Сашенков Сергей Александрович
Воронежский институт МВД России (тел.: +79521004285)
Роль социальных сетей в формировании суицидального поведения у несовершеннолетних
В статье рассмотрены основные криминологические особенности сообществ социальных сетей суицидального характера. Проанализирован механизм формирования суицидального поведения у несовершеннолетних.
Ключевые слова: Интернет, негативная информация, социальные сети, информационная безопасность несовершеннолетних, подростковый суицид, суицидальное поведение.
S.A. Sashenkov, Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79521004285. The role of social networks in the formation of suicidal behaviour among minors
The article describes the main criminological features of the communities of the social networks of suicidal nature. Analyzes the mechanism of formation of suicidal behaviour in minors.
Key words: Internet, negative information, social networks, information security of minors, teenage suicide, suicidal behaviour.
В современном обществе популярность социальных сетей не вызывает сомнений. Так, по данным компании «БтПатеЬ», специализирующейся на анализе веб-трафика, социальные сети «РасеЬоок» и «ВКонтакте» в апреле 2016 г. в мировом рейтинге популярности сайтов заняли 1 и 4 место соответственно, а Россия занимает 1 место по количеству времени, проведенному ее пользователями в социальных сетях. В то же время сложность инфраструктуры современных сетей и сетевых процессов Интернета, возможность анонимной деятельности в социальных сетях, недостаточно эффективное правовое регулирование внутрисетевых отношений привели к незащищенности детей от противоправного контента в социальных сетях. Проблема наличия большого объема противоправного контента в социальных сетях и его влияния на несовершеннолетних пользователей неоднократно становилась предметом исследований [1, с. 60-61; 2, с. 97-100; 3, с. 215-217].
К противоправной информации, распространяемой в социальных сетях, относится и контент, пропагандирующий суицидальное поведение у несовершеннолетних. По данным Всемирной организации здравоохранения, Россия занимает 1 место в Европе и 6 в мире по количеству самоубийств среди детей и подростков. С ноября 2015 г. по май 2016 г. зафиксировано более 130 случаев подросткового суицида в России. Установлено, что более 90% этих подростков состояли в сообществах
социальных сетей суицидальной тематики. По словам руководителя Роскомнадзора Александра Жарова, сотрудниками его службы было проверено 9500 сообществ на предмет пропаганды суицида, в отношении 9300 сообществ факт такой пропаганды подтвердился. Данные факты свидетельствуют о необходимости определения роли социальных сетей в формировании суицидального поведения у несовершеннолетних. Полученные результаты, в свою очередь, должны способствовать выработке эффективных мер предупреждения и снижения уровня суицида несовершеннолетних.
Для определения роли социальных сетей в формировании суицидального поведения у несовершеннолетних нами был проведен анализ специальной литературы, контент-анализ сообществ социальных сетей суицидальной тематики, а также опрошены 105 несовершеннолетних.
Опрос показал, что 19% несовершеннолетних являются участниками сообществ социальных сетей, в которых описываются и получают одобрение со стороны участников случаи подростковых самоубийств, распространяется информация, направленная на пропаганду суицида. 12% респондентов размещали на своих страницах в социальных сетях фотографии, создание которых связано с риском для их здоровья и жизни (фотографии порезов на руках, фотографии на крыше многоэтажного дома, фотографии перед приближающимся поездом и т.д.). 96% из них пояснили, что цель размеще-
210
ния подобных фотографий - получение «лай-ков» и «репостов». Социологи объясняют такое поведение тем, что социальное одобрение в социальных сетях (в виде «лайков» и «репостов») имеет особую ценность для подростков, так как является одним из показателей успешного взаимодействия индивида с социальной группой [4, с. 182].
В ходе контент-анализа сообществ социальных сетей суицидальной тематики установлено , что во многих из них встречается контент, связанный с именем «Рина». В ноябре 2015 г. 16-летняя ученица Рина совершила самоубийство, бросившись под поезд. Практически сразу фотография с места происшествия была распространена в сообществах суицидальной тематики. Фотография сопровождалась одобрительными комментариями, факт суицида активно обсуждался, образовывались сообщества фанатов и поклонников Рины. В короткие сроки она стала «звездой» социальных сетей и примером для подражания. Особую опасность данный факт вызывает в связи с тем, что у подростков значительно чаще, чем среди взрослых, наблюдается так называемый «эффект Вертера» - самоубийство под влиянием чьего-либо примера [5, с. 84].
Еще одной особенностью анализируемых сообществ являются строгие правила. Для вступления в сообщество необходимо указывать возраст более 18 лет либо не указывать его вообще. Участники, которые отрицательно высказываются относительно суицида, удаляются из сообщества. Данные меры направлены не только на соблюдение конспирации, но и на создание условий, в которых несовершеннолетний участник чувствует себя частью единого коллектива, в котором необходимо соблюдать правила. В свою очередь, боязнь быть исключенным из сообщества облегчает манипулирование поведением несовершеннолетнего.
Кроме того, участникам подобных сообществ предлагается выполнять различные задания: написать стихотворение, посвященное самоубийству Рины, сделать порез на руке и прислать фотографию и т.п. За выполнение каждого задания участник переходит на новый уровень, его авторитет в сообществе повышается, он получает больше «лайков» и «репостов». Все это воспринимается участниками как игра. Тот факт, что игра является одной из основных форм свободного времяпрепровождения подростков, повышает их интерес к выполнению задания и увеличивает вероятность его выполнения.
Групповое общение (конференция) в рассматриваемых сообществах происходит в строго запланированное время, как правило, в ночное. Поскольку постоянное, даже незначительное, недосыпание приводит к расстройству внимания, нарушениям памяти, ослаблению воли и замедленному мышлению [6, с. 49-54], в том числе и критическому, ночное общение позволяет более эффективно «навязывать» подросткам идеи, в том числе и суицидальные. В конференциях рассматриваемых сообществ распространяется информация, направленная на обострение проблем подростков. Целью является внушить подростку, что он по каким-либо характеристикам (в основном связанным с внешним видом) не может быть частью общества. Суицид позиционируется как единственный способ решения всех проблем. В ходе опроса несовершеннолетних установлено, что более 90% из них проводят в социальных сетях ежедневно несколько часов. Кроме того, в подростковом возрасте коммуникативная активность со сверстниками характеризуется переносом акцента с семейного влияния на влияние сверстников. Таким образом, несовершеннолетние систематически знакомятся в социальных сетях с негативной информацией и воспринимают ее всерьез, что отрицательно влияет на еще развивающуюся систему их жизненных ценностей и ориентиров, вызывает у них соответствующую реакцию в виде эмоциональных, психологических переживаний. Все это приводит к формированию определенных установок во взглядах, ориентирах и поведении [7, с. 251], в том числе и суицидального характера.
Участникам сообщества указывают, что, совершив самоубийство, они получат популярность в социальных сетях и станут примером для подражания. Акцент на «знаменитость» в результате суицида не случаен. По мнению психологов, лишь в 10% случаев суицидальное поведение имеет цель покончить с собой, а в 90% это способ привлечения к себе внимания [5, с. 84]. Для совершения суицида участникам сообщества отводится 50 дней и присваиваются номера очередности. Срок взят из культовой в данных сообществах книги «50 дней до моего самоубийства». Кроме того, в анализируемых сообществах распространяется инструкция, согласно которой перед прыжком с многоэтажного дома необходимо снять куртку. В результате анализа упоминаний подростковых суицидов в СМИ выявлено 10 случаев, когда подростки перед самоубийством оставляли свои куртки на крыше или на балконе многоэтажного дома. Это
211
позволяет сделать вывод о том, что суицидальному поведению в социальных сетях характерна ритуальность. Как уже отмечалось, суицид в большинстве случаев - это привлечение внимания к себе, вследствие чего можно сделать вывод о том, что подростки, склонные к суициду, зачастую испытывают дефицит внимания со стороны ближайшего окружения. Ритуал для таких подростков является одной из форм сплочения, позволяет им почувствовать себя частью коллектива, восполнив недостаток внимания.
Таким образом, можно утверждать, что в социальных сетях присутствуют сообщества, в которых созданы условия для реализации механизма формирования суицидального поведения у несовершеннолетних. Суицидальное поведение у несовершеннолетних, сформированное под влиянием таких сообществ, реализуется в «игровой» форме, отличается ритуальностью и итоговой целью, которую можно определить как привлечение к себе внимания в социальных сетях.
1. Соловьев В. С. Преступность в социальных сетях Интернета (криминологическое исследование по материалам судебной практики) //Криминологический журн. Байкал. гос. ун-та экономики и права. 2016. Т. 10. № 1.
2. Рыдченко К.Д. Административно-правовая защита несовершеннолетних от вредоносной информации: соотнесение вектора регулятивного и охранительного нормотворчества // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: сб. ст. по материалам ежегодной всерос. науч.-практ. конф. (Сорокин-ские чтения), 25 марта 2016 г.: в 3 т. /под ред. Ю.Е. Аврутина, А.И. Каплунова. СПб., 2016. Т. III.
3. Сашенков С.А. Криминогенное влияние социальных сетей на несовершеннолетних // Вестн. ВИ МВД России. 2015. № 3.
4. Самосват О.И., Ахметзянова А.И. Значимость социального одобрения для подростков в условиях социальных сетей // Науч. ведомости Белгород. гос. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2016. № 7(228).
5. Канзычакова Н.Г. Суицид - серьезная проблема среди подростков // Educatio. 2015. № 4(11).
6. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964.
7. Антонян Ю.М., Тимошина Е.М. Причины преступности в России. СПб., 2013.
1. Solovev V.S. The crime in social networks of the Internet (criminological research on the materials of judicial practice) // Criminological magazine of the Baikal state university of economics and law. 2016. Vol. 10. № 1.
2. Rydchenko K.D. Administrative-legal protection of minors from harmful information: a map of the vector regulatory and enforcement rulemaking // Actual problems of administrative and administrative-procedural law: proc. of annual all-Russian sci.-pract. conf. (Sorokin reading), March 25, 2016: in 3 vol. / ed. by Yu.E. Avrutin, A.I. Kaplunov. St. Petersburg, 2016.
3. Sashenkov S.A. Criminogenic influence of social networks on minors // Bull. of Voronezh institute of Russian MIA. 2015. № 3.
4. Samosvat O.I., Akhmetzyanova A.I. The importance of social approval for teenagers in the social networks // Sci. bull. of Belgorod state university. Ser.: Humanitarian Sciences. 2016. № 7(228).
5. Kanzychakova N.G. Suicide is teenagers' serious problem //Educatio. 2015. № 4(11).
6. Levitov N.D. About the mental state of the person. Moscow, 1964.
7. Antonyan Yu.M., Timoshina E.M. Causes of crime in Russia. St. Petersburg, 2013.
212