ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА
УДК 343.998 С. 39—44
Кузнецова К. В. Майоров А. В.
РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ
В статье рассмотрена роль Средств массовой информации (СМИ) в виктимологической профилактике. СМИ занимают значительное место в жизни современного человека, и выступает источником различной информации. В условиях современного мира влияние СМИ оценивается как с положительной стороны, так и с негативной. Реализуя свои функции, такие как информационная, образовательная, функция формирования общественного мнения, управленческая и функция политического маркетинга, они используют различные способы и методы донесения информации и воздействия на сознание масс. В последнее время большинством авторов исследований влияния СМИ на нашу жизнь высказывается мнение об их отрицательном воздействии. Именно этот факт представляет наибольший интерес для виктимологической профилактики.
Ключевые слова: средства массовой информации (СМИ), виктимоло-гия, виктимологическая профилактика.
Введение И в том и другом случае, им отведена Большое место в повседневной жизни роль создания и организации информа-каждого человека занимает информа- ционного пространства, которое играет ция. Получая ее из различных источни- особую роль в формировании обществен-ков, результата межличностного общения ного мнения [8]. Какое-либо событие, поди индивидуального опыта, у людей фор- вергаясь огласке, всегда становится более мируется собственное мнение, которым, значимым. как правило, определяется их деятельность, выраженная в конкретных дей- Описание исследования ствиях и поступках. Средства массовой В условиях современного мира вли-информации (далее — СМИ) с позиций яние СМИ оценивается как с положи-социологии представляют собой социаль- тельной стороны, так и с негативной. ные институты, занятые сбором, обра- Реализуя свои функции, такие как инфор-боткой, анализом и распространением мационная, образовательная, функция информации в массовом масштабе. С пози- формирования общественного мнения, ций политологии, СМИ являются спосо- управленческая и функция политиче-бом политической пропаганды, агитации ского маркетинга, они используют рази политической манипуляции населения. личные способы и методы донесения
39
информации и воздействия на сознание масс. В последнее время большинством авторов исследований влияния СМИ на нашу жизнь высказывается мнение об их отрицательном воздействии. Именно этот факт представляет наибольший интерес для виктимологической профилактики. Л. Н. Голубева в своем научном труде, высказывая мнение о роли СМИ говорит, о том, что «эффективное использование средств массовой информации, совершенствование форм и методов правовой пропаганды имеет большое воспитательное и профилактическое значение в деле предупреждения насильственных преступлений и защиты потенциальных и реальных жертв насилия» [3]. По мнению Д. В. Ривмана, «важной предпосылкой формирования криминализационного вектора развития процессов десоциализа-ции является ускоренное формирование в обществе криминальной субкультуры, чему в немалой степени способствует СМИ» [12, с. 41—42]. В виртуальном кино-телемире, в печатных изданиях бульварного уровня сегодня доминирует криминальная тема. Происходит примыкание и постоянно растет интерес к криминалу, особенно среди молодежи [5, с. 117]. Данный факт является стимулом к агрессивному типу поведения, на уровне подсознания заставляет воспроизводить стереотипы поведения киногероев, в том числе и представителей преступного мира. Ежедневно с экрана телевизоров нам освещают количество совершенных преступлений разных видов и разными способами, демонстрируют кадры криминальной хроники. Причем зачастую гонясь за рейтингами выпусков, журналисты, желая как можно ярче и провокационнее донести информацию, смакуют подробности совершенных убийств и изнасилований, нередко выходя за рамки этических норм. Приемы, которыми они оперируют в процессе своей профессиональной деятельности, сводятся к манипуляциям с традиционными нравственными, социальными и правовыми ценностями, тем самым искореняя их. Особого внимания заслуживает демонстрация компрометирующего материала на деятельность правоохранительных и судебных органов. Подчеркивается
взаимосвязь представителей преступного мира и правоохранительных органов государства, их преимущественная техническая оснащенность перед вторыми. Известно, что дети и подростки наиболее восприимчивы к информации, особенно если она исходит от популярного телеведущего, артиста или блогера.
Категория населения—несовершеннолетние, — не обладая достаточным жизненным опытом, зачастую не могут адекватно оценить информационный посыл, провести разницу между плохим и хорошим, принимая образцы преступного и виктимного поведения за норму [7, с. 21]. В настоящее время существует большое количество российских и зарубежных исследований, ведущих статистику, сколько сцен убийств и насилия видят дети ежедневно, ежемесячно и ежегодно. Очевидно, что результаты таких исследований оставляют желать лучшего; в этом нетрудно убедиться, просмотрев программу телепередач каналов, особенно федеральных, которые демонстрируют в сериалах, общественно-политических программах, документальных детективах популяризацию и романтизм преступного образа жизни. Так, к моменту окончания средней школы ребенок просматривает по телевидению около 8000 сцен с убийствами и 100 000 других действий с применением насилия (Huston&others, 1992) [6, с. 386]. По данным российских правоохранительных органов, нередки случаи, когда реальные преступники до деталей воспроизводят поведение киногероев, в числе которых фигурируют представители преступного мира. Внедрение в массовое сознание образцов криминального поведения является одним из самых сильных факторов виктимизации населения [4, с. 73—75]. Особо следует отметить роль сети Интернет. По данным МВД России с 2001 по 2007 год число сексуальных посягательств направленных против детей возросло в 26 раз. Одновременно в 26 раз выросло количество «порно-сайтов» в Интернете [9, с. 28]. Кроме того, В. И. Попов обращает внимание на то, что «одним из видов злоупотреблений над массовым сознанием граждан является периодическое усиленное освещение информации в СМИ о переходе
в криминальное сообщество таких категорий граждан как бывшие спортсмены, сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие в отставке» [10, с. 382].
Криминологами помимо названного механизма «десоциализации вик-тимизирующего» влияния СМИ, которое является опосредованным к личности и обществу, выделяются и факторы прямого действия [1, с. 145]. Например, лицо может оказаться жертвой непосредственного негативного воздействия на него СМИ (клевета, распространение порочащей честь и достоинство информации и т. п.); оно приобретает свойства повышенной уязвимости от различных посягательств, в том числе и уголовно наказуемых, стимулируемым СМИ; оно может претерпевать вред от противоправных действий или бездействия представителя органа массовой информации [11, с. 175]. Примечательно, что и сама профессия журналиста либо должность любого представителя СМИ обладает повышенным виктимным статусом.
Председатель Федеративной комиссии по коммуникациям совершенно точно выразился о телевидении: «Всякое телевидение —образовательное. Вопрос лишь в том, чему оно учит». В целях удержания зрителя, расширения аудитории потребления своего «продукта» СМИ прибегают к таким воздействиям на сознание и поведение больших групп людей, которые по существу можно назвать криминогенными. Пропагандируя через рекламу употребление табачной и спиртосодержащей продукции, демонстрируя в видеоклипах примеры явно виктимного поведения (например, поездка с незнакомыми людьми на автомобиле), телевидение формирует антиобщественную установку личности.
Вопрос о положительном влиянии СМИ на снижение уровня виктимизации населения решается путем установления их взаимодействия с правоохранительными органами, в ходе которого проводится организация виктимологического просвещения. Направлениями такого просвещения являются разработка советов, указаний и рекомендаций по снижению виктимности, информирование о средствах, методах и способах разрешения
конфликтных ситуаций, о наиболее викти-могенных местах и о том, как обеспечить личную безопасность, безопасность родных и близких; разъяснение населению посредством телепередач сущности института необходимой обороны; использование в печатных СМИ наглядной агитации — памяток, листовок, содержащих советы о том, как избежать виктимизации от различного рода преступных посягательств; освещение информации о раскрываемости преступности, о видах и сроках наказания, назначенного преступнику.
По данным социологических исследований телевидение и Интернет являются каналом интенсивной социализации. В условиях современных реалий не представляется возможным создать путем государственного контроля «идеальные» СМИ с точки зрения «нравственно—безнравственно», «морально — аморально», но так называемая граница нравственной безопасности должна непременно присутствовать.
Заключение
Резюмируя вышеизложенное можно сделать вывод о том, что роль СМИ в вик-тимологической профилактике имеет двойственный характер. Очевидно, что СМИ—это не просто источник информации, а важнейший инструмент воздействия на общественное мнение, регулятор общественного сознания, группового и индивидуального поведения и социальных изменений [2, с. 247]. Необходимо проводить укрепление и совершенствование связей между такими субъектами профилактической деятельности как правоохранительные органы и СМИ. Кроме того, профилактические мероприятия разъяснительного характера в сочетании с открытием и развитием сети общественных юридических консультаций для населения по вопросам виктимного поведения, обеспечением доступной правовой помощи малоимущим слоям населения, а также изданием нормативной, учебной, специальной и популярной литературы в данной области являются важной составляющей в виктимологической профилактике. Зомбирование населения сценами, которые демонстрируют физическую расправу, жестокость, садизм, порождает
ощущение безысходности, психологической загнанности в угол, беспомощности от непрерывной угрозы криминальных посягательств, способствует развитию чувства гипертрофированного страха перед преступным миром. С точки зрения психологии страх—это эмоция, коррелирующая между ситуациями угрозы биологическому и социальному существованию индивида
и имеющая направленность на мнимую и реальную опасность. В этом случае, безусловно, происходит формирование предпосылок к виктимизации личности [8, с. 74]. Ежедневное ощущение опасности, страх за себя и близких людей, страх оказаться жертвой преступления способствует снижению осознания уровня безопасного состояния и потере доверия к окружающим.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вишневецкий, К. В. Взаимосвязь факторов криминальной виктимизации населения и десо-циализации личности / К. В. Вишневецкий // Общество и право. — 2007. — № 3 (17). — С. 141—151.
2. Герасимов, С. И. Концептуальные основы и научно-практические проблемы предупреждения преступности : специальность 12.00.08 «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право» : дис. ... д-ра юрид. наук / Герасимов Сергей Иванович. —Москва, 2001. —446 с.
3. Голубева, Л. Н. Основные направления общей виктимологической профилактики насильственных преступлений / Л. Н. Голубева // Право и политика. — 2007. — № 7. — С. 129—132.
4. Горшенков, Г. Н. Четвертая власть и виктимное поведение / Г. Н. Горшенков, А. Г. Гор-шенков // Преступность и власть : материалы конф. (Москва, 1—3 марта 2000 г.). — Москва : Российская криминологическая ассоциация, 2000. — С. 73—75.
5. Криминология : учебник / Ю. М. Антонян, Г. В. Дашков, В. Н. Кудрявцев [и др.] ; под ред.
B. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Норма, 2009. —800 с.
6. Майерс, Д. Социальная психология : интенсивный курс : учебник / Д. Майерс ; пер. с англ. Л. Царук. —4-е междунар. изд. —Москва ; Санкт-Петербург : ОЛМА-ПРЕСС ; Прайм-ЕВ-РОЗНАК, 2004.—510 с.
7. Майоров, А. В. Виктимологическая профилактика в отношении несовершеннолетних / А. В. Майоров // Правопорядок: история, теория, практика. — 2013. — № 1 (1). — С. 20—23.
8. Майоров, А. В. Информационная среда как фактор, детерминирующий процессы криминализации и виктимизации в современном обществе / А. В. Майоров // Вестник Уральского финансово-юридического института. — 2018. — № 1 (11). — С. 72—75.
9. Овчинский, В. С. Охота на хищников / В. С. Овчинский // Огонек. — 2008. — № 14. —
C. 28—29.
10. Попов, В. И. Актуальные проблемы борьбы с наиболее опасными проявлениями организованной преступности : монография / В. И. Попов. — Москва : Изд-во СГУ, 2004. — 435 с.
11. Преступность среди социальных подсистем. Новая концепция и отрасли криминологии : монография / Д. А. Шестаков, П. А. Кабанов, Г. Н. Горшенков, Г. Л. Касторский, В. В. Колесников [и др.] ; под ред. Д. А. Шестакова. — Санкт-Петербург : Юрид. центр пресс, 2003. — 351 с.
12. Ривман, Д. В. О виктимологическом аспекте массовой информации. К вопросу о де-виантном поведении виктимологического характера / Д. В. Ривман // Девиантное поведение и социальный контроль в посттоталитарном государстве. — Санкт-Петербург, 1996. — С. 41—42.
Дата поступления статьи в редакцию: 12.02.2020.
Сведения об авторах:
КУЗНЕЦОВА Ксения Владиславовна. Магистрант, кафедра прокурорского надзора и организации правоохранительной деятельности. Институт права, Челябинский государственный университет.
454001, г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, д. 129.
E-mail: [email protected].
«л
МАЙОРОВ Андрей Владимирович. Кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой прокурорского надзора и организации правоохранительной деятельности. Институт права, Челябинский государственный университет.
454001, г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, д. 129.
E-mail: [email protected].
Для цитирования:
Кузнецова, К. В. Роль средств массовой информации в виктимологической профилактике / К. В. Кузнецова, А. В. Майоров // Виктимология. —2020. — № 2 (24).—С. 39—44.
Kuznetsova K. V.
Mayorov A. V.
ROLE OF MASS MEDIA IN VICTIMOLOGICAL PREVENTION
This article discusses the role of the media in victimological prevention. Media occupy a significant place in the life of a modern person, and acts as a source of various information. In the modern world, the influence of the media is evaluated both positively and negatively. Realizing their functions, such as information, education, the function of forming public opinion, managerial and the function of political marketing, they use various ways and methods of delivering information and influencing the consciousness of the masses. Recently, most authors of studies on the impact of the media on our lives have expressed an opinion about their negative impact. This fact is of the greatest interest for victimological prophylaxis.
Keywords: mass media, victimology, victimological prevention.
REFERENCES
1. Vishnevetskiy, K. V. Vzaimosvyaz faktorov kriminalnoy viktimizatsii naseleniya i desotsializatsii lichnosti / K. V. Vishnevetskiy // Obshchestvo i pravo. — 2007. — № 3 (17). — S. 141—151.
2. Gerasimov, S. I. Kontseptualnye osnovy i nauchno-prakticheskie problemy preduprezhdeniya prestupnosti : spetsialnost 12.00.08 «Ugolovnoe pravo i kriminologiya; ugolovno-ispolnitelnoe pravo» : dis. ... d-ra yurid. nauk / Gerasimov Sergey Ivanovich. — Moskva, 2001. —446 s.
3. Golubeva, L. N. Osnovnye napravleniya obshchey viktimologicheskoy profilaktiki nasilstvennykh prestupleniy / L. N. Golubeva // Pravo i politika. —2007. — № 7. — S. 129—132.
4. Gorshenkov, G. N. Chetvertaya vlast i viktimnoe povedenie / G. N. Gorshenkov, A. G. Gorshenkov // Prestupnost i vlast : materialy konf. (Moskva, 1—3 marta 2000 g.). — Moskva : Rossiyskaya kriminologicheskaya assotsiatsiya, 2000.—S. 73—75.
5. Kriminologiya : uchebnik / Yu. M. Antonyan, G. V. Dashkov, V. N. Kudryavtsev [i dr.] ; pod red. V. N. Kudryavtseva, V. E. Eminova. — 4-e izd., pererab. i dop. — Moskva : Norma, 2009. —800 s.
6. Mayers, D. Sotsialnaya psikhologiya : intensivnyy kurs : uchebnik / D. Mayers ; per. s angl. L. Tsaruk.—4-e mezhdunar. izd. — Moskva ; Sankt-Peterburg : OLMA-PRESS ; Praym-YEVROZNAK, 2004.—510 s.
7. Mayorov, A. V. Viktimologicheskaya profilaktika v otnoshenii nesovershennoletnikh / A. V. Mayorov // Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika. — 2013. — № 1 (1). — S. 20—23.
8. Mayorov, A. V. Informatsionnaya sreda kak faktor, determiniruyushchiy protsessy kriminalizatsii i viktimizatsii v sovremennom obshchestve / A. V. Mayorov // Vestnik Uralskogo finansovo-yuridicheskogo instituta. — 2018. — № 1 (11). — S. 72—75.
9. Ovchinskiy, V. S. Okhota na khishchnikov / V. S. Ovchinskiy // Ogonek. — 2008. — № 14. — S. 28—29.
10. Popov, V. I. Aktualnye problemy borby s naibolee opasnymi proyavleniyami organizovannoy prestupnosti : monografiya / V. I. Popov. — Moskva : Izd-vo SGU, 2004. —435 s.
11. Prestupnost sredi sotsialnykh podsistem. Novaya kontseptsiya i otrasli kriminologii : monografiya / D. A. Shestakov, P. A. Kabanov, G. N. Gorshenkov, G. L. Kastorskiy, V. V. Kolesnikov [i dr.] ; pod red. D. A. Shestakova. — Sankt-Peterburg : Yurid. tsentr press, 2003. — 351 s.
12. Rivman, D. V. O viktimologicheskom aspekte massovoy informatsii. K voprosu o deviantnom povedenii viktimologicheskogo kharaktera / D. V. Rivman // Deviantnoe povedeniei sotsialnyy kontrol v posttotalitarnom gosudarstve. — Sankt-Peterburg, 1996. — S. 41—42.
Information about author:
KUZNETSOVA Ksenia Vladislavovna. Master student, the Department of prosecutorial supervision and organization of law enforcement. Institute of Law, Chelyabinsk State University.
129. Bratiev Kashirinykh st., 454001 Chelyabinsk, 454001. Russia. E-mail: [email protected].
MAYOROV Andrey Vladimirovich. Candidate of Law Sciences, associate Professor, head of the Department of prosecutorial supervision and organization of law enforcement. Institute of Law, Chelyabinsk State University.
129. Bratiev Kashirinykh st., 454001 Chelyabinsk, 454001. Russia.
E-mail: [email protected].
For citation:
Kuznetsova K. V., Mayorov A. V. Rol sredstv massovoy informatsii v viktimologicheskoy profilaktike [Role of Mass Media in Victimological Prevention]. Viktimologiya [Victimology], 2020, no. 2 (24), pp. 39—44.
44
BMKTMMOflOiMfl • 2020. № 2 (24)