Научная статья на тему 'Роль социальной сферы в обеспечении экономической безопасности'

Роль социальной сферы в обеспечении экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1380
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ / ПОРОГОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорьева Екатерина Анатольевна

В статье выполнен научный анализ показателей, характеризующих состояние социальных параметров экономической безопасности России за последние годы, проведен их сравнительный анализ с установленными пороговыми значениями. Определены направления обеспечения социальной защищенности населения, включающие комплекс мер экономического, политического и институционального характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Social Sphere in Providing Economic Security

The article analyzes recent indicators, characterizing the state of social parameters of Russian economic security, and compares them with fixed threshold limit values. The author presents main tendencies of providing social security of population, including complex measures of economic, political and institutional character.

Текст научной работы на тему «Роль социальной сферы в обеспечении экономической безопасности»

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 2

Экономика

УДК 314:330.12

Роль социальной сферы в обеспечении экономической безопасности

Григорьева Е.А.

Аспирантка кафедры микроэкономики

Казанского государственного финансово-экономического института

В статье выполнен научный анализ показателей, характеризующих состояние социальных параметров экономической безопасности России за последние годы, проведен их сравнительный анализ с установленными пороговыми значениями. Определены направления обеспечения социальной защищенности населения, включающие комплекс мер экономического, политического и институционального характера.

Ключевые слова: экономическая безопасность, социальные индикаторы, пороговые значения, социальная защищенность населения.

Роль эффективной социальной сферы неизменно высока для каждого государства в современном мире. Она составляет одну из фундаментальных основ экономического благополучия нации, выступает важнейшей гарантией долговременной международной конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, создает прочные каналы преемственности и защищенности национальных достижений, в конечном счете, направлена на обеспечение экономической безопасности граждан страны, следова-тельно,государства в целом.

Экономическая безопасность является синтетической категорией политэкономии и политологии, тесно связанной с категориями экономической независимости и зависимости, стабильности и уязвимости, экономического давления, шантажа, принуждения и агрессии, экономического суверенитета.

Поэтому в число приоритетов внутренней экономической политики Российской Федерации в сфере федеративных отношений должны быть включены меры по противодействию дискриминационным тенденциям в региональной экономике, прежде всего, в отраслях социальной сферы.

В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» (далее Стратегия), утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 выделены основные характеристики состояния национальной безопасности, которые предназначаются для оценки состояния национальной безопасности и включают показатели

15

социальной сферы: уровень безработицы (доля от экономически активного населения); децильный коэффициент (соотношение доходов 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченного населения); уровень роста потребительских цен; уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от валового внутреннего продукта.

В Стратегии указывается, что перечень основных характеристик состояния национальной безопасности может уточняться по результатам мониторинга состояния национальной безопасности. Этот перечень является определенным ориентиром для оценки состояния национальной безопасности России, поскольку включает лишь укрупненные показатели, тем более что пороговые их значения в Стратегии не приводятся и проводить сравнительный анализ и оценку не представляется возможным.

Советом безопасности РФ утвержден официальный перечень пороговых значений показателей экономической безопасности, состоящий из 12 основных социально-экономических индикаторов развития российской экономики, которые отражают критические «болевые точки» в развитии экономики.

Сопоставление фактических показателей экономической безопасности в социальном аспекте с пороговыми значениями позволил нам сделать ряд выводов. Во-первых, доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, исчисляемая в процентах ко всему населению, в

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 2

Экономика

2007 г. составила 13,4 %, в 2008 г. - 12,4 %, в 2009 г.

- 11,2 %, в 2010 г. - 10,4 %, что значительно превышает пороговое значение, составляющее 7 %. Во-вторых, уровень безработицы по методологии МОТ, определяемый в процентах от экономически активного населения, в течение последних лет также превышает пороговое значение, установленное в пределах 5 % (в 2007 г. - 6,3 %, в 2008 г. - 6,3 %, в 2009 г. - 6,0 %, в 2010 г. - 5,5 %) [1].

Стратегической целью развития России в долгосрочном периоде является превращение ее в одного из лидеров глобальной экономики, выход страны на уровень развитых постиндустриальных стран. Реализация этой цели предполагает достижение стандартов благосостояния, соответствующих уровню развитых стран (среднедушевой ВВП - 20-30 тыс. долларов США); обеспечение научного и технологического лидерства России по направлениям, формирующим ее конкурентные преимущества и национальную безопасность.

Анализ данных официальной статистики [2] за период с 1992 по 2009 гг. показал, что по некоторым социальным индикаторам происходит рост, в частности, это касается таких показателей, как среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций (1992 г. - 6,0 тыс. руб., 2004 г. - 6740 руб., 2007 г. - 13593 руб., 2009 г.

- 18795 руб.), средний размер назначенных пенсий (1992 г. - 1600 руб., 2004 г. - 1915 руб., 2007 г. -3116 руб., 2009 г. - 5191 руб.), минимальный размер оплаты труда в среднем за год (1992 г. - 700 руб., 2004 г. - 600 руб., 2007 г. - 1500 руб., 2009 г.

- 4330 руб.). В то же время увеличивается дифференциация населения по уровню получаемых доходов: коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов) в разах составляет в 1992 г. - 8,0, 2004 г. - 15,2, 2007 г. - 16,8, 2009 г. - 16,7.

Наиболее «слабым местом» в системе социально-экономических показателей уже на протяжении многих лет является демографическая ситуация. Численность российского населения продолжает снижаться, по сравнению с 1990 г. снижение составило почти 5 млн. чел. Следует признать невысокие по сравнению с развитыми странами показатели продолжительности жизни, большой разрыв продолжительности жизни мужчин и женщин. Положительно необходимо оценить определенный рост рождаемости, который начал происходить с 2002 г., в то же время, все еще высоки показатели детской смертности [3].

Глобальный финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008 г., подтвердил необходимость коалиционного подхода к оценке национальной экономической безопасности. В условиях глобализации ее невозможно обеспечить на базе автаркии, вне мирохозяйственного контекста. Угрозы, связанные с падением доходов населения, обостряются за

счет высокой дифференциации доходов населения в стране. Согласно данным ОЭСР, уровень дифференциации доходов в России с момента перехода к рынку нарастает и составил по коэффициенту фондов 16,7 раза, а по коэффициенту Джини - 0,42. Это означает, что для значительной части населения обостряется вопрос выживания [4].

Для достижения необходимого уровня социальной защищенности граждан и экономической безопасности государства, в целом, необходима реализация комплекса мер, включающих: обеспечение благоприятных условий для формирования в каждом субъекте экономики рыночного типа становления обновленной экономической специализации, гарантирующей максимальный экономический эффект от ее участия каждому региону в общероссийском разделении труда; минимизацию экономических рисков при дальнейшей интеграции субъектов России в национальную экономику с учетом необходимости обеспечения экономической безопасности страны; формирование справедливой региональной торговой системы при полноправном участии каждого субъекта государственного устройства; содействие расширению регионального экспорта и рационализации импорта субъектами Федерации, а также предпринимательству за рубежом, поддержание его интересов на внешнем рынке и противодействие дискриминации отечественных производителей и экспортеров, обеспечение строгого соблюдения отечественными субъектами внешнеэкономической деятельности российского законодательства при осуществлении таких операций; содействие привлечению иностранных инвестиций, в первую очередь, в реальный сектор и приоритетные сферы российской экономики и, прежде всего, в отрасли социальной сферы; формировать комплексную систему российского законодательства в социальной сфере экономики. Все эти направления должны учитываться при разработке концепции региональной экономической безопасности.

Продолжение институциональных преобразований в стране, реализация приоритетных национальных проектов, среди которых находятся отрасли социальной сферы, немыслимы без создания эффективной экономической системы, основанной на равной и добросовестной конкуренции, снижении избыточного вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов и повышении конкурентоспособности человека, государственных институтов и бизнеса.

Реализация механизма обеспечения экономической безопасности региона требует объективного и всестороннего мониторинга социально-экономических индикаторов по следующим направлениям: динамика производства, уровень монополизации; динамика спроса на товары и услуги; развитие рыночных структур; структура собственности; состо-

16

Экономика

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 2

яние инвестиционной сферы; демография, уровень и качество жизни; динамика занятости; социальная активность населения; состояние финансово-бюджетной и кредитной систем; состояние научно-технического потенциала, работоспособности и степень изношенности важнейших производственных мощностей, основных коммуникационных и других жизнеобеспечивающих систем, техническая аварийность; обеспеченность основными природными ресурсами; криминогенная обстановка; экологическая обстановка. Эти факторы необходимо учитывать при формировании средне- и долгосрочных программ социально-экономического развития российских регионов.

Продолжение институциональных преобразований в стране, реализация приоритетных национальных проектов, среди которых находятся отрасли социальной сферы, немыслимы без создания эффективной экономической системы, основанной на равной и добросовестной конкуренции, снижении избыточного вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов и повышении конкурентоспособности человека, государственных институтов и бизнеса.

Литература:

1. Объем и динамика валового внутреннего продукта // Российский статистический ежегодник, 2010. - URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_13/ IssWWW.exe/Stg/d3/11-01.htm

2. Экономическая активность населения России -2010 г. // Российский статистический ежегодник, 2010. - URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_61/ IssWWW.exe/Stg/01-01.htm

3. Основные демографические показатели // Российский статистический ежегодник, 2010. - URL: http://www.gks.ru/ bgd/regl/b10_13/IssWWW. exe/ Stg/d1/04-01.htm

4. IMF. World Economic Outlook. 2008. P. 120-122.

The Role of Social Sphere in Providing Economic Security

E. Grigorieva

The Kazan State Finance and Economics Institute

The article analyzes recent indicators, characterizing the state of social parameters of Russian economic security, and compares them with fixed threshold limit values. The author presents main tendencies ofproviding social security ofpopulation, including complex measures of economic, political and institutional character.

Key words: economic security, social indicators, threshold limit values, social security of population.

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.