УДК 332
Никулина И.Ю.1
роль социального предпринимательства в социально-экономическом развитии территории
Аннотация. В статье рассматриваются понятие социально-экономической политики, основные факторы, влияющие на реализацию региональной социально-экономической политики. Также анализируется явление социального предпринимательства как инструмент развития региональной экономики.
Ключевые слова: социально-экономическая политика, признаки социально-экономической политики, социально-экономическое развитие региона, социальное предпринимательство.
Nikulina I.
THE ROLE OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN SOCIO-ECOMOMIC DEVELOPMENT OF THE TERRITORY
Abstract. This paper deals with the concept of socio-economic policy, the main factors influencing the implementation of regional socio-economic policy. The author also analizes the phenomenon of social entrepreneurship as an instrument for the development of the regional economy.
Keywords: socio-economic policy, signs of the socio-economic policy, regional socio-economic development, social entrepreneurship.
Одни из самых значимых факторов реформирования российской экономики и ее устойчивого развития - это стабилизация состояния российской экономики, недопущение резкой дифференциации субъектов Российской Федерации по уровню социально-экономического развития, формирование благоприятных экономических и организационных условий для развития предпринимательства, и в целом планомерное повышение уровня жизни населения. Реализация всех этих задач подразумевает грамотную, детально продуманную социально-экономическую политику регионов.
На сегодняшний день учеными собрано большое количество знаний в области региональной социально-экономической политики, тем не менее, в данной теории присутствуют некоторые пробелы. Различные аспекты изучаемой проблемы находят отражение в вопросах, которые являются объектом активных
исследований. Системные процессы формирования социально-экономической политики рассмотрены в работах О. Иншакова, Г. Камерона, Дж.М. Кейнса, В. Лахмана, В. May, А. Тлисова, Н. Киселевой, С. Тяглова, О. Слинковой, Н. Масленниковой, К. Коноваловой, Ю. Задорожневой, А. Проворова, О. Губиной, Р. Черкашнева, Б. Бакуменко и др.
Социально-экономическая политика региона, которая выступает в роли инструмента реализации стратегии развития государства, дает возможность решать приоритетные задачи, которые стоят перед государством, направленные, прежде всего, на улучшение индивидуального и общественного восприятия жизни, что свидетельствует об улучшении качества жизни граждан и возможности свободного развития человека.
Автор О.К. Слинкова считает, что сердцевиной социально-экономической политики
1 Никулина Инна Юрьевна, Советник отдела по вопросам государственной гражданской службы и противодействия коррупции Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, г. Черкесск, e-mail: rud.inessa@ mail.ru, тел.: 8 (8782) 22-06-67
Inna Nikulina, Advisor of the Civil Service and Anti-Corruption Department, Ministry of Agriculture of the Karachay-Cherkess Republic, Cherkessk, e-mail: [email protected], tel.: 8 (8782) 22-06-67
региона выступает региональная экономическая политика. Эффективная экономическая политика формирует соответствующее основание для проведения успешной социальной политики.
Слинкова О.К. рассматривает региональную социально-экономическую политику как совокупность инструментов, форм, процедур и методов реализации субъектами управления целей и задач, определенных в нормативных правовых актах, которые характеризуют перспективное социально-экономическое развитие территории (концепций, программ, стратегий развития) [12, с. 7].
На основе обозначенного определения к основным признакам социально-экономической политики относятся:
- наличие нормативной правовой базы реализации политики (региональных нормативных правовых актов, которые регулируют общественные отношения в процессе проведения политики);
- точечная работа органа власти в регионе (определение конкретных фиксированных целей, заданных количественно, качественно, измеримым во времени в документах, для которых характерно долгосрочное стратегическое региональное развитие);
- присутствие субъекта реализации намеченного курса (органа управления, который вводит формы, инструменты и процедуры достижения целей, которые определены документами, направленными на долгосрочное социально-экономическое развитие региона);
- наличие объекта политики (субъект политики занимается осуществлением интересов социальных общностей или институтов);
- определенность предмета политики (область или сфера интересов, на которые направлена целесообразная деятельность субъекта политики);
- наличие механизмов (или инструментов) реализации политики (система средств, методов и ресурсов, которые обеспечивают проведение запланированных мероприятий согласно намеченным задачам).
Также Слинкова О.К. в статье «Сущность и экономическое содержание социально-экономической политики региона» подчеркивает,
что для определения основных направлений социально-экономического развития при реализации социально-экономической политики региона необходима разработка соответствующих документов перспективного развития региона. Это краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы, отдельные целевые программы по самым актуальным вопросам.
Авторами статьи «Социально-экономические аспекты устойчивого развития экономики территорий» анализируются актуальные вопросы и проблемы социально-экономического развития территорий с позиций концепции устойчивого развития. В работе обосновано положение о том, что достижение устойчивого развития экономики региона требует эффективного взаимодействия органов власти всех уровней, а также равновесия между общенациональными, региональными интересами и интересами настоящих и будущих поколений [7, с. 4].
В статье «Эффективность реализации региональной социально-экономической политики» речь идет о том, что органы власти субъектов Российской Федерации в целях учета специфики регионального развития самостоятельно принимают решения по формированию и осуществлению социально-экономической политики, но в то же время с учетом общей стратегии государства. Тем не менее, существование комплекса неурегулированных социально-экономических проблем, которые отличаются высокими коэффициентами смертности, уровня безработицы, разделения населения по уровню доходов, демонстрирует недостаточную эффективность проводимой региональными органами власти социально-экономической политики и обусловливает приоритетность решения задач ее оценки [3, с. 35].
Во-первых, осуществление оценки социально-экономической политики региона как необходимой части механизма ее реализации является условием эффективной разработки мероприятий социально-экономической политики, а во-вторых, это основание для создания системы рекомендаций по повышению ее эффективности.
Задорожнева Ю.В. считает, что классифи-
кация системы факторов региональной социально-экономической политики помогает обеспечить разработку адекватной системы показателей оценки эффективности ее осуществления.
Согласно концепции эндогенных факторов производства основные факторы, которые влияют на осуществление социально-экономической политики региона, принято разделять на трансформационные (изменения и тот уровень качества жизни, который достигается гражданами; демографическая ситуация; состояние бюджетной сферы; ЖКХ и условия жизни населения; структура отраслей экономики на уровне региона; состояние основных фондов в промышленности и сельском хозяйстве; автоматизации производства и его процессов, темп обновления и введение инновационных технологий; экономико-географическое положение; природно-климатические условия и др.) и трансакционные (нормативная правовая база и ее состояние социально-экономического развития; система образования и ее структура, а также здравоохранения и социально-культурной сферы; количественная, качественная доступности информационных региональных ресурсов; наличие баз данных систем аналитической обработки информации; уровень компьютеризации и информатизации) [4, с. 49].
Следует учитывать воздействие трансак-ционных факторов на основные трансформационные факторы с целью их комплексного развития, тем самым понизить затраты на реализацию региональной социально-экономической политики.
Оценка эффективности региональной социально-экономической политики - это структурный элемент ее реализации, который представляет собой изменения информации (внутренней, внешней) об условиях, ресурсах и факторах, субъектах и объектах, целях и результатах их деятельности в трансформационные и трансакционные факторы этого процесса.
При помощи анализа условий, которые влияют на формирование социально-экономической политики региона, должны во взаимосвязи и системе рассматриваться проблемы
социально-экономического развития и практической деятельности органов государственной власти по стабилизации развития регионов, с учетом в разработке программных и стратегических документов.
Возникает потребность государства использовать, наряду с традиционными, новые инструменты, которые смогут не только сохранить уровень социальной стабильности в стране, но и поспособствуют ускорению процесса выхода страны из текущей экономической ситуации (рецессии) российской экономики.
Этим инструментом, который способен сохранить уровень социальной стабильности в стране, уровень качества жизни населения, может стать динамичное развитие сферы социального предпринимательства.
Ветрова Е.А. в работе «Социальное предпринимательство как фактор развития общества» дает следующее понятие: «социальное предпринимательство - это новаторская деятельность, которая с самого начала была направлена на решение или смягчение социальных проблем общества на условиях самоокупаемости и устойчивости» [2, с. 20].
Смежное положение социального предпринимательства между предпринимательством и благотворительностью обусловливает необходимость выделения критериев, которые свойственны социальному предпринимательству как феномену. Недялкова А.ю. выделяет такие критерии, как [9, c. 111]:
- предпринимательский подход;
- инновационность (новаторство в решении социальной проблемы, новое сочетание ресурсов, новая услуга для рынка);
- возможность универсального использования и тиражируемость;
- самоокупаемость и финансовая стабильность.
Такое экономическое явление как социальное предпринимательство находится на стыке предпринимательской деятельности и благотворительности. Главная задача социального предпринимательства - это решение (сглаживание) социальных проблем территории, на которой и реализует свою деятельность социальный предприниматель.
Социальное предпринимательство возникло в конце XIX века в Великобритании, но подробно рассматривать это экономическое понятие стали лишь во 2-й половине ХХ в. в Соединенных Штатах Америки. Социальное предпринимательство применяется в качестве инструмента для развития территории, принимая во внимание особенности законодательства, а также культуру ведения бизнеса, так как оно основывается на принципе самоорганизации жителей как эффективного метода решения социальных вопросов.
Социальное предпринимательство уже охватило весь мир наряду с благотворительностью, филантропией и корпоративной социальной ответственность, несмотря на то, что это сравнительно молодое направление.
Само название «социальное предпринимательство» демонстрирует, что одной из главных задач данного вида деятельности - это не максимизация прибыли, я сглаживание социальных проблем или их разрешение.
Оно многостороннее и отражает ряд задач и особенностей присущих ему. Достижение принципиально нового уровня в решении социальных проблем - это главная цель, отличительной чертой которого является сильная сторона механизмов контроля эффективности [13, с. 99].
Т. Сазонова и А. Макаревич полагают, что социальное предпринимательство - это новый вид предпринимательской деятельности, который имеет такие особенности, как:
- социальной целью организации, то есть социальным эффектом, является предварительно намеченный и ожидаемый результат, а не побочный, как имеет место в обычном коммерческом предпринимательстве;
- предпринимательские инновации, которые могут быть осуществлены при помощи новой идеи или новой совокупности ресурсов (включая и не очень привлекательных с точки зрения рынка), чтобы решить ту или иную социальную проблему;
- достижение стабильной самоокупаемости благодаря получению финансовых выгод от реализации результатов коммерческой деятельности (продукции/услуг), а также за счет грантов и благотворительных пожертвований [6, с. 52].
Главные элементы социального предпринимательства рассматриваются автором А. Московской [8, с. 112]:
- определение устойчивого, однако, можно сказать не совсем справедливого баланса, которой приводит к исключению, маргинализации или страданиям группы людей, которые испытывают недостаток в финансовых средствах или политической воли, чтобы внести положительные изменения самостоятельно;
- определение возможностей в таком несправедливом балансе, формирование понимания и формулирования социальной ценности, задействование таких личностных качеств, как вдохновение, креативность, уверенности и готовность делать что-либо, смелость и «железная» воля, чтобы сломить господство нынешнего положения дел;
- создание нового устойчивого баланса, который дает возможность раскрыть потенциал или облегчить страдания целевой группы, что возможно посредством формирования аналогов и стабильной экосистемы на основе нового баланса, обеспечить целевой аудитории и обществу в целом лучшее будущее.
Прежде всего, социальному предпринимателю необходимо поставить задачу - введение положительных преобразований в социально-экономическую инфраструктуру, имеющих долгосрочный характер.
И здесь необходимо подчеркнуть тот факт, что важнейший признак социального предпринимательства - это возможность отойти от узкого восприятия бизнеса как коммерции и привлечь разрозненные ресурсы для улучшения жизни людей, которых затрагивает их деятельность.
Пакулина И.С. рассматривает развитие социального предпринимательства как важный фактор роста потенциала экономического развития субъектов Российской Федерации, является приоритетом стратегии их социально-экономического развития [10, с. 289].
Актуальная идея социального предпринимательства очень подходит нашему времени, соединяя социальную миссию организации со свойственной бизнесу дисциплиной, инновацией и решительностью. В современных условиях необходимо решать социальные про-
блемы предпринимательскими средствами. Более того, как отмечает Д. Диз, теоретик социального предпринимательства, благотворительные организации оказались за пределами ожидаемых стандартов своего функционирования, а большинство институтов социальной сферы все чаще рассматриваются как нерезультативные, неэффективные [1, с. 3].
Для формирования новой модели социально значимой деятельности «для нового века» как раз и нужны социальные предприниматели.
Именно органы региональной власти должны сыграть ключевую роль в построении стабильной и эффективной связи между бизнесом и обществом в решении социальных проблем территории на принципах добровольности и взаимной выгоды. В таком случае бизнес извлекает от выполнения принципов социальной ответственности следующие выгоды: обеспечение общественной репутации организации; повышение общественного доверия к деятельности компании, ее продук-тови услуг; повышение профессионализма и развития человеческих ресурсов на предприятии, обеспечение лояльности персонала; возможность создания безопасной окружающей среды для деятельности и развития компании через собственную корпоративную политику; соответствие нормам и стандартам развитого экономического сообщества; возможность сотрудничества с властными структурами, общественностью и СМИ. А общество в свою очередь приобретает такие преимущества, как: ресурс, способствующий налаживанию партнерских отношений между представителями бизнеса, властью и обществом; возможность оказания адресной неотложной помощи гражданам, нуждающимся в ней; повышение качества социальной защиты населения; возможность привлечения инвесторов в определенные сферы общества; поддержка общественных инициатив, инновационных проектов, рост социальной и творческой активности населения, сохранение и использование интеллектуального ресурса на потребность государства и региона.
Социальные организации основываются на самоокупаемости, финансовой стабильности
и инновационности используемых подходов, как считает Н. Зверева. Главными достоинствами социального предпринимательства являются возможность использования новых, уникальных инструментов, возможность решать проблемы за счет собственных доходов и до того момента, пока в этом есть потребность.
При этом следует сделать акцент на то, что если благотворительные организации испытывают ограничения в количестве ресурсов, времени и пространстве, то социальные предприятия первоначально подразумевают масштабируемость и тиражируемость. Выход на качественно новый уровень в преодолении социально значимых вопросов, а не местное решение одной проблемы, является целью. Встроенные механизмы контроля эффективности являются главным преимуществом социального предпринимательства. Значительно уменьшает возможность нерационального использования ресурсов то, что решение социально важных проблем входит в бизнес-процесс. Именно социальное предпринимательство обладает наиболее высоким уровнем отдачи на единицу вложенных средств [5, с. 59]. Социальный предприниматель следует бизнес-стратегии, которая основана понимании сильных и слабых сторон своего продукта, поиске новых рыночных возможностей и определении угроз. Предпринимательский подход помогает увеличить долговременный социальный эффект.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что развитие социального предпринимательства - это реальный инструмент для решения социальных проблем региона. Социальное предпринимательство является способом частичного и эффективного решения на локальном уровне острых проблем незащищенных слоев населения, не способные в силу определенных обстоятельств решить государство, а также включения в экономическую деятельность предприятий, которые нацелены как на максимизацию прибыли, так и на поддержку уязвимых слоев населения, уменьшение уровня безработицы путем создания новых рабочих мест.
Социальное предпринимательство сравни-
тельно новое явление в российской экономике, может применяться правительством страны как один из инструментов решения социально-экономических проблем общества. Одно из обязательных условий его нацеленности на совершенствование условий жизни жителей страны в регионах посредством производства необходимых товаров и услуг; предоставление услуг сферах здравоохранения, занятости, образования, охраны окружающей среды, жилья и т.д.; обслуживание и социальную адаптацию незащищенных групп населения (инвалиды, безработные, национальные меньшинства).
Социальное предпринимательство стоит на стыке общественных и коммерческих интересов, компромисс между этими интересами нужен в целях достижения социального благополучия и эффективного решения социальных проблем региона.
Социальное предпринимательство как инструмент развития региона направлено на сохранение стабильности и развития экономики. Социальная ответственность бизнеса находит отражение в сферах, где представители бизнеса не видят для себя достаточной рентабельности, а организации социальной инфраструктуры и муниципалитеты не видят в них острой необходимости.
Социально ориентированное предпринимательство востребовано во внешкольной работе с детьми и подростками, повышении качества жизни старшего поколения, уход за ними и организация из досуга, внутрирегиональный доступный туризм и экскурсии, просветительская работа, улучшение визуального имиджа региона, центры коллективного пользования и т.п.
Множество аналогичных инициатив, которые реализуются на территории России, показывают их высокий спрос у населения и экономическую самостоятельность. Примером могут послужить уже существующие проекты, такие как вовлечение пенсионеров в работу с младшими школьниками - «Бюро бабушкиных услуг», организация внутреннего туризма на базе региональной сети сельских гостевых домов, создание «дворовых» подростковых спортивных клубов, «антикафе», службы по уходу на дому для тяжелобольных и пожилых людей и т.д.
Из этого следует, что социальное предпринимательство способно решать задачи не только поддержания социальной стабильности во время кризиса (путем создания новых рабочих мест, привлечения к работе социально незащищенных категорий населения), но и вносит определенный вклад в развитие региональной экономики (привнося инновационные товары и услуги на рынок, улучшение качества жизни населения за счет удовлетворения потребностей в социальных услугах).
Ряд социально-экономических эффектов от реализации социально ориентированной предпринимательской деятельности определяет эффективность социального предпринимательства как инструмента развития региональной экономики.
Сафаров С.М. к социальным эффектам социального предпринимательства относит:
- снижение уровня безработицы;
- улучшение качества жизни отдельных категорий населения за счет удовлетворения потребностей в социальных услугах, а также за счет создания новых рабочих мест для данной категории граждан;
- улучшение отдельных социальных показателей развития территории муниципальных образований.
Социальное предпринимательство относят к малому бизнесу по критерию масштаба деятельности. Небольшой объем инвестиций, низкий порог входа на рынок, более быстрая адаптация к изменяющейся внешней среде -позволяют в кратчайшие сроки создать новые рабочие места и, тем самым, оказать влияние на снижение уровня возрастающей в период кризиса безработицы - вот те преимущества малого бизнеса по сравнению с крупным. Рабочие места при этом могут быть созданы для разных категорий граждан (в том числе социально незащищенные слои населения) [11, с. 137].
Традиционными сферами социального предпринимательства являются культура, спорт и здравоохранение. Во время кризиса именно в этих сферах бюджетное финансирование резко сокращается. Для бизнес-структур данные ниши не представляют интереса из-за небольшого объема спроса и малой
рентабельности бизнеса. В результате сокращения финансирования этих сфер объем социальных услуг снижается, сказывается на качестве жизни населения. В свою очередь, социальные предприятия способны не только поддерживать фактический уровень качества жизни населения, но и улучшать его путем: более комфортного способа удовлетворения социальных потребностей, выявления неудовлетворенных потребностей и вывода на рынок новых (инновационных) товаров и услуг, которые могут закрыть эти потребности.
Помимо этого, повышение качества жизни населения возможно путем трудоустройства определенных социально незащищенных категорий населения (инвалидов, пенсионеров, матерей, самостоятельно воспитывающих детей и т.д.). Появление нового источника дохода для этой категории граждан оказывает определенное влияние на качество их жизни.
Улучшение определенных социальных показателей развития территории муниципальных образований - это результат реализации социально ориентированных проектов в границах определенной территории.
К примеру, одним из результатов реализации проекта «Бюро бабушкиных услуг» (подбор репетиторов, гувернеров для детей младшего школьного возраста, г. Иваново) является интеграция учителей-пенсионеров в активную жизнь, передача знаний и опыта между поколениями, снижение уровня детской преступности и несчастных случаев с детьми (поскольку дети находятся под присмотром взрослых). Специфика реализуемого проекта влияет на определенный набор социальных показателей.
В части экономического эффекта от реализации проектов социального предпринимательства на конкретной территории, то здесь выделяют прямые и косвенные эффекты.
Долю участия социальных предприятий в развитие экономики региона демонстрирует прямой экономический эффект. Это определяется, во-первых, стоимостью товаров и услуг, которые произведены (оказаны) субъектами социального предпринимательства; во-вторых, долей товаров и услуг социальных предприятий в общем объеме региональной
экономики; в-третьих, объемом налогов, уплаченных субъектами социального предпринимательства в бюджеты различных уровней:
- налог на добавленную стоимость;
- налог на прибыль социального предпринимателя;
- налог на доходы физических лиц и другие показатели.
Проявление косвенного экономического эффекта выражается в следующих факторах:
- сумме сэкономленных средств социальным предпринимателем по оплате больничных листков;
- налоге на дополнительную прибыль в экономике региона, образующуюся в результате сокращения расходов работодателей по оплате больничных листов;
- росте производительности работы работника вследствие улучшения качества жизни (улучшение собственных показателей работы - улучшению показателей работы всей организации - рост доходов (для работника) - рост налогооблагаемой базы (для бюджета) и другие показатели).
В настоящее время развитие социального предпринимательства активно поддерживается как на федеральном, так и региональном уровнях. Агентством стратегических инициатив Российской Федерации, фондом «Наше будущее» осуществляется финансовая и организационная поддержка на федеральном уровне, кроме того, в рамках выделяемых президентских грантов поддержка также оказывается. На региональном уровне поддержка оказывается частными благотворительными фондами (например, фонд Тимченко). В некоторых регионах России, например, в Костромской области, реализуются государственные целевые программы, которые направлены на поддержку социально ориентированных стар-тапов [11, с. 142].
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что социальное предпринимательство - это действенный инструмент поддержания и развития региональной экономики. Высокий уровень налогообложения, административные барьеры, высокая стоимость кредитных ресурсов - это те проблемы, которые являются препятствием для успешного
развития этого общественного института, которые необходимо решить, при этом проработать каналы для продвижения социального предпринимательства как инструмента для развития территории.
Необходимо подчеркнуть, что проблемы социально-экономического развития и практической деятельности органов государствен-
ной власти по вопросам развития регионов нужно рассматривать взаимосвязано и системно, проводя анализ условий и факторов, которые влияют на разработку и реализацию социально-экономической политики региона, путем их учета при целевом программировании развития на федеральном и региональном уровнях.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИй СПИСОК
1) Dees J.G. The meaning of social entrepreneurship. Center for the Advancement of Social Entrepreneurship, Duke University's Fuqua School of Business [Электронный ресурс]. URL: http://www.caseatduke.org/documents/dees_sedef.pdf (дата обращения: 30.10.2018 г.)
2) Ветрова Е.А., Бородина М.И. Социальное предпринимательство как фактор развития обще-
ства // Социально-экономические явления и процессы. 2016. № 12. С. 18-22.
3) Задорожнева Ю.В. Эффективность реализации региональной социально-экономической по-
литики // Научная библиотека диссертаций и авторефератов. 2013. 206 с.
4) Задорожнева Ю.В. Компаративный анализ методик оценки эффективности реализации со-
циально-экономической политики региона // Вестник Волгоградского государственного университета. 2013. № 2. С. 47-54.
5) Зверева Н.Н. Социальное партнерство и развитие институтов гражданского общества в ре-
гионах и муниципалитетах. Практика межсекторного взаимодействия: Практич. пособие. М.: Агентство социальной информации, 2010.
6) Макаревич А.Н., Сазонова Т.Ю. Сущность и специфика социального предпринимательства
в России // Российское предпринимательство. 2012. № 24. С. 52-56.
7) Морковкин Д.Е. Социально-экономические аспекты устойчивого развития экономики тер-
риторий // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2014. № 1. С. 4-10.
8) Московская А.И. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследо-
вания. М.: НИУ «Высш. школа экономики», 2011. 284 с.
9) Недялкова А.Ю. Социальное предпринимательство в современной России: как сочетать создание социальной пользы и обеспечение финансовой устойчивости? // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2016. № 3-4. С. 109-129.
10) Пакулина И.С. Социальное предпринимательство как инструмент решения социально-экономических проблем региона // Известия ТулГУ Экономические и юридические науки. 2011. № 2. С. 289-290.
11) Сафаров С.М. Социальное предпринимательство как инструмент развития региональной экономики (социокультурный подход) // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики: сб. науч. тр. / под ред. Б.Д. Бабаева, Е.Е. Николаевой. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2017. № 12. С. 133-145.
12) Слинкова О.К. Сущность и экономическое содержание социально-экономической политики региона // Научные ведомости. Серия Экономика. Информатика. 2015. № 7. С. 5-12.
13) Черникова М.С. Социальное предпринимательство как один из приоритетов стратегического развития регионов // Экономическая наука и практика: материалы V Междунар. науч. конф. Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. С. 99-101.