Научная статья на тему 'Роль телемедицинских консультаций в повышении доступности и качества оказания специализированной, в том числе высокотехнологической медицинской помощи.'

Роль телемедицинских консультаций в повышении доступности и качества оказания специализированной, в том числе высокотехнологической медицинской помощи. Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высокотехнологичная медицинская помощь / телемедицинские технологии / телемедицинские консультации / национальные медицинские исследовательские центры / обязательное медицинское страхование. / high-tech medical care / telemedicine technologies / telemedicine consultations / national medical research centers / compulsory medical insurance.

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Чилилов А. М., Кадыров Ф. Н., Оловянный В. Е., Кузнецов А. В.

Региональные медицинские организации, оказывающие специализированную, в том числе, высокотехнологичную медицинскую помощь, все активнее используют возможности получения профессиональной поддержки со стороны ведущих федеральных медицинских организаций – национальных медицинских исследовательских центров (НМИЦов). Это происходит даже при наличии рисков, связанных с жестким контролем в системе обязательного медицинского страхования за фиксацией и выполнением рекомендаций врачей НМИЦ. Применение телемедицинских технологий становится настолько значимым направлением деятельности многих федеральных медицинских организаций, что требует выделения дополнительных материальных и людских ресурсов, изменения структуры и финансовых потоков в этих организациях. В работе анализируется как внешняя, так и внутренняя среда функционирования НМИЦов в рамках проведениями ими телемедицинских консультаций по вопросам оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Чилилов А. М., Кадыров Ф. Н., Оловянный В. Е., Кузнецов А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of telemedicine consultations in improving the accessibility and quality of specialized, including high-tech medical care.

Regional medical organizations providing specialized, including high–tech medical care, are increasingly using the opportunities to receive professional support from leading federal medical organizations – national medical research centers (NMICS). This happens even if there are risks associated with strict control in the compulsory health insurance system over the fixation and implementation of the recommendations of NMIC doctors. The use of telemedicine technologies is becoming such an important area of activity for many federal medical organizations that it requires the allocation of additional material and human resources, changes in the structure and financial flows in these organizations. The paper analyzes both the external and internal environment of the NMICS functioning within the framework of their telemedicine consultations on the provision of specialized, including high-tech medical care.

Текст научной работы на тему «Роль телемедицинских консультаций в повышении доступности и качества оказания специализированной, в том числе высокотехнологической медицинской помощи.»

От редакции:

Телемедицинские технологии все более прочно входят в деятельность медицинских организаций. Однако за высокими темпами развития телемедицинских технологий стоит труд не только врачей и специалистов информационных технологий, но и других работников медицинских организаций. При этом, например, масштабное проведение телемедицинских технологий в ведущих федеральных учреждениях здравоохранения приводит к необходимости создания новых подразделений, занимающихся этим направлением деятельности. Сегодня наши эксперты рассматривают некоторые аспекты, связанные с проведением телемедицинских консультаций при оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи.

Шеф-редактор Н.Г. Куракова

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

ОС1: 10.21045/1811-0185-2024-12-121-130 УДК 614.2

РОЛЬ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ КОНСУЛЬТАЦИЙ В ПОВЫШЕНИИ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

А.М. Чилилов а, Ф.Н. Кадыров ь : , В.Е. Оловянный с, А. В. Кузнецов *

а,ь ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия;

Национальный медицинский исследовательский центр хирургии имени А. В. Вишневского Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия.

а 01?СЮ: https://orcid.org/0000-0001-9638-7833; ь 01?СЮ: https://orcid.org/0000-0003-4327-4418; с 01ЮЮ: https://orcid.org/0000-0001-9670-3429; 01?СЮ: https://orcid.org/0000-0002-6696-0499.

И Автор для корреспонденции: Кадыров Ф.Н.

АННОТАЦИЯ

Региональные медицинские организации, оказывающие специализированную, в том числе, высокотехнологичную медицинскую помощь, все активнее используют возможности получения профессиональной поддержки со стороны ведущих федеральных медицинских организаций - национальных медицинских исследовательских центров (НМИЦов).

Это происходит даже при наличии рисков, связанных с жестким контролем в системе обязательного медицинского страхования за фиксацией и выполнением рекомендаций врачей НМИЦ.

Применение телемедицинских технологий становится настолько значимым направлением деятельности многих федеральных медицинских организаций, что требует выделения дополнительных материальных и людских ресурсов, изменения структуры и финансовых потоков в этих организациях.

В работе анализируется как внешняя, так и внутренняя среда функционирования НМИЦов в рамках проведениями ими телемедицинских консультаций по вопросам оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи.

Ключевые слова: высокотехнологичная медицинская помощь, телемедицинские технологии, телемедицинские консультации, национальные медицинские исследовательские центры, обязательное медицинское страхование.

Для цитирования: Чилилов А.М, Кадыров Ф.Н, Оловянный В.Е., Кузнецов А.В. Роль телемедицинских консультаций в повышении доступности и качества оказания специализированной, в том числе высокотехнологической медицинской помощи. Менеджер здравоохранения. 2024. 12:121-130. йО1: 10.21045/1811-0185-2024-12-121-130

© Чилилов А.М., Кадыров Ф.Н., Оловянный В.Е., Кузнецов А.В., 2024 г.

Введение

Оказание медицинской помощи в настоящее время немыслимо без применения современных информационных технологий, в том числе телемедицинских.

Вопросы применения телемедицинских консультаций при предоставлении специализированной, в т.ч. высокотехнологичной медицинской помощи рассматривались целым рядом авторов. Однако значительная часть публикаций касается периода, когда порядок использования телемедицинских технологий еще не был законодательно регламентирован. Например, это касается ряда публикаций таких авторов, как Перхов В.И., Кураева В.М. и других [1, 2, 3].

Соответственно, практика применения телемедицинских консультаций требует учета не только сложившейся нормативной правовой базы, но и организационных моментов в рамках сложной организационной структуры отечественного здравоохранения.

Актуальность настоящего исследования обусловлена как спецификой применения телемедицинских технологий при оказании специализированной, в т.ч. высокотехнологичной медицинской помощи, так и необходимостью учета постоянно меняющейся нормативной правовой базы, включающей большое число ограничений [4].

Вопросы применения телемедицинских технологий при оказании высокотехнологичной медицинской помощи

Часть 3 статьи 34 Федерального закона № 323-ФЗ1 определяет, что высокотехнологичная медицинская помощь является составной частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.

Как видим, одной из характеристик высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) является применение информационных технологий. Однако, например, само по себе применение

телемедицинских технологий (как одной из форм информационных технологий) является недостаточным для отнесения метода лечения к ВМП [5].

Формирование перечня видов ВМП осуществляется в порядке, утвержденном приказом Минздрава России № 484н2.

В соответствии с Приказом Минздрава России от 30 ноября 2017 г. № 965н телемедицинские технологии могут использоваться при оказании специализированной, в том числе высокотехноло-

~ 3

гичной, медицинской помощи3.

При направлении пациента на оказание высокотехнологичной медицинской помощи при необходимости осуществляется проведение консультаций (консилиумов врачей) с применением телемедицинских технологий при дистанционном взаимодействии медицинских работников между собой4.

Можно выделить следующие направления применения телемедицинских технологий при оказании специализированной, в т.ч. высокотехнологичной медицинской помощи в форме консультирования врачами ведущих профильных федеральных и иных медицинских организаций врачей других медицинских организаций (консультации «врач-врач»):

- консультирование по вопросам оказания медицинской помощи в клинически сложных случаях, требующих «второго мнения» квалифицированных специалистов (в процессе диагностики, лечения, реабилитации);

- консультирование при оказании медицинской помощи при жизнеугрожающих состояниях;

- при решении вопроса о целесообразности направления больных на плановую госпитализацию в федеральные медицинские организации;

- в целях совместного ведения пациентов после применения сложных методов оперативных вмешательств (в том числе на этапе реабилитации);

- при мониторинге показателей состояния различных систем организма у пациентов, находящихся в удаленных медицинских организациях и в домашних условиях;

1 Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

2 Приказ Минздрава России от 1 августа 2017 года № 484н «Об утверждении порядка формирования перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи».

3 Приказ Минздрава России от 30 ноября 2017 г. № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий».

4 П. 13. Приказа Министерства здравоохранения РФ от 2 октября 2019 г. № 824н "Об утверждении Порядка организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи с применением единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения".

- при оценке целесообразности и/или допустимости перевода больных в другие медицинские организации с учетом их профильности, в том числе с целью предупреждения санкций в системе ОМС по итогам контрольно-экспертных мероприятий. Так, в соответствии с приказом Минздрава России № 449н5 в п. 3.7. раздела 3 графа «Перечень оснований» в приказах № 108н6 и № 231 н7 изложена в следующей редакции: «Госпитализация застрахованного лица в плановой или неотложной форме с нарушением требований к профильности оказанной медицинской помощи (непрофильная госпитализация), кроме случаев госпитализации в неотложной и экстренной форме с последующим переводом в профильные медицинские организации (структурные подразделения медицинских организаций) в течение суток или более, если перевод в течение суток невозможен с учетом тяжести состояния пациента и его транспортабельности»;

- при оценке целесообразности направления врачей-специалистов по линии санитарной авиации и в других случаях.

При этом в зависимости от конкретных ситуаций могут предусматриваться различные способы оплаты телемедицинских консультаций в рамках обязательного медицинского страхования [6].

Применение телемедицинских технологий в соответствии с функциями национальных медицинских исследовательских центров

В соответствии с «Положением о формировании сети национальных медицинских исследовательских центров и об организации деятельности национальных медицинских исследовательских

5 Приказ Минздрава России от 04.09.2024 № 449н «О внесении изменений в Правила обязательного медицинского страхования, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 февраля 2019 г. № 108н, и Порядок проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2021 г. № 231 н».

6 Приказ Минздрава России от 28.02.2019 № 108н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования».

7 Приказ Минздрава России от 19.03.2021 № 231 н «Об утверждении Порядка проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному

медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения».

центров»8 национальные медицинские исследовательские центры (НМИЦы) обеспечивают организационно-методическое руководство учреждениями здравоохранения субъектов Российской Федерации согласно направлениям деятельности, закрепленными за НМИЦами. Оно включает в себя , в частности :

- внедрение и развитие медицинских информационных систем, обеспечивающих информационное сопровождение процессов организации и оказания медицинской помощи в НМИЦах и реализацию системы управления качеством и контроля качества медицинской помощи соответствующего профиля в медицинских организациях, участвующих в территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе путем информационного взаимодействия медицинских информационных систем НМИ-Цов с государственными информационными системами в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации;

- анализ и оценку организации оказания медицинской помощи в субъектах Российской Федерации посредством осуществления выездных мероприятий в субъекты Российской Федерации и дистанционно с использованием медицинских информационных систем с выработкой рекомендаций по совершенствованию оказания медицинской помощи в субъектах Российской Федерации и ежеквартальным мониторингом выполнения указанных рекомендаций;

- определение возможности применения в НМИЦах, а также в медицинских организациях субъектов Российской Федерации современных методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, используемых в мировой медицинской практике, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий;

- проведение НМИЦами консультаций (консилиумов) с применением телемедицинских технологий медицинских организаций субъектов Российской Федерации;

8 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 7 апреля 2021 г. № 309 «Об утверждении Положения о формировании сети национальных медицинских исследовательских центров и об организации деятельности национальных медицинских исследовательских центров».

- проведение НМИЦами иных мероприятий с применением информационно-коммуникационных технологий с участием медицинских организаций субъектов Российской Федерации;

- разработку интерактивных электронных образовательных модулей для медицинских работников;

- развитие экспорта платных медицинских услуг для иностранных граждан.

Как видим, применение информационных технологий, в том числе телемедицинских, является одним из основных инструментов деятельности НМИЦов в части организационно-методического руководства учреждениями здравоохранения субъектов Российской Федерации, которые в той или иной форме присутствуют во всех перечисленных выше направлениях их деятельности.

При этом непосредственное участие врачей учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации в телемедицинских консультациях или консилиумах, в том числе в режиме реального времени, способствует повышению их профессионального уровня, предоставляя возможность общения с ведущими экспертами, приобретению необходимого клинического опыта. Процесс подготовки медицинской документации и формирования запроса на телемедицинские консультации можно рассматривать как элемент самообучения. Тем самым, применение телемедицинских технологий предоставляет возможности для профессионального обучения и развития, позволяя специалистам преодолеть профессиональную изоляцию, с которой они могут сталкиваться, и способствует повышению качества и доступности медицинской помощи в регионе [7].

Как показывает опыт целого ряда НМИЦ, проведение телемедицинских консультаций позитивно сказывается не только на работе региональных учреждений здравоохранения, но и самих НМИЦ. Например:

- они обеспечивают накопление данных, собираемых в ходе проведения телемедицинских консультаций, что позволяет проводить их статистический анализ не только в административно-организационных целях, но и в рамках научных исследований;

- телемедицинские консультации (особенно в клинически сложных случаях) способствуют повышению профессиональных компетенций не только врачей региональных медицинских организаций, но и врачей самих НМИЦ [5, 7].

Использование телемедицинских консультаций при оказании специализированной, в т. ч. ВМП в соответствии с Программой госгарантий

В соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов9 при формировании тарифов на оплату специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детям при онкологических заболеваниях в тарифном соглашении устанавливаются отдельные тарифы на оплату медицинской помощи с использованием пэгаспаргазы и иных лекарственных препаратов, ранее централизованно закупаемых по отдельным решениям Правительства Российской Федерации. При этом с 2026 года оплата лечения с проведением противоопухолевой терапии за счет средств обязательного медицинского страхования с использованием лекарственных препаратов по перечню, утвержденному Минздравом России, будет осуществляться с учетом количества фактически использованного лекарственного препарата.

Оказание медицинской помощи в рамках указанных тарифов осуществляется при наличии медицинских показаний, решения соответствующей врачебной комиссии (консилиума) или рекомендаций профильной федеральной медицинской организации (национального медицинского исследовательского центра), в том числе по результатам консультации с использованием телемедицинских (дистанционных) технологий.

Контрольно-экспертные мероприятия в системе ОМС по итогам телемедицинских консультаций сотрудников национальных медицинских исследовательских центров

В соответствии с приказом Минздрава России от 19 марта 2021 года № 231 н, посвященном порядку проведения контрольно-экспертных мероприятий в системе ОМС10 при проведении медико-экономической экспертизы оцениваются, в том числе, соблюдение при оказании медицинской помощи

9 https://regulаt¡on.gov.ru/Regulаt¡on/Npа/PuЬlicView?npаIЮ=151526

10 Приказ Минздрава России от 19 марта 2021 года № 231 н «Об утверждении Порядка проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения»

Менеджер / Мападег №12

здравоохранения / 2с^гв\/аас:Ьгвпвп'1в 2024

рекомендаций по применению методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, данных при проведении консультаций/консилиумов, с применением телемедицинских технологий медицинскими работниками НМИЦов, участвующих в реализации федерального проекта «Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий» национального проекта «Здравоохранение», в том числе наличие соответствующих записей лечащего врача в медицинской документации.

В случае обнаружения отсутствия в медицинской документации сведений о рекомендациях врачей НМИЦ, соответствующая информация еженедельно обобщается и направляется соответственно территориальным или Федеральным фондом в региональные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, а также в Минздрав России в целях принятия мер по необходимому реагированию.

Плановая медико-экономическая экспертиза проводится по случаям медицинской помощи, в том числе отобранным по результатам медико-экономического контроля, и /или по тематически однородной совокупности принятых к оплате случаев оказания медицинской помощи одного вида или в одних условиях группами медицинских организаций/случаев оказания медицинской помощи группам застрахованных лиц, распределенных по признакам, включая такой как наличие в первичной медицинской документации и (или) в региональной информационной системе ОМС сведений о рекомендациях врачей НМИЦ по применению методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, данных при проведении телемедицинских консультаций/консилиумов.

Внеплановая целевая экспертиза качества медицинской помощи проводится в том числе тогда, когда отобранные по результатам медико-экономической экспертизы случаи выявили нарушения при оказании медицинской помощи с применением рекомендаций по применению методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, данных при проведении консультаций/ консилиумов с применением телемедицинских технологий специалистами НМИЦ.

Внеплановая тематическая экспертиза качества медицинской помощи проводится для оценки характера, частоты и причин нарушений при оказании медицинской помощи при наступлении страхового случая в соответствии с порядками

оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций, в том числе с целью оценки полноты выполнения медицинскими организациями рекомендаций НМИЦ по применению методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, данных при проведении телемедицинских консультаций/консилиумов, норм лечебного питания, в рамках программ ОМС в медицинских организациях, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, в сроки, установленные указанными программами, в том числе приведших к ухудшению состояния здоровья застрахованного лица, создавших риск прогрессирования имеющегося заболевания, создавших риск возникновения нового заболевания, приведших к инвалидизации, к летальному исходу, а также к неэффективному использованию ресурсов медицинской организации, неудовлетворенности медицинской помощью застрахованных лиц.

Внеплановая тематическая экспертиза качества медицинской помощи проводится по тематически однородной совокупности принятых к оплате случаев оказания медицинской помощи группам застрахованных лиц, в том числе при наличии в первичной медицинской документации и (или) на информационном ресурсе Федерального фонда, территориального фонда сведений о рекомендациях врачей НМИЦ по применению методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, данных при проведении телемедицинских консультаций/консилиумов.

При выявлении случаев невыполнения или неполного выполнения медицинской организацией рекомендаций НМИЦ, данных при проведении указанными центрами консультаций/консилиумов с применением телемедицинских технологий, при отсутствии в медицинской документации обоснования неприменения указанных рекомендаций (при наличии медицинских показаний) заключение о результатах экспертизы качества медицинской помощи дополнительно направляется в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья (ежемесячно до 1 числа месяца, следующего за месяцем проведения экспертизы качества медицинской помощи) и в Минздрав России (ежеквартально до 1 числа месяца, следующего за кварталом, в котором проведена экспертиза качества медицинской помощи).

Экспертиза качества медицинской помощи может проводиться также по обращению застрахованного лица в период оказания ему медицинской

помощи с оценкой соблюдения порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и рекомендаций врачей НМИЦ.

При этом код 3.1 перечня нарушений (дефектов) «Перечня оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи)»11 предусматривает санкции при установлении неверного диагноза, связанные с невыполнением, несвоевременным или ненадлежащим выполнением необходимых пациенту диагностических и (или) лечебных мероприятий, оперативных вмешательств в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций, в том числе по результатам проведенного диспансерного наблюдения, с учетом рекомендаций по применению методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, данных врачами НМИЦ в ходе консультаций/консилиумов с применением телемедицинских технологий.

Правила ОМС12 устанавливают, что медицинская организация, оказывающая специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, включенную в базовую программу, после получения сведений, содержащих рекомендации НМИЦ, оказывающих медицинскую помощь по применению методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, данных при проведении консультаций/консилиумов с применением телемедицинских технологий, не позднее одного рабочего дня с даты получения данных сведений размещает посредством информационного ресурса информацию о застрахованных лицах, в отношении которых получены указанные рекомендации.

При этом страховая медицинская организация осуществляет контроль выполнения медицинскими организациями рекомендаций врачей НМИЦ по применению методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, данных при проведении консультаций/консилиумов с применением телемедицинских технологий.

Страховой представитель в течение двух рабочих дней со дня размещения медицинской организацией на информационном ресурсе территориального фонда сведений о получении рекомендаций врачей НМИЦ по применению методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, обеспечивает проведение очной медико-экономической экспертизы в соответствии с порядком проведения контроля.

Экспертиза качества медицинской помощи по случаям оказания застрахованным лицам медицинской помощи с применением рекомендаций НМИЦ, полученных в ходе телемедицинских консультаций/консилиумов, проводится страховой медицинской организацией.

Анализ проведения телемедицинских консультаций на примере «ФГБУ НМИЦ хирургии им. А. В. Вишневского»

ФГБУ «НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского» был включен в перечень национальных медицинских исследовательских центров, утвержденных приказом Минздрава России от 11.09.2017 № 622 1 3 в соответствии с приказом Минздрава России от 7 мая 2018 года № 204.

ФГБУ «НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского» с момента начала оказания ТМК в рамках федерального проекта «Развитие сети НМИЦ и внедрение инновационных медицинских технологий» ежегодно отмечается динамическое повышение количества запросов с 1 365 (2020 г.) до 3435 (2024 г. - 10 мес). Почти трехкратное увеличение отмечено суммарно по всем типам запросов (плановый, неотложный, экстренный), что отражено на диаграмме (рис. 1).

Однако при этом количество запросов в целях оказания экстренной медицинской помощи выросло в значительно меньшей степени - всего на 38,4%, что свидетельствует об относительно устойчивом объеме запросов по этой причине. Основной рост в абсолютном отношении пришелся на запросы в целях оказания медицинской помощи в плановой форме.

В таблице отражены цели обращений за телемедицинскими консультациями в ФГБУ «НМИЦ хирургии им. А. В. Вишневского».

Как видно из данных таблицы, целью консультаций преимущественно являлось уточнение тактики лечения, однако отмечается динамика возрастания запросов о переводе, либо госпитализации в медицинскую организацию более высокого уровня.

По результатам проведенной ТМК, в период с 2020 г., по 2024 (окт.) от 8,8% до 13,5% пациентов маршрутизированы в федеральные учреждения для продолжения лечения (рис. 2).

11 Приложение к Приказу Минздрава России № 231 н.

12 Приказ Минздрава России от 28 февраля 2019 года № 108н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования».

13 Приказ Минздрава России от 11.09.2017 № 622 «О сети национальных медицинских исследовательских центров».

4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Запросы на проведение телемедицинских консультаций ФГБУ «НМИЦ хирургии им. А. В. Вишневского»

Динамика маршутизации пациентов в ФГБУ

3271 3252 3435

13/5% I

2209 11/2%

10/1%

^ 8/8% 8/9%[

1365

1

298 292 327 386

121 ■ ■ ■

16/0% 14/0% 12/0% 10/0% 8/0% 6/0% 4/0% 2/0% 0/0%

2020

2021

2022

2023

2024 (10 мес.) количество запросов на ТМК

количество направлений в Федеральные ЛПУ для продолжения лечения % маршутизированных пациентов

Рис. 2. Маршрутизация пациентов по итогам проведения телемедицинских консультаций медицинскими работниками ФГБУ «НМИЦ хирургии им. А. В. Вишневского»

V7V7

№2022 Manager /Менеджер

Zdrevoochranenia

Таблица

Цели обращений за телемедицинскими консультациями в ФГБУ «НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского»

Цель консультации Уточнение Уточнение Определение возможности

Период тактики лечения диагноза организацию более высокого уровня

2020 869 4 129

2021 1235 24 293

2022 2012 19 377

2023 1305 22 581

2024 (10мес.) 1229 22 512

Организационные и экономические аспекты оказания телемедицинских консультаций

Как видно на примере ФГБУ «НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского» и ряда других НМИЦов [7], проведение НМИЦами телемедицинских консультаций становится все более важным направлением их деятельности. При этом необходимо учитывать, что проведение телемедицинских консультаций приводит к дополнительной нагрузке на ведущих специалистов НМИЦ, поскольку подобное консультирование характеризуется высокой трудоемкостью и ответственностью.

Все это предусматривает соответствующие организационные и экономические изменения в структуре НМИЦов, включая:

- создание специальных подразделений, обеспечивающих техническую и иную поддержку проведения телемедицинских консультаций;

- нормирование труда врачей НМИЦ, проводящих телемедицинские консультации, в целях оценки их дополнительной нагрузки;

- стимулирование труда врачей и других работников, содействующих проведению телемедицинских консультаций [8, 9].

Заключение

Практика показывает неуклонный рост числа телемедицинских консультаций в режиме «врач-врач» при организации оказания специализированной , в том числе высокотехнологичной медицинской

помощи. Ведущую роль в этом занимают национальные медицинские исследовательские центры.

Указанный рост происходит несмотря на то, что в системе обязательного медицинского страхования предусмотрена достаточно жесткая система мер, направленных на отслеживание проведения телемедицинских консультаций и контроль за выполнением рекомендаций врачей НМИЦ.

Проведенный нами анализ на примере ФГБУ «НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского», а также ряда других НМИЦ показывает, что основные причины обращений связаны с уточнением тактики лечения. При этом преобладают запросы на проведение телемедицинских консультаций при оказании медицинской помощи в плановой форме.

Масштабирование телемедицинских консультаций оказывает позитивное воздействие не только на возможности оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи в региональных медицинских организациях, но и в самих НМИЦах. Это происходит, в частности, за счет повышения квалификации сотрудников НМИЦ, вынужденных принимать быстрые и оправданные решения не только в рамках лечения курируемых ими пациентов в самом НМИЦе, но и в отношении большого числа пациентов, проходящих лечение в региональных медицинских организациях, в том числе в клинически сложных ситуациях.

Это, в свою очередь, требует адаптации организационной и финансовой структур НМИЦов к новым направлениям деятельности, значимость которых только возрастает.

Менеджер / Manager №12

здравоохранения / Zdravoochranania 2024

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Перхов В. И., Кураева В.М., Киреев С.А., Балуев Е.Е. О необходимости использования телеконсультаций при организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи // Врач и информационные технологии. 2010. - № 1. - C.21-29.

2. Тоцкая Е.Г., Покровская О.Б. Телемедицина как механизм обеспечения доступности высокотехнологичных медицинских услуг и инновационных технологий в здравоохранении // Политравма. 2013. - № 4. - С. 12-16.

3. Зайцева Н.А., Ширяева А.С. Телемедицина в современной системе здравоохранения. Bulletin of Medical Internet Conferences. Инновационная медицина России в начале XXI столетия. 2016; 6: Issue 1; 58 с.

4. Кобякова О.С., Стародубов В.И., Кадыров Ф.Н., Куракова Н.Г., Чилилов А.М. Телемедицинские технологии: перспективы и ограничения // Врач и информационные технологии, 2020. - № 5. - С. 76-85.

5. Стародубов В.И, Тихилов Р.М., Чилилов А.М., Кадыров Ф.Н., Зеленова О.В. О некоторых экономических аспектах оказания высокотехнологичной медицинской помощи на примере профиля «травматология и ортопедия» // Менеджер здравоохранения. 2024. - 7. - С. 114-122.

6. Стародубов В.И, Кадыров Ф.Н., Обухова О.В., Митрошин П.В., Чилилов А.М., Кобякова О.С. Способы оплаты первичной медико-санитарной помощи, специализированной (в том числе, высокотехнологичной) медицинской помощи в системе ОМС: логика наиболее актуальных изменений тарифной политики 2023 года. // Менеджер здравоохранения. 2023; 6:4-13. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-6-4-13

7. Лукина К.А., Зайцев Д.А., Гармаева Т.Ц., Менделеева Л.П. Телемедицина как инструмент межрегионального дистанционного взаимодействия с профильными медицинскими организациями субъектов Российской Федерации: 5-летний опыт ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России // Врач и информационные технологии, 2020. - № 4. DOI: 10.37690/1811-0193-2020-4-68-77.

8. Чилилов А.М., Кадыров Ф.Н. Экономико-правовые аспекты развития трудовых компетенций оказания медицинской помощи с использованием телемедицинских технологий // Экономика труда. - 2024 - Том 11. -№ 2. - DOI: 10.18334/et.11.2.120348. https://elibrary.ru/item.asp?id=61180743.

9. Чилилов А.М., Кадыров Ф.Н, Мамаев М.Г. Баланс прав и обязанностей медицинских работников и пациентов при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий // Экономика, предпринимательство и право. - 2023. - Том 13. - № 6. - С. 2041-2054. - DOI: 10.18334/epp.13.6.117790.

ORIGINAL PAPER

THE ROLE OF TELEMEDICINE CONSULTATIONS IN IMPROVING THE ACCESSIBILITY AND QUALITY OF SPECIALIZED, INCLUDING HIGH-TECH MEDICAL CARE

A.M. Chililov a, F.N. Kadyrov b , V.E. Olovyannyc, A.V. Kuznetsov d

a b The Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia;

a c- d A.V. Vishnevsky National Medical Research Center of Surgery, Moscow, Russia.

a ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9638-7833; b ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4327-441 8; c ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9670-3429; d ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6696-0499.

] Corresponding author: Kadyrov F.N.

ANNOTATION

Regional medical organizations providing specialized, including high-tech medical care, are increasingly using the opportunities to receive professional support from leading federal medical organizations - national medical research centers (NMICS).

This happens even if there are risks associated with strict control in the compulsory health insurance system over the fixation and implementation of the recommendations of NMIC doctors.

The use of telemedicine technologies is becoming such an important area of activity for many federal medical organizations that it requires the allocation of additional material and human resources, changes in the structure and financial flows in these organizations. The paper analyzes both the external and internal environment of the NMICS functioning within the framework of their telemedicine consultations on the provision of specialized, including high-tech medical care.

Keywords: high-tech medical care, telemedicine technologies, telemedicine consultations, national medical research centers, compulsory medical insurance.

For citation: Chililov A.M., Kadyrov F.N., Olovyanny V.E., Kuznetsov A. V. The role of telemedicine consultations in improving the accessibility and quality of specialized, including high-tech medical care. Manager Zdravoohranenia. 2024. 12:121-130. DOI: 10.21045/1811-01852024-12-121-130

REFERENCES

1. Perkhov V.I., Kuraeva V.M., Kireev S.A., Baluev F.F. On the need to use teleconsultations in the organization of high-tech medical care // Doctor and information Technologies. 2010. - № 1. - P. 21-29.

2. Totskaya E.G., Pokrovskaya O.B. Telemedicine as mechanism of ensuring availability to high-tech medical services and innovations in health care // Politravma. 2013. - № 4. - P. 12-16.

3. Zaytseva N.A., Shiryaeva A.S. Telemedicine in the modern healthcare system. Bulletin of Medical Internet Conferences. Innovative medicine in Russia at the beginning of the XXI century, 2016. Volume 6. Issue 1; 58 s. Russian.

4. Kobyakova O.S., Starodubov V.I., Kadyrov F.N., Kurakova N.G., Chililov A.M. Telemedicine technologies: prospects and limitations // Doctor and Information Technologies, 2020. - No. 5. - P. 76-85.

5. Starodubov V.I., Tikhilov R.M., Chililov A.M., Kadyrov F.N., Zelenova O.V. On some economic aspects of providing high-tech medical care on the example of the profile "traumatology and orthopedics" // Manager Zdravoohranenia. 2024; 7, P. 114-122.

6. Starodubov V. I., Kadyrov F.N., Obukhova O.V., Mitroshin P.V., Chililov A.M., Kobyakova O.S. Payment methods for primary health care, specialized (including high-tech) medical care in the compulsory health insurance system: the logic of the most urgent changes in the tariff policy of 2023. Manager Zdravoohranenia. 2023; 6: P. 4-13. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-6-4-13

7. Lukina K.A., Zaytcev D.A., Garmaeva T.T., Mendeleeva L.P. Telemedicine as a tool for remote interaction with regional hospitals: 5-year experience of the National Research Center for Hematology // Medical doctor and information technologies, 2020. - № 4. DOI: 10.37690/1811-0193-2020-4-68-77.

8. Chililov A.M., Kadyrov, F.N. (2024). Economic and legal aspects of the development of work skills in the provision of medical care by means of telemedicine technology. Russian Journal of Labour Economics, 11(2), P. 231-242. https://doi.org/10.18334/et.11.2.120348

9. Chililov A.M., Kadyrov F.N., Mamaev M.G. Balancing the rights and obligations of medical staff and patients in the healthcare delivery via telemedicine // Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. - 2023. - Vol. 13. -N. 6. - P. 2041-2054. DOI: 10.18334/epp.13.6.117790

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Чилилов Абдула Магомедович - научный сотрудник ФГБУ «НМИЦ хирургии им. А. В. Вишневского» Минздрава России, г. Москва, Россия; ведущий научный сотрудник ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, г. Москва, Россия.

Abdula M. Chililov - Senior Researcher of the A.V. Vishnevsky National Medical Research Center of Surgery, Moscow, Russia; Leading researcher of the Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia. E-mail: [email protected].

Кадыров Фарит Накипович - советник директора ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, г. Москва, Россия.

Farit N. Kadyrov - Advisor to the Director of the Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health

of the Russian Federation, Moscow, Russia.

E-mail: [email protected].

Оловянный Владимир Евгеньевич - заместитель директора по организационно-методической работе ФГБУ «НМИЦ хирургии им. А. В. Вишневского» Минздрава России, г. Москва, Россия.

Vladimir E. Olovyanny - Deputy Director for Organizational and Methodological Workof the A. V. Vishnevsky National Medical Research Center of Surgery, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]

Кузнецов Андрей Владимирович - ведущий специалист организационно-методического отдела ФГБУ «НМИЦ хирургии им. А. В. Вишневского» Минздрава России, г. Москва, Россия.

Andrey V. Kuznetsov - leading specialist of the organizational and methodological department of the A. V. Vishnevsky National Medical Research Center of Surgery, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]

Менеджер / Manager №12

здравоохранения / Zdravoochranenia 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.