Научная статья на тему 'Роль среднеазиатской философии в развитии мировой и европейской науки'

Роль среднеазиатской философии в развитии мировой и европейской науки Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1516
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
философия / мировоззрение / естествознание / Аль-Фараби / Ибн Рушд / Абу Али ибн Сина / Аль-Хорезми / philosophy / worldview / natural science / Al-Farabi / Ibn Rushd / Abu Ali ibn Sina / Al-Khwarizmi

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рахимова Машхура Иномжановна, Хасанов Миршод Нумонович

в статье раскрывается ценность научных идей и философских концепций среднеазиатских мыслителей IX XIII веков. Показаны основные отличия в развитии научной мысли в Европе и Центральной Азии. Приведены примеры научного мировоззрения философов и ученых энциклопедистов – Аль-Фараби, Абу Али ибн Сина, Ибн Рушд, Джабир, Аль-Хорезми, Насирэддин ат-Туси, Гийасэд-Дин Каши, которые в основу своих идей ставили принцип единства природы и науки. В статье акцентируется внимание на важнейшей роли трудов восточных ученых в становлении естественных наук на Востоке, а в дальнейшем и в европейских странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRIBUTION OF THE MIDDLE ASIAN PHILOSOPHY TO THE DEVELOPMENT OF WORLD AND EUROPEAN SCIENCE

the article reveals the value of scientific ideas and philosophical concepts of Central Asian thinkers of the 9th-13th centuries. The main differences in the development of scientific thought in Europe and Central Asia are shown. Examples of the scientific worldview of philosophers and encyclopedic scholars are given Al-Farabi, Abu Ali ibn Sina, Ibn Rushd, Jabir, Al-Khwarizmi, Nasireddin at-Tusi, Giyased-Din Kashi, who based their ideas on the principle of the unity of nature and science. The article focuses on the crucial role of the works of oriental scientists in the formation of the natural sciences in the East, and later in European countries.

Текст научной работы на тему «Роль среднеазиатской философии в развитии мировой и европейской науки»

РОЛЬ СРЕДНЕАЗИАТСКОЙ ФИЛОСОФИИ В РАЗВИТИИ

МИРОВОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ НАУКИ 1 2 Рахимова М.И. , Хасанов М.Н.

Email: Rakhimova682@scientifictext.ru

1Рахимова Машхура Иномжановна - старший преподаватель; 2Хасанов Миршод Нумонович - преподаватель, кафедра социальных дисциплин, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрывается ценность научных идей и философских концепций среднеазиатских мыслителей IX - XIII веков. Показаны основные отличия в развитии научной мысли в Европе и Центральной Азии. Приведены примеры научного мировоззрения философов и ученых энциклопедистов - Аль-Фараби, Абу Али ибн Сина, Ибн Рушд, Джабир, Аль-Хорезми, Насирэддин ат-Туси, Гийасэд-Дин Каши, которые в основу своих идей ставили принцип единства природы и науки. В статье акцентируется внимание на важнейшей роли трудов восточных ученых в становлении естественных наук на Востоке, а в дальнейшем и в европейских странах.

Ключевые слова: философия, мировоззрение, естествознание, Аль-Фараби, Ибн Рушд, Абу Али ибн Сина, Аль-Хорезми.

CONTRIBUTION OF THE MIDDLE ASIAN PHILOSOPHY TO THE DEVELOPMENT OF WORLD AND EUROPEAN SCIENCE Rakhimova M.I.1, Hasanov M.N.2

1Rakhimova Mashkhura Inomzhanovna - Senior Lecturer; 2Khasanov Mirshod Numonovich - Teacher, DEPARTMENT OF SOCIAL SCIENCES, TASHKENT INSTITUTE OF DESIGN, CONSTRUCTION AND MAINTENANCE OF AUTOMOBILE ROADS TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article reveals the value of scientific ideas and philosophical concepts of Central Asian thinkers of the 9th-13th centuries. The main differences in the development of scientific thought in Europe and Central Asia are shown. Examples of the scientific worldview of philosophers and encyclopedic scholars are given - Al-Farabi, Abu Ali ibn Sina, Ibn Rushd, Jabir, Al-Khwarizmi, Nasireddin at-Tusi, Giyased-Din Kashi, who based their ideas on the principle of the unity of nature and science. The article focuses on the crucial role of the works of oriental scientists in the formation of the natural sciences in the East, and later in European countries.

Keywords: philosophy, worldview, natural science, Al-Farabi, Ibn Rushd, Abu Ali ibn Sina, Al-Khwarizmi.

УДК: 1(091)

Характерной особенностью научных идей среднеазиатских мыслителей заключается в том, что их формирование происходило под непосредственным влиянием натурфилософии древних греков, а также богатейшего опыта восточных мудрецов. Основное развитие мировоззренческих положений в странах Востока и Средней Азии пришлось на IX-XV века. Следует отметить существенные отличия в развитии научной мысли в средневековой Европе и Центральной Азии тех времен.

Активному развитию арабо-мусульманской науки в духе свободомыслия способствовали такие особенности:

• относительная независимость развития научной мысли от религиозных догм;

• стремление извлечь из античной науки все наиболее рациональное;

• формирование единой системы естественных наук.

Античная наука стала благодатной почвой, на которой выросли выдающиеся идеи, авторами которых стали известные восточные мыслители, творившие в таких средневековых центрах, как Багдад, Бухара, Хорезм, Самарканд и др. [1]. X-XI века ознаменовались наиболее бурным развитием науки в Средней Азии. Арабские мыслители тех времен в основу своих идей ставили принцип единства природы и целостность характера науки. Аналогичную позицию мы прослеживаем и в трудах великих древнегреческих ученых. Многие среднеазиатские философы Средневековья были по своей сути энциклопедистами, наследие которых представляет собой научные трактаты, остававшиеся востребованными в Европе до XVII века: "Изложения астрономии" Аль-Фергани, "Канон врачебной науки" Ибн Сины, "Коллигет" Ибн Рушда, медицинские труды Ар-Рази и др.

Среднеазиатские страны в эпоху Средневековья по праву могут считаться важным просветительским центром, поскольку научные изыскания наиболее активно в то время шли на территории нынешних Туркменистана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Афганистана, Пакистана и Китая. Этому периоду уделено большое внимание в книге Фредерика Старра "Утраченное Просвещение: золотой век Центральной Азии от арабского завоевания до времен Тамерлана". Интересны размышления о том, что местным мыслителям приходилось вести кочевой образ жизни, а многие из них были несправедливо забыты.

Научная и философская мысль центральноазиатского региона оказала определяющее влияние на цивилизационное развитие стран Востока. Значение бактрийской, хорезмийской, парфянской и согдийской культур можно поставить на один уровень с влиянием на мировое развитие цивилизации Древней Греции. И сегодня всему миру известны среднеазиатские города и памятники культуры, которые в свое время были возведены народами, проживающими в регионе. Культура и наука стран Средней Азии развивались под влиянием соседних регионов: здешние мыслители находились в постоянном контакте с учеными Китая и Индии, с одной стороны, и с западными мудрецами, с другой стороны. Из научных идей, родившихся в других странах, умело выделялось самое ценное, что впоследствии служило основой для собственных трудов.

Арабы с наибольшим почтением относились к философам. Идеи Аристотеля на Востоке развивали такие ученые, как Аль-Кинди (800-870) и Аль-Фараби (870-950). Последнего прозвали Вторым учителем, считая первым самого Аристотеля. Аль-Фараби в своих сочинениях размышлял о вечности материи и несотворимости мира, его авторству принадлежит первая арабская энциклопедия [2]. Идеи просветителя о счастье, достижимом в земной жизни [3], и в наше время не теряют свою актуальность, значимость, продолжая служить важным фактором идеологического воспитания подрастающего поколения.

Выдающийся вклад в развитие медицины и фармацевтической науки сделал величайший восточный ученый Абу Али ибн Сина (Авиценна) (980-1037). В своих сочинениях он занимался вопросами и из других сфер: философии, химии, литературы и минералогии. Наследие Авиценны составляют 100 научных трудов, 11 из которых затрагивают различные сферы естествознания. В философском мировоззрении восточного мыслителя очевиден дуализм [4]: с одной стороны, он указывает на вечность мира, и что все в нем создано из материи, с другой, ибн Сина считал возможным существование Бога как высшего начала. По его мнению, вечно существующий мир обусловлен вечным Богом, который существует вне времени.

Ибн Синой высказана мысль о принципиальном единстве Вселенной. Такое утверждение стало важным компонентом философско-материалистического монизма и послужило основой для современного естествознания, опровергшего геоцентрические и антропоцентрические идеи. Авиценной были выдвинуты идеи, ставшие своеобразным мостом между наукой Античности и Средневековья, между Западом и Востоком [5]. В течение продолжительного времени "Канон врачебной науки" ибн Сины использовался в качестве учебника в университетах Европы и руководства по медицине в мусульманском мире. В своих медицинских сочинениях Авиценна много внимания уделяет анатомии, симптоматике многих заболеваний, причинам их возникновения и способам лечения [6].

Нельзя не отметить значение философских учений Ибн Рушда (Аверроэса) (11261198). Он также был последователем Аристотеля, считая ошибочным утверждение о том, что создателем всего мира является Бог. По мнению Ибн Рушда, о движении можно говорить исключительно применительно к материи. Он выдвинул идею "двух истин", двух систем знаний: религиозной и философской. Первая предназначена для донесения до широких масс общих норм и правил с использованием определенных образов и символов. Вторая же используется только учеными, стремящимися познать законы развития природы и общества. Философская истина нуждается в доказательствах, религиозная же этого не требует. Если системы знаний противоречили друг другу, выход Ибн Рушд видел в аллегорических толкованиях, сводящихся к общим началам. Такое разделение способствовало свободному развитию науки и философии, что и позволило арабским мыслителям значительно преуспеть в таких дисциплинах, как математика, химия, астрономия и медицина.

Еще один выдающийся представитель арабской научной мысли - Джабир (721815), в Европе более известный как Гебер. Несмотря на то, что рос и получал образование будущий ученый в городе Тусе, столице Хорасана, исследователи указывают на его арабское происхождение. Джабир много внимания уделял философии, считая, что она касается всех жизненных сфер, однако он смог достичь выдающихся успехов в ряде естественных наук: химии, физике, фармакологии, астрономии, металлургии и медицине. Ученый огромную роль отводил эксперименту, сам занимался практическими исследованиями, в ходе которых создал водонепроницаемую бумагу и нержавеющую сталь. В Европе авторитет Гебера был настолько велик, что многие научные труды неизвестного происхождения приписывались авторству именно этого арабского ученого.

Известная всем десятичная система в Европу пришла именно из арабского мира. Одним из тех, кто внес весомый вклад в развитие мировой математики, был Аль-Хорезми (787-850). Он усовершенствовал арифметику Диофанта, а также много сделал для становления алгебры. Свой труд "Книга о восстановлении и противопоставлении" Аль-Хорезми посвятил изучению методов решения уравнений.

Выдающимися математиками своего времени были Насирэддин ат-Туси и Гийасэд-Дин Каши. Первый заложил основы существования тригонометрии как отдельной дисциплины (лишь в XVII веке европейские математики сумели прийти к такому результату). Второму принадлежит теория десятичных дробей.

Благодаря тому, что мусульманская религия всячески способствовала развитию естественных наук, многие научно-технические открытия делались именно на Востоке. В это же время в Европе развитие науки тормозилось из-за влияния религиозных догм, а талантливейшие ученые преследовались инквизицией. Вследствие этого арабская средневековая научная мысль сумела на несколько столетий опередить европейскую науку и стать фундаментом для многочисленных открытий во всех сферах естествознания.

Список литературы /References

1. Гусейханов М.К. Вклад мыслителей Ближнего и Среднего Востока в развитие мировой науки // Исламоведение, 2011. № 1. С. 27-32.

2. Хусейнов К. Роль мыслителей востока в развитии естественных наук: автореферат диссертации доктора технических наук. Уфа, 2004. 48 с.

3. Эшонкулова Н.А. Идея счастья и пути его достижения в учении Аль-Фараби // European Research, 2017. № 6 (19). С. 42-44.

4. Абдукаримова Г.Б. Философские взгляды Абу Али ибн Сино на образование Достижения науки и образования, 2019. № 4 (45). С. 21-23.

5. Омаров О.А., Гусейханов М.К. История и методология физики. М.: Эко, 2005.

6. Абдукаримова Г.Б., Умарова Р.Ш., Тухтабоев Э.А. Взгляд западных ученых на философию Авиценны (Абу Али ибн Сина) // Научный журнал, 2019. № 11 (45). С. 66-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.