Научная статья на тему 'Роль советских праздников в антирелигиозной пропаганде бурятмонгольской АССР в 1920-е гг'

Роль советских праздников в антирелигиозной пропаганде бурятмонгольской АССР в 1920-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
209
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА / СОВЕТСКИЕ ПРАЗДНИКИ / ЦЕННОСТИ / КУЛЬТУРА / КОМСОМОЛЬЦЫ / ОБРЯДНОСТЬ / РЕВОЛЮЦИЯ / ANTIRELIGIOUS PROPAGANDA / SOVIET HOLIDAYS / VALUES / CULTURE / MEMBERS OF KOMSOMOL / CEREMONIALISM / REVOLUTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соболева Анастасия Николаевна

В статье анализируется роль новых советских праздников в антирелигиозной пропаганде, проводимой в Бурят-Монгольской АССР в 1920-е гг. На материалах местной периодики и архивных документов автор показывает общегосударственный, централизованный характер новой обрядности, выявляя при этом специфические черты, присущие полиэтничному национальному региону.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the Soviet holidays in antireligious propaganda in the BuryatMongolian Republic in 1920s

The role of new Soviet holidays in antireligious propaganda conducted in the Buryat-Mongolian Republic in 1920s is analyzed in this article. On materials of the local periodical press and archival documents the author shows the nation-wide, centralized nature of new ceremonialism, thus revealing the peculiar features inherent to polyethnic national region.

Текст научной работы на тему «Роль советских праздников в антирелигиозной пропаганде бурятмонгольской АССР в 1920-е гг»

8. Замула И. Ю. Городская культура и общественный быт Верхнеудинска (1875 - февраль 1917 гг.). - Иркутск : Обл-машинформ, 2001. - 208 с.

9. Паликова Т. В. Социальное, экономическое и культурное развитие городов Забайкальской области во второй половине Х1Х - начале ХХ века. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. унт-та, 2011. - 218 с.

10. Паликова Т. В. Формирование и состав органов общественного управления в городах Забайкалья последней трети XIX - начала ХХ в. // Ученые записки ЗабГГПУ. - Чита, 2010. - С. 80-84.

11. Сергеев О.И., Лазарева С.И., Тригуб Г.Я. Местное самоуправление на Дальнем Востоке России во второй половине XIX - начале XX в.: очерки истории. - Владивосток: Дальнаука, 2002. - 296 с.

Свиридова Наталья, аспирант Бурятского госуниверситета, e-mail: kaf_isto@bsu.ru

Sviridova Natalia, postgraduate student, Buryat State University, e-mail: kaf_isto@bsu.ru

УДК 94(571.54)

© А.Н. Соболева

Роль советских праздников в антирелигиозной пропаганде в Бурят-Монгольской АССР в 1920-е гг.

В статье анализируется роль новых советских праздников в антирелигиозной пропаганде, проводимой в Бурят-Монгольской АССР в 1920-е гг. На материалах местной периодики и архивных документов автор показывает общегосударственный, централизованный характер новой обрядности, выявляя при этом специфические черты, присущие полиэтнично-му национальному региону.

Ключевые слова: антирелигиозная пропаганда, советские праздники, ценности, культура, комсомольцы, обрядность, революция

A.N. Soboleva

The role of the Soviet holidays in antireligious propaganda in the Buryat-Mongolian Republic in 1920s

The role of new Soviet holidays in antireligious propaganda conducted in the Buryat-Mongolian Republic in 1920s is analyzed in this article. On materials of the local periodical press and archival documents the author shows the nation-wide, centralized nature of new ceremonialism, thus revealing the peculiar features inherent to polyethnic national region.

Keywords: antireligious propaganda, the Soviet holidays, values, culture, members of Komsomol, ceremonialism, revolution.

События Октября 1917 г. привели к изменению общественно-политического и экономического положения страны. Религиозное мировоззрение, являвшееся основным элементом духовной культуры, не вписывалось в новую коммунистическую идеологию. Большевики стремились заменить религиозное миропонимание новыми социалистическими идеями, поэтому они стали вводить иную, «революционную» обрядность в противовес церковной. В стране начался процесс формирования новой праздничной культуры, праздники рассматривались как важное средство агитации и пропаганды в деле воспитания «нового человека».

Первым актом в области становления новой советской обрядности стало опубликование в «Известиях ВЦИК» от 5 декабря 1918 г. перечня светских праздников, где в качестве обязательных выступали: Новый год (1 января), День 9 января 1925 г. (22 января), День Парижской коммуны (18 марта), День I Интернационала (1 мая) и День пролетарской революции (7 ноября).

Праздничные мероприятия, проводимые в Бурят-Монгольской АССР в соответствии с возможностями региона, были нацелены на изменение сознания общества в определенном направлении. С одной стороны, они носили общегосударственный, централизованный характер, а с другой стороны, имелись свои специфические черты (наличие многонационального населения, полиэтничность, традиционность общества). Однако эти черты не выходили за рамки «праздничного образца», которыми служили праздники, проходившие в Москве.

Внедряемые большевиками праздники во многом противоречили крестьянской традиции. Немалая часть населения страны была настроена негативно к социалистическим преобразованиям, потому что «старое в жизни людей поддерживалось со страшной силой - силой традиции, силой повседневности» [9, с. 10]. В большей степени государство обеспечивало себе поддержку в проведении атеистической работы в лице молодежи. Именно эта часть населения,

находящаяся в состоянии определения базовых жизненных ценностей, была готова к принятию разного рода нововведений.

Исследователь А.И. Щербинин отмечает, что основные идеи, связанные с праздниками, были ясны молодому поколению. Молодые люди понимали, что праздник Октября - это «день рождения» Страны Советов, 1 мая - праздник нерушимой дружбы трудящихся всех народов, День Красной армии напоминал им о том, что каждый должен расти таким же храбрым и любящим свою Родину, как советские воины [15, с. 89-90]. Молодежь являлась полноправным участником на всевозможных играх, состязаниях, народных гуляньях. Нередко она выступала в качестве организатора данных мероприятий.

12 мая 1923 г. комсомольцы г. Верхнеудин-ска устроили первый красочный карнавал в республике, целью которого была антирелигиозная пропаганда. «...По улице Ленина двигалась костюмированная толпа людей. Впереди нее верхом на лошади ехал «кардинал». За ним следовали в соответствующих каждому сану одеяниях и головных уборах поп, мулла, лама, раввин, ксендз. За священнослужителями на колымагах ехали музыканты. Возле музыкантов шла костюмированная группа людей, изображавшая шутов, скоморохов, песенников. Процессия двигалась с зажженными факелами, которыми были широкие фитили, обильно пропитанные свиным жиром и заделанные в плашки. Их комсомольцы сняли с колокольни собора, где они хранились со времен проезда через Верхнеудинск (1891) императора Николая II. На перекрестках некоторых улиц процессия останавливалась, и выступавшие произносили речи, содержащие антирелигиозную пропаганду» [6, с. 7].

Позже представители власти призывали комсомольцев «избегать всякого оскорбления чувств верующих», потому как опыт антирелигиозных карнавалов дал отрицательные результаты. Многие жители города назвали его «издевательским подходом к верующим». Поэтому предлагалось изживать «религиозные предрассудки» постепенно, путем атеистического воспитания населения и распространением научных знаний.

Безусловно, советская власть учитывала тот факт, что люди в большинстве своем были неграмотными и не могли воспринимать социалистические ценности через высокохудожественные произведения. В Бурят-Монгольской АССР это осложнялось еще и тем, что многие практически не владели русским языком. Поэтому именно праздники с их эмоциональным потен-

циалом, символикой и атрибутикой были понятны большинству участников и зрителей, независимо от их культурного развития и политических взглядов.

В качестве альтернативы традиционным православным «крестинам» большевистское руководство выдвинуло «октябрины». Новорожденных предлагалось нарекать не по святцам, а новыми именами: Октябрина, Нинель (Ленин наоборот), Владлен, Сталина, Даздраперма, Рэм (революция, электрификация, мир) и др. Особо активная молодежь сочиняла частушки: «Мы по-новому живем, старь взрываем миною. Сына Маем назовем, а дочь - Октябриною».

В феврале 1925 г. работниками печати г. Верхнеудинска были проведены первые в республике «октябрины» пяти новорожденных детей. Комсомольцы заранее развесили плакаты, оповещающие о «советском обряде введения в гражданство новых членов», поэтому желающих поприсутствовать на данном мероприятии собралось достаточно. «.Октябрины открылись торжественным заседанием. На сцене стройными рядами были выстроены: пионеры, комсомольцы, партийцы, профсоюзники. Матери передавали своих детей пионерам, затем комсомольцам, а те в свою очередь партии, партия -профсоюзу. Октябрят покрыли красным знаменем и вручили им членские книжки. Октябрины закончились общим пением интернационала.» [8, с. 4]. Жители, расходясь по домам, обменивались впечатлениями, говоря: «Поди ж, без попа в десять раз лучше, да и детям безопасней.» [8, с. 4]. Внедрение «октябрин» в патриархальную деревню представляло собой более сложный процесс. Здесь данный термин сохраняется для празднования факта регистрации рождения в органах ЗАГС [11, с. 5].

Вытеснение церковного обряда имянаречения мирской, гражданской церемонией вызывало осуждение со стороны старшего поколения, прежде всего священников и духовенства. Так, в 1925 г. в с. Мухортала Ново-Брянской волости местный уставщик призывал прихожан не давать детям «собачьих имен», называя это «бесовскими игрищами» [12, с. 2].

Советское государство, объявившее себя светским, лишало церковь еще одной важной ее прерогативы - совершения церемонии бракосочетания. На смену церковным свадебным обрядам приходят «красные» комсомольские свадьбы. Молодых «венчал» секретарь комсомольской организации, а вместо икон были портреты пролетарских вождей. Местом празднования становятся рабочие предприятия («цеховые»,

«шахтерские» свадьбы).

Вместо традиционного обряда захоронения вводятся так называемые «красные» похороны, на которых обязательным атрибутом были красные флаги и лозунги, красные ленты на венках. В 1925 г. в Бурят-Монгольской АССР учениками Кульской школы I ступени и пионерами был похоронен товарищ по школьной скамье. Ученики вышли на улицу с флагами и несли гроб под пение революционных песен. Местное население с удивлением смотрело на эту процессию, переговариваясь о том, «. примет ли его земля, одетого в красные одежды. Не по-божески как-то.» [10, с. 3].

Постепенно лишая церковь важнейших институциональных функций - прерогатив регистрации рождения, смерти, совершения церемонии бракосочетания, большевики вносили существенные изменения в традиционную систему организации государством социокультурной жизни населения.

Важным направлением государственной политики большевиков становится вовлечение женщин в общественно-политическую жизнь страны. Международным праздником, связанным с борьбой женщин за свои права, являлся день 8 марта. В России впервые этот день был отпразднован работницами Москвы и Петербурга в 1917 г. Позже этот праздник стал ежегодно отмечаться различными заседаниями, митингами, собраниями. Женщины полюбили этот праздник, позволивший почувствовать им свою значимость. Комсомолки из с. Подлопатки Му-хоршибирского аймака республики писали в Верхнеудинский горженотдел: «Женщины нашего села всегда с нетерпением ждут праздника «Международного дня работниц», сделавшего нас равными с мужчинами» [4, с. 3]. Не отставало и более молодое поколение. Юная пионерка Пирожкова на торжественном собрании, состоявшемся 8 марта 1925 г. в Боханской избе-читальне, сказала: «В нашей работе, в нашей борьбе не забывайте про нас, юных пионеров, мы всегда готовы!» [4, с. 3].

Одной из наиболее распространенных форм праздника становятся уличные мистерии. К участию в подобных шествиях привлекалось как можно больше людей, что, безусловно, способствовало формированию нового идеологического пространства и новой личности в этом пространстве [1, с. 56]. Массовые праздничные демонстрации, шествия и митинги стали важной составной частью советских праздников.

Во второй половине 1920-х гг. происходит перенос эмоционального восприятия церковных

праздников на альтернативные советские торжества. Например, празднование Пасхи у православных совпадало с праздником 1 мая. Сопоставление это не является случайным: идея воскрешения соотносится с идеей рождения нового, свободного мира [1, с. 56]. В этот день во всех городах страны устраивались массовые демонстрации со знаменами и транспарантами, сопровождающиеся пением революционных песен.

Самым ярким и активно насаждаемым праздником Советской России был праздник Великой Октябрьской революции. Решением СНК от 2 декабря 1918 г. датой его проведения стал день 7 ноября. С 1927 г. Правительство постановило отмечать праздник Октября в течение двух дней - 7 и 8 ноября. Празднование носило масштабный характер. С особым размахом проходило празднование десятой годовщины Октябрьской революции (1927). В г. Верхнеудинске 7 ноября уже с самого утра улица Ленина была заполнена живым потоком праздничной толпы. Колонны с развивающимися знаменами двигались на площадь Революции: синеблузники в шлемах и беретах, на которых отмечены годовщины 19171927, декорированный автопаровоз «Октябрь-10», школьники, пионеры, профсоюзники, беспартийная молодежь и т.д. После приветственных речей партии и правительства церемонным маршем колонны двинулись на закладку Дома Советов. Вечером состоялся праздничный карнавал с разноцветными огнями и гирляндами [5, с. 5]. Празднование октябрьских торжеств имело целью привлечь внимание населения к новым понятиям - советская власть, мировая революция - и укоренить их в сознании трудящихся масс.

С трудом новая культура прививалась в сельской местности, где более всего чтили традиции и обычаи. В Бурят-Монгольской республике - регионе с полиэтническим и поликонфессиональным населением - этот процесс происходил еще сложнее. В буддийской церкви, например, споры консерваторов и обновленцев по догматическим вопросам переходили в вопрос о признании или непризнании советской власти. А старообрядцы «. вычеркивали из списка и на молитвы не пускали те семьи, где есть коммунист или комсомолец.» [2; л. 24-25]. Поэтому селам и улусам уделялось особое внимание в агитационно -пропагандистской работе.

Антирелигиозная деятельность в сельской местности строилась главным образом на рассеивании суеверий путем естествознания. Так, в 1924 г. в предпраздничный майский день учите -лем Мухоршибирской школы Никитиным в ме-

стном Нардоме была прочитана лекция по астрономии. Нарисованными чертежами он наглядно объяснил расположение планет во Вселенной, подчеркнув, что она была создана не богом. «Вопрос интересный... - говорили крестьяне, - а попы нам такого не объясняют.» [14, с. 2].

Некоторые праздники большевики пытались вводить специально для крестьян. Н. К. Крупская в 1923 г. опубликовала в газете «Правда» статью «Праздник урожая» [13, с. 42], который проводился 14 октября в день церковного праздника Покрова. В задачу праздника входили пропаганда более совершенных агротехнических методов ведения сельского хозяйства.

В Бурят-Монгольской АССР нередко в некоторых селах и улусах во время засухи обращались к местным ламам и шаманам, чтобы те провели молебен. Поэтому по приглашению комсомольцев в местных клубах и избах-читальнях агрономы устраивали различные лекции и беседы, учили крестьянина бороться с засухой, саранчой и другими стихийными бедствиями. В этот день также происходило чествование отличившихся сельских тружеников, которые партийными руководителями ставились в пример другим.

Постепенно население республики стало понимать советские праздники и праздновать их чаще, чем церковные. Так, например, общим собранием рабочих и служащих первой Верхне-удинской госмельницы в 1924 г. было единогласно решено вместо Пасхи праздновать май-

ские дни [7, с. 4]. А в январе 1925 г. заключенные Центрального дома лишения свободы г. Верхнеудинска отказались от хлеба, переданного Спасской общиной при местном Троицком соборе в честь празднования Рождества Христова. Однако полного отказа от церковных праздников не произошло.

В 1937 г. по стране прошла религиозная перепись населения, результаты которой не показали «поголовного» атеизма. Лишь 42 млн, или 43%, взрослого населения признали себя неверующими. Атеистически настроенных граждан, признавших себя неграмотными, было 15,6% [3, с. 194-195]. Большая часть населения сохраняла приверженность к той или иной религии, а следовательно, и к ее обрядовой стороне. Практически подобная картина наблюдалась и в Бурят-Монгольской АССР.

Таким образом, советским праздникам и обрядам отводилась роль проводника новых ценностей и морали. Вызывая сильное эмоциональное переживание, они стали одним из самых эффективных способов массовой агитации и пропаганды. Намеренное противопоставление церковных и советских праздников преследовало цель консолидации вокруг новой идеологии и символики. Поэтому активным субъектом в этом процессе стала молодежь, более восприимчивая к новациям. В то же время городская молодежь была более организована, чем сельская. Тем не менее технологии новых торжеств постепенно проникали через молодежь и в сельский социум.

Литература

1. Бравина М.А. Праздничная культура в контексте государственных преобразований Советской власти // Вестник Московского государственного педагогического университета. Сер. Ист. науки. - 2010. - № 1 (5). - С. 53-61.

2. ГАРБ. Ф.П.-36. Оп. 1. Д. 276. ЛЛ. 24-25.

3. Жиромская В.Б. Демографическая история России. 1930-е годы. Взгляд в неизвестное. - М.: РОССПЭН, 2001.

4. Как мы праздновали 8 марта // Бурят-Монгольская правда. -1925. - № 71. - 29 мар. - С. 3.

5. Карнавал // Бурят-Монгольская правда. -1927. - № 254. - 10 нояб. - С. 5.

6. Карнавальные маски // Молодежь Бурятии. -1984. - 27 апр. - С. 7.

7. Крепим новый быт // Бурят-Монгольская правда. -1924. - № 94. - 26 апр. - С. 4.

8. Крепим новый быт // Бурят-Монгольская правда. - 1925. - № 45. - 25 февр. - С. 4.

9. Лисавцев Э.И. Новые советские праздники. - М., 1966.

10. Новый быт // Бурят-Монгольская правда. -1925. - № 84. - 14 апр. - С. 3.

11. Новые советские обряды // Советская Сибирь. -1923. - 3 сент. - С. 5.

12. Попы борются за старый быт // Бурят-Монгольская правда. -1925. - № 101. - 8 мая. - С. 2.

13. Тульцева Л.А. Современные праздники и обряды народов СССР. - М., 1985.

14. Шкрабы, берите пример // Бурят-Монгольская правда. -1924. - № 100. - 30 апр. - С. 2.

15. Щербинин А.И. Тоталитарная индоктринация: у истоков системы. Политические праздники и игры // Полис. - 1998. - № 5. - С. 88-96.

Соболева Анастасия Николаевна, аспирант Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, E-mail: soboleva03_88@mail.ru

Soboleva Anastasia Nikolaevna, postgraduate student, Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies SB RAS, E-mail: soboleva03_88@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.