О
Андрей Дылыгае (через прилржение "Clhuih">
9 Höftfl (Изменена 17 НОЛЬ.)
Ф ВОЗВРАЩЕНО
Срок сдачи. 30 МОЯ0 , 11 45 ОТКРЬП
Игра 8 Quizizz по теме «Офисные пакеты»
пройти игру1
Sign К» - Google AttOufttS
— X ' 1 ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ '
Сочетание клавиш Ctrl+C в Ms Office приводит к выполнению команды
отменить последнее действие. вставить,
вырезать, копировать,
Рис. 7. Тест-игра с использованием Quizizz
Библиографический список
1. Батура Т.В., Мурзин Ф.А., Семич Д.Ф. Облачные технологии: основные понятия, задачи и тенденции развития. Программные продукты, системы и алгоритмы. 2014; № 1: 1-22.
2. Бахарева В.А. Технологии виртуальной и дополненной реальности в образовательной среде вуза. Открытое и дистанционное образование. У.С. Захарова, В.А. Сербин, А.В. Фещенко. 2015; 4 (60): 12 - 20.
3. Воронина М.А. Онлайн ресурсы ИКТ в реализации ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Самарский научный вестник. 2016; № 1 (14): 142 - 147.
4. Бузыкова Ю.С., Шоберг А.Г. Актуальность проблемы разработки электронного автоматизированного кабинета преподавателя ТОГУ каксредства организации самостоятельной работы студентов дневного обучения. Информационные технологии XXI века: сборник научных трудов. Отв. за выпуск Е.А. Шеленок. 2015: 179 - 185.
5. Стригунов В.В. О применении облачных сервисов Google Apps For Education в учебном процессе. Ученые заметки ТОГУ. 2015;3, т. 6: 153-156.
6. Горбунова И.Б., Помазенкова М.С., Товпич И.О. Планшетные и музыкально-компьютерные технологии в системе профессионального музыкального образования. Теория и практика общественного развития. 2015; 8: 211 - 219.
7. Горбунова И.Б., Гончарова М.С. Планшетные (мобильные) технологии в профессиональном музыкальном образовании. Медиамузы-ка. 2016; 6: С. 3. Available at: http://mediamusic-journal.com/Issues/6_3.html
8. Полоян А.В., Нехрест В.А. Технологии Google в организации работы преподавателя. Таврический научный обозреватель. 2015; 5-2:50-52.
9. Bell K. "35 Awesome Apps that Integrate with Google Classroom". Google certified educator Academy"Shake Up Learning". 2016. Available at: http://www.shakeuplearning.com/blog/20-awesome-apps-that-integrate-with-google-classroom
References
1. Batura T.V., Murzin F.A., Semich D.F. Oblachnye tehnologii: osnovnye ponyatiya, zadachi i tendencii razvitiya. Programmnye produkty, sistemy i algoritmy. 2014; № 1: 1-22.
2. Bahareva V.A. Tehnologii virtual'noj i dopolnennoj real'nosti v obrazovatel'noj srede vuza. Otkrytoe i distancionnoe obrazovanie. U.S.Zaharova,V.A.Serbin, A.V.Feschenko.2015;4(60): 12-20.
3. Voronina M.A. Onlajn resursy IKT v realizacii FGOS VO po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie. Samarskij nauchnyj vestnik. 2016; № 1 (14): 142 - 147.
4. Buzykova Yu.S., Shoberg A.G. Aktual'nost' problemy razrabotki 'elektronnogo avtomatizirovannogo kabineta prepodavatelya TOGU kak sredstva organizacii samostoyatel'noj raboty studentov dnevnogo obucheniya. Informacionnye tehnologiiXXI veka: sbornik nauchnyh trudov. Otv. za vypusk E.A. Shelenok. 2015: 179 - 185.
5. Strigunov V.V. O primenenii oblachnyh servisov Google Apps For Education v uchebnom processe. Uchenye zametki TOGU. 2015;3, t. 6: 153 - 156.
6. Gorbunova I.B., Pomazenkova M.S., Tovpich I.O. Planshetnye i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v sisteme professional'nogo muzykal'nogo obrazovaniya. Teoriyaipraktikaobschestvennogorazvitiya.2015;8:211-219.
7. Gorbunova I.B., Goncharova M.S. Planshetnye (mobil'nye) tehnologii v professional'nom muzykal'nom obrazovanii. Mediamuzyka. 2016; 6: S. 3. Available at: http://mediamusic-journal.com/lssues/6_3.html
8. Poloyan A.V.,NehrestV.A. TehnologiiGooglevorganizaciirabotyprepodavatelya. Tavricheskij nauchnyj obozrevatel'.2015; 5-2:50-52.
9. Bell K. "35 Awesome Apps that Integrate with Google Classroom". Google certified educator Academy"Shake Up Learning". 2016. Available at: http://www.shakeuplearning.com/blog/20-awesome-apps-that-integrate-with-google-classroom
Статья поступила в редакцию 12.12.17
УДК 378
Lapteva V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Preschool and Primary Education, Head of Interdepartmental Educational Laboratory for Development of Children's Education, senior lecturer, Department of Methods of Teaching Music and Fine Arts, Kursk State University (Kursk, Russia), E-mail: veronika_lapteva@mail.ru
THE ROLE OF SOCIO-CULTURAL PRACTICES IN MUSIC EDUCATION AND TEACHER DEVELOPMENT. Improvement of the musical education of teachers at the present stage of the development of the music and educational space can be effectively promoted by sociocultural practices as a form of activity that a person can organize for himself. Sociocultural practices, according to the author, are an unconditional and very effective form of both general and special musical education. The article suggests one of the approaches to realizing in practice the ideas of organizing the sound space of education through the improvement of the system of improving the qualifications of the music education of teachers and preparing them for further self-education through the organization of socio-cultural practices.
Key words: socio-cultural practices, music education, sound education space.
В.А. Лаптева, канд. пед. наук, доц. каф. дошкольного и начального образования, зав. межкафедральной учебной лабораторией развития дополнительного образования детей Курского института развития образования, доц. каф. методики преподавания музыки и изобразительного искусства, ГОУ ВО «Курский государственный университет», г. Курск, Е-mail: veronika_lapteva@mail.ru
РОЛЬ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ И ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ
Совершенствованию музыкального образования педагогов на современном этапе развития музыкально-образовательного пространства могут эффективно способствовать социокультурные практики как форма активности, которую человек может организовать для себя сам. Социокультурные практики, по мнению автора, являются безусловной и весьма эффективной формой как общего, так и специального музыкального образования. В статье предложен один из подходов к реализации на практике идей организации звукового пространства образования через совершенствование в системе повышения квалификации музыкального образования педагогов и подготовку их к последующему самообразованию через организацию социокультурных практик.
Ключевые слова: социокультурные практики, музыкальное образование, звуковое пространство образования.
Совершенствование общего музыкального образования педагогов разных специальностей в системе повышения квалификации весьма актуально, поскольку минимальные возможности, имевшиеся ранее на «немузыкальных» педагогических факультетах высших учебных заведений, практически сошли на нет. Дисциплины, связанные с методикой музыкального развития детей упразднены даже в тех программах обучения педагогов, где они были традиционно. Речь идет в первую очередь об учителях начальных классов и специалистах дошкольных образовательных организаций. Подготовка же учителей-«предметников» (за исключением учителей музыки) и ранее не предполагала освоения таких дисциплин (разве что в XIX веке и столетиях ему предшествовавших, когда музыкальное образование определяло не столько принадлежность к профессии, сколько норму бытия).
В настоящее время совершенствованию музыкального образования педагогов могут эффективно способствовать социокультурные практики как форма активности, которую человек может организовать для себя только сам. Тем более, что они отвечают реалиям современности, в которой информационное поле приобрело уже поистине гигантские размеры и продолжает расширяться в геометрической прогрессии. Система образования, по-видимому, больше никогда не сможет ориентироваться на «обучаемых» и «воспитуемых», которым возможно передать (транслировать) все имеющиеся у педагога знания. На успех теперь могут рассчитывать лишь обучающиеся [1], способные самостоятельно выстраивать свой образовательный маршрут. Для этого, разумеется, необходима подготовительная работа, которая может быть организована в системе повышения квалификации.
В ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования» в курсы подготовки воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физкультуре детских садов, учителей начальных классов, учителей ОРКСЭ, педагогов дополнительного образования включены лекции и практические занятия автора статьи в рамках реализации Концепции организации звукового пространства образования (её разработке мы посвящаем свои исследования уже третий десяток лет [2; 3]).
Информационная составляющая аудиторных занятий, а также вопросы и задания, предлагаемые слушателям, способствуют развитию активности, действительно вырастающей порой до уровня социокультурных практик. Что конкретно к этому побуждает?
Во-первых, понимание необходимости грамотной организации звукового пространства образования, как минимум - в рамках реализации здоровьесберегающих технологий (звук может быть не только добрым другом, но и страшным оружием [4]), как максимум - его возможности практически безграничны [5].
Во-вторых, осознание того, что узнаваемых музыкальных произведений довольно много в слушательском багаже каждого педагога-«немузыканта», что предоставляет возможность зафиксировать для себя это знание и грамотно вносить его, при необходимости, в образовательный процесс.
В-третьих, расширение представлений об уже известной музыке (узнал на слух - соотнес с названием и именем композитора - выяснил факты об истории возникновения, исполнения и т. д.) создает условия для корректного привнесения звучаний в урок, занятие.
Важнейшим видом деятельности в организации звукового пространства образования является посещение «музыкальных
мест» [2]. Термин возник после обращения к педагогам-«нему-зыкантам» о предложениях для себя и своих коллег по поводу совершенствования собственного общего музыкального образования. В числе прочего было предложено «посещать разные музыкальные места», т. е., по сути, совершать социокультурные практики. Именно живое прикосновение создает поразительный эффект: «Мы на один квартал больше пешком прошли, не садились в общественный транспорт на ближней остановке, чтобы подойти к этому месту...».
В Курском крае «музыкальные места» - это, в первую очередь, конечно же, музеи: Г.В. Свиридова в Фатеже и Н.В. Пле-вицкой в Винниково. В определенном смысле «музыкальным» можно считать и музей А. Фета в Воробевке, поскольку многие его стихи положены на музыку, недаром П.И. Чайковский писал о нем: «...Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзией, и делает смелый шаг в нашу область, (то есть музыку).<...> Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражением словом» [6].
В самом Курске есть множество других «музыкальных мест» - это памятники музыкальным деятелям: в самом центре Курска сидящий на скамье Г.В. Свиридов, бюсты И. Суржикову, В. Гридину, Н. Плевицкой возле Филармонии. Адреса домов, отмеченных мемориальными досками: ул. Ленина, д. 25, где останавливался А.П. Бородин, работавший над музыкой для «Князя Игоря»; ул. Димитрова, д. 12, где в юности жил практически забытый в XX веке композитор В.П. Задерацкий, учившийся в музыкальных классах А.М. Абазы и считавший себя курянином по становлению как музыканта, и т.д.
«Музыкальные места», расположенные за пределами ежедневной досягаемости, можно посещать и виртуально - при посредстве сети Интернет и средств массовой информации, но это, разумеется, касается далеко не всех ресурсов. Весьма сомнительна для музыкального образования, например, ценность современной рекламы, в которой звучит классическая музыка, где, казалось бы, она получает новую жизнь, но, подчас, в весьма уродливой форме, хотя внешне может выглядеть для неискушенного слушателя даже привлекательной. Вот несколько примеров. «Майский чай» - А. Хачатурян Вальс из «Маскарада» М.Ю. Лермонтова. «Билайн (тариф ВСЕ)» - П.И. Чайковский «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик». «Квас "Русский дар"» - А.П. Бородин хор «Улетай на крыльях ветра» из оперы «Князь Игорь». «Ниссан Мурано» - С. Прокофьев «Монтекки и Капулетти» из «Ромео и Джульетты». Реклама «классических» бургеров из Макдональдса - Л.-В. Бетховен «Судьба стучится в дверь» из пятой симфонии до минор. «Роллтон - везде свой» - начало Первого концерта П.И. Чайковского для фортепиано с оркестром си-бемоль минор.
Реклама выполнена весьма профессионально, но и столь же и безнравственно, по сути. Профессор Московской консерватории Вяч. Вяч. Медушевский пишет о том, что это: «род гигантского подлога: под видом исполняемой классики и высокой традиции выказывает себя психология уже не духовного, а плотского человека» [7]. Великую музыку пытаются уложить в бытийную плоскость для решения бытийных же проблем недопустимым способом. И педагог, безусловно, должен это понимать. Но это не означает, что классическая музыка не может звучать в рекламе вообще. Например, звучание этого же концерта Чайковского в рекламе детского музыкального конкурса «Синяя птица»
вполне оправданно, поскольку великая музыка призывает тех, кто уже обнаружил свое предназначение отправиться по пути, который выбрали для себя в детстве сегодняшние выдающиеся музыканты.
Безусловно, есть и такие популярные источники, которые действительно выполняют просветительскую функцию. Классическим учебным пособием, в этом смысле, является фрагмент из художественного фильма «Весна на Заречной улице», где героиня слушает по радио музыкальную передачу по заявкам радиослушателей и диктор, сообщая о тех, кто хотел услышать музыку, также называет и произведение: «Второй концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова». Есть и другие примеры. «Музыкальный момент № 3 фа минор» Ф. Шуберта: звучит в исполнении самодеятельного оркестра в фильме «Волга-Волга» («Мы репетируем "Музыкальный момент". Шуберта...»).
Разумеется, не во всех фильмах, где звучит классическая музыка, произносится название произведения и фамилия автора. В фильме «Приходите завтра», героиня - Фрося Бурлакова поёт знаменитую «Серенаду» Ф. Шуберта из цикла «Лебединая песнь». Благодаря этой сцене мелодия на слуху у нескольких по-
Библиографический список
колений телезрителей, но без знания названия и фамилии автора. И этот пробел может быть ликвидирован, как в ходе учебных занятий, так и в процессе последующих социокультурных практик.
Также весьма полезно знакомство с сайтами музыкальных театров, филармоний, концертных залов, музеев и т. д. Видеозаписи опер, балетов и других произведений музыкально-сценических жанров (посещение «живого» спектакля доступно не всегда), имеющиеся на YouTube и на других ресурсах, могут оказать неоценимую помощь. Ведь не только воспитатели детских садов и учителя начальных классов, но и учителя музыки далеко не всегда знают содержание музыкальных произведений, которое может отличаться от литературного источника, и не могут объяснить, почему, например, нам так хорошо известен «Полёт шмеля», но совершенно неизвестны «Полёт мухи» или «Полёт комара». Даже специального образования может оказаться недостаточно для того, чтобы ответить на внезапный вопрос юного ученика.
Таким образом, социокультурные практики являются безусловной и весьма эффективной формой как общего, так и специального музыкального образования.
1. Медушевский В.В. Духовно-нравственный анализ музыки: пособие для студентов педвузов. Образовательный портал «Слово». Available at: http://www.portal-slovo.ru/art/35812.php?ELEMENT_ID=35812
2. Лаптева В.А. Роль и функции учителя музыки в организации звукового пространства современной общеобразовательной школы. Ученые записки: Электронный научный журнал Курского государственного университета. Курск: Изд. Курск. гос. ун-та. 2016; № 1(37). Available at: http://www.scientific-notes.ru/pdf/042-015.pdf
3. Космовская М.Л. Реформы образования и музыкальное воспитание. Ученые записки: Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014; № 2(30) Available at: http://www.scientific-notes.ru/pdf/035-020.pdf
4. Лаптева В.А. Представление педагогов дошкольного и начального образования о «музыкальных местах»: эксперимент, проблемы, задачи. Научно-методический журнал «Педагогический поиск». Курск: Изд. ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования». 2017; 5(245): 35 - 36.
5. Фет Афанасий Афанасьевич. Чайковский: Жизнь и творчество русского композитора. Available at: http://www.tchaikov.ru/fet.html
6. Интерактивная выставка «ЗВУК И. Вселенная, Человек, Игра.». Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И. Глинки. Available at: http://glinka.museum/visitors/exhibitions/vystavochnyy-proekt-zvuk-i-/
7. Об образовании в Российской Федерации. Статья 33. Обучающиеся. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/a633a162a4284433fbad3aa1662bdcd25 4b81d81/
References
1. Medushevskij V.V. Duhovno-nravstvennyj analiz muzyki: posobie dlya studentov pedvuzov. Obrazovatel'nyj portal «Slovo». Available at: http://www.portal-slovo.ru/art/35812.php?ELEMENT_ID=35812
2. Lapteva V.A. Rol' i funkcii uchitelya muzyki v organizacii zvukovogo prostranstva sovremennoj obscheobrazovatel'noj shkoly. Uchenye zapiski: 'Elektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. Kursk: Izd. Kursk. gos. un-ta. 2016; № 1(37). Available at: http://www.scientific-notes.ru/pdf/042-015.pdf
3. Kosmovskaya M.L. Reformy obrazovaniya i muzykal'noe vospitanie. Uchenye zapiski: 'Elektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014; № 2(30) Available at: http://www.scientific-notes.ru/pdf/035-020.pdf
4. Lapteva V.A. Predstavlenie pedagogov doshkol'nogo i nachal'nogo obrazovaniya o «muzykal'nyh mestah»: 'eksperiment, problemy, zadachi. Nauchno-metodicheskij zhurnal «Pedagogicheskij poisk». Kursk: Izd. OGBU DPO «Kurskij institut razvitiya obrazovaniya». 2017; 5(245): 35 - 36.
5. Fet Afanasij Afanas'evich. Chajkovskij: Zhizn' i tvorchestvo russkogo kompozitora. Available at: http://www.tchaikov.ru/fet.html
6. Interaktivnaya vystavka «ZVUK I. Vselennaya, Chelovek, Igra...». Vserossijskoe muzejnoe ob'edinenie muzykal'noj kul'tury imeni M.I. Glinki. Available at: http://glinka.museum/visitors/exhibitions/vystavochnyy-proekt-zvuk-i-/
7. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Stat'ya 33. Obuchayuschiesya. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 29.07.2017). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/a633a162a4284433fbad3aa1662bdcd254 b81d81/
Статья поступила в редакцию 12.12.17
УДК 378
Lukash D.N., sound designer, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia),
E-mail: lukash.dm@mail.ru
FEATURES OF OBTAINING VIDEO CONTENT FOR AUDIOVISUAL PROJECTS USING AERIAL PHOTOGRAPHY FROM MULTI-COPTERS IN THE WORK OF A MUSIC TEACHER. The article analyzes advantages and disadvantages of aerial photography from unmanned aerial vehicles. Self-sufficiency of multi-copters as elements of scenography in various kinds of shows on open and closed grounds, used in concert practice and professional activity of the teacher-musician is shown. The results presented in the article have a theoretical orientation and can be used for educational purposes in systems of additional professional music education - at courses of improvement of professional skill and in realization of programs of professional retraining of teachers-musicians.
Key words: multi-copter, aerial survey, GPS, GLONASS, autonomous flight by points, digital educational environment, teacher-musician.
Д.Н. Лукаш, звукорежиссёр, РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,
E-mail: lukash.dm@mail.ru