ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
С. Н. ЛЯПУСТИН, Н. С. БАРЕЙ
Роль таможенных органов в контроле за незаконным перемещением товаров, наносящих ущерб окружающей среде
В статье определено значение таможенных органов в обеспечении выполнения Российской Федерацией международных обязательств в экологической сфере и сфере общественной безопасности. Обозначены основные проблемы предупреждения, выявления и пресечения фактов незаконного перемещения через таможенную границу товаров, наносящих ущерб окружающей среде. Предлагаются пути совершенствования законодательства в области усиления контроля за оборотом товаров, наносящих ущерб окружающей среде.
Ключевые слова: таможня, борьба с контрабандой, озоноразрушающие вещества, химические средства защиты растений, опасные отходы.
S. N. Lyapustin, N. S. Barey
Customs Authorities' Role in Controlling Illegal Movement of Goods
Causing Damage to the Environment
The paper determines the role of customs authorities that promote compliance of the Russian Federation with the international obligations in ecology and public security. The authors identify the key problems of prevention, detection and suppression of illegal cross-border movement of goods causing damage to the environment, as well as propose the ways for updating legislation in the area of strengthening control over turnover of goods causing damage to the environment.
Keywords: customs, anti-smuggling activities, ozone depleting substances.
В последние годы весьма актуальной становится проблема охраны окружающей среды при осуществлении трансграничных
ЛЯПУСТИН Сергей Николаевич — кандидат исторических наук, доцент, и. о. заведующего кафедрой таможенного дела. Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток ул. Стрелковая, 16в. [email protected].
БАРЕЙ Наталья Сергеевна — кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин. Дальневосточный государственный университет путей сообщения. Социально-гуманитарный институт. 680021, г. Хабаровск, ул. Серышева, 47. [email protected].
© Ляпустин С. Н., Барей Н. С., 2016
УДК 343.378 ББК 67
перевозок различных категорий товаров. Статья 20 Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) разрешает национальным правительствам предпринимать меры, направленные на защиту жизни и здоровья людей, растений или животных1. Несомненно, существует взаимосвязь между правилами Всемирной торговой организации (ВТО) и конкретными обязательствами стран в сфере торговли, которые оговариваются в международных соглашениях по защите окружающей среды. В настоящее время насчитывается около 200 международных документов, и в более 20 из них содержатся позиции, регламентирующие деятельность ВТО в этой области (в том числе Венская конвенция об охране озонового слоя, Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов, Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях, и др.).
В соответствии с международными договорами и законодательством Российской Федерации в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС), способных нанести ущерб жизни и здоровью человека, животных и растений, окружающей природной среде, а также интересам потребителей товаров и др., на таможенные органы страны возлагаются обязанности по соблюдению установленных запретов и ограничений в части, касающейся таможенного дела. Одним из направлений обеспечения таможенными органами России выполнения международных обязательств является работа по пресечению незаконного оборота озоноразрушающих веществ (ОРВ).
Единым перечнем товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в торговле с третьими странами, установлены два списка, включающих шесть групп ОРВ, запрещенных к ввозу на территорию Таможенного союза и вывозу с таможенной территории Таможенного союза. Таможенные органы России в соответствии с международными обязательствами осуществляют контроль и мониторинг в области предотвращения незаконного перемещения ОРВ. За эти и иные действия по пресечению контрабанды ОРВ в 2013 г. ФТС России была награждена Медалью Почета, учрежденной Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) в знак признания заслуг в деле защиты озонового слоя Земли, и Почетной грамотой, учрежденной Венской конвенцией об охране озонового слоя и ее Монреальским протоколом, ЮНЕП и Всемирной таможенной организацией.
В мае 2013 г. в столице Боснии и Герцеговины Сараево прошла встреча, организованная Региональной озоновой сетью Европы и Центральной
1 Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) от 30 октября 1947 г. URL: http://base.garant.ru/2560614 (дата обращения 03.04.2016).
Азии (ЕЦА) в рамках программы ООН по окружающей среде, посвященная региональному сотрудничеству таможенных и правоохранительных служб, на которой вручались премии за защиту озонового слоя. В мероприятии приняли участие озоновые уполномоченные и представители таможенных и правоохранительных органов из 12 стран ЕЦА и 7 стран с переходной экономикой. Таможенную службу Российской Федерации представляла Елена Морозова, начальник отдела торговых ограничений и экспортного контроля Находкинской таможни, которой были вручены медаль и сертификат за защиту озонового слоя.
С целью контроля над перемещением ОРВ в 2012 г. правительство РФ приняло постановление № 687 «Об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, в которых допускается прибытие на территорию Российской Федерации озоноразрушающих веществ». Постановлением определены автомобильные, железнодорожные и морские пункты пропуска, в которых допускается прибытие на территорию Российской Федерации ОРВ. Вместе с тем таможенные органы неоднократно выявляли попытки незаконного ввоза запрещенных ОРВ на территорию России через другие пункты пропуска как на Дальнем Востоке России, так и в западных регионах страны. Так, в 2013 г. в порт Восточный из Китайской Народной Республики в адрес новосибирской фирмы был ввезен контейнер с различными марками хладона, относящегося к ОРВ и ограниченного к ввозу на территорию РФ. По факту представления недостоверных сведений о товаре, которые повлекли несоблюдение ограничений при ввозе товара, в отношении фирмы из Новосибирска было возбуждено дело об административном правонарушении.
Каковы же способы и методы незаконного перемещения ОРВ, к которым прибегают недобросовестные участники внешнеэкономической деятельности? Как правило, это недостоверное декларирование либо декларирование не своим наименованием ОРВ путем заявления в декларации сведений о продукции, в отношении которой не установлены запреты и ограничения, и неверного указания в декларации на товары кода ТН ВЭД. Учитывая опасность противозаконного трансграничного оборота ОРВ, еще в 2013 г. Минприроды России выступило с законодательной инициативой о введении уголовной ответственности за их нелегальный ввоз на территорию страны и запрет на ввоз оборудования, содержащего ги-дрохлорфторуглероды, на территорию стран Таможенного союза2.
2 Совещание в Минприроды России по предотвращению контрабанды озоноразрушаю-щих веществ и снижению их выбросов и утечек // ЮНИДО в России (Вестник Центра ООН по промышленному развитию). 2013. № 10 (март). С. 12-15. URL: http://www.unido-russia.ru/ pdf/unido10.pdf (дата обращения 06.04.2016).
Значительную опасность для окружающей среды представляет торговля контрабандно перемещаемыми через таможенную границу средствами защиты растений, либо товарами растительного происхождения, обработанными средствами защиты растений, запрещенными к обороту и подпадающими под действие Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях. Согласно положениям Стокгольмской конвенции, запрещены к использованию следующие вещества - альдрин, хлор-дан, дильдрин, эндрин, гептахлор, гексахлорбензол, мирекс, токсафен, полихлорированные дифенилы (ПХД). Таможенным законодательством Евразийского экономического союза установлен запрет на ввоз десяти различных видов средств защиты растений. Вместе с тем на российско-китайском направлении нередки случаи их перемещения с сокрытием от таможенного контроля, либо путем недекларирования. Факт их перемещения устанавливается лишь в процессе таможенного досмотра иных товаров, при срабатывания профиля риска.
Регулярно на территории Российской Федерации сотрудниками пограничных управлений ФСБ России по Приморскому, Хабаровскому краям, Еврейской АО, Амурской области совместно с территориальными управлениями Россельхознадзора выявляются факты оборота китайских пестицидов, запрещенных к применению и незаконно ввезенных на территорию РФ. Осенью 2012 г. сотрудниками Погрануправления ФСБ России по Приморскому краю и Управления Россельхознадзора по Приморскому краю только в Ханкайском районе были обнаружены и изъяты более 2,4 тыс. л пестицидов производства КНР, запрещенных к обороту на территории РФ. В мае 2013 г. в ходе проверки, проведенной совместно ФСБ России по Приморскому краю и Управлением Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области, неподалеку от с. Ляличи Михайловского района специалисты обнаружили 120 кг запрещенных пестицидов китайского производства. Весной 2015 г. Пограничным управлением ФСБ России по Приморскому краю совместно с Управлением Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области вновь была выявлена нелегальная партия китайских пестицидов, запрещенных к применению на территории России.
Приведенные факты свидетельствуют о том, что значительное количество опасных пестицидов, поступающих из КНР на внутренний рынок РФ, не выявляется при таможенном досмотре и перемещается под видом и вместе с товарами, не подпадающими под профили риска. Как правило, незаконный ввоз запрещенных средств защиты растений осуществляется путем сокрытия от таможенного контроля, либо путем декларирования под видом товаров прикрытия. Например, 7 августа 2014 г. на таможенном посту ДАПП «Полтавка» Уссурийской таможни в ходе проведения
таможенного контроля транспортного средства было выявлено при попытке незаконного ввоза более 10 кг химического вещества, предназначенного для ухода за сельскохозяйственными культурами. По данным Дальневосточной оперативной таможни, нередко через таможенную границу перемещаются средства защиты растений неустановленного состава, представляющие опасность для здоровья человека. В этих условиях возрастает значимость проводимых силами правоохранительных подразделений таможенных органов мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению контрабанды запрещенных к применению средств химической защиты растений.
Государствами - членами Евразийского экономического союза установлены запреты и ограничения ввоза на таможенную территорию более 148 видов опасных отходов различного происхождения. В настоящее время на таможенные органы России возлагаются функции по обеспечению контроля над соблюдением индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими трансграничные перевозки, требований к перевозке опасных отходов, правил, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и положениями Базельской конвенции, в части, касающейся таможенного дела. Таможенные органы периодически выявляют факты незаконного ввоза в Российскую Федерацию радиоактивных, токсичных, химических и иных опасных для окружающей природной среды и здоровья населения отходов. Заметим, что в последние годы фактов незаконного перемещения через таможенную границу опасных отходов не выявлялось, однако дальневосточные таможенники ежемесячно сталкиваются с попытками перемещения через таможенную границу товаров с повышенным радиационным фоном, оборот которых на территории России может нанести ущерб окружающей среде. От эффективной и качественной работы должностных лиц таможенных органов РФ, их высокой профессиональной подготовки и неукоснительного выполнения возложенных задач зависит исключение возможности незаконного трансграничного оборота опасных и других отходов, имеющего цель нелегального сброса, захоронения и т. п. на территории Российской Федерации, государств - участников ЕАЭС, государств - участников Базельской конвенции, в водах Мирового океана.
Вместе с тем на пути предупреждения, выявления и пресечения фактов незаконного перемещения через таможенную границу товаров, наносящих ущерб окружающей среде, имеется ряд проблем, среди которых необходимо выделить следующие.
Во-первых, ежегодное появление в сопредельных государствах новых химических средств защиты растений, бесконтрольное применение которых представляет опасность для окружающей среды и для здоровья
человека. Как выше упоминалось, таможенные органы систематически сталкиваются с попытками ввоза на территорию России из Китая средств защиты растений неустановленного состава, в том числе наносящих ущерб здоровью человека. Однако в списках товаров, запрещенных либо ограниченных к ввозу на территорию РФ, они не значатся. Отсутствие возможности оперативно реагировать на ввоз подобных веществ и учитывать их негативное воздействие на окружающую среду не позволяет своевременно принимать меры юридической ответственности в отношении лиц, осуществляющих их ввоз с нарушением установленного порядка перемещения товаров через таможенную границу.
Во-вторых, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) не предусматривает привлечение к административной ответственности за незаконный оборот и ввоз на территорию РФ товаров, представляющих опасность для окружающей среды и для здоровья человека. Так, например, в гл. 6 КоАП РФ имеется шесть статей, предусматривающих ответственность за незаконный оборот, приобретение, хранение, перевозку, пропаганду, нарушение правил оборота и т. п. наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества. КоАП РФ предусматривает привлечение к ответственности лиц за нарушение порядка ввоза на территорию Российской Федерации и в свободные от карантинных объектов зоны, вывоза с территории Российской Федерации и из карантинных фитосанитарных зон подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза).
В гл. 8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, а также за нарушение правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами. Однако мер ответственности за незаконный оборот и ввоз на территорию РФ товаров, представляющих опасность для окружающей среды и для здоровья человека, не предусмотрено.
Статья 16.3 КоАП РФ предусматривает привлечение к ответственности за несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, но как быть с товарами, представляющими опасность для окружающей среды и для здоровья человека, но не включенными в списки запрещенных, либо ограниченных к ввозу?
Каковы же пути решения указанных проблем? Несомненно, это:
- совершенствование национального законодательства, предусматривающего конкретные меры юридической ответственности за контрабанду товаров, способных нанести ущерб окружающей природной среде, в данном случае речь идет о контрабанде озоноразрушающих веществ, средств химической защиты, запрещенных к обороту на территории России, и опасных отходов;
- правовое решение вопросов определения полномочий таможенных органов на данном направлении;
- повышение эффективности мер, принимаемых таможенными органами в области контроля по всей цепи поставок товаров, способных нанести ущерб окружающей природной среде (в рамках применения системы управления рисками), а также проводимых оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление каналов контрабанды и пресечение противоправной деятельности лиц, специализирующихся на контрабанде указанных товаров;
- тесное взаимодействие таможенных органов с иными правоохранительными органами в деле выявления и пресечения контрабанды и расширение сотрудничества таможенных, правоохранительных и природоохранных органов сопредельных государств в деле выполнения требований Венской конвенции об охране озонового слоя, Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов, Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях. Особое внимание следует уделить вопросам взаимодействия таможенных органов региона с пограничными управлениями ФСБ России по Приморскому, Хабаровскому краям, Еврейской АО, Амурской области и территориальными управлениями Россельхознадзора, имеющими опыт ежегодного выявления и пресечения применения запрещенных на территории Российской Федерации пестицидов, гербицидов и иных агрохимикатов китайского происхождения.