Практика медиаобразования
Роль спорта и медиа в семейном воспитании подростков
Е.В. Мурюкина, кандидат педагогических наук, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал Ростовского государственного экономического университета)
Аннотация. В статье рассмотрены предпосылки и некоторые аспекты воспитания физической и спортивной культуры подростков в семье с использованием медиа. Ученые констатируют, что игры школьного возраста приобретают виртуальные формы, что порождает много заболеваний. Запретительные меры не помогут. Необходимо найти формы и методы, при которых медиатексты могут быть использованы в воспитании физической и спортивной культуры подростка.
Ключевые слова: спортивная, физическая культура; подростки; семья; медиа.
The role of sport & media in the family education of teenagers
Dr. Elena Muryukina, Anton Chekhov Taganrog Institute, branch of Rostov State University of Economics
Abstract. The article describes the background and some aspects of education, physical culture and sports of teenagers in the family through the media. Scientists have concluded that the game of school age are becoming virtual form, what causes many diseases. Restrictive measures will not help. It is necessary to find forms and methods in which media texts can be used in the education of physical culture and sports teen.
Keywords: sports, physical culture; teens; family; media.
Дети, как и мы, ежедневно получают информацию из различных медиаисточников. Согласно данным Национального союза семейных ассоциаций, «несовершеннолетние дети проводят ежегодно 1400 (!) часов, контактируя сразличными экранными медиа, тогда как на общение с родителями уходит в среднем 154 часа. В то же время известно, что в России в среднем родители разговаривают со своими детьми всего около 30-40
минут в день» [Печинкина, 2010, с. 126]. Еще десятилетие назад главными занятиями детей школьного возраста были игры, в том числе подвижные, рисование, лепка и пр. Сегодня одна из самых тревожных болезней -гиподинамия (малоподвижность). Эта и другие причины подтверждают, что физическая культура и спорт - должны стать образом жизни человека, формируемым с детства. Но не стоит запрещать подростку обращаться к масс-медиа. Можно просто совместить воспитание физической и спортивной культуры подростка и потенциал, который заложен во многих медиатекстах (фильмах, интернете, прессе, телевидении и пр.). Сегодня развитию спорта в нашей стране уделяется все большее значение: реализуется государственная программа РФ "Развитие физической культуры и спорта"; строятся новые спортивные сооружения; проводятся разнообразные соревнования.
Спортивная культура личности связана с ее ценностным отношением к спорту, которое носит не общий, а конкретный характер. То есть подразумевается не спорт вообще, а его определенные аспекты, компоненты, функции, ценности спорта, которые для ребенка представляются наиболее важными и значимыми. Эти ценности выступают как социальные идеалы, смыслы, символы, нормы, образцы поведения, регулирующие деятельность подростка и социальные отношения в сфере спорта, определяют их характер и направленность. Спортивная культура личности выражается в нескольких формах:
• спортивно-прагматическая культура. Ее характеризует ярко выраженный прагматический характер. «Наиболее ярким примером в этом плане является такая ценность, как возможность на спорте зарабатывать деньги, приобретать материальные блага. Именно такая ценностная ориентация на спорт характерна, например, для спортсменов в профессиональном спорте. Утилитарность спортивной культуры личности может проявляться также в ориентации индивида на формирование и совершенствование с помощью занятий спортом тех или иных качеств и способностей (например, физических качеств или психических способностей), когда они рассматриваются сами по себе в отрыве от других качеств и способностей» [Столяров, Баринов, 2009, с. 18];
• антигуманная спортивная культура. Базируется на следующих принципах: используются негуманные ценности; победу в спортивном соревновании необходимо одержать любой ценой; возможность проявления агрессии, демонстрация собственного превосходство над другими; использование спорта для пропаганды идей национализма, шовинизма, решения узкокорыстных проблем. Так, Майк Кертис говорит: «Я играю в футбол лишь потому, что только на поле я могу избить кого-нибудь и уйти безнаказанным» [Столяров, Баринов, 2009, с. 18].
• спортивно-гуманистическая культура. Она опирается на «позитивное ценностное отношение индивида к спорту с точки зрения таких идеалов и ценностей гуманизма, как целостное развитие личности и гуманные социальные отношения; деятельность индивида и ее результаты по усвоению, сохранению, реализации и развитию тех разновидностей, сторон, функций, компонентов и т.д. спорта, которые с позиций гуманизма он оценивает как наиболее важные, значимые, т.е. рассматривает как ценности» [Столяров, Баринов, 2009, с. 18].
Эти ценности используются человеком в качестве социальных идеалов, смыслов, норм и образцов поведения. Спортивно-гуманистическая культура личности может проявляться в разной форме в зависимости от того, каким образом конкретизируются те общие гуманистические идеалы и ценности, на которые она ориентирована. Основными ее подвидами выступают олимпийская и спартианская.
А) Олимпийская спортивно-гуманистическая культура. К числу основных особенностей олимпийской разновидности спортивно-гуманистической культуры личности относятся [Столяров, Баринов, 2009, с. 19]: наличие олимпийской образованности (знаний об истории Олимпийских игр и олимпийском движении, о его целях и задачах, об идеалах и ценностях олимпизма и т.д.); позитивная оценка олимпийского спорта и движения, идеалов и ценностей олимпизма, их роли и значения в современном спорте и обществе в целом; умение обосновать и объяснить эту оценку; стремление (желание) ориентироваться в спортивной деятельности на идеалы и ценности олимпизма, активно участвовать в олимпийском движении, содействовать реализации его целей; знания, качества и способности (умения и навыки), которые позволяют успешно участвовать в олимпийском спорте и движении (в качестве спортсмена, тренера, пропагандиста олимпийских идей и т.д.); реальная ориентация в спорте и олимпийском движении на идеалы олимпизма, проявляющаяся в качествах гармонично развитой личности, (физическое совершенство, высокие спортивные достижения, поведение на спортивных соревнованиях, соответствующее принципам «честной игры», эстетическая культура) и соответствующем стиле (образе) жизни, характере взаимоотношений с другими людьми; негативное отношение к лицам, поведение которых противоречит олимпийским идеалам и ценностям.
Б) спартианская спортивно-гуманистическая культура. Опирается на мнение, что спорт - важное средство не только гармоничного, но и всестороннего (в спартианском понимании) развития личности. «Это значит, что спорт оценивается индивидом как один из основных (фундаментальных) видов деятельности, участие в котором необходимо для всестороннего и гармоничного развития личности. При этом учитывается роль спортивной
деятельности: во-первых, в восстановлении, сохранении, формировании и совершенствовании физического состояния человека, его психических и духовных - нравственных, эстетических и т.п. - качеств и способностей, соответствующих умений, навыков, знаний, потребностей, чувств, эмоций и т.д.; во-вторых, в формировании культуры соперничества» [Столяров, Баринов, 2009, с. 18].
Значит, для спартианской спортивно-гуманистической культуры человека характерна его социальная деятельность, ее результаты по усвоению, сохранению, реализации и развитию тех функций спорта, которые оцениваются как наиболее важные, значимые. Она предусматривает следующие виды деятельности:
• «участие в спартианском движении, другие формы спортивной деятельности индивида, ориентированные в своих целях и задачах на спартианские идеалы и ценности;
• рациональную, мотивационную, эмоциональную и деятельностную формы позитивной оценки спартианского движения и спорта с точки зрения этих идеалов и ценностей;
• обоснование (осмысление и объяснение) этой оценки;
• результаты всей этой социальной активности индивида -сформированные качества личности и образа жизни, правила поведения, социальные роли, нормы и образцы взаимоотношений с другими людьми и т.п., адекватные спартианским идеалам и ценностям» [Столяров, Баринов, 2009, с. 18].
Мы считаем, что родители каждого подростка сами смогут определить цели семейного физического воспитания с использованием масс-медиа. Безусловно, мы охарактеризовали антигуманную спортивную культуру для того, чтобы уберечь читателей от формирования перечисленных в ней ценностей у своего ребенка.
Занятия спортом развивают мотивационно-волевую сферу ребенка, его лидерские качества, способствуют его более успешной социализации. Это особенно важно в подростковом возрасте, считающемся одним из самых сложных в становлении личности. Некоторые исследователи рассматривают подростковый возраст как неделимый этап развития, охватывающий возрастной период от 10 до 15 лет, другие, изучают его как возрастную ступень, которая делится на два периода - младший подростковый (10-12 лет) и собственно подростковый (13-15). Но этот этап развития личности характеризуется перестройкой всей системы отношений ребенка и общества; осуществлением перехода от детства к взрослости.
Для того, чтобы понять роль и значение физкультуры и спорта в формировании личности подростка, рассмотрим его возрастные особенности.
Именно на границе перехода от младшего школьного возраста к подростковому происходит решение специфических задач личностного развития и взросления человека, активное усвоение культурных ценностей, играющих важную роль в определении главных целей, интересов, предпочтений в дальнейшей жизни.
Важным событием подросткового возраста становится половое созревание, оказывающее значительное воздействие на формирование личности. П.М. Якобсон указывал, что «под влиянием полового созревания происходят резкие изменения в строении и жизнедеятельности организма подростка. Это касается роста, веса, строения костяка, физиологических функций внутренних органов, изменений высшей нервной деятельности, черт поведения и особенностей самой психики» [Якобсон, 1998, с. 118].
Для подростков особую роль начинает играть внешность и эксперименты с нею — они начинают худеть, «качаться» (наращивать мускулы), красить волосы, менять прически и т.д. У них возникает своеобразная предметно-манипулятивная деятельность, в которой основным предметом выступает собственная внешность (то есть внешние характеристики). Именно по этой причине подростки любят проводить много времени у зеркала, чтобы оценить полученный результат.
То есть у ребенка особое значение начинает приобретать внешность, фигура. Здесь неоценимую помощь для них могут оказать занятия физкультурой и спортом. Один из аспектов спортивной деятельности -возможность на основе спортивных тренировок и соревнований формировать и совершенствовать свои физические данные, личностные качества (организованность, собранность, упорство в достижении поставленных целей и пр.).
Однако, здесь необходимо обратить особое внимание родителей, что спортивная деятельность может привлекать ребенка и как средство для укрепления и сохранения своего здоровья, и как возможность (физическая) демонстрировать склонности к агрессивному поведению, проявлению насилия. То есть подростки могут рассматривать спорт как способ для достижения материальных благ, славы, проявлять свое превосходство над сверстниками. Именно поэтому мы говорим о необходимости физического и спортивного семейного воспитания детей, которое особенно эффективного использования масс-медиа. Сегодня в отечественном медиаконтенте создается достаточно много медиатекстов, которые направлены на создание положительного образа человека, спортсмена.
Пример можно взять из информационной войны, которая ведется сегодня между украинским и российским медиасообществами. Одна из движущих сил украинской политики сегодня - спортсмены и
околоспортивные организации. Например, мэром города Киева является В. Кличко, а устрашающие акции (в Одессе, Львове и пр.) проводятся украинскими ультрас (организованными группами из болельщиков для поддержки футбольных команд Украины). Их поведение, поступки позволяют рассматривать спорт с отрицательной стороны - через проявление насилия, физического превосходства. Поэтому использование медиа (их анализ, совместные обсуждения в семье и пр.) должны развивать физическую и спортивную культуру подростка, определить ценностную основу занятий спортом.
Таким образом, в данной статье мы рассмотрели основы воспитания физической и спортивной культуры подростков в семье и использования потенциала медиа. Здесь мы можем опираться на комплекс средств массовой коммуникации (кинематограф, прессу, телевидение, интернет); жанровое, видовое разнообразие медиатекстов и т.д. Использование медиа будет не только способствовать формированию основ здорового образа жизни у подростка, но и стимулировать его к занятиям физкультурой или спортом.
Подросток нередко задумывается о будущей профессии, сфере деятельности, которая ему близка и интересна. И здесь можно использовать потенциал масс-медиа. При организации семейных медиазанятий, можно выбирать фильмы, телепередачи, интернет-сайты, периодические издания, где отражается специфика спорта, перспективы его развития, происходит знакомство со спортивными профессиями в различных областях знаний.
Литература
Печинкина О.В. Медиаобразование дошкольников: несколько советов родителям // Детский сад от А до Я. 2G1G. № 2. С. 126.
Столяров В., Баринов С. Понятие и формы спортивной культуры личности // Вестник спортивной науки. 2GG9, № 9. 18 С. 17-21.
Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. - М: МПСИ, 199B. - 3G4 с.
References
Jacobson M. Psychology of feelings and motivation.- M: MPSI, 199B. - 3G4 p.
Pechenkina O. V. Media education of preschool children: some tips for parents/ Kindergarten
from A to Z. 2G1G. №. 2. P. 126.
Practical psychology of education /edited by Dubrovina I.V. 4-e Izd. - SPb.: Peter, 2GG4. - 592 p. Stolyarov, V. Barinov, S. The concept and forms of sports culture of the person // Herald sports science. 2GG9. № 9. C. 17-21.