Научная статья на тему 'Роль технологических особенностей отраслей в формировании конкурентных отношений на рынках промежуточной продукции'

Роль технологических особенностей отраслей в формировании конкурентных отношений на рынках промежуточной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
306
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / РЫНОК ПРОМЕЖУТОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ / ВНУТРИОТРАСЛЕВЫЕ КОНКУРЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОНКУРЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РЫНОЧНЫЕ БАРЬЕРЫ / СУБЪЕКТИВНЫЕ И ОБЪЕКТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ / КОНЪЮНКТУРНЫЕ БАРЬЕРЫ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ / COMPETITION / MARKET FOR INTERMEDIATE PRODUCTS / INTER-INDUSTRY COMPETITIVE RELATIONS / INTRA-INDUSTRY COMPETITIVE RELATIONS / MARKET BARRIERS / SUBJECTIVE AND OBJECTIVE BARRIERS / ADMINISTRATIVE BARRIERS / TECHNOLOGICAL BARRIERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Искужина Гульназ Расиховна

В статье раскрываются особенности формирования конкурентных отношений на рынках промежуточной продукции. В качестве определяющей детерминанты эффективности внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции исследуются рыночные барьеры. Также в статье систематизируются существующие классификации рыночных барьеров; приводится авторская классификация барьеров входа/выхода из отрасли, в которой особая роль отводится технологическим особенностям производства отраслей, формирующих рынок промежуточной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of technological features of industries in formation of the competitive relations on the intermediate product markets

The article reveals the peculiarities of formation of the competitive relations in the markets for intermediate products. The market barriers are studied as defining determinants of the effectiveness of intra-industry and inter-industry competition. Also, the author systematizes the existing classifications of the market barriers and proposes an original classification of industry entrance/exit barriers, in which the special role is given to the technological features of industries’ production generating the intermediate product market.

Текст научной работы на тему «Роль технологических особенностей отраслей в формировании конкурентных отношений на рынках промежуточной продукции»

УДК 339.137.2 Искужина Гульназ Расиховна

старший преподаватель кафедры экономической теории Башкирского государственного аграрного университета [email protected]

РОЛЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТРАСЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РЫНКАХ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ

Iskuzhina Gulnaz Rasikhovna

Senior Lecturer of the Economic Theory Department, Bashkir State Agrarian University [email protected]

ROLE OF TECHNOLOGICAL FEATURES OF INDUSTRIES IN FORMATION OF THE COMPETITIVE RELATIONS ON THE INTERMEDIATE PRODUCT MARKETS

Аннотация:

В статье раскрываются особенности формирования конкурентных отношений на рынках промежуточной продукции. В качестве определяющей детерминанты эффективности внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции исследуются рыночные барьеры. Также в статье систематизируются существующие классификации рыночных барьеров; приводится авторская классификация барьеров входа/выхода из отрасли, в которой особая роль отводится технологическим особенностям производства отраслей, формирующих рынок промежуточной продукции.

Ключевые слова:

конкуренция, рынок промежуточной продукции, внутриотраслевые конкурентные отношения, межотраслевые конкурентные отношения, рыночные барьеры, субъективные и объективные барьеры, административные барьеры, конъюнктурные барьеры, технологические барьеры.

Summary:

The article reveals the peculiarities of formation of the competitive relations in the markets for intermediate products. The market barriers are studied as defining determinants of the effectiveness of intra-industry and inter-industry competition. Also, the author systematizes the existing classifications of the market barriers and proposes an original classification of industry entrance/exit barriers, in which the special role is given to the technological features of industries’ production generating the intermediate product market.

Keywords:

competition, market for intermediate products, interindustry competitive relations, intra-industry competitive relations, market barriers, subjective and objective barriers, administrative barriers, market barriers, technological barriers.

Одним из основных условий функционирования рыночной экономики, обеспечения необходимых предпосылок экономического роста является формирование развитой конкурентной среды. Однако научный анализ конкурентных отношений, как правило, сосредоточен на рассмотрении положительных и негативных сторон различных видов рыночных структур рынков конечной продукции. При этом анализу рынков промежуточной продукции, на наш взгляд, уделяется недостаточно внимания, в то время как рассматриваемые рынки обладают определенной спецификой, поскольку на них существенное влияние оказывают особенности проявления не только внутриотраслевой, но и межотраслевой конкуренции.

Действительно, вся продукция, производимая экономикой, делится на конечную и промежуточную. Конечная продукция (final goods) - это продукция, которая идет в конечное потребление любому макроэкономическому агенту и не предназначена для дальнейшей производственной переработки или перепродажи [1]. Промежуточная продукция (intermediate goods) направляется в дальнейший процесс производства (сырье, материалы, полуфабрикаты и т.д.). В связи с чем, на наш взгляд, исследуя конкуренцию на рынках промежуточной продукции, следует рассматривать три типа отношений, возникающих в процессе рыночного обмена:

1) внутриотраслевые конкурентные отношения (их можно назвать конкуренцией «по горизонтали»), возникающие:

- между покупателями, соперничающими друг с другом в стремлении приобрести товары и услуги по наиболее низким ценам в целях максимизации своего потребительского дохода;

- между продавцами, соперничающими друг с другом в стремлении максимизировать свою прибыль путем реализации товаров и услуг наиболее выгодным способом;

2) межотраслевые конкурентные отношения (конкуренция «по вертикали») - соперничество между продавцами и покупателями за получение максимальной прибыли за счет завоева-

ния наиболее выгодных сфер приложения капитала. Данный тип отношений характерен для рынков промежуточной продукции.

Следовательно, на рынках промежуточной продукции эффективность конкурентных отношений будет складываться из трех составляющих: во-первых, из эффективности конкуренции в отрасли, производящей промежуточную продукцию; во-вторых, из эффективности конкуренции в отрасли, производящей конечную продукцию; в-третьих, из эффективности межотраслевой конкуренции.

Степень эффективности конкуренции в отрасли, производящей промежуточную продукцию и в отрасли, производящей конечный продукт, обеспечивается условиями, определяющими возможность осуществления добровольного соперничества. Она оценивается на основе анализа строения или типа рыночной структуры этих отраслей. В то же время при оценке эффективности межотраслевой конкуренции также следует оценивать условия для осуществления соперничества, но не между субъектами отдельных отраслей, участвующих в межотраслевых взаимоотношениях, а между самими этими отраслями. Так, межотраслевую конкуренцию определяют как «экономическую борьбу на рынке между товаропроизводителями разных отраслей за получение максимальной прибыли за счет завоевания наиболее выгодных сфер приложения капитала» [2, с. 26]. Из приведенного высказывания следует, что субъектами конкуренции, или конкурентами, в данном случае выступают экономические агенты разных отраслей, а объектом конкуренции является наиболее выгодная сфера приложения капитала, под которой понимается отрасль, в которой обеспечивается максимальный доход на единицу вложенного капитала.

Основным показателем для сравнительной оценки доходности единицы вложенного капитала по отраслям является величина среднеотраслевой нормы прибыли. Так, согласно действию закона средней нормы прибыли «каждая единица усредненного рабочего времени создает равную величину прибавочной стоимости, независимо от сферы производства» [3, с. 119]. Следовательно, в случае эффективного функционирования механизма межотраслевой конкуренции уровень нормы отраслевой прибыли в различных отраслях примерно одинаков. В том же случае, если наблюдается значительная разница в величине данного показателя в разных отраслях, и она сохраняется в течение длительного периода времени, то следует сделать вывод о том, что механизм межотраслевой конкуренции функционирует неэффективно.

Таким образом, в случае несовершенства межотраслевой конкуренции, свободному переливу ресурсов из одной отрасли в другую мешают определенные барьеры, в результате чего в разных отраслях устанавливается различная норма доходности. Действительно, «механизм перераспределения ресурсов между отраслями под воздействием конкуренции может функционировать только при определенных условиях, среди которых важнейшим является рынок совершенной (свободной) конкуренции. Это обусловлено тем, что стихийный перелив ресурсов из отрасли с низкой доходностью их использования в высокодоходную отрасль возможен лишь при отсутствии барьеров, препятствующих такому переливу. Только в этом случае межотраслевая конкуренция может обеспечить распределение ограниченных ресурсов общества между различными сферами экономики в соответствии с объемом и структурой общественных потребностей в продукции» [4, с. 35].

Указанными барьерами, препятствующими переливу ресурсов из низкодоходных отраслей в высокодоходные, являются барьеры входа/выхода, присущие каждому конкретному отраслевому рынку, которые, в свою очередь, являются характеристиками их рыночных структур. Они представляют собой совокупность факторов, которые либо препятствуют фирме организовать прибыльное производство на рынке, либо препятствуют выйти с рынка без существенных потерь [5, с. 51]. Также в качестве барьера входа/выхода рассматривается степень открытости рынка для межрегиональной и международной торговли.

Барьеры входа на рынок подразделяют на структурные и поведенческие [6, с. 32] (таблица 1). К структурным относят барьеры, обусловленные особенностями отраслевого рынка: технологией производства, стартовыми и текущими затратами, зрелостью и развитостью рынка, объемом спроса, типом конкуренции. Поведенческие барьеры связывают с действиями субъектов рынка: сюда относят соглашения и согласованные действия, вертикальную и горизонтальную интеграцию, злоупотребления доминирующим положением и недобросовестную конкуренцию, криминальное воздействие на рынок.

Существует и иные классификации барьеров входа/выхода. Так, некоторые источники [7, с. 45-55; 8, с. 218-221] выделяют (таблица 2): стратегические барьеры, формирующиеся в результате определенного поведения фирм, и нестратегические (структурные), представляющие собой результат воздействия внешней среды (административные, социальные и экономические барьеры).

Таблица 1 - Структурные и поведенческие барьеры входа и выхода с рынка

Структурные Поведенческие

Экономические и организационные ограничения: - государственная политика в области инвестиций, кредитов, налогов, цен, тарифного и нетарифного регулирования и т.д.; - среднеотраслевая норма прибыли; - сроки окупаемости капитальных вложений; - неплатежи; - наличие или отсутствие эффективной поддержки предпринимательства, низкий (высокий) уровень арендной платы за производственные и офисные помещения и т.д. Административные ограничения

Барьеры, связанные с эффектом масштаба Стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов

Неразвитость рыночной инфраструктуры Влияние вертикального объединения действующих на рынке субъектов

Барьеры, основанные на абсолютном превосходстве в уровне затрат -

Экологические ограничения -

Ограничения по спросу: - высокая насыщенность рынка товарами; - низкая платежеспособность покупателей и т.д.

Барьеры капитальных затрат или объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на товарный рынок

Таблица 2 - Стратегические и нестратегические барьеры входа и выхода с рынка

Нестратегические (объективные) Стратегические

структурные конъюнктурные ценовые неценовые

1. Абсолютное преимущество в издержках 2. Экономия на масштабе 3. Высокий уровень капитальных затрат, необходимых для эффективного входа на рынок (стоимость нового строительства или реконструкции и технического перевооружения действующих мощностей, расходы на НИОКР, подготовка и найм персонала, организация сбытовой сети и т.д.) 4. Дифференциация товара 1. Насыщенность рынка товарами 2. Низкая платежеспособность покупателей 3. Сужение географических границ рынка 4. Расширение международных границ 1. Олигополистическое ценообразование 2. Скидки к цене 1. Дополнительные инвестиции в оборудование 2. Дифференциация товара

Некоторые авторы [9, с. 87] выделяют стратегические барьеры и барьеры чистого преимущества (таблица 3), обозначая чистым преимуществом факторы, дающие действующим на определенном рынке хозяйствующим субъектам конкурентное преимущество перед новыми компаниями, не обусловленное высшим уровнем эффективности или качеством товара.

Таблица 3 - Барьеры чистого преимущества и стратегические барьеры входа и выхода с рынка_________________________________________________

Барьеры чистого преимущества Стратегические

Административные (лицензирование деятельности предприятий, экологические нормы, процедура отвода земельных участков под промышленное строительство и предоставление служебных помещений и т.д.) Преимущество первого шага и невосполнимые затраты

Тарифы, квоты, дотации Экономия на масштабе

Потребности финансирования Монопольно низкое ценообразование

Состояние рыночной инфраструктуры (транспортные пути, складская сеть) Использование имеющейся рыночной власти (силы) в антиконкурентных целях

Деятельность коррумпированных и криминальных структур Антиконкурентное поведение: - наличие доминирующего положения; - вертикальные ограничения; - эксклюзивный контракт; - горизонтальные соглашения

На наш взгляд, барьеры целесообразно классифицировать на объективные - внешние факторы, которые не связаны с поведением конкретных хозяйствующих субъектов на отраслевом рынке, и субъективные - зависящие от поведения отдельных рыночных агентов. При этом объективные барьеры можно разделить на конъюнктурные - барьеры, обусловленные конъюнктурой рынка, административные - установленные государством и технологические -обусловленные технологией производства. Таким образом, на наш взгляд, классификацию барьеров можно представить следующим образом (таблица 4).

Особенное значение технологические барьеры приобретают при анализе рынков промежуточной продукции, так как они предполагают участие в конкурентном процессе субъектов разнородных отраслей, технология производства в которых может значительно отличаться друг от друга.

Таблица 4 - Систематизация барьеров входа и выхода с рынка

Барьеры входа/выхода

Объективные субъективные

технологические административные конъюнктурные

- экономия на масштабе; - абсолютное преимущество в издержках; - высокий уровень капитальных затрат, необходимых для эффективного входа на рынок - государственная политика в области инвестиций, кредитов, налогов, цен, тарифного и нетарифного регулирования и т.д.; - тарифы, квоты, дотации; - наличие или отсутствие эффективной поддержки предпринимательства; - деятельность коррумпированных структур - неразвитость рыночной инфраструктуры; - насыщенность рынка товарами; - низкая платежеспособность покупателей; - сужение географических границ рынка; - расширение международных границ - монопольно низкое ценообразование; - использование имеющейся рыночной власти (силы) в антиконкурентных целях; - наличие доминирующего положения; - вертикальные ограничения; - эксклюзивный контракт; - горизонтальные соглашения; - дополнительные инвестиции в оборудование; - дифференциация товара; - стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов; - деятельность криминальных структур

Административные, конъюнктурные и субъективные (поведенческие) барьеры могут быть устранены с помощью мер антимонопольной и экономической политики государства. Неустранимыми, на наш взгляд, являются лишь технологические барьеры, поскольку соответствующие особенности производства (описываемые производственной функцией) могут измениться только при существенном изменении уровня применяемых в производстве технологий, которые влекут за собой изменение и самой функции производства. Действительно, для того, чтобы межотраслевая конкуренция была эффективной, производственные функции отраслей, вовлеченных в межотраслевые конкурентные отношения должны быть схожи. В этом случае, органическое строение капитала (отношение величины постоянного капитала к переменному) предприятий-конкурентов, участвующих в межотраслевых конкурентных отношениях, также будет похожим. В том же случае, если органическое строение капитала будет различным, эффективность межотраслевой конкуренции будет недостижима без применения мер административного характера, направленных на «искусственное» выравнивание (и уравнивание) нормы прибыли в этих отраслях.

Таким образом, эффективность функционирования конкурентных отношений на рынках промежуточной продукции зависит от нескольких факторов: от строения рынка промежуточной продукции; от строения рынка конечного продукта и от высоты барьеров технологического, экономического и административного характеров, влияющих на эффективность межотраслевой конкуренции. При этом, на наш взгляд, технологические, по сравнению с другими группами барьеров, имеют определяющее значение для формирования конкурентной среды, поскольку носят неустранимый характер.

Ссылки:

1. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику: учеб. пособие // Высшая школа экономики. 5-е изд., испр. М., 2007. иР1_: Ь|Нр://финансовая-биржа.рф/исЬ|еЬп1к-такгоекопот1ка/ме<^ете-такгоекопот1ки-та^ееуа.Мт! (дата обращения: 18.06.2013).

2. Экономическая теория: микро- и макроэкономика / под ред. А.М. Гатауллина. М., 2007. 432 с.

3. История экономических учений / под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. М., 2006. 784 с.

4. Гайсин Р.С. Механизм формирования и развития конъюнктуры рынка продовольствия (Вопросы теории и методологии). М., 1998. 128 с.

5. Джуха В.М., Курицын А.В., Штапова И.С. Экономика отраслевых рынков: учеб. пособие. Ростов н/Д., 2010. 253 с.

6. Конкуренция и антимонопольное регулирование: учеб. пособие для вузов / С.Б. Авдашева, В.А. Аронин,

И.К. Ахлопов и другие; под ред. А.Г. Цыганова. М., 1999. 368 с.

7. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков: учеб. М., 1998. 320 с.

8. Вурос А., Розанова Н. Экономика отраслевых рынков. М., 2000. 253 с.

9. Князева И.В. Антимонопольная политика в России. М., 2007. 493 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.