УДК 78.062 ББК 64.5
Федотенко Инна Леонидовна
доктор педагогических наук, профессор
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
г. Тула
Дорошко Ольга Михайловна
кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедра психологии образования Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
г. Тула
Fedotenko Inna Leonidovna
Doctor of Pedagogics,
Professor
Head of the Chair of Educational Psychology Tula State Pedagogical University named after L. Tolstoy
Tula
Doroshko Olga Mikhailovna
Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor,
Applicant for a Doctor’s Degree Chair of Educational Psychology Tula State Pedagogical University named after L. Tolstoy
Tula
Роль спецкурса «Экологическая педагогика» в развитии экологической
культуры будущих учителей The Role of the Elective Course “Ecological Pedagogy” in Future Teachers’ Ecological Culture Development
В статье обоснована целесообразность введения в вузовское образование авторского спецкурса «Экологическая педагогика», анализируются его возможности в развитии экологической культуры будущих учителей. Рассмотрена типология индивидуальной экологической культуры человека в современном обществе. Интерпретированы результаты опытно-экспериментальной работы.
The article substantiates the advisability of the introduction of the author’s elective course “Ecological Pedagogy” into higher education programmes and analyses its potential in future teachers’ ecological culture development. The article grounds the typology of individual ecological culture of a person in modern society. In the conclusion the authors interprets the results of experimental work.
Ключевые слова: экологическая педагогика, экологическая культура, типы экологической культуры, спецкурс, субъект, эмоционально-ценностное отношение, компетенции.
Key words: ecological pedagogy, ecological culture, types of ecological culture, elective course, subject, emotional and value attitude, competences.
Экологическая культура - категория, определяющая характер и содержание взаимоотношений личности и социума с окружающей средой, обеспечивающей биологическое и социальное существование человека. Структурными компонентами этой категории являются культура отношений человека к себе; другим людям; природе. Именно в таком контексте, экологическая культура рассматривается при определении цели образования для устойчивого развития общества, подчеркивается приоритетность данного направления воспитания человека, способного установить гармонические отношения общества и природы.
Особая роль в решении задачи формирования экологической культуры ребенка отводится учителям. Профессионально компетентные педагоги могут обеспечить развитие экологической культуры школьников только при условии сформированности на достаточно высоком уровне данной культуры у себя самого. Развитие экологической культуры студентов в университетском образовании предполагает направленную модернизацию всей образовательной системы (цель, содержание, структура, технологии, критерии эффективности), целенаправленную организацию специальной учебной, практической, научной и воспитательной деятельности будущих учителей. Новые образовательные парадигмы, возникновение разнообразных интерактивных средств обучения, изменяют требования к отбору содержания образования, сохраняя за ним приоритетное положение.
Среди комплекса условий, обеспечивающих развитие экологической культуры студентов - будущих педагогов, особое место занимает разработка и реализация курса по выбору. Поиски исследователей по развитию экологической культуры привели к созданию широкого спектра авторских спецкурсов, экологически ориентированных программ. На наш взгляд, наиболее интересны среди них, спецкурсы «Экологическая культура студентов» В.Ф.Лашмановой, «Экологическая культура педагога дополнительного образования»
Д.З.Измайловой, «Основы экологической культуры» С.Е.Гусаровой.
Названные курсы, в значительной степени, аналогичны, однотипны, разработаны по единой схеме. В первой части курса студентам раскрываются общенаучные вопросы взаимодействия человека и природы (философско-исторический аспект экологии), затем рассматриваются экологические проблемы на региональном уровне (эколого-культурологические знания), и третьей составляющей программы обычно выступает методика организации экологического воспитания с учетом особенностей профессиональной направленности будущих педагогов (психолого-педагогический аспект). Сравнительный анализ программ позволил нам выделить их типичные недостатки: во-первых, дублирование экологических знаний, которые студенты должны получать при изучении разнообразных дисциплин (философии, экономики, психологии, методики воспитательной работы); во-вторых, ориентация содержания программ преимущественно на природоохранительный аспект экологической культуры; в-третьих, недостаточное внимание к социально-этической составляющей экологической культуры.
По нашему убеждению, более широкий подход к определению экологической культуры учителя как культуры отношения к себе, как педагогу; к другим людям и, прежде всего, к своим ученикам и коллегам; к природе как основному источнику содержания образования, требует иной логики разработки курсов.
Материал спецкурса должен помочь развитию личности будущего педагога как субъекта, который может: адекватно оценивать себя и окружающих; определять наиболее конструктивную стратегию и тактику решения возникающих экологических проблем; способен развить необходимые составляющие экологической культуры у своих учеников. Попытка разработать такой курс предпринята в Гродненском государственном университете имени Янки Купа-лы. Курс по выбору студентов «Экологическая педагогика» в течение трех лет прошел экспериментальную проверку при подготовке будущих педагогов иностранного языка, физической культуры, биологии и экологии. Всего в эксперименте приняло участие 672 студента. Материал дисциплины по выбору изучал-
ся студентами перед педагогической практикой, что существенно повлияло на ее продуктивность: результаты практики стали существенным показателем эффективности спецкурса.
При разработке программы и содержания данного курса нами была предпринята попытка по-новому взглянуть на весь процесс воспитания, когда воспитанник рассматривается как целостность, а экологическая культура - как сущность, ориентированная на комплексное взаимодействие личности с окружающей ее действительностью. Целостный подход к ученику обеспечивается формированием у школьника экологической культуры, которая, с одной стороны, является инструментом становления личности, а с другой, - выступает производной деятельности человека. Это, в свою очередь, требует установления субъект - субъектных отношений в обучении и воспитании. Ученик как субъект культуры, характеризуется высоким уровнем самосознания, самокритичности, инициативности, креативности, активного поиска своего места в реальной действительности. Реализация данного подхода в современной школе должна быть направлена на формирование у школьника умения самостоятельно организовывать свое жизненное пространство; адекватно оценивать свои силы и возможности, соотносить их с интересами и желаниями других, относится ко всему, что происходит вокруг с ответственностью, с чувством личной причастности и уверенности в собственных силах. Это требует пересмотра многих тем традиционной педагогики с учетом организации деятельности школьника по освоению воспитывающего пространства школы, формированию своей экологической ниши в коллективе, дома, на улице и т. п. Этим вопросам и посвящен разработанный нами курс «Экологическая педагогика».
Экологическая педагогика, как научная дисциплина, адресована студентам педагогических специальностей с целью развития у них необходимых и достаточных компетенций для формирования экологической культуры учащихся, направленной на установление гармонического отношения человека к себе, другим людям и природе.
Итогом изучения дисциплины по выбору должно стать эмоциональноценностное отношение выпускников к экологической культуре, то есть, формирование устойчивого личностно-смыслового конструкта, включающего:
-когнитивный (знания, убеждения); - мотивационный (мотивы, интересы, потребности); -операционально-деятельностный (умения, навыки, компетенции) и конативный (модели поведения, позиции будущих учителей) компоненты.
При разработке программы мы учитывали, что развитие экологической культуры предполагает понимание педагогами общих закономерностей, механизмов саморегуляции природы, социума, личности; знание, адаптацию и использование культурных, национальных традиций; наличие субъективного опыта экологически целесообразной деятельности; усвоение системы критериев и показателей, позволяющих оценивать деятельность человека с экологических позиций.
Формирование у школьников отношения к глобальным экологическим проблемам необходимо начинать с обучения ребенка быть хозяином в своем доме, на своем рабочем месте, в своем городе. Воспитание должно осуществляться с учетом культуротворчества детей, когда содержание воспитания определяется не отдельными личностными качествами, а комплексом взглядов, убеждений, отношений к окружающей природе, к жизненному пространству, людям, живущим рядом, к самому себе как части окружающей действительности.
Программа курса включает четыре раздела. Первый раздел посвящен анализу предпосылок выделения «Экологической педагогики» в самостоятельную научную дисциплину. Второй раздел раскрывает суть экологической культуры как культуротворческой категории образования, рассматривает пространства экологической культуры ученика, учителя, школы. Представлен и обоснован взгляд на типологию индивидуальной экологической культуры современного человека. В третьем разделе описывается подготовка учителя к осуществлению экологического воспитания школьников. Завершается пособие темами,
которые иллюстрируют возможность переориентации всего курса педагогики на новый подход, с учетом требований комплексной экологизации всех отраслей знания и деятельности человека.
Характеризуя содержание спецкурса «Экологическая педагогика», подчеркнем, что студентам важно уяснить связи человека с обществом и природой в контексте целостности личности, что нашло отражение при рассмотрении темы «Предмет изучения и категории экологической педагогики». Для осмысления студентами места и значения экологической культуры в учебновоспитательном процессе, мы сравнили новое и традиционное понимание категорий «среда», «человек», «экологическая культура». Предоставляя студентам возможность проанализировать различные точки зрения на вопросы о методологии в педагогике и альтернативной школе, мы стремились обеспечить будущим учителям самостоятельность выбора.
Особого внимания заслуживают темы: «Характеристика процесса воспитания» и «Диалектика развития личности», раскрывающие методологические основы нового взгляда на личность школьника. Педагог должен быть в состоянии оказывать воспитаннику помощь в самоанализе, в рефлексии, в создании условий, влияющих на развитие личности, на становление индивидуального типа экологической культуры.
В теме «Диалектика становления личности» необходимо обратить внимание студентов на единство биологического и социального в человеке. Для будущего учителя важно знание, что для полноценного становления человека в процессе обучения и воспитания необходимо обращать внимание, на развитие данных биологических характеристик личности, сочетая возможное воздействие на рациональную и эмоциональную сферы.
Материал, представленный в разделе «Теория и методика экологической педагогики”, направлен на формирование у будущих педагогов ценностносмыслового отношения к экологической культуре, включение ее в иерархию профессионально и личностно значимых приоритетов.
Тема раздела «Возникновение и развитие экологической культуры» анализирует положительные и отрицательные моменты истории общества во взаимодействии с природой. Причем, системообразующим фактором в исследуемой системе, выступает человек. Анализируется процесс возникновения экологических проблем как следствие социальных процессов, выявляется связь самосознания человека и формирование отношения к природе.
Отношение является значимым критерием сформированности экологической культуры: отношение к природе, к другим людям и самому себе. Выраженность отношения, его специфика, степень сформированности дает возможность говорить о различных типах экологической культуры: тип личной достаточности, тип экологического оптимизма, пессимизма, абсолютизации экологических знаний, экологической гармонии.
Реализация становления экологической культуры школьников обеспечивается в процессе экологического воспитания. Важно убедить студентов, что изучаемый процесс, до недавнего времени, характеризовался, как воспитание ответственного отношения к природе. Но сегодня, его рассматривают гораздо шире, поскольку экологическая культура - это культура отношения человека ко всему, что его окружает: экологические проблемы - это проблемы в большей степени социальные, чем биологические.
Темы раздела «Экологическая культура учителя» определяют стратегию и тактику подготовки педагогов к формированию экологической культуры школьников. Эффективность этой деятельности зависит от типа экологической культуры учителя, от ответственного отношения студентов к собственной деятельности. Будущие педагоги получают возможность выявить сформированность типа экологической культуры у себя и ознакомится с основными знаниями и умениями, которые позволяют говорить о типе экологической гармонии. Предлагаемый раздел курса «Экологическая педагогика» предполагает рассмотреть темы, связанные с организацией процесса обучения и воспитания , предполагающие непосредственное воздействие учителя на процесс развития экологической культуры школьника.
При этом важно, что традиционные виды деятельности, которые организует педагог в учебно-воспитательном процессе, непосредственным образом оказывают свое влияние на исследуемый нами процесс. Даже если педагог не обращает на экологическую культуру внимания, его действия направлены на формирование отношения ученика к окружающей его действительности, к другим людям и себе, то есть, на развитие основных компонентов экологической культуры.
При организации процесса обучения с учетом развития экологической культуры необходимо ориентировать преподавание на особенности процесса усвоения знаний учащимися. В противном случае, деятельность учителя может приобрести характер самодемонстрирования, без особого внимания к характеру деятельности учащихся. Понимание учителем механизма усвоения знаний обеспечивает достаточно активное включение школьника в работу на уроке, демонстрирует заинтересованность педагога в происходящем с каждым своим подопечным. В силу этого, умение педагога понимать усвоена ли информация или нет, а также правильное реагирование на данное знание, обеспечивает эффективный процесс обучения и как следствие развитие экологической культуры школьника. Поэтому раздел «Организация процесса обучения и воспитания» с учетом требований развития экологической культуры школьника и начинается с темы «Структура процесса усвоения заний».
Тема занятия «Структура процесса формирования умений» касается, прежде всего, умения организовать деятельность педагога, при которой возможна активная работа по коррекции процесса формирования умений решения задач, как теоретических, так и практических. Именно система упражнений, предлагаемая в данной теме, обеспечит правильный выбор работ, укажет на целесообразность выполнения упражнений и условия их эффективности при решении конкретных дидактических задач.
Особое место в работе педагога по развитию экологической культуры занимают вопросы формирования у школьников отношения к себе и другим, окружающим его людям. Основным средством развития коллектива, который
выступает инструментом личностного развития, является самоуправление. Поэтому следующей темой курса предлагается «Организация самоуправленческого коллектива». Здесь подчеркивается, что процесс формирования коллектива и самоуправления в классе должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены. Коллектив школьников требует постоянного внимания, и для организации деятельности требуется четкое осознание того, какие виды деятельности и каким образом влияют на развитие экологической культуры школьников. И для воспитателя в школе знание методики проведения, инструментовки деятельности, обеспечивающей оптимальное развитие школьников весьма существенны. Изучая тему «Организация деятельности учащихся в процессе воспитания», мы обратили внимание студентов на целостность воспитательного процесса, который осуществляется через деятельность, через жизнь детей. При этом, важно подчеркнуть, что воспитание идет комплексно. И именно экологическая культура - является тем новообразованием, которое может возникнуть только при условиях комплексного воздействия на воспитанника.
«Организация коллективного творческого дела» - эта тема дает студентам знания о том, как методически правильно подготовить и провести различные формы воспитательной работы, ориентируясь на создание условий для развития личности школьника. Этапы КТД, разработанные И. П.Ивановым, оцененные с позиций необходимости развития экологической культуры, обеспечивают оптимальность процесса вовлечения детей в личностно значимую деятельность. При наполнении адекватным ценностно ориентированным содержанием организуемого со школьниками общения, можно говорить о достижении цели формирования гармонического типа экологической культуры воспитанников.
Разработанная и реализованная программа курса по выбору позволяет наметить основные ориентиры в решения задачи формирования экологической культуры детей. Такой вывод подтверждается результатами опытноэкспериментальной работы. Студенты, изучавшие «экологическую педагоги-
ку», в период педагогической практики быстрее адаптировались к новым условиям. Анализ отчетов и самоанализ их педагогической деятельности убеждает, что будущие учителя более адекватно оценивают свои действия, грамотно прогнозируют поведение школьников, выделяя причинно-следственные связи между собственными действиями и реакцией детей, то есть, более подготовлены к самообразованию. Оценка типов экологической культуры студентов экспериментальных и контрольных групп при близком количестве студентов, обладающих экологической культурой гармонии до эксперимента (а именно 11,9 % и 12, 3 % соответственно), также показывает позитивное воздействие курса по выбору «Экологическая педагогика».
После педагогической практики мы выявили, что у студентов контрольных групп наблюдалась некоторая отрицательная динамика: доля студентов с экологической культурой гармонии уменьшилась и составила 11,5%, что мы связывает с трудностями адаптации студентов в новом качестве и новом для себя пространстве. Многие из них не были подготовлены к реалиям современной школы. Тогда как в экспериментальных группах число респондентов с названным типом культуры возрос до 26,7 %.
Таким образом, анализ опытно-экспериментальной работы убеждает в эффективности курса «Экологическая педагогика» в процессе развития экологической культуры будущих учителей.
Библиографический список
1. Аниськин, С.В. Системный подход к формированию экологической культуры учащихся / С.В. Аниськин // Проблемы и перспективы биологического и экологического образования в период модернизации средней и высшей педагогической школы. - Челябинск: ЧГПУ, 2006.
2. Гро Харлем Брундтланд Поддерживая устойчивое развитие // БЮЛЛЕТЕНЬ МАГАТЭ 49/1 сентябрь 2007 - с.12-14.
3. Дорошко, О.М.Экологическая педагогика : Учебное пособие / О.М. Дорошко. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 132 с.
4. Купцова, С. А. Дидактическая модель развития экологической культуры студентов в процессе гуманитарной подготовки в вузе (на примере изучения курса «Психология») Автореф. дисс...канд. пед. наук - 13.00.08 / С. А. Купцова ; НГПУ. - Великий Новгород 2007. - 21 с.
5. Лашманова В.Ф. Воспитание экологической культуры у студентов классического университета : дисс.... канд. пед. наук - 13.00.08 / В.Ф. Лашманова ; ЧГПУ. - Чебоксары, 2006.- 279 с.
Bibliography
1. Aniskin, S.V. The System Approach to the Development of Pupils’ Ecological Culture / S.V. Aniskin // Problems and Prospects of Biological and Ecological Education During the Modernization of Teachers’ Training in High and Higher Educational Establishments. - Chelyabinsk: Chelyabinsk State Pedagogical University, 2006.
2. Doroshko, O.M. Ecological Pedagogy / O.M. Doroshko. - Grodno: Grodno State University, 2002. - 132 p.
3. Gro Harlem Brundtland. Sustaining Sustainable Development // IAEA Bulletin 49/1. September 2007. - P. 12-14.
4. Kuptsova, S. A. The Didactic Model of the Development of Students’ Ecological Culture Within Humanities Courses in Higher Education Establishments (By the Example of Psychology Course): Synopsis of Diss. ... Candidate of Pedagogics: 13.00.08 / S.A. Kuptsova. - Velikiy Novgorod, 2007. - 21 p.
5. Lashmanova, V.F. Ecological Culture Forming in Students of a Classical University: Dissertation ... Candidate of Pedagogics: 13.00.08 / V.F. Lashmanova. -Cheboksary, 2006. - 279 p.