зон санитарном охраны водоисточников, отсутствие водоочистных сооружений, использование устаревших технологических решений водоподготовки в условиях ухудшения качества воды и отсутствие во многих улусах (районах) систем водоснабжения (в том числе с альтернативными, резервными источниками).
Одним из главных барьеров для начала производства питьевой воды — получение кредитного продукта на приобретение
лицензии и оборудования. Содействие государства возможно в выдаче государственных гарантий местному населению для получения кредита на реализацию данного социально направленного и при этом достаточно рентабельного вида деятельности. Последовательное развитие местного производства питьевой воды в Республике Саха (Якутия) должно способствовать сохранению здоровья населения республики.
Литература
1. Герасимов А.Н., Рокотянская В.В. Развитие инструментальных методов анализа финансовой устойчивости промышленного предприятия // Пищевая промышленность. — 2015. — № 7. — С. 34-38.
2. Эконометрика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Математические методы в экономике» и другим экономическим специальностям / А.В. Гладилин, А.Н. Герасимов, Е.И. Громов. — 2-е изд., стер. — М.: Кнорус, 2009. — 226 с.
3. Данилов-Данильян В.И., Демин А.П., Пряжинская В.Г., Покидышева И.В. Рынки воды и водохозяйственных услуг в мире и Российской Федерации. Ч. I // Водные ресурсы. — 2015. — Т. 42. — № 2. — С. 229.
4. Запасы подземных вод, прошедшие экспертизу, по состоянию на 1 января 2016 года. Кн. VIII. Дальневосточный федеральный округ // Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. — 2016. — 408 с.
5. Ильянова Т.И. Конкурентоспособность фирмы на региональном рынке питьевой и минеральной воды: концепция, технологии, приоритеты реализации // TerraEconomicus. — 2008. — Т.6. — № 1-3. — С. 260-263.
6. Среда обитания и здоровье населения Республики Саха (Якутия) в 2015 году: Информационный бюллетень / Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия), Федеральное бюджетное учреждение здравоохранение «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Саха (Якутия)», Якутск 2016 г. — http://fguz-sakha.ru/wp-content/uploads/2014/06/%D0%93%D0%94-%D0%B7%D0%B0-2016%D0%B3..pdf
7. Сайт Роспотребнадзора — http://14.rospotrebnadzor.ru.
8. Тютюник Н.И. Реклама на рынке питьевой безалкогольной продукции // Russian Food and Drinks Market Magazine. — 2006. — №1 (53). — С. 89.
9. Рузаева Н.К. Капиталовложения на рынке питьевой и минеральной воды // Московский рестораторъ. — 2004. — №6. — С. 25-28.
1 «Запасы подземных вод, прошедшие экспертизу, по состоянию на 1 января 2016 года» / Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, отв. Е.М. Татаринкова
2 Сайт Роспотребнадзора — http://14.rospotrebnadzor.ru/rss_all/-/asset_publisher/Kq6J/content/id/2454435
3 Информационный бюллетень Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия), Федеральное бюджетное учреждение здравоохранение «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Саха (Якутия)» «Среда обитания и здоровье населения Республики Саха (Якутия) в 2015 году», Якутск 2016 г.
4 Тютюник Н.И. Реклама на рынке питьевой безалкогольной продукции // Russian Food and Drinks Market Magazine. — 2006. — №1 (53). — С. 89.
5 Герасимов А.Н., Рокотянская В.В. Развитие инструментальных методов анализа финансовой устойчивости промышленного предприятия // Пищевая промышленность. — 2015. — № 7. — С. 34-38.
РОЛЬ СТРАХОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА В КОМПЕНСАЦИИ УЩЕРБА ОТ НАВОдНЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРНЫХ РАЙОНОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ))
О.Т. Парфенова,
старший преподаватель кафедры менеджмента в горно-геологической отрасли Финансово-экономического института
Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск)
В статье дается анализ страхового возмещения ущерба от наводнений последних лет, рассмотрено современное состояние рынка страхования имущества от наводнений в регионе. Определены основные тенденции и перспективы развития рынка страхования.
Ключевые слова: наводнение, экономический ущерб, компенсация, добровольное страхование имущества, Республика Саха (Якутия)
УДК 368.172.5 ББК 65.271
За последние годы в северных районах* Республики Саха (Якутия) по частоте повторяемости, масштабу и разрушительной силе произошли одни из самых опасных паводков (половодий) республики. Так, в мае-июне 2017 года в результате повышения уровня воды на реках Алазея, Колыма, Индигирка и Анабар были затоплены населенные пункты северных районов Республики Саха (Якутия).
Всего суммарные затраты на ликвидацию последствий, восстановление разрушений и оказание материальной по-
мощи пострадавшим за 2010-2015 гг. составили порядка 4,9 млрд рублей [3], из них 13% приходятся на северные районы.
Средства на аварийно-восстановительные работы были выделены из федерального бюджета РФ и государственного бюджета Республики Саха (Якутия). Доля других источников финансирования, в частности страхования, ничтожно мала. Хотя страхование имущества от наводнений является одним из действенных способов защиты имущества от потери.
* К северным районам Республики Саха (Якутия) относятся 13 районов: Анабарский национальный (Долгано-эвенкийский), Булунский, Усть-Янский, Аллаиховский, Нижнеколымский, Оленекский эвенкийский национальный, Жиганский национальный, Эвено-Бытантай-ский национальный, Верхоянский, Абыйский, Момский, Среднеколымский, Верхнеколымский.
1 78
Страховая отрасль в Республике представлена почти десятком федеральных страховых компаний, крупнейшими из которых являются ПАО «Росгосстрах», «Ингосстрах», «СО-ГАЗ» и региональным представителем — АО «РСК «Стерх». Из них только две страховые компании (АО «РС К «Стерх» и НА О «Росгосстрах») предоставляют услуги стррровантт имущества от наводнений в северных районах республикт. При этом филиалы первой организации расположен« в 12 таселенных пунктах, а ПАО «Росгосстрах» только в двух (см. табл. 1).
ТаблА«А 1
Размещение представительств страховых компаний в северных районах Рерп уб лик и Саоа (Якутия) по состоянию на 2017 год*
№ Населенный пункт(район) АО «РСК «Стерх» ПАО « Ро СНАА -страх»
1 с. Саскылах (Анабарский национальный (Долгано-эвенкийский)) * -
2 с. Оленек (Оленекский эвенкийский национальный) * *
2 с. Жиганск (Жиганский национальный) * -
4 пос. Батагай (Верхоянский) * *
5 пос. Батагай-Алыта (Эвено-Бытантай-ский национальный) * -
6 пос. Депутатский (Усть-Янский) * -
7 пос. Чокурдах (Аллаиховский) * -
8 пос. Белая Гора (Абыйский) * -
9 пос. Хонуу (Момский) * -
10 пос. Черский (Нижнеколымский) * -
11 г. Среднеколымск (Среднеколымский) * -
12 пос. Зырянка (Верхнеколымский) * -
Район (улус) населенный пункт Год Страховая сумма, тыс. рув- Страховые выплаты, Отказ в выплате, тыс. руб.
тыс. руб. в % к общей сумме
Верхоянский г. Верхоянск 2005 15 14,24 0,16 0,76
пос. Батага г 7 5,34 0,06 1,66
Верхоянский пос. Батагай 2009 82,04 82,04 0,92 0
ч. Бетенкес 1651,21 1409,07 15,80 242,14
Верхоянский пос. Батагай 2012 4484,55 4484,55 50,28 0
Момский с. Хонуу 2013 1555,77 1555,77 17,44 0
Средне-колымский г. Среднеколымск 799,89 799,89 8,97 0
Верхоянский г. Верхоянск 211,СЗ 211,43 2,37 0
с. Боронук 84,66 84,66 0,95 0
г. Суордах 271,76 271,76 3,05 0
Всего: 9163,32 8918,75 100,00 2 44,56
*Источни к: составлено автором на основании данных годовых отчетов АО «РСК »Стерх» и ПАО «Росгосстрах».
Общая динамика страховых выплат в северных районах Республики Саха (Якутия) с 2002 по 2013 гг. представлена на рис. 1.
5000
4500 4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 00
н И8Н, ■ 6
1 491,1 1 «««,8
■ ш 799,9
■ «67,8
19,6 ■ Ш,
22005
■ Верхоянский район
2008
□ Момский у лу с
Лт1Л 2Р13
С] Среднеколымский улус
*Источник: составлено автором.
На период с 2002 по 2013 гг. услугами по добровольному страхованию имущества от наводнений воспользовались в Верхоянском, Момском, Оленекском и Среднеколымском районах. По наступлению страхового случая всего за данный период было выплачено 8,9 млн рублей (табл. 2).
Таблица 2
Страховые выплаты по услуге добровольного
страхования имущества от наводнений в северных районах республики Саха (Якутия) на период с 2002 г. по 2013 г.*
Рис. 1. Динамика страховых выплат с 2002 г. по 2013 г. на северных районах Республики Саха (Якутия), в тыс. руб.
Источник: составлено автором на основании данных годовых отчетов АО «РСК "Стерх"» и ПАО «Росгосстрах».
Как видно по данным таблицы 2 и рисунка 1, на период с 2002 по 2013 гг. по договорам добровольного страхования имущества от риска наводнения наибольшие страховые выплаты были произведены в Верхоянском районе (73,6%), далее в Момском (17,4%) и Среднеколымском (9,0%) районах. Данная неравномерность связана с тем, что в Верхоянском районе расположены постоянные представительства страховых компаний АО «РСК "Стерх"» и ПАО «Росгосстрах» и за последние два десятилетия здесь произошли одни из самых разрушительных наводнений в северных районах Республики Саха (Якутия).
Далее рассмотрим долю страховых и нестраховых (из бюджетных средств) способов возмещения ущерба в северных районах Республики Саха (Якутия) в 2013 г. (см. рис. 2). 100%
98%
96%
94%
92%
ао %
88%
и
1?
I Страховые выплаты ■ Бюджетное
финансирование
Рис. 2. Долястраховых и нестраховых (из бюджетных средств) способоввозмещения ущерба от наводнений в северных районах Республики Саха (Якутия) в 2013 г.
Источник: составлено автором на основании данных годовых отчетов АО «РСК "Стерх"» и ПАО «Росгосстрах».
Как видно из рис. 2, страховые способы возмещения ущерба от наводнений составляют всего 7% от общей суммы в Момском, 2% Верхоянском и 1% Среднеколымском районах. Большая часть ущерба возмещается за счет федеральных и региональных резервных фондов.
Причиной низкого страхового охвата являются:
- высокий уровень изношенности жилого фонда, что затрудняет его страхование от рисков;
- низкая сумма страховых выплат, которая полностью не компенсирует реальную стоимость пострадавшего от наводнения имущества;
- низкий уровень жизни постоянно проживающего местного населения Севера и, как следствие, зависимость от государственной помощи при наступлении стихийного бедствия;
- неразвитость рынка страховых услуг в северных районах Республики Саха (Якутия). Постоянные представительства страховых компаний есть только в трех районах: Верхоянском, Оленекском и Среднеколымском;
- низкий спрос на страховые услуги у населения связан в первую очередь с тем, что население не владеет информацией о страховых услугах возмещения ущерба от наводнений, а во-вторых надеется на государственную помощь. Так, по данным социологического опроса проведенного в Булунском районе в 2016 г., более 2/3 опрошенных не владеют информацией о страховом способе возмещения ущерба от наводнения.
При этом в связи с увеличением частоты и масштабов наводнений в северных районах Республики Саха (Якутия) становится нерентабельным для страховых компаний заключать договора страхования имущества от риска наводнений.
Следует отметить, что в январе 2014 года Министерство финансов опубликовало проект федерального закона [2], который предусматривает поэтапное сокращение государственной финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, не заключившим договор страхования жилья, путем ограничения права обмена предоставленного пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации жилья по договору социального найма и запрета для собственников ут-
раченных жилых помещений на приватизацию предоставленного им другого жилого помещения по договору социального найма. Данная мера должна повысить ответственность граждан за обеспечение сохранности жилья путем самостоятельного его страхования. При этом граждане должны быть наделены правом на доступную и эффективную систему страхования жилья от чрезвычайных ситуаций.
Стоимость полиса страхования будет рассчитана из стоимости жилья и рейтинга региона по риску наступления стихийного бедствия. Соответственно, на тех территориях, где риск наводнения будет высоким, страховые взносы будут максимальными. Таким образом, государство будет регулировать строительство жилья на паводкоопасных территориях, т.к. одним из причин роста количества наводнений является хозяйственное освоение паводкоопасных территорий. Высокие показатели износа жилья (16,6% по республике) [4] и риска наступления страхового случая являются существенной проблемой для страховых компаний для определения суммы страховых выплат, которые бы покрыли стоимость утраченного жилья.
Для того чтобы данный законопроект был действенным инструментом по снижению государственной помощи пострадавшим от наводнений в северных районах Республики Саха (Якутия), необходимо, во-первых, повысить общий уровень жизни населения, во-вторых, должен быть существенный рост количества введенного жилья, сделок по приобретению жилья, в-третьих, строительство берегозащитных сооружений.
Несмотря на то, что развитию страхования имущества от наводнений и других стихийных бедствий мешает много факторов, такой метод возмещения ущерба может стать более эффективным способом компенсации ущерба от чрезвычайных ситуаций, снижения нагрузки на республиканский бюджет. Его внедрение предполагает взаимодействие населения, предприятий, страховых и кредитных организаций, органов государственного управления и надзора, а также решение задач правового, экономического, нормативно-методического и организационного характера.
Литература
1. Воронов С.И. Страхование от чрезвычайных ситуаций. Монография. — М.: ФГБУ ВНИИ ГО ЧС (ФЦ), 2016. — 292 с.
2. О проекте федерального закона № 694881-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упорядочивания механизма оказания помощи гражданам на восстановление (приобретение) имущества, утраченного в результате пожаров, наводнений и иных стихийных бедствий» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs. cntd.ru/document/420256932. Дата обращения: 17.05.2017.
3. Сводная информация о расходах на восстановление объектов по ликвидации ущерба от негативного воздействия вод на территории РС(Я) с 2002 по 2015 гг.» / ГКУ «Исполнительная дирекция по ликвидации последствий весеннего паводка и организации восстановительных работ в Республике Саха (Якутия)». — Якутск, 2016.
4. Статистический ежегодник Республики Саха (Якутия): стат. сб. / Федер. служба гос. статистики, Террит. орган Федер. службы гос. статистики по Респ. Саха (Якутия); [редкол.: И.К. Гаевая, И.И. Батожергалова]. — Якутск, 2015. — 704 с.
5. Управление катастрофическими рисками: приоритет — страхованию: Интервью с д.э.н., проф., руководителем Центра анализа рисков и кризисов Института экономики РАН Порфирьевым Б.Н. // Страховое дело. — 2007, апрель. — С. 4-10.
1 80