ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТНЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ
УДК 351.71; 338.244.45
Ключевые слова:
таможенный контроль после выпуска товаров, федеральный бюджет, таможенная проверка, таможенные платежи, сбалансированная экономика
Г. И. Немирова, д. э. н.,
доцент, проф. кафедры таможенных операций и таможенного контроля Российской таможенной академии (e-mail: [email protected])
Д. Ю. Лазарев,
студент факультета таможенного дела Российской таможенной академии (e-mail: [email protected])
Роль таможенного контроля после выпуска товаров в формировании доходов федерального бюджета
Важной стратегической задачей России в условиях кризисной и посткризисной экономики выступает создание механизма стимулирования развития конкурентоспособной национальной экономики, которое может быть обеспечено посредством сбалансированного развития всех ее отраслей и сфер деятельности. В свою очередь сбалансированное развитие экономики и решение на этой основе социально-экономических проблем осуществляется при наличии финансовых ресурсов, достаточных для выполнения государственных и региональных задач.
Одним из важных источников развития экономики Российской Федерации выступают таможенные платежи, доля которых в федеральном бюджете имеет динамичную тенденцию к росту и к 2015 г. составила 52 %. Роль таможенных платежей особенно возрастает в условиях кризисной и посткризисной экономики. Данный аспект актуализирует исследования в области изыскания направлений более полного аккумулирования таможенных платежей в доход бюджета.
функции таможенных платежей
Таможенные платежи в развитии государства выполняют несколько важных функций. С одной стороны, они служат стабильным источником пополнения доходов бюджета, с другой — инструментом стимулирования внешнеэкономической деятельности и регулирования баланса в национальной экономике, с третьей — индикатором развития национальной экономики и ее интеграции в глобальную экономическую систему.
Одним из основных направлений деятельности Федеральной таможенной службы России выступает обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных платежей: таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов. От обеспечения своевременности и полноты уплаты таможенных платежей зависит исполнение доходной части федерального бюджета. Создание Единого экономического пространства, вступление России во Всемирную торговую организацию, а также общемировые тенденции (кризисные явления
и обострение политической ситуации) оказывают существенное влияние на развитие экономики страны.
Анализ формирования доходов федерального бюджета с 2003 г., т. е. за последние десять лет, позволил выявить динамичную тенденцию роста уплаты как общей суммы таможенных платежей, так и платежей, произведенных при совершении импортных и экспортных операций (рис. 1). При этом объем платежей, уплаченных при экспорте товаров, превышает объем платежей, уплаченных при импорте.
Рисунок 1
Динамика объема таможенных платежей, уплаченных в федеральный бюджет Российской Федерации
Млрд руб.
9000 8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0
y = 980,05е0Д958х y
R2 = 0,8687/
y = 493,35ea2194x —*
R2 = 0,8057 \
-'X \ T
....... 475,11е0д614х
R2 = 0,8957
»- Объем таможенных платежей
■ - Платежи от импорта
Платежи от экспорта
Экспоненциальная
(Объем таможенных платежей)
_ Экспоненциальная (Платежи от импорта)
_ Экспоненциальная (Платежи от экспорта)
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Источник: составлено авторами на основе данных федерального бюджета. Официальный сайг Министерства финансов Российской Федерации (http://info.minfin.ru/fbdohod.php) и на основе данных ежегодного статистического сборника «Таможенная служба Российской Федерации» в 2011 г., 2012 г., 2013 г., 2014 г (http://www.customs.ru/index. php?option=com_content&view=article&id=7995&Itemid=1845).
Важным инструментом управления формированием таможенных платежей при этом выступает таможенная проверка. Деятельность Федеральной таможенной службы России в последние годы направлена на смещение акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров и создание условий для исключения различных схем уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы1.
таможенный контроль после выпуска товаров -
инструмент управления формированием таможенных платежей
Согласно Таможенному кодексу Таможенного союза и Федеральному закону № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации», субъектами таможенного контроля после выпуска товаров выступают таможенные органы, а объектами таможенного контроля — правоотношения, возникающие в сфере таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза. Таможенный контроль базируется на принципах законности, объективности, выборочности и независимости.
Значимость таможенного контроля после выпуска товаров как инструмента регулирования развития экономики Российской Федерации характеризуют показатели федерального бюджета в части его наполнения доначисленными и взысканными таможенными платежами, штрафами по результатам проведения таможенных проверок.
1 Концепция развития таможенного контроля после выпуска товаров до 2016 года / ФТС России (http://
customs. ru:8111/index.php?option=com_content&view=article&id=17077:----2016-&catid=40:2011-01-24-15-
02-45&Itemid=2055).
В 2011-2014 гг. подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров Федеральной таможенной службы (ФТС России) проведено 28 372 проверочных мероприятия в отношении юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Анализ распределения проверочных мероприятий и их результатов представлен в табл. 1.
Таблица 1
Распределение проверочных мероприятий по Российской Федерации за 2011-2014 гг.
Годы Количество проверочных мероприятий, ед. Количество таможенных проверок, ед. Доля таможенных проверок в общем объеме проверочных мероприятий, % Доля результативных таможенных проверок, %
2011 8819 5247 59,50 53
2012 6329 4898 77,39 66
2013 6540 4498 68,78 75
2014 6684 4230 63,29 83
Итого 28 372 18 873 66,52
Источник: составлено авторами на основе ежегодного статистического сборника «Таможенная служба Российской Федерации» в 2011 г., 2012 г., 2013 г., 2014 г. (http://www.customs.ru/index.php?option=com_content& view=article&id=7995&Itemid=1845).
В результате анализа деятельности ФТС России, согласно данным табл. 1, сделаны следующие выводы:
— за анализируемый период наблюдается отрицательная динамика количества проверочных мероприятий, в т. ч. количества таможенных проверок;
— основной формой проверочных мероприятий выступили таможенные проверки, доля которых в общем количестве проверочных мероприятий в среднем составила 66,52 %;
— в 2011 г. доля результативных таможенных проверок составляла лишь 53 %. Благодаря повышению эффективности таможенного контроля после выпуска товаров данный показатель с 2011 по 2014 г. увеличился на 30 %.
Некоторым оппонентам может показаться спорным важность инструмента таможенного контроля после выпуска товаров для доходов федерального бюджета, поскольку при этом имеется определенный риск нарушения таможенного законодательства на этапе выпуска товаров. Оспариваем это мнение, поскольку суммы ежегодных доначислений ФТС России равны доходам определенных муниципальных образований (муниципальных поселений)2. Проблема же состоит в системе аккумулирования (взыскания) доначисленных в ходе таможенных проверок средств в полном объеме в доход федерального бюджета.
Перенесение акцента таможенного контроля с формы предварительного контроля на последующий контроль, т. е. на контроль после выпуска товаров, позволяет ускорить срок выпуска товаров и стимулирует совершение операций по внешнеэкономической деятельности, увеличивая тем самым поступления в федеральный бюджет доходов в виде таможенных платежей. Также таможенные органы должны чаще проводить профилактические проверки с целью снижения правонарушений.
критерии результативности таможенного контроля после выпуска товаров
Следует отметить, что доля результативных таможенных проверок после выпуска товаров в общем количестве завершенных таможенных проверок (в процентах) является
2 Немирова, Г И. Мохнаткина Л. Б. Финансовое обеспечение муниципальных образований в условиях расширения глобальной интеграции // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2014. № 2. С. 151-158.
показателем, который разработан в целях определения эффективности противодействия преступлениям и административным правонарушениям3. В 2014 г. данный показатель составил 83 %, что характеризует деятельность таможенных органов Российской Федерации как эффективную.
В Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года предусмотрено, что результативность проверок, проводимых на основе информации о наличии признаков нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, должна повыситься с 72 % в 2012 г. до 85 % к 2020 г.4
Результаты таможенных проверок, несомненно, должны служить инструментом пополнения доходов федерального бюджета, иначе теряется необходимость в их проведении. К тому же чрезмерное количество таможенных проверок снижает эффективность внешнеэкономической деятельности участников. С позиции исполняемой фискальной функции таможенными органами результаты проверочных мероприятий за 2011-2014 гг. ФТС России представлены в табл. 2 и рис. 2.
Таблица 2
Результаты проверочных мероприятий ФТС России с 2011 по 2014 г.
Годы Доначислено таможенных платежей и пеней, наложено штрафов, млн руб. Взыскано таможенных платежей, штрафов, млн руб. Удельный вес взысканных таможенных платежей, пеней и штрафов от доначисленных, %
2011 2602 1872 71,94
2012 5065 2525 49,85
2013 5883 3693 62,77
2014 7303 2933 40,16
Итого 20 853 11 023 52,86
Источник: составлено авторами на основе данных ежегодного статистического сборника «Таможенная служба Российской Федерации» в 2011 г., 2012 г., 2013 г., 2014 г. (http://www.customs.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=7995&Itemid=1845).
Рисунок 2
Динамика изменения объема взысканных и доначисленных таможенных платежей, пеней и наложенных штрафов
Млн руб. %
80
8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0
m
70 60 50 40 30 20 10 0
Доначислено таможенных платежей и пеней, наложено штрафов
Взыскано таможенных платежей, штрафов
Удельный вес взысканных таможенных платежей, пеней и штрафов от доначисленных
2011
2012
2013
2014
Источник: составлено авторами на основе данных ежегодного статистического сборника «Таможенная служба Российской Федерации» в 2011 г., 2012 г., 2013 г., 2014 г. (http://www.customs.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=7995&Itemid=1845).
3 Постановление Правительства РФ от 29 сентября 2012 г № 994 «Об утверждении Положения о системе показателей работы таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга».
4 Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года / ФТС России (http://www. customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=17220&Itemid=2375).
Эти данные позволяют сделать следующие выводы:
• наблюдается тенденция к росту доначисления таможенных платежей, пеней, наложенных штрафов;
• при сокращении количества проверочных мероприятий, в том числе таможенных проверок (см. табл. 1), наблюдается увеличение количества доначисления и взыскания таможенных платежей и пеней (Д и В ТП), наложенных штрафов;
• объем таможенных платежей, пеней, штрафов, взысканных в федеральный бюджет от доначисленных сумм, составляет в среднем не более 52,86 % (доначислено с 2011 по 2014 г. 20 853 млн руб., а взыскано 11 023 млн руб.).
Результаты анализа отражают, что таможенный контроль после выпуска товаров в форме таможенной проверки служит одним из эффективных инструментов пополнения доходов федерального бюджета. Динамика наполнения доходов федерального бюджета в результате деятельности таможенных органов, в т. ч. в форме проведения таможенного контроля после выпуска товаров, представлена на рис. 3.
Рисунок 3
Динамика наполнения доходов федерального бюджета в результате деятельности таможенных органов
Млрд руб 16 000 14 000 12 000 10 000 8000 6000 4000 2000 0
%
0,0016 0,0014 0,0012 0,0010 0,0008 0,0006 0,0004 0,0002 0
Доходы федерального бюджета
Таможенные платежи
Доля Д и В ТП в федеральном бюджете
Доля Д и В ТП в таможенных платежах
2011
2012
2013
2014
Источник: составлено авторами на основе данных ежегодного статистического сборника «Таможенная служба Российской Федерации» в 2011 г., 2012 г., 2013 г., 2014 г. (http://www.customs.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=7995&Itemid=1845).
Согласно данным рис. 3 отмечаем:
• динамика изменения доходов федерального бюджета от таможенных платежей наглядно отражает взаимосвязь между этими показателями;
• объем доходов федерального бюджета и таможенных платежей имеет тенденцию небольшого роста;
• доля доначисленных и взысканных таможенных платежей, пеней и штрафов составляет незначительную долю в таможенных платежах и в целом в федеральном бюджете, однако наблюдается положительная динамика наполнения федерального бюджета в результате проведения таможенных проверок.
Таким образом, система таможенного контроля после выпуска товаров направлена как на упрощение таможенных процедур при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, так и на обеспечение своевременности поступления денежных средств в федеральный бюджет.
методологические подходы к совершенствованию таможенного контроля после выпуска товаров
Таким образом, актуальность рассматриваемых проблем и представленные результаты исследования акцентируют внимание на необходимости решения следующих задач в части таможенного контроля после выпуска товаров:
1. Усовершенствование порядка организации и проведения таможенных проверок. Согласно Стратегии развития Федеральной таможенной службы к 2020 г. общее количество результативных проверок должно составлять 85 %, запланированный результат, скорее всего, будет достигнут раньше, так как в 2014 г. он уже равнялся 83 %. Однако чтобы ускорить его достижение, следует совершенствовать в первую очередь законодательную базу, особенно в части проведения таможенных проверок. В нормативных актах должны быть установлены подробные инструкции по действию должностных лиц таможенных органов при осуществлении таможенных проверок. Это касается не только принятия новых нормативно-правовых актов, но и внесения изменений в уже существующие и применяемые акты, например, в Приказ ФТС России от 6 июля 2013 года № 1373 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки». Благодаря данным мероприятиям каждая вторая таможенная проверка должна стать результативной.
2. Реализация мероприятий проверочной деятельности, которые направлены на пресечение и профилактику правонарушений в отношении товаров, ввозимых для промышленной сборки автотранспортных средств, проверку уполномоченных экономических операторов, а также участников внешнеэкономической деятельности, отнесенных к низкой категории риска. Пока что данные мероприятия реализуются в недостаточной мере. Сокращение сроков и упрощение таможенного контроля при декларировании и выпуске товаров требует активизации проверочной деятельности после выпуска в отношении товаров, перемещаемых участниками внешнеэкономической деятельности и отнесенных к категории низкого риска нарушения таможенного законодательства.
3. Целесообразно акцентировать больше внимания таможенных органов на профилактических проверках, чтобы уменьшить риск нарушения таможенного законодательства Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и законодательства Российской Федерации. Следует отметить, что показатель «доля таможенных проверок, направленных на профилактику правонарушений в таможенной сфере, в общем количестве таможенных проверок» является наряду с показателем «доля результативных таможенных проверок» целевым индикатором развития таможенной службы Российской Федерации по совершенствованию таможенного контроля после выпуска товаров. Данный показатель к 2020 г. должен составлять 70 %5. В 2014 г. проведено 778 таможенных проверок, направленных на профилактику таможенных правонарушений в таможенной сфере, что составило лишь 18 % в общем количестве проверок.
Несомненно, если доля таможенных проверок, направленных на профилактику правонарушений в таможенной сфере, составит к 2014 г. 70 %, то уменьшится и доля доначисленных и взысканных таможенных платежей, штрафов благодаря сокращению количества таможенных правонарушений, а именно недостоверного заявления таможенной стоимости, недостоверного заявления кода товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД ЕАЭС) и нарушений порядка пользования либо распоряжения условно выпущенными товарами.
4. Повышение эффективности проведения профилактических таможенных проверок. В результате проведения данного вида проверок возбуждаются дела об административных правонарушениях и доначисляются либо взыскиваются таможенные платежи, штрафы. При жесткой и эффективной деятельности таможенных органов по противодействию таможенным правонарушениям сократится вероятность нарушений участниками ВЭД таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации.
5. Реализация мероприятий, направленных на снижение нарушений таможенного законодательства Таможенного союза, ЕАЭС и законодательства Российской Федерации. Данная задача тесно связана с предыдущей. Анализ статистики возбужденных дел об
5 Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года.
административных правонарушениях в результате проведения профилактических проверок с января 2014 г. по I квартал 2015 г., имеет отрицательную динамику6. И это связано с увеличением количества профилактических проверок, целью которых является предотвращение нарушений таможенного законодательства Таможенного союза, ЕАЭС и законодательства Российской Федерации.
6. Совершенствование порядка проведения таможенных проверок, направленных на профилактику правонарушений в области таможенного дела. При решении данной задачи необходимо разработать и оптимизировать электронный обмен документами и сведениями между таможенными органами и участниками ВЭД, в отношении которых осуществляется таможенный контроль после выпуска товаров. Решение данной задачи позволит свести к минимуму контакт добропорядочного участника ВЭД и инспектора таможенного органа, проводящего проверку, снизить издержки, связанные с представлением документов и временем проведения таможенных проверок7.
Таким образом, таможенный контроль после выпуска товаров является важным инструментом реализации бюджетной политики Российской Федерации и развития внешнеэкономической деятельности и ускоряет совершение таможенных операций, тем самым увеличивая поступления в федеральный бюджет доходов в виде таможенных платежей. При этом контроль должен быть направлен на ускорение товарооборота и содействие участникам рынка.
Библиография
1. Постановление Правительства РФ от 29 сентября 2012 г. № 994 «Об утверждении Положения о системе показателей работы таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга» .
2. Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2575 «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года (ред. от 15 апреля 2014 г.).
3. Приказ Федеральной таможенной службы от 29 декабря 2012 г. № 2709 «Об утверждении Концепции развития таможенного контроля после выпуска товаров до 2016 года».
4. Немирова, Г. И., Мохнаткина Л. Б. Финансовое обеспечение муниципальных образований в условиях расширения глобальной интеграции // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2014. № 2.
5. Селезнев, В. И. Рисковых ждет постконтроль // Таможенные новости. 2013. № 4.
6. Быркова Е. А. Как таможня пополнила бюджет на семь триллионов рублей [Электронный ресурс] / Информационно-аналитическое сетевое издание «ПРОВЭД». Режим доступа: http://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/analytics/research/24406-kak-tamozhnya-popolшla-byudzhet-na-semy-tpiПюnov-puЫeyhtmL
7. Николаев Р. С. О взаимодействии бизнес-сообществ, ассоциаций и правообладателей с таможенными органами в целях пресечения оборота товаров иностранного производства, незаконно ввезенных на территорию Российской Федерации, в том числе имеющих признаки контрафактных [Электронный ресурс] / Приволжское таможенное управление ФТС России. 2014. Режим доступа: http://ptu.customs.ru/index.php? optюn = com_content&view=artide&id=9312:-05122014&catid = 153:2011-01-20-11-21-27&Itemid = 109.
8. Статистическая информация [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. Режим доступа: http://info.minfin.ru/fbdohod.php.
9. Таможенная служба Российской Федерации в 2011 году [Электронный ресурс] // Ежегодный статистический сборник ФТС России. Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view= article&id = 7995&Itemid=1845.
10. Таможенная служба Российской Федерации в 2012 году [Электронный ресурс] // Ежегодный статистический сборник ФТС России. Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view= article&id = 7995&Itemid=1845.
11. Таможенная служба Российской Федерации в 2013 году [Электронный ресурс] // Ежегодный статистический сборник ФТС России. Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view= article&id = 7995&Itemid=1845.
12. Таможенная служба Российской Федерации в 2014 году [Электронный ресурс] // Ежегодный статистический сборник ФТС России. Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view= article&id = 7995&Itemid=1845.
6 По данным ежегодного статистического сборника «Таможенная служба Российской Федерации» в 2011 г., 2012г., 2013г., 2014г. (http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7995&Itemid= 1845).
7 Николаев Р. С. О взаимодействии бизнес-сообществ, ассоциаций и правообладателей с таможенными органами в целях пресечения оборота товаров иностранного производства, незаконно ввезенных на территорию Российской Федерации, в том числе имеющих признаки контрафактных / Приволжское таможенное управление ФТС России (http://ptu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article& id=9312:-05122014&catid=153:2011-01-20-11-21-27&Itemid=109).