УДК 378-057.875
Ю.В. Стафеева
РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
В данной статье рассмотрена роль коллектива в адаптации студентов первого курса к условиям обучения в высшей школе, а также в профессиональном становлении студента. Наряду с этим осуществлен анализ такого социального феномена, как коллектив. Данная статья может стать полезной кураторам студенческих групп, преподавателям вузов и студентам, обучающимся по направлению подготовки «Педагогическое образование».
Ключевые слова: адаптация, группа, коллектив, личность, образование, сплоченность
Yu. V. Stafeyeva
STUDENTS' COMMUNITY AND FRESHMEN ADAPTATION TO HIGHER SCHOOL
The article envisages the role of community in the adaptation of the first-course students to the educational conditions of higher school. It also contains the analysis of such social phenomenon as community. This article could become useful for students' curators, teaching stuff, and students studying at the assignment "Pedagogical education".
Key words: adaptation, group, community, personality, education, cohesion
Современное высшее образование пере -живает серьезные изменения. Цель современного высшего образования состоит в обеспечении подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии [Закон об образовании, с. 66]. Во многих документах, регламентирующих деятельность образовательных организаций высшего образования, заложена идея индивидуализации обучения. С одной стороны, учет индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей студентов в процессе получения образования является необходимым условием для гармоничного развития личности, но, с другой стороны, обучение и развитие студента в отрыве от коллектива не является полноценным. Студенческий коллектив играет ключевую роль сначала в адаптации студента-первокурсника к новым для него условиям обучения, а позднее влияет на качество профессиональной подготовки студента. От того,
насколько быстро и качественно произойдет процесс адаптации первокурсников к условиям обучения в высшей школе, зависит процесс его профессиональной подготовки и дальнейшая способность адаптироваться к предлагаемым условиям труда.
В современной отечественной педагогической науке разработано немало концепций адаптации студентов младших курсов к условиям обучения в вузе, но не многие из них рассматривают развитие этого процесса через призму жизнедеятельности студента в коллективе и не уделяют развитию студенческого коллектива должного внимания, а ведь коллектив является благоприятной средой для становления и развития личности человека. В данной статье будет рассмотрена роль коллектива в процессе адаптации студентов первого курса к условиям обучения в вузе. Осмыслить роль коллектива в адаптации студентов к вузу и дальнейшего их профессионального становления помогут труды ученых психологов и педагогов советского периода — времени, когда идея коллективизма была ведущей в нашей стране. Попытаемся проанализировать эти
труды и экстраполировать их на современное состояние отечественного образования.
В научной литературе, посвященной исследованию проблемы формирования и развития коллектива, отсутствует единое понимание этого социального феномена. Исходное понятие «коллектив» является многим исследователям разными своими сторонами, и это разночтение исходного понятия сказывается на выделении коллективообразующих переменных. Например, В. М. Бехтерев распространял понятие коллектив в одинаковой степени на все виды общностей, включая в них и такие, как толпа, собрание, армия, преступная группа. Обосновывая такой подход, он замечает, что «коллективы всегда имеют в виду общность интересов в том или ином отношении, предполагаемое единством цели... Общий интерес и единство цели обусловливают связи отдельных членов коллектива. Чем больше интересов, тем больше и сплоченность коллектива» [3, с. 37]. Взаимодействие и единство цели оказываются для В. М. Бехтерева достаточными показателями коллектива. Но в таком определении коллектива отсутствует содержательная характеристика деятельности и взаимоотношений коллективов.
В отличие от В. М. Бехтерева известный исследователь Е. А. Аркин предпочитал выделить коллектив из других форм «человеческих сцеплений», указав на особую важность таких коллективообразующих переменных, как длительность совместной жизнедеятельности людей, известная степень организованности, условия для проявления самодеятельности при существовании жизненного единства членов коллектива [3].
Целостный подход к изучению коллектива осуществил А. С. Макаренко. Прежде всего, он точно расставил социально-нравственные акценты в понимании коллектива. Он исходил из того, что «коллектив — это целеустремленный комплекс личностей, организованных, обладающих органами коллектива, который объединяет людей не только в общей цели и общем труде, но и в организации этого труда». Далее он уточняет: «Коллектив есть контактная совокупность. где отдельные члены ока-
зываются в постоянном деловом, дружеском, бытовом и идеологическом объединении» [4, с. 164].
В течение всей жизни А. С. Макаренко искал, развивал и дополнял основные принципы, особенности организации и формирования коллектива. Он понимал, что для анализа ведущих признаков коллектива нужно иметь своеобразную эталонную модель такого объ -единения. В связи с этим он считал «идеальным первичным коллективом только такой коллектив, который одновременно ощущает и свое единство, спаянность, крепость и в то же время ощущает, что это не компания друзей, которые договорились, а это явление социального порядка, коллектив, организация, имеющая какие-то обязанности, какой-то долг, какую-то ответственность» [4, с. 256-257].
В исследованиях педагогов О. С. Газмана, А. В. Мудрика, Л.И. Новиковой и др., психологов А. Н. Лутошкина, Л. И. Уманского, Р. С. Не-мова и др. коллектив рассматривается как высшая ступень развития контактной группы, как чрезвычайно сложная динамическая система. Эти исследователи считают, что группа как элемент социальной организации может раз -виваться от своих начальных форм — номинальной группы (группа случайно собрав -шихся людей или собранная волею обстоятельств) — до высших коллективов. Слово «коллектив» часто употребляется для обозначения практически любой организованной общности людей (ученический коллектив, студенческий коллектив, коллектив художественной самодеятельности и т. п.), подчеркивает А. Н. Лутошкин и предлагает рассматривать учебный класс и студенческую группу именно как коллектив, который находится в процессе развития и роста. По его мнению, с точки зрения динамики развития коллектив следует рассматривать как одну из качественных разновидностей групп людей. Исследователь подчеркивает: «Процесс роста коллектива, как известно, проходит определенные этапы. Одни группы могут развиваться как социальные организации сравнительно интенсивно, превращаясь в сплоченный коллектив; другие — продвигаться к этой цели медленно; третьи,
вероятно, могут „топтаться на месте", оставаясь, несмотря на „приличный" стаж совместной деятельности, на начальной стадии формирования» [3, с. 43]. Мы в своей работе студенческую группу рассматриваем как коллектив, который с момента своего возникновения начинает восхождение к высшей точке своего развития — к подлинному коллективу.
Коллектив в своем развитии, с точки зрения исследователей А. С. Макаренко, Л. И. Новиковой и других, проходит ряд стадий. Так А. С. Макаренко в качестве основания для выделения стадий выдвигал педагогическое требование. Согласно его точке зрения необходимо выделять следующие стадии: требование, высказанное в форме, не допускающей возражений; требования педагога, которые поддерживаются активом, помогающим в их реализации; требования коллектива; наивысшая стадия — требования, которые каждый предъявляет к самому себе [4].
Исследователь детского коллектива Л. И. Новикова выделяет три стадии: когда есть естественное сплочение; когда коллективу хорошо удается массовое воспитание; когда коллек -тив становится средством индивидуального развития каждого члена [5].
Мы же рассматриваем развитие коллек -тива согласно концепции Л. И. Уманского, так как считаем, что в ней наиболее полно отражена динамика его становления. По мнению этого автора, развитие коллектива берет свое начало от группы-конгломерата (группы ранее непосредственно незнакомых людей, оказавшихся или собранных на одном пространстве и в одно время). Таким образом, группа-конгломерат — это нулевая точка, от которой начинается движение группы либо в положительном направлении до подлинного коллектива, либо в отрицательном направлении — до антиколлектива. При развитии группы в положительном направлении от группы-конгломерата она проходит через такие этапы: номинальная группа, когда группа становится первичным коллективом с определенным названием, но цели, нормы и виды деятельно -сти ей задаются извне, что приводит к началу объединения членов группы; группа-ассоциа-
ция, когда члены группы приняли извне заданные цели и виды деятельности, и тем самым постепенно образуются межличностные отношения на сугубо деловой основе, направленной на достижение высоких результатов в этой деятельности. В результате группа переходит на следующий уровень развития — группа-кооперация. При дальнейшем развитии группы происходит ее автономизация, ее члены приобретают внутреннее единство, сплоченность, слитность, они идентифицируют себя с ней (например, студенты идентифицируют себя со своей академической группой — «моя группа», «мы» в отличие от «они» — другая группа). Однако при гиперавтономизации развитие идет в сторону возникновения корпорации — резко обособленной группы, изолирующейся и противопоставляющей себя другим группам, когда узкогрупповые цели достигаются любой ценой, зачастую за счет других групп [8].
Поэтому очень важно следить, чтобы на этапе автономизации группы не происходила ее гиперавтономизация, приводящая к обра -зованию «группового эгоизма» и лжеколлективу. При здоровой, правильной автономиза-ции группа-кооперация развивается в подлинный коллектив.
Эта концепция представляет для нас большой интерес. Исходя из нее, мы видим, что подлинный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно. Кроме того, она дает ориентиры для оценки зрелости студенческой группы как коллектива, а также помогает прогнозировать ближайшее и отдаленное будущее его социально-психологического развития.
Для того чтобы студенческая группа стала подлинным коллективом, необходимо компетентное педагогическое руководство группой. Как утверждают исследователи Р. С. Немов и А. Г. Кирпичник, «стихийное превращение группы в настоящий коллектив случается редко» [6, с. 112]. Эти исследователи считают: без осуществления руководства группой нельзя ожидать, что она через несколько месяцев станет сплоченным коллективом. Мы разделяем эту точку зрения и полагаем, что в вузе на младших курсах в каждой группе обязательно должен быть куратор, который ведет работу
по развитию настоящего коллектива. Конечно, мы не питаем иллюзий по поводу того, что под руководством куратора студенческая группа за месяц или год сможет вырасти в коллектив в подлинном смысле этого слова, но глубоко убеждены, что он может сыграть в этом немалую роль, если на первых этапах развития группы как коллектива сможет сплотить ее. Сплоченность студенческой группы является залогом ее успешного становления как коллектива.
Сплоченность группы сама по себе представляет большую проблему. В науке нет единого подхода ее к решению. На данный момент существует несколько направлений в исследовании сплоченности. С точки зрения коммуникативной сферы жизнедеятельности индивидов в качестве определенного «зерна кристаллизации группы» сплоченность рассматривает Л. И. Уманский [8].
С точки зрения деятельностного подхода сплоченность рассматривает А. И. Донцов. В качестве основного фактора сплоченности он выделяет значимую совместную деятельность индивидов. Здесь совокупность эмо -циональных отношений членов группы, коммуникативная сфера ее жизнедеятельности рассматривается как опосредованная сущностными и технологическими особенностями совместной деятельности [2].
Другая модель сплоченности характери -зуется акцентом на смысловые (ценностно-ориентационные) аспекты совместной деятельности. Основными факторами, «цементирующими» группу, в данном случае является непротиворечивость и совместимость ценностных ориентаций членов группы, а также их ценностно-ориентационное единство. Такой подход разрабатывается А. В. Петровским и В. В. Шпалинским [7].
Сплоченность с точки зрения эмоционального состояния коллектива рассматривает А.Н. Лутошкин. Он считает, что «пребывание людей в одной эмоциональной ситуации, переживание ими одного состояния способствует созданию общности, их единению» [3, с. 62]. Он замечает, что руководителю группы необходимо внимательно следить за эмоциональ-
ной ситуацией в коллективе, так как эмоциональному объединению людей может способствовать человек, который противопоставляет себя коллективу, игнорирующий его требования и вызывающий общее возмущение. С од -ной стороны, казалось бы, это обстоятельство приносит пользу, но, с другой стороны, подобное объединение «против кого-то» может нанести ущерб самому коллективу. Кроме этого, коллективные эмоциональные переживания могут выполнять функцию оказания психологического давления на личность. В этих условиях человек пытается подчинить свои переживания и вытекающие отсюда действия скрытому давлению других лиц. Таким образом, можно сказать, что сплочение группы связано с непосредственным контактом людей друг с другом.
Сплоченность коллектива через контакт составляющих его индивидов рассматривали Р С. Немов и А. Г. Кирпичник. Они считают, что «для подлинно коллективистских отношений важна контактность», а под контактностью они понимают «хорошие личные, эмоционально благоприятные и дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива, внимательные, доброжелательные, уважительные и тактичные отношения друг к другу, поддержка в трудные минуты жизни» [6, с. 26]. Такие взаимоотношения обеспечивают благоприятный нравственный климат в коллективе, спокойную и дружелюбную обстановку. Исследователи обращают внимание на то, что такие взаимоотношения способствуют установлению контактов и с членами других коллективов, т. е. открытости самого коллектива и считают, что «открытость является одной из важнейших социально-психологических характеристик, по которой мы можем отличить настоящий коллектив от внешне похожих на него объединений» [6, с. 27].
Сплоченный коллектив академической группы играет положительную роль в адаптации каждого индивида, находящегося в нем. Сплоченный коллектив является благоприятной адаптационной средой, считают В. В. Бойко, А. Г. Ковалев, В. Н. Панферов. Это объясняется
тем, что коллектив не умаляет личных достоинств человека, а, наоборот, создает наилучшие условия для расцвета его дарований и реализации общественно значимых интересов. В свою очередь, адаптация человека в коллективе влияет на его сплоченность. По этому поводу исследователи говорят следующее: «Адаптация личности в коллективе обусловливает его устойчивость и стабильность, повышает его сплоченность, что способствует улучшению морально-психологического климата, нормальному функционированию и развитию коллектива» [1, с. 114]. Иными слова-
ми, в отношениях коллектива и личности наблюдается диалектическая взаимосвязь, которая выражается в том, что эффективность адаптации личности в коллективе зависит от сплоченности коллектива, а сплоченность самого коллектива, в свою очередь, зависит от адаптации личности в нем. Поскольку коллектив академической группы является открытым, то, адаптируясь в нем, человек может, использовав уже имеющийся субъективный опыт адаптации, успешно адаптироваться в других первичных коллективах вуза и вносить свой вклад в их сплочение.
Библиографический список
1. Бойко В. В., КовалевА. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. —
М.: Мысль, 1983.
2. Донцов А. И. Психология коллектива: методологические проблемы исследования: учеб. пособие. — М.:
МГУ, 1984.
3. ЛутошкинА. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. — М.: Педагогика, 1998.
4. Макаренко А. С. Сочинения: в 7 т. Т. 5: Общие вопросы теории педагогики: воспитание в советской
школе. — М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1958.
5. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие. — М.: Пед. о-во России, 2002.
6. Немов Р. С., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу: кн. для учителей о психологии ученического коллек -
тива. — М.: Педагогика, 1988. — (Реформа школы: пути ускорения).
7. Петровский А. В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива: учеб. пособие для пед. ин-тов. —
М.: Просвещение, 1978.
8. Уманский Л. И. Поэтапное развитие группы как коллектива // Личность и коллектив / под ред. К. К. Пла-
тонова. — М.: Наука, 1980. — С. 77-87.