КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14853 УДК 316.6:374.32
ЖигимонтС. Н. Роль совершенствования механизмов самоуправления (саморегуляции) в профессиональном и личном самоопределении юношей и девушек // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 30. - ART 14853. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14853.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
Жигимонт Светлана Николаевна,
преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецке, г. Тихорецк [email protected]
Роль совершенствования механизмов самоуправления (саморегуляции) в профессиональном и личном самоопределении юношей и девушек
Аннотация. В статье описывается особенность формирования и развития саморегуляции у учеников старших классов, анализируются факторы, влияющие на процесс профессионального и личного самоопределения, отмечаются особенности дифференцированного отношения к учебе и становления избирательных интересов. Ключевые слова: саморегуляция, юношеский возраст, интересы, роль педагога в формировании дифференцированного отношения к учебе.
Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Одним из первых и наиболее ответственных периодов в жизни человека, когда проходит проверку уровень личностной зрелости, умение осуществлять деятельность в соответствии с заданными ближайшими целями (сдача ЕГЭ) и перспективами отдаленного будущего (поступление в вуз и дальнейшая профессионализация) является период окончания обучения в школе.
Под личностным потенциалом понимают системную организацию тех личностных особенностей, которые в обыденном языке связывают с пониманием формулировки о «стержне личности». Эти особенности прямо связаны с личностной зрелостью и уровнем психического здоровья.
В психологии к ним регулярно обращались под разными именами: воля, сила Эго, внутренняя опора, локус контроля, ориентация на действие, жизнестойкость и др.
Исследования, выполненные рядом авторов, позволяют поставить проблему личностного потенциала - как проблему возможностей саморегуляции.
Саморегуляция деятельности включает в себя, две взаимосвязанные и обусловленные функции регуляции: функцию самоопределения и функцию реализации, где отражаются две меняющиеся и взаимно дополняющие фазы цикла взаимодействия человека с миром.
Главным содержанием функции реализации является выбор единственной из большого набора возможностей и переход к её реализации, преодоление неопределенности, раскрытие потенциала ответственности.
Еще одним компонентом личностного потенциала является личностный динамизм - готовность личности принимать и самостоятельно инициировать изменения в своей собственной жизни.
Личностный динамизм является важной переменной, устойчиво связанной с целым рядом других характеристик личностного потенциала и психологического благополучия.
На учеников старших классов в последние годы в школе ложится особая ответственность, перед ними стоят задачи, решая которые они должны принять решения, которые будут влиять на всю их дальнейшую жизнь. Эти решения необходимо принять в сжатые сроки, учитывать множество нюансов и тонкостей возможных перспектив каждого опрометчивого выбора. Время окончания школы является судьбоносным.
У старшеклассников на первый план и на новом уровне выступают проблемы,
г\л Л г\л
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14853 УДК 316.6:374.32
ЖигимонтС. Н. Роль совершенствования механизмов самоуправления (саморегуляции) в профессиональном и личном самоопределении юношей и девушек // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 30. - ART 14853. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14853.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
ИЙ-^:И
связанные с подготовкой к сдаче единого государственного экзамена. От итоговых результатов зависит реализация планов профессионального самоопределения, определяющего возможность занять определенную социальную нишу. Эта задача диктуется наряду с усложнением, в частности технологическим, всей жизни, теми высокими требованиями, которые современное развитое общество предъявляет к уровню профессионального образования и личностной зрелости [1 ].
К личностной зрелости молодого человека социум предъявляет высокие требования. Это обусловлено ожиданиями социально-экономических выгод, которые возлагает общество и государство на современное молодое поколение.
«Личностная зрелость», согласно позиции Д. А. Леонтьева, является наиболее сложным и менее исследованным из всех аспектов зрелости. Личностная зрелость выступает как способность к самодетерминации и проявляется в способности индивида жить через своё «Я», т. е. через свой жизненный выбор и ответственность за него». Данная способность выступает одним из определяющих критериев личной зрелости в подростковом возрасте [2].
Характеризуя социальную ситуацию развития в раннем юношеском возрасте, можно отметить, что молодой человек стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь, когда обращенность в будущее становится основной направленностью личности и проблемы выбора профессии, дальнейшего жизненного пути, самоопределения превращаются в «аффективный центр» жизненной ситуации, вокруг которой начинает вращаться вся деятельность, все интересы старшего подростка [3].
Основой для самоопределения и планирования будущей жизни служит ряд качественных преобразований, которые совершаются в развитии личности в период юности. Этот возраст характеризуется бурным развитием процессов самосознания во всех его проявлениях: самооценке, самопознании и саморегуляции.
Развиваются и совершенствуются механизмы психологической защиты и со-владания (копинг-поведения). Они рассматриваются как важнейшие формы адаптационных процессов реагирования индивидов на стрессовые ситуации. Ослабление психического дискомфорта осуществляется в рамках неосознанной деятельности психики с помощью механизма психологических защит. Копинг-поведение используется как стратегия действий личности, направленной на устранение ситуации психологической угрозы [4].
Одной из значимых проблем в развитии навыков саморегуляции поведения и деятельности и адаптивного поведения юношей и девушек к окончанию обучения в школе является недооценка ими роли собственной активности при осуществлении профессионального выбора и личного самоопределения, что свидетельствует о нежелании брать на себя ответственность; отсутствии или минимальной реализованности творческого подхода к жизни; отсутствии самостоятельности, активности при принятии жизненно важных решений и постановке целей.
Саморегуляция представлена как системный процесс, в котором взаимодействие представленных в сознании субъекта информационных образований подчинено определенным закономерностям. Причем каждое из этих образований выполняет свою специфическую функцию в общем процессе саморегуляции и поэтому их можно рассматривать как особые функциональные звенья системы саморегуляции (О. А. Конопкин, 1980).
Основными звеньями процесса саморегуляции являются: принятая субъектом цель деятельности, субъективная модель значимых условий деятельности, сформированная субъектом программа исполнительных действий, информация о достигае-
IV О rw
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14853 УДК 316.6:374.32
ЖигимонтС. Н. Роль совершенствования механизмов самоуправления (саморегуляции) в профессиональном и личном самоопределении юношей и девушек // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 30. - ART 14853. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14853.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
мых результатах и субъективная оценка на основании собственных критериев успешности действий [5].
В рамках концепции осознанной саморегуляции индивидуальные особенности сформированности и функционирования процессов осознанной произвольной регуляции понимаются как базовые характеристики учебной деятельности учащегося [6]. У некоторых подростков по разным причинам не сформированы те или иные звенья системы регуляторно-когнитивного навыка, что затрудняет реализацию их способностей в ходе учебной деятельности.
Отсюда вытекает положение о необходимости соотнесения успешности учащихся в овладении учебной деятельностью с уровнем и качеством сформированности механизма осознанной произвольной регуляции построения этой деятельности [7; 8; 9].
Как отмечает А. К. Осницкий [10] мы можем оценить и сопоставить эффективность работы отдельных звеньев регуляции у разных учащихся и выявить индивидуальные особенности или дефекты регуляции, прямо связанные с неуспеваемостью и нарушением поведения учащихся. Выявляя индивидуальные особенности саморегуляции в их учебно-трудовой деятельности, мы можем выделить тех учащихся, у которых низкая успешность обучения и недостатки их трудовой деятельности связаны с конкретными недостатками в работе определенных звеньев регуляции.
Осознанная саморегуляция учебной деятельности возможна, если ученик становится субъектом этой деятельности. А для этого ему необходимо приобрести специализированный регуляторный опыт. Он дает возможность учащемуся сформировать полноценный контур осознанной саморегуляции деятельности, позволяет ему инициировать, организовывать и контролировать свою деятельность при решении учебных и практических задач [11].
Выделены следующие компоненты регуляторного опыта субъекта:
Ценностный опыт (связанный с формированием интересов, нравственных норм и предпочтений, идеалов, убеждений) - ориентирует усилия человека.
Опыт рефлексии (накапливаемый путем соотнесения человеком знаний о своих возможностях и возможных преобразованиях в предметном мире с требованиями выполняемой деятельности) - помогает увязывать ориентировку с остальными компонентами субъектного опыта.
Опыт привычной активизации (предполагающий подготовку, адаптивную готовность, ориентированную на определенные условия работы, определенные усилия и определенный уровень достижений успеха) - помогает лучше приспособить свои возможности к решению значимых задач.
Операциональный опыт (включающий общетрудовые, профессиональные знания и умения, а также умения саморегуляции) - объединяет конкретные средства преобразования ситуации и свои возможности.
Опыт сотрудничества (складывающийся при взаимодействии с другими участниками труда) - способствует объединению совместных усилий, совместному решению задач.
Совокупность именно этих компонентов может считаться необходимой и достаточной для формирования субъектности, обеспечивающей человеку продуктивную самостоятельность (Ле Тхи Хоа, А.К. Осницкий, 1988; А. К. Осницкий, 1992; Е. М. Бохорский, 1991; М. В. Воробьева, 1994).
На протяжении младшего школьного и подросткового возрастов формируется личностная произвольная саморегуляция. Она позволяет осознанно управлять собой, своим поведением, достигать самостоятельно поставленных целей, преодоле-
IV 3 ^
ART 14853
научно-методический электронный журнал
УДК 316.6:374.32
ЖигимонтС. Н. Роль совершенствования механизмов самоуправления (саморегуляции) в профессиональном и личном самоопределении юношей и девушек // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 30. - ART 14853. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14853.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
вать препятствия и трудности, подчиняться требованиям, нормам и правилам, вырабатывать свои собственные способы регулирования себя, преодоления трудностей, достижения значимых результатов. Стадия развития личностного уровня произвольной регуляции охватывает подростковый и старший школьный возраст. Она характеризуется высокой зрелостью, наличием в ее развитии интегративных тенденций и различных способов достижения целей. Компоненты волевой регуляции становятся осознаваемыми, что поднимает саморегулирование деятельности и поведения на более высокий уровень [12].
Благодаря тому, что у подростков развивается осознанная саморегуляция, становится возможным самовоспитание, которое в подростковом возрасте характеризуется острыми противоречиями. Цели, которые выдвигаются в данный период, не проверены реальными возможностями подростка, жизненное планирование носит противоречивый характер. Недостаточная самостоятельность и недостаточная готовность к реализации своих жизненных планов ведет к преувеличению своих возможностей, достоинств, преуменьшению недостатков [13].
Важнейшим условием развития личностной зрелости подростка в процессе взаимодействия при реализации принципа персонификации является совместная с педагогом деятельность.
Особое значение приобретают мотивы самореализации, социальные мотивы, мотивы соревнования и др. Для актуализации этих мотивов и формирования внутренней мотивации особое значение имеет личностная включенность педагога в совместную деятельность с подростками [14].
Юноши и девушки в данном возрасте уже заметно отличаются друг от друга по интересу к учению, по уровню интеллектуального развития, по кругозору, по объему и прочности знаний, по уровню личностного развития. Этими различиями обусловливается их дифференцированное отношение к учебе [15].
Указанное обстоятельство определяет избирательный характер отношения к школьным предметам. Одни становятся более нужными и потому любимыми подростками, интерес к другим снижается. Нередко отношение подростка к тому или иному учебному предмету определяется отношением к учителю, преподающему данный предмет.
Подросткам обычно нравятся те предметы, которые преподают их любимые учителя [16].
Обучение старшеклассников имеет следующие особенности.
Во-первых, изменяется характер учебной деятельности:
а) приходится изучать много новых предметов;
б) содержание учебного материала представляет собой теоретические основы
наук;
в) предлагаемые к усвоению абстракции вызывают качественно новое познавательное отношение к знаниям.
Во-вторых, изменяются требования со стороны учителей - исчезает единство этих требований: сколько учителей, столько различных оценок окружающей действительности, а также поведения ребенка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности.
Отсюда у подростка возникает необходимость формировать собственную позицию, свободную от непосредственного влияния взрослых [17].
Учебная деятельность старшеклассников определяется сложным комплексом мотивов:
IV ^ rw
ART 14853
научно-методический электронный журнал
УДК 316.6:374.32
Жигимонт С. Н. Роль совершенствования механизмов самоуправления (саморегуляции) в профессиональном и личном самоопределении юношей и девушек // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 30. - ART 14853. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14853.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
- широкого общественного плана (завоевать себе место в жизни, получить одобрение окружающих, подготовиться к будущей профессии);
- идущих от самой учебной деятельности (интерес к знаниям, удовольствие от сделанной работы, интеллектуального труда);
- прямо не связанных с учением, но имеющих к нему некоторое отношение (награда, наказание, конкурирующие потребности и желания);
- отрицательного порядка (утомление, скука, трудность материала, отсутствие комфорта в отношениях с учителем или учениками) [18].
У подростка появляется дифференцированное отношение к школьным предметам: интересующим предметам он может отдавать все свое свободное время. В то же самое время интересы подростка могут быть и неустойчивыми, часто меняться. Однако это не следует рассматривать как отрицательное явление [19].
Исследователи выделяют у подростков разные виды интересов: изменчивые, ситуативные (так называемые аморфные); захватывающие широкий круг учебных предметов (широкие); стержневые. Характер интересов подростков тесно связан с их учением [20].
С течением времени происходит становление именно стержневых, избирательных интересов. Косвенным следствием этого является отрицательное отношение старших подростков к некоторым учебным предметам («Неинтересно»; «Зачем это нужно?»; «Надо много зубрить») [21].
Стержневые интересы лежат в основе склонностей, способностей школьника, влияют на выбор профессии, представляют большую ценность для личности. Интерес становится относительно устойчивым, если связан с определенным кругом предметов, заданий [22].
Конечно, желательно, чтобы у подростка, в конце концов, складывались избирательные интересы, которые могли бы, в частности, лечь в основу профессиональной ориентации. Одновременно важно поощрять в известной степени и широту интересов школьника, которая необходима для пробы сил в разных ситуациях [23].
Ссылки на источники
1. Жигимонт С. Н. Особенности организации психолого-педагогического сопровождения старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ // Современные научные исследования. Вып. 2. - Концепт. - 2014. - ART 54493. - URL: http://e-koncept.ru/2014/54493.htm - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. -ISSN 2304-120X.
2. Лобанова А. В. Влияние педагогической среды на формирование личностной зрелости подростка // СМАЛЬТА. - 2014. - № 4. - С. 54-58.
3. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.
4. Жигимонт С. Н., Лобанова А. В. Особенности психологических защитных механизмов и копинг-стратегий у подростков субкультуры «эмо» // СМАЛЬТА. - 2014. - № 4. - С. 50-54.
5. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. - СПб.: Ленанд, 2011. - 320 с.
6. Круглова Н. Ф. Психологическая диагностика и коррекция структуры учебной деятельности младшего школьника: учеб.-метод. пособие / под общ. ред. В. Д. Шадрикова. - Ярославль: Аверс Пресс, 2004. - 367 c.
7. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции ...
8. Круглова Н. Ф. Указ. соч.
9. Конопкин О. А. Структурно-функциональный и содержательно-психологический аспекты осознанной саморегуляции // Психология. - 2005. - № 1. - С. 27-42.
10. Осницкий А. К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. -М.: Знание, 1986. - 81 с.
(V С rw
КОНТ TF.TTT
ЖигимонтС. Н. Роль совершенствования механизмов самоуправления (саморегуляции) в профессиональном и личном самоопределении юношей и девушек // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 30. - ART 14853. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14853.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
научно-методический электронный журнал ART 14853 УДК 316.6:374.32
11. Осницкий А. К. Регуляторный опыт, субъектная активность и самостоятельность человека. Ч. 2 // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2009. - № 6(8). - URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 20.10.2014).
12. Быков А. В., Шульга Т. Н. Становление волевой регуляции в онтогенезе: учеб. пособие. - М: Изд-во УРАО, 1999. - 168 с.
Конопкин О. А. Структурно-функциональный и содержательно-психологический аспекты ... Лобанова А. В. Указ. соч.
Щедухина Н. М. Влияние увлечения школьными предметами на профессиональные планы старшеклассников // Психологическая наука и образование: электрон. журн. - 2010. - № 4. - URL: www.psyedu.ru
Алферов А. Д. Психология развития школьников. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 384 с.
Попова М. В. Психология растущего человека. Краткий курс возрастной психологии. - М.: Сфера, 2002. - 128 с.
Там же.
Молчанов С. В. Особенности ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрастах // Психологическая наука и образование. - 2005. - № 3. - С. 16-25.
Смирнова Е. Е. На пути к выбору профессии. - СПб.: КАРО, 2003. - 176 с.
Логинова Г. П. Психологические аспекты профильного обучения // Психологическая наука и образование. - 2003. - № 3. - С. 43-47.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20. 21.
22. Резапкина Г. В. Я и моя профессия: программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. - М.: Генезис, 2000. - 128 с.
23. Воронин И. В. Представления об эффективности профориентационной работы у подростков // Психологическая наука и образование. - 2007. - № 5. - С. 100-110.
Svetlana Zhigimont,
a teacher of chair of social-humanitarian disciplines, Branch "Kuban State University", Tikhoretsk [email protected]
Role to improve the mechanisms of self-government (self-regulation) in the professional and personal self-determination of young boys and girls Abstract. The article describes the peculiarity of the formation and development of self-regulation among high school students, analyzed the factors influencing the process of professional and personal self-determination, are marked features of a differentiated attitude towards learning and the formation of electoral interests.
Key words: self-regulation, youth age, interests, role of the teacher in shaping differentiated attitude towards learning.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт» Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук 6
r>J
6 ~