая база перехода энергетики к устойчивым формам развития, накоплен опыт взаимодействий, решен ряд организационных и финансовых вопросов и согласован план совместного действия участников. Перемены в странах и экономических регионах будут происходить с разной интенсивностью в зависимости от специфики, уровня их развития и обеспеченности собственными ресурсами.
При разработке и реализации планов действия необходим учет особенностей и общих тенденции развития энергетики в целом, основных требований и целевых установок «Новой энергетической модели». Координировать действия должны специально созданные межнациональные и межрегиональные органы с широким участием общественных и правительственных организаций. Ориентирами и индикаторами, характеризующими степень приближения к новым требованиям, могут быть: показатели социально-экономического развития стран, регионов в данный конкретный период, уровни снижения антропогенной нагрузки на природную среду отдельных регионов стран, качественное состояние ресурсной базы, структуры производства и потребления энергоресурсов,
изменение соотношения размеров и доли потребления энергии на душу населения различными социальными группами населения на единицу ВВП, готовность научно-технической базы к переходу на новое качество и др.
Прогнозируемое развитие топливно-энергетического комплекса открывает широкие перспективы для развития производства в России современного оборудования и материалов, создает предпосылки для ускоренного инновационного развития таких отраслей российской промышленности как машиностроение, оборонно-промышленный комплекс, металлургия, химическая промышленность и строительный комплекс. Это направление является важным для реализации экономической политики государства по опережающему развитию производства продукции более высоких стадий обработки.
Литература:
1 Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 N 2395-1 (ред. от 18 июля 2011) «О недрах»
2 Миронов Ю.Б. Минерально-сырьевой потенциал урана РФ и безопасность при его использовании. ФГУП «ВСЕГЕИ»,2010.
3 Информационно-аналитический центр «Минерал» -www.mineral.ru
4 Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 июля 2008 г. N 151 «Об утверждении Долгосрочнои? государственнои? программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевои? базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья»
5 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». Утверждена указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537.
6 «Стратегия развития геологической отрасли до 2030 года». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 1039-р. 1 «Дорожная карта» мероприятий государственной энергетической политики на период до 2030 г., обеспечивающих реализацию соответствующей Энергетической стратегии России, п. 7. Внешняя энергетическая политика. (Приложение 5 к Энергетической стратегии России на период до 2030 г.).
7 «Дорожная карта» мероприятий государственной энергетической политики на период до 2030 г., обеспечивающих реализацию соответствующей Энергетической стратегии России, п. 7. Внешняя энергетическая политика. (Приложение 5 к Энергетической стратегии России на период до 2030 г.).