Научная статья на тему 'Роль таможенного регулирования в функционировании социально-экономических подсистем'

Роль таможенного регулирования в функционировании социально-экономических подсистем Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
400
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОДСИСТЕМЫ / CUSTOMS REGULATION / SOCIAL AND ECONOMIC SUB-SYSTEMS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Рожкова Юлия Владимировна

В статье теоретически обоснованы перспективы развития региональных социально-экономических подсистем во взаимодействии с таможенными органами. Выделены основные подсистемы (эколого-географическая, социальная, экономическая, финансовая) и определены основные функции таможенных органов, оказывающие влияние на развитие указанных подсистем региональной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF CUSTOMS REGULATION IN THE FUNCTIONING OF SOCIO-ECONOMIC SUB-SYSTEMS

The prospects of regional social and economic sub-systems development and their interaction with customs bodies are theoretically substantiated in the article. The major sub-systems (ecological-geographic, social, economical, financial) have been distinguished and the main functions of the customs bodies, influencing the development of the above sub-systems in the region, have been determined.

Текст научной работы на тему «Роль таможенного регулирования в функционировании социально-экономических подсистем»

Роль таможенного регулирования в функционировании социально-экономических подсистем

Ю.В. Рожкова, к.э.н., Оренбургский ГУ

Разумное взаимодействие рыночных сил и государственного регулирования — это решающее условие эффективного экономического роста и развития национальной экономики. Рыночные силы участвуют в поддержании равновесия процесса экономического роста. Однако государство со своей стороны должно систематически вмешиваться в действие рыночного механизма, добиваясь оптимального решения возникающих проблем и достижения нужных результатов в развитии национальной экономики.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации (РФ), Таможенным кодексом Таможенного союза, Федеральным законом № 164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», Федеральным законом № 311 « О таможенном регулировании в Российской Федерации» и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ посредством:

1) таможенно-тарифного регулирования (метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путём применения ввозных и вывозных таможенных пошлин);

2) нетарифного регулирования (метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путём введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера);

3) запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

4) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности [1].

Представление региона в качестве социальноэкономической территориальной системы сложилось в отечественной науке ещё в советские годы. При этом, как правило, акцент в определении делался на «совокупность различных видов производительных сил и производственных отношений» [2]. В теории региональной экономики советского периода, несмотря на различия в определении понятий, синонимичных понятию «регион», общим являлось наличие трёх его признаков: территории, специализации и экономических связей.

Сама региональная система как целостное образование может быть разбита на несколько основных взаимосвязанных подсистем (рис. 1): эколого-географическую (природные условия и ресурсы), социальную (население), производственную (промышленность, сельское хозяйство), финансовую (налоговая, таможенная).

При этом нами, вслед за основателями отечественной школы системного анализа, применяется т.н. функциональный тип расчленения исследуемого объекта. Основой для такого структурирования является набор функций, выполняемых каждой структурной составляющей региональной системы. Это позволяет назвать нам каждую из таких составляющих не частью, а подсистемой региональной системы. Главным в таком случае является определение основного

Рис. 1 - Взаимодействие подсистем региональной системы (авторская интерпретация)

набора функций, выполняемых каждой подсистемой [3].

Функционирование каждой из этих подсистем делает возможным существование региональной системы как единого целого.

Так, эколого-географическая подсистема определяет объективную дифференциацию территории страны по обеспеченности ресурсами и их разнообразию [4].

Характеристика эколого-географической подсистемы региона включает в себя блок показателей, по сути определяющих объективную основу его развития, территориальную данность, на базе которой происходило формирование остальных подсистем региональной системы. К числу подобных показателей можно отнести площадь региона, конфигурацию его территории, удалённость от внешних границ страны, его природноресурсный потенциал и т.д. Эколого-географи-ческая подсистема служит материально-вещественной базой развития экономики региона. Данная подсистема выполняет функции: формирования здорового кадрового потенциала региона; воздействия на формирование отраслевой структуры; размещения производственных сил.

Экологическая составляющая этой подсистемы в основном определяется показателями состояния окружающей среды. Складывающаяся геополитическая обстановка и глобализация проблем охраны окружающей среды отчётливо обозначили тенденцию к интеграции государств в обеспечении экологической безопасности. В интеграции участвуют не только специально созданные разветвлённые природоохранные структуры, но и таможенные органы.

В практической деятельности Федеральная таможенная служба (ФТС) России и её территориальные подразделения чаще всего взаимодействуют с теми структурами, на которые возложено осуществление государственного контроля за перемещением через государственную границу РФ товаров, грузов и иной продукции, животных и растений. Координация и взаимодействие таможенных органов РФ с различными подразделениями и службами, а также другими правоохранительными органами осуществляется на основе принципов рациональности, надёжности, непрерывности и оперативности (системные принципы) [5].

Очевидно, что в данной подсистеме таможенные органы реализуют правоохранительную функцию и функцию таможенного контроля.

Влияние природно-ресурсного потенциала на структуру экономической подсистемы изменяется пропорционально его значению для отраслей экономики региона. При преобладании добывающих отраслей его роль является определяющей, по мере повышения степени обработки сырья она постепенно начинает снижаться.

Социальная подсистема представляет собой интенсивно меняющуюся и чутко реагирующую на внешние воздействия часть региональной системы. Блок показателей, характеризующих эту подсистему, включает следующий набор характеристик: численность населения и её динамику, интенсивность отдельных демографических процессов, расселение, урбанизацию, миграцию, национально-религиозный состав населения, его социальный состав и др. Все они позволяют определить вклад социальной подсистемы в развитие региона в целом. Социальная подсистема, возрождая духовное развитие населения, является вспомогательной подсистемой для развития экономики региона. Задачами социальной подсистемы являются: обеспечение нормальных условий жизнедеятельности населения, воспитание и обучение подрастающего поколения, охрана здоровья и др.

В условиях прозрачных границ остро встала проблема их безопасности, поскольку трансграничные перемещения из страны в страну социальных патологий (нелегальные миграции, наркоторговля, контрабанда, другие проявления криминала) в последние годы значительно выросли в масштабах. Соответственно только объединение усилий всех правоохранительных органов, тесное сотрудничество таможенных служб России и сопредельных ей государств позволят поставить действительный заслон росту преступлений.

Оренбургская область является одним из основных торговых и транспортных коридоров на юго-восточном направлении и по праву может претендовать на роль интеграционной составляющей СНГ в установлении новых моделей отношений России с государствами Средней и Центральной Азии. Оренбуржье по приёму мигрантов стоит на 5-м месте в России. Оренбургская область даже при недостаточном финансовом обеспечении довольно эффективно исполняет барьерную функцию охраны государственной границы, сдерживая проникновение в Россию из азиатских государств контрабанды наркотических средств. Совместными усилиями таможенных, пограничных, правоохранительных органов в 2011 г. было выявлено и выведено из незаконного оборота более 3 т наркотических средств.

Можно сделать вывод, что в данном случае таможенные органы реализуют функции — правоохранительную и контрольную.

Экономическая подсистема представляет собой совокупность предприятий различных отраслей и связей между ними. Основной её функцией является формирование и увеличение экономического потенциала региональной системы [4]. Также экономическая подсистема трансформируется в решающее средство удо-

Рис. 2 - Основные подсистемы региональной системы во взаимодействии с таможенными органами

влетворения потребностей населения. Поскольку потребление является непрерывным, то и производственный процесс постоянно возобновляется. Регион, выполняя функции хозяйственной системы, представляет собой совокупность различных отраслей хозяйств, расположенных на данной территории. Производственная подсистема охватывает производство, распределение, перераспределение, обмен и потребление материальных благ и услуг.

В качестве экономической подсистемы региона рассматривается совокупность взаимосвязанных между собой предприятий отраслей материального производства. Роль этой подсистемы для развития региона можно оценить двояко. С одной стороны, она представляет собой производственную базу региона, которая обеспечивает его устойчивое развитие, а с другой стороны,

кризисные явления, затронувшие именно эту подсистему, могут привести к системному кризису в регионе в целом [4].

Существенное значение экономической подсистемы в развитии региона подчеркивалось во многих исследованиях, начиная с работ классиков экономической теории. В советские годы отечественными исследователями активно разрабатывалась концепция, выражающая приоритетную роль материального производства над остальными подсистемами страны и региона [2].

В общем случае экономическую подсистему можно разбить на такие части, как промышленность, сельское хозяйство, инвестиционный комплекс, транспорт и иные отрасли инфраструктуры. Промышленность выступает основой в производственной подсистеме региона. От-

раслевая структура промышленности России в целом отличается повышенной долей отраслей добывающей промышленности, первичной обработки сырья и материалов. Региональные различия в отраслевой структуре промышленности, в свою очередь, обусловлены рядом факторов. К ним относятся неравномерность размещения природно-сырьевой базы и системы расселения населения, исторические факторы, концентрация научных учреждений, длительная специализация ряда регионов на выпуске определённого вида промышленной продукции.

Обзор научной литературы позволил определить основные системные таможенные функции, выявить взаимосвязи между основными подсистемами региональной системы и таможенными органами [3, 4, 6].

При этом разделении нами применяется функциональный тип структурирования исследуемого объекта. Основой для такого структурирования является набор функций, выполняемых каждой структурной составляющей региональной системы, что позволяет назвать каждую из таких составляющих не частью, а подсистемой региональной системы. Функционирование этих подсистем делает возможным существование региональной системы как единого целого.

По нашему мнению, таможенные органы являются не только контролирующим и правоохранительным органом, но и способствуют развитию эколого-географической, социальной, экономической и финансовой подсистем, реализуя свои системные функции. Эффективная система таможенного регулирования (предоставление льгот, преференций) способствует развитию отдельных отраслей, околотаможенной инфраструктуры, что в конечном итоге положительно сказывается на социально-экономическом развитии региона.

Литература

1. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: Федер. закон от 08.12. 30 № 164-ФЗ // КонсультантПлюс: справочная правовая система / разраб. НПО «Вычисл. математика и информатика». М.: КонсультантПлюс, 1997-2012. // ІЖІ,: http://www.consultant.ru.

2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учеб. для студентов вузов. 5-е изд. М.: ГУ ВШЭ, 2006. 496 с. Предм. указ.: С. 477-493. КВМ 5-7598-0378-6.

3. Макрусев В.В. Основы системного анализа: учебник. Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования, Рос. таможенная академия. 2-е изд., доп. М. : РИО РТА, 2006. 576 с. Библиогр.: С, 565-567. КВМ 5-9590-0050-4.

4. Региональная экономика: учебник / под ред. В.И. Видяпи-на, М.В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2011. 666 с. (Высшее образование). КВМ 978-5-16-003459-1.

5. О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федер. закон от 27.11.10 № ЗП-ФЗ // КонсультантПлюс: справочная правовая система / разраб. НПО «Вычисл. математика и информатика». М.: КонсультантПлюс, 1997-2012. // ІЖІ.: http://www.consultant.ru.

6. Макрусев В.В., Пауков А.А., Истомин А.Г. Системный анализ и управление: учеб. пособие. М.: РИО РТА, 2004. 132 с. Библиогр.: С, 126-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.